Уваров Александр Юрьевич
Учебные
телекоммуникационные проекты: из опыта работы экспериментальной московской школьной телекоммуникационной сети
1
Educational Telecommunication Projects: From the Practice of the Experimental Moscow School Telecommunication Network
Аннотация. Сегодня учебные проекты и проектная работа учащихся становятся обязательной составляющей учебных планов и программ общеобразовательной школы. Учебные телекоммуникационные проекты — вид проектов, при реализации которых территориально разобщенные участники активно используют интернет для организации совместной работы и обмена данными. Первые учебные телекоммуникационные проекты и методические разработки по их проведению появились в нашей стране в конце 80-х годов и были адресованы узкому кругу школ, ведущих инновационную учебную работу. Сегодня, когда доступ в интернет стал общедоступен, а проектная работа — обязательной составной частью учебной работы в школе, обращение к методическим разработкам, которые выполнены три десятилетия назад, представляют не только теоретический, но и практический интерес. В статье обсуждаются методические разработки по проведению учебных телекоммуникационных проектов, которые создавались и использовались для развития исследовательской деятельности учащихся более тридцати лет назад.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, проектная работа учащихся, интернет в обучении, учебные телекоммуникационные проекты, методика организации учебных проектов
Abstract. Nowadays, educational projects and project work of students are becoming an essential part of the curricula and school programs. Educational telecommunication projects are a type of projects in
Уваров
Александр Юрьевич,
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга ФИЦ ИУ РАН, профессор Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва e-mail: alexander. yu.uvarov@gmail.com
Alexander
Uvarov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Leading Researcher of Axel Berg Institute of Cybernetics and Educational Computing of FRC CSC RAS, Professor of Institute of Education, HSE University, Moscow
1 По материалам доклада автора на XII Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», Университетская гимназия МГУ, Москва, 10-11.11.2022.
Современные проблемы образования
which geographically separated participants actively use the Internet to organize collaboration and data exchange. The first educational telecommunication projects and methodological developments for their implementation appeared in our country in the late 1980s and were addressed to a narrow circle of schools performing innovative educational activities. Today, when Internet access has become publicly available, and project work is an obligatory part of academic work at schools, the appeal to methodological developments that were carried out three decades ago is of not only theoretical, but also practical interest. The article discusses methodological developments for conducting educational telecommunication projects that were created and used for the development of students' research activities more than thirty years ago. Keywords: school, students project work, Internet in education, educational telecommunication projects, method of educational projects organization
Введение
Использование проектов в учебной работе школьников для расширения границ классической классно-урочной организации обучения имеет более чем вековую историю. Развития техносферы школы способствовало расширению поля потенциальных проектов, содержание которых вызывает у обучаемых интерес, а решение поставленных проблем им посильно. Очередной качественный сдвиг в инструментарии проектной работы школьников произошел в 80-х годах прошлого века и был вызван появлением интернета [Quinn et al., 1983; Levin, Cohen, 1985]. Первоначально электронная почта использовалась как «карманный телеграф» для переписки школьников. Однако эффект новизны быстро сходил на нет, и спонтанный обмен электронными посланиями прекращался. Для достижения высокого образовательного эффекта требовалась специально организованная совместная содержательная работа учащихся в сети. Ее основой стали учебные телекоммуникационные проекты (УТКП). УТКП - отдельная группа (класс) учебных проектов, которые совместно выполняются несколькими географически разнесенными группами учащихся, связанными между собой с помощью компьютерной сети (как правило, сети интернет). Одним из главных условий успешного УТКП, источником значимой образовательной информации здесь служит разнообразие в образе жизни, культуре, языке, географическом положении, интересах и занятиях его участников [Linking..., 1989]. В таком проекте школьники моделируют работу распределённого международного коллектива исследователей, собирающих данные в различных уголках мира, сопоставляющих их между собой, строящих теории
Уваров Александр Юрьевич
для объяснения наблюдаемых различий, выносящих свои результаты на суд научного сообщества.
Можно выделить различные группы (виды) УТКП, которые основаны на использовании учебного потенциала глобальной компьютерной коммуникации. Среди них [Уваров, 1996]:
• обмен локальными решениями общей проблемы;
• проведение совместных наблюдений;
• изучение общего и особенного;
• подготовка совместных публикаций;
• выполнение уникальных совместных проектов и др.
