Научная статья на тему 'Формирование и оценка универсальных учебных действий учащихся VI классов посредством проектной деятельности по математике'

Формирование и оценка универсальных учебных действий учащихся VI классов посредством проектной деятельности по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROJECT / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова Светлана Андреевна

Актуальность темы обусловлена реализацией федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором планируемые результаты обучения включают универсальные учебные действия и предусмотрены такие виды деятельности учащихся как проектная и учебно-исследовательская. В данной работе сформулированы основные определения понятий, связанных с методом проектов, описаны этапы работы над проектом, обсуждается возможность использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся, приведены примеры проектов по математике для учащихся VI классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Портнова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVALUATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF THE 6th FORM PUPILS THROUGH THE PROJECT ACTIVITIES IN MATHEMATICS

Relevance of the topic is determined by the implementation of the federal state educational standard of general education, which includes universal learning activities as the learning outcomes and students’ project and research activity. The paper considers the basic definitions relating to the method of projects, describes the stages of the project, discusses the possibility of using the project activities for the formation of universal educational activities of students and shows examples of math projects for pupils of the 6th classes.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценка универсальных учебных действий учащихся VI классов посредством проектной деятельности по математике»

УДК 372.851

С. А. Портнова

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ VI КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Актуальность темы обусловлена реализацией федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором планируемые результаты обучения включают универсальные учебные действия и предусмотрены такие виды деятельности учащихся как проектная и учебно -исследовательская.

В данной работе сформулированы основные определения понятий, связанных с методом проектов, описаны этапы работы над проектом, обсуждается возможность использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся, приведены примеры проектов по математике для учащихся VI классов.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, учебный проект, метод проектов.

В настоящее время школьное образование нашей страны претерпевает процесс перехода на новые образовательные стандарты. Введён федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, основанный на системно-деятельном подходе к обучению. Это связано с тем, что человек должен уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Основной задачей системы образования становится не только дать учащимся конкретные предметные знания, умения и навыки, но и сформировать универсальные учебные действия. «Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъекта к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию» [3, с. 12]. В связи с этим возникает необходимость в поиске и применении в педагогической деятельности учителя методов и форм обучения, адекватных поставленной задаче.

В ФГОС основного общего образования сформулированы три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов обучения выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Каждая группа универсальных учебных действий направлена на развитие определённых способностей учащегося, например:

- регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

- познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-

166

Серия «Естественные и физико-математические науки». 9/2016

дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

- коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии [4, с. 31-32].

Одним из требований, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений в соответствии с ФГОС основного общего образования, является освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Под учебным проектом понимается «совместная учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющих общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта» [5, с. 5]. Е. В. Сергеева и М. Ю. Чандра предлагают следующее определение метода проектов: «это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 93]. Таким образом, основными составляющими учебного проекта являются проблема, значимая для учащихся, совместная деятельность учащихся-партнёров и осязаемый практический результат.

Метод проектов возник ещё в начале XX века в США и назывался он «Метод проблем». Связывают разработку этого метода с американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. За рубежом метод получил широкое распространение и приобрёл большую популярность. В российской школе метод проектов получил распространение в 1980-1990-х годах, когда началось реформирование школьного образования.

Учителю, использующему в процессе обучения проектную деятельность, необходимо чётко представлять последовательность действий участников на протяжении всей работы над проектом и планируемый результат деятельности учащихся. При работе над проектом можно выделить следующие этапы [2]:

1 этап. Проектирование. Учитель формулирует тему проекта по учебному предмету, основополагающие и проблемные вопросы, время и место работы над проектом и пр.

2 этап. Поиск. Учащиеся совместно с учителем или самостоятельно обсуждают тему проекта, определяют цели проекта, формулируют гипотезы, возможные варианты решения.

3 этап. Планирование. Учитель организует работу над проектом. Учащиеся формулируют задачи проекта, разрабатывают план действий, определяют и обосновывают критерии успеха и выбирают форму представления результатов.

4 этап. Исследование. Учитель консультирует учащихся, контролирует промежуточные результаты. Учащиеся выполняют задачи проекта.

5 этап. Выводы и оформление. Учитель консультирует и координирует деятельность участников. Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

6 этап. Презентация. Учитель организует презентацию результатов. Учащиеся представляю результаты проектной деятельности, отвечают на вопросы сверстников и взрослых, осуществляют рефлексию и оценивают работу каждого участника и работу группы в целом.