Группы территориально разнесенных школьников - участников проекта ищут приемлемое в местных условиях решение проблемы, которая является общей для них всех (например, экономия энергии, городское водоснабжение, утилизация отходов и т. п.).
Проводя совместные наблюдения (измерения) и интерпретируя получаемые результаты, участники опираются на имеющееся разнообразие в их естественном окружении и условиях жизни людей (географическое, физическое, культурное, политическое), что провоцирует появление практически неограниченного количества возможных проектов (например, изучение фаз Луны, измерение температуры кипения воды, сравнение окружающей фауны, традиций питания, одежды и пр.).
При изучении общего и особенного школьники пытаются предсказать, в чем общее и особенное данного феномена в их собственной и других местностях, где проводится проект. Для успешного выполнения подобных проектов учащиеся должны не только уметь собирать и представлять свои данные, но и обладать развитым аналитическим мышлением, строить теории, аргументированно отстаивать свою позицию перед оппонентами.
Проекты по подготовке совместных публикаций развивают и поддерживают существующую в школах традицию выпуска журналов, альманахов, сборников творческих работ и прочих изданий. Они в значительной мере отвечают задачам, которые решал С. Френе, предлагавший организовывать учебную работу учащихся вокруг школьной типографии [Френе, 1990]. Подготовка совместных публикаций воспроизводит в условиях школы практику публичного представления результатов интеллектуального труда. Никакую работу нельзя считать завершенной, если ее ход и результаты не доведены до аудитории, которой адресованы.
Уникальные совместные проекты отличаются тем, что здесь все участники заняты решением одной, общей для всех задачи (или класса задач). При проведении таких проектов в сети среди организаторов УТКП нужен эксперт, который организует общение его участников и выдвигает различные идеи.
Современные проблемы образования
2
TERC — Innovative Solutions for STEM Learning Center (https://www.terc.edu)
Академик Е.П. Велихов
3 Так, академик Е. П. Велихов использовал Лабораторию телекоммуникаций в образовании Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», которая вела проект ШЭП, для разъяснения возможностей интернета депутатам верховного совета СССР и другим руководителям страны. Говоря о будущем компьютерной коммуникации, он показывал, что ее освоение доступно даже школьникам.
В конце 80-х широко известным примером такого проекта стал поддерживаемый TERC2 проект LEGO-LOGO, участники которого занимались конструированием различных устройств с использованием создаваемого набора деталей. Экспертом проекта выступал один из разработчиков конструктора ЛЕГО, который поддерживал работу членов сетевого сообщества.
В нашей стране первым систематическим исследованием возможностей использования интернет для проведения УТКП стал проект «ШЭП - Школьная электронная почта» [Вечкутова, Дряпина, 1990; Пруссакова, Уваров, 1990; Uvarov, Prassakova, 1990; 1992]. В ходе этого поискового исследования:
• оценивались технические и технологические аспекты проведения учебных международных телекоммуникационных проектов;
• выявлялись новые элементы содержания общего образования, которые привносил в школу интернет;
• разрабатывались основы методики проведения межшкольных учебных телекоммуникационных исследовательских проектов и их организационной поддержки.
Проект ШЭП, который при поддержке академика Е. П. Велихова инициировал академик А. Л. Семенов, ставил своей целью создать прецедент использования компьютерной коммуникации в нашей стране и проведения международных учебных телекоммуникационных проектов в отечественных школах, стимулировать интерес изучению потенциала цифровых технологий среди политической элиты, работников управления образованием, практических работников школы и педагогов-исследователей3.
Проект ШЭП показал, что педагогически успешное выполнение УТКП связано с решением не только технических и организационных проблем. Для успеха проекта требуется выполнение нескольких методических условий:
• применение исследовательского подхода;
• использование учебной кооперации (групповой работы);
• совершенствование умений и навыков работы с техническими средствами;
• обучение учащихся в процессе работы творческой коммуникативной письменной речи.
Остановимся на выработанных в проекте ШЭП методических решениях, которые касаются первых двух условий.