На каждом этапе работы над проектом формируются определённые универсальные учебные действия. Например, на этапах поиска и презентации у учащихся формируются коммуникативные учебные действия, так как они учатся взаимодействовать друг с другом (слушать, договариваться, разрешать конфликтные ситуации и т. д.). Формирование регулятивных универсальных учебных действий происходит на этапе планирования, потому что учащиеся учатся организовывать и планировать свою деятельность. На этапе исследования у учащихся происходит формирование не только коммуникативных, но и познавательных учебных действий, так как на данном этапе работы учащимся необходимо собрать и обработать материалы из различных источников, а также сформулировать выводы и оформить результаты работы над проектом.

Метод проектов позволяет не только развивать универсальные учебные действия учащихся, но и оценивать уровень их сформированности. В частности, в процессе работы над проектом учащимися может быть сформировано портфолио проекта, которое включает в себя помимо плана работы и конечного результата промежуточные результаты, чертежи и планы. Анализ портфолио позволит учителю оценить уровень сформированности у учащихся некоторых универсальных учебных действий. Например, регулятивные универсальные учебные действия можно оценить исходя из предлагаемых планов работы над проектом и их корректировок в процессе работы. Уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий нам позволят оценить предполагаемые варианты решения проблемы, предлагаемые материалы по проекту, количество используемых источников и их разнообразие.

Другими средствами оценки, используемыми в методе проектов, являются листы оценивания и самооценивания. Их целесообразно разрабатывать совместно с учащимися на первых этапах работы над проектом. Оценочные листы могут использоваться как во время работы над проектом, так и по её окончании. Использование листов самооценивания позволяет развивать у учащихся навыки оценочной деятельности.

Использовать метод проектов можно в процессе преподавания любого учебного предмета. Приведём примеры учебных проектов по математике для учащихся VI классов.

Пример 1. Проект «История возникновения обыкновенных и десятичных дробей».

Проблема: плохое представление учащихся 5—6-х классов об истории возникновения, развития и использования обыкновенных и десятичных дробей.

Цель проекта: разработать презентации, позволяющие учащимся V—У1-х классов получить начальные представления об истории возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

Задачи проекта: познакомиться с историей возникновения, обозначения и развития обыкновенных и десятичных дробей; систематизировать найденную информацию; представить результаты работы.

Пример 2. Проект «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК) при решении задач».

Серия «Естественные и физико-математические науки». 9/2016

Проблема: в учебнике VI класса по математике при изучении темы НОД и НОК представлено мало задач на эту тему, поэтому учащимся достаточно тяжело освоить решение данных задач.

Цель проекта: разработать практические задачи, при решении которых используются НОД и НОК, сформировать сборник задач по данной теме.

Задачи проекта: изучить задачи по данной теме в учебниках математики и других источниках; разработать практические задачи по теме; представить разработанные задачи и сформировать сборник задач.

В результате работы над проектами помимо предметных результатов (представление об истории возникновения и развития математических знаний, умение решать задачи, в которых используются НОД и НОК, развитие познавательного интереса к изучению математики) у учащихся развиваются универсальные учебные действия (планирование и организация деятельности в группах, работа с литературой, анализ и переработка информации, формулирование выводов, представление результатов и др.).

Метод проектов можно назвать одним из универсальных инструментов каждого учителя, поскольку он может использоваться в процессе преподавания различных учебных предметов, способствует формированию и развитию не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов, в том числе универсальных учебных действий.

Литература

1. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичева И. Б. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 781—784.

2. Сергеева Е. В., Чандра М. Ю. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся: Учебное пособие. Волгоград: ПРИНТ, 2013. 115 с.

3. Сюсюкина И. Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорский гос. университет, Магнитогорск, 2010. 24 с.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

5. Фридман Е. М. Математика. Проекты? Проекты. Проекты! 5—11 классы: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2014. 80 с. (Мастер-класс.)

Об авторе

Портнова Светлана Андреевна — магистрант кафедры математики и методики обучения математике, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: svetlana.portnov@mail.ru

S. Portnova

FORMATION AND EVALUATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF THE 6 th FORM PUPILS THROUGH THE PROJECT ACTIVITIES IN MATHEMATICS

Relevance of the topic is determined by the implementation of the federal state educational standard of general education, which includes universal learning activities as the learning outcomes and students' project and research activity.

The paper considers the basic definitions relating to the method of projects, describes the stages of the project, discusses the possibility of using the project activities for the formation of universal educational activities of students and shows examples of math projects for pupils of the 6th classes.

Key words: universal educational activities, educational project, project method.

About the author

S. Portnova — master student, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.

E-mail: svetlana.portnov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.