Применение исследовательского подхода
Вопрос, в какой степени исследовательская деятельность может осуществляться учащимися, был предметом специального изучения в конце прошлого века. Стало ясно, что изучение основ наук, формирование научной картины мира невозможны без освоения учащимися естественно-научной
Уваров Александр Юрьевич
методологии. Сегодня этому способствуют научно-практические конференции школьников, соответствующие смотры, олимпиады, рождаются другие организационные формы, где школьники могут рассказать о своих исследованиях и продемонстрировать полученные результаты. Функция науки - выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Поэтому любое научное знание, по своему определению, является общественным (передаваемым, перепроверяемым, воспроизводимым). Феномен «общественной значимости» - ключевой во всякой исследовательской работе. До появления УТКП реализация исследовательского подхода в обучении наталкивалась в условиях школы на отсутствие возможностей сделать результаты работы школьников «достоянием научной общественности». Компьютерная коммуникация, учебные телекоммуникационные проекты позволили решить эту проблему. Учащиеся, ведущие свои наблюдения и эксперименты в разных школах, образуют в сети «невидимое научное сообщество», получают возможность «публиковать» свои результаты, найти ценителей собранной ими информации.
Учебные телекоммуникационные проекты можно рассматривать как естественное продолжением лабораторных и полевых исследовательских работ, где учащиеся чувствуют радость открытия, понимают, как работают естествоиспытатели. В ходе исследовательских проектов учащиеся знакомятся с окружающей природой, учатся на практике применять полученные знания к решению проблем реального мира.
При проведении УТКП лабораторные занятия планируются так, чтобы предоставить учащимся возможность выполнить все типичные для естествоиспытателей действия, включая: предварительное планирование исследовательской работы, использование процедур контроля достоверности результатов, тщательную постановку экспериментов, интерпретацию полученных результатов, сопоставление (согласование) своих результатов с результатами других членов «сообщества естествоиспытателей».
Проблемы, стоящие перед исследовательскими группами учащихся в телекоммуникационном проекте, - открытые исследовательские задачи, которые ставят вопросы, не имеющие заранее известного решения. Поэтому, как и всякое настоящее научное исследование, УТКП всегда начинается и заканчивается обсуждением решенных и оставшихся нерешенными проблем. По завершении исследования у учащихся остается большое число вопросов, на которые нет готовых ответов. Ряд этих вопросов можно с успехом использовать для мотивации при проведение следующего цикла исследований.
В ходе проектов школьники осваивают эффективные приемы работы со стандартным лабораторным оборудованием, приобретают навыки выполнения стандартных
Современные проблемы образования
О том, как результаты выполнения учебных проектов могут оказаться востребованы местным сообществом см. [Вечкутова, Дряпи-на, 1990].
лабораторных процедур и знакомятся с техникой безопасности при проведении наблюдений и экспериментальной работы. Необходимость «обнародовать» полученные результаты заставляет уделять значительное внимание освоению навыков, которые, как правило, игнорировались и не служили предметом специального освоения в условиях школы. Среди них: планирование работы (например, с использованием ленточных диаграмм), выполнение измерений и наблюдений (с перепроверкой результатов, полученных в других школах), организация сбора и хранения получаемых результатов, использование машинной обработки данных, оформление и грамотное представление результатов исследования и т. д.
Проект ШЭП показал, что школьную лабораторию можно превратить в реально функционирующее исследовательское подразделение. Во многих случаях учащиеся способны решать на этой базе не только чисто учебные, но и общественно значимые исследовательские задачи4. Это особенно важно, если мы хотим выработать у них умение работать сообща на конечный результат, доводить работу до конца, осознавать свой вклад в жизнь сообщества.
Применение исследовательского подхода при реализации учебных телекоммуникационных проектов меняет подход к оценке результатов обучения. Появляется возможность перейти от «проверки воспроизведения» учащимися отдельных способов действия и/или решения контрольных задач к оценке полученных результатов, как это делается «в мире взрослых». Результаты обучения можно наблюдать, знакомясь с коллекцией электронных писем и отчетов, подготовленных группами школьников. Учащиеся, демонстрируют их, выступая перед своими одноклассниками, рассказывая о выполнении учебных исследовательских проектов на «итоговых научных конференциях», которые проводятся в компьютерной сети, в самой школе или за ее стенами. Такой способ оценки, в отличие от традиционного опроса или письменных контрольных работ, дает куда более полное представление об уровне подготовки школьников (особенно, если снимать эти выступления на видео, что часто делалось в проекте ШЭП). Работа, выполненная не «за отметку» и имеющая общественно значимые результаты, становилась наилучшим средством преодоления формализма в обучении. Конечно, все это не мешало проведению и итогового тестирования учащихся, если этого требовали традиция, родители, руководство или законодательство.
Уваров Александр Юрьевич
Использование учебной кооперации
Проект ШЭП убедительно показал, что учебный телекоммуникационный проект - действие коллективное по своей сути. Учащиеся различных школ обмениваются информацией и (в идеале) реализуют некоторую распределенную деятельность. Они работают в группах внутри класса, а каждый класс или его подгруппа составляют соответствующую группу в сети. Таким образом, умение эффективно сотрудничать, совместно работать в динамических группах является необходимым условием успешного выполнения телекоммуникационного проекта и может отрабатываться на практике в ходе его проведения. Требования к уровню групповой работы и ее эффективности в различных ситуациях различны, а условия проектной работы создают хорошую «площадку» для освоения учащимися техники сотрудничества.
Разбиения школьников для работы в группах - хорошо знакомая форма организации учебной работы для большинства учителей. Ее недостатки и невысокая учебная эффективность в условиях школы общеизвестны. Проект ШЭП показал, что для снижения возникающих здесь проблем целесообразно включать в проектную работу освоение учащимися техник кооперации в обучении. Это позволяет превратить традиционные, не всегда дружно работающие группы учащихся в результативные группы сотрудничества5.
Привлекательными группы сотрудничества делает специальная организация их работы. Групповая работа учащихся приобретает новое качество, если выполняются три основных условия:
• в группе создана позитивная взаимозависимость ее участников;
• обеспечивается систематическая оценка индивидуальной работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом;
• ходе групповой работы все ее участники следуют правилам учебной кооперации, осваивают навыки межличностного общения и сотрудничества.
5
Опыт, накопленный в проекте ШЭП и других более поздних проектах, лег в основу вышедшего позднее методического руководства по учебной кооперации для педагогов [Уваров, 2001].
Позитивная взаимозависимость участников
Позитивная взаимозависимость между членами группы может сложиться по разным основаниям. Таковыми могут стать:
• общность/взаимозависимость индивидуальных целей членов группы (целевая взаимозависимость);
• соответствующее распределение работы (взаимозависимость по решаемым задачам);
Современные проблемы образования
• распределение между членами группы необходимых материалов, ресурсов или информации (взаимозависимость по ресурсам);
• закрепление за каждым членом группы своей специфической роли (ролевая взаимозависимость);
• наличие общей награды за полученный результат (взаимозависимость по награде).
Чтобы группа работающих вместе школьников превратилась в группу сотрудничества, все члены группы должны осознать, что не могут обойтись друг без друга, что вклад каждого члена группы в коллективную работу важен и необходим. Поэтому в группе сотрудничества каждый ее член должен уметь ответить на вопрос: «Зачем и как сильно мы нужны друг другу?».
Педагогу, который организует проведение УТКП, важен не только и не столько результат выполнения проекта (собранные данные, выпущенная публикация и т. п.), сколько те изменения, которые происходят с самими учащимися на индивидуальном уровне. Недостаток традиционной организации групповой работы - возможность отдельным учащимся укрыться за спинами товарищей - в группах сотрудничества преодолевается, в том числе с помощью систематической индивидуальной оценки работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом. Главная цель всей учебной работы - достижение планируемых образовательных результатов каждым школьником. Систематическая, проводимая в явном виде коллективная оценка уровня достижений каждого учащегося создает предпосылки для организации взаимопомощи между членами группы, развития их самооценки.
Опыт проекта ШЭП показал: если собрать вместе несколько учеников, не владеющих навыками групповой работы, не знакомых с процедурами и правилам эффективного общения, и предложить им сотрудничать, у них ничего не выйдет. Для продуктивной совместной работы необходимо, чтобы они освоили техники учебной кооперации, выработали навыки групповой работы и чувствовали необходимость их использования. Проект показал, что для этого требуется предусмотреть специальное время, чтобы члены группы могли проанализировать (сами и/или с помощью учителя), насколько хорошо они владеют навыками группового общения, насколько успешно функционирует их группа, и помочь каждому члену установить прочные рабочие отношения с остальными членами группы.
Заключение
Завершая обсуждение методических находок проекта ШЭП, можно сказать, что сегодня УТКП получили самое широкое признание у педагогов за свою способность объединять учителей и учащихся разных стран для выполнения совместной
Уваров Александр Юрьевич
работы. А совместная деятельность - главное условие для понимания позиций и ценностей представителей другой культуры, другой нации, другой расы.
Проект ШЭП показал, что УТКП являются хорошими площадками для формирования и использования техник учебной кооперации, помогают учащимся создавать группы сотрудничества и осваивать работу в них. Они включают в себя исследовательскую работу учащихся и учителей и создают благоприятные условия для ее проведения. УТКП помогают учащимся, педагогам и школе в целом осваивать новые информационные технологии.
Проект ШЭП продемонстрировал, что УТКП способствуют кардинальному изменению отношения школьников к подготавливаемым ими текстам. Здесь школьники и учителя впервые столкнулись со всеми достоинствами (и недостатками) использования «безбумажной технологии». Они увидели, что подготовка текста на компьютере нужна не только для того, чтобы потом распечатать его на бумаге и предъявить на проверку преподавателю. Работа с текстами, как и работа с компьютерами приложениями (инструментами), становится естественной составной частью их повседневной работы. Регулярная работа с текстами на компьютере сделала очевидной необходимость в клавиатурных тренажерах и освоении текстовых редакторов. УТКП наглядно демонстрировали всем участникам этой работы важность овладения грамотной письменной речью.
УТКП помогают создать функциональную учебную среду, где школьники активно осваивают навыки письма, участвуя в реальной, значимой для них работе. Помимо «работы за отметку», у них появляется новая задача - создание полезного конечного продукта (сборника работ, совместной публикации, отчета об исследовании), который будет использоваться партнерами по проекту (в том числе на иностранном языке). Проект ШЭП еще раз показал, что качество подготовки письменного текста во многом зависит от того, кому он предназначается. Готовя текст для воображаемого адресата, школьники, как правило, уделяют ему слишком мало внимания. Переписка по электронной почте и участие в электронных конференциях позволяют создать читательскую аудиторию и организовать обратную связь, что приводит к качественным сдвигам в освоении письменной речи.
Проект ШЭП позволял сделать вывод о том, что УТКП может успешно выступать интегрирующим началом различных внутренне взаимоувязанные компонент, включая: работу в группах сотрудничества, освоение естественно-научной методологии, развитие коммуникативной письменной речи, использование быстро обновляющихся цифровых технологий. УТКП поддерживают целое семейство составляющих, которые важны для развития школы. К ним относятся:
Современные проблемы образования
• совместная работа учителей (без нее в школе немыслимы эффективные группы сотрудничества учащихся);
• естественное объединение классных и внеклассных форм работы школьников (например, продолжение в кружке углубленных исследований по проекту, начатых на уроке);
• изменение содержания образования, связанное с качественно новым доступом школьников к информационным ресурсам всемирной компьютерной сети;
• использование компьютера как инструмента (в том числе его мультимедийных возможностей) практически во всех учебных дисциплинах;
• продуктивная работа в интересах окружающего сообщества (например, экологический мониторинг);
• сочетание в проектах материала естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Все эти возможности, которые реализуются в ходе выполнения конкретных УТКП в рамках различных учебных предметов, доступны сегодня массовой школе.
Литература
Вечкутова, Дряпина, 1990 - Вечкутова М, Дряпина М. Мы идем учиться на свалку // Народное образование, 1990. № 9.
Пруссакова, Уваров, 1990 - ПруссаковаА.А., УваровА.Ю. Электронная почта в диалоге культур // Народное образование, 1990. № 9. С.151-154.
Уваров, 1996 - Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. Барнаул: БГПУ, 1996.
Уваров, 2001 - Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИРОС, 2001.
Френе, 1990 - Френе С. Избранные педагогические сочинения. М: Прогресс, 1990.
Levin, Cohen, 1985 - Levin J., Cohen M. The World as an International Science Laboratory: Electronic Networks for Science Instruction and Problem Solving // Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching, 1985. No. 4. P. 33-35.
Linking..., 1989 - Linking for Learning: A New Course for Education, OTA-SET-328. Washington, D.C.: US Government Printing Office, November 1989.
Quinn et al., 1983 - Quinn C., Mehan H., LevinJ., Black S. Real Education in Non-real Time: The Use of Electronic Message Systems for Instruction // Instructional Science, 1983. No. 11. P. 313-327.
Uvarov, Prussakova, 1990 - Uvarov A., Prussakova A. New York State -Moscow School Telecommunication Project: First Year of Experience // Computers in Education / A. McDougall, C. Dowling (eds.). Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1990. P. 1027-1030.
Uvarov, Prussakova, 1992 - Uvarov A., Prussakova A. The International Telecommunication Project in the Schools of Moscow and New York State // Educational Technology Research and Development, 1992. Vol. 40. No. 4. P. 111-118.