ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Мосина Маргарита Александровна
д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Бокова Софья Николаевна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
INTERNATIONAL TELECOMMUNICATION PROJECTS IN THE PROCESS OF TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS
Margarita Mosina, Ph.D.
Professor of the Foreign Language Education Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Sofia Bokova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации межкультурных телекоммуникационных проектов в образовательном пространстве старшей школы. Дано определение понятия «телекоммуникационный проект»; описаны этапы реализации проекта; обсуждаются умения, которые формируются в результате. Предложена методика организации и реализации проекта, включающая цель, результат, подходы, принципы, содержание, этапы, оценивание. Описано проведение проекта, участниками которого стали учащиеся средней ступени образования школ России и Чехии.
Ключевые слова: межкультурный телекоммуникационный проект, системно-деятельностный подход, метапредметные результаты.
Abstract: the article discusses the organization of intercultural telecommunication projects in the educational environment of high school. The definition of the concept of "telecommunication project" is given, the stages of its implementation are described, the skills that are formed as a result of its implementation are discussed. The methodology for organizing and implementing the project is proposed, including the goal, learning outcomes, approaches, principles, content, stages, and evaluation. The project is described, the participants of which were students of the secondary level of education in schools in Russia and the Czech Republic.
© Мосина М.А., Бокова С.Н., 2020
Key words: international telecommunication project, systemic-structural activity approach, meta-subject learning outcomes.
В современном образовательном процессе формирование интегративной, кросс-культурной, коммуникативной и медийной компетенции учащихся является одним из векторов в обучении иностранным языкам. Данные компетенции учащихся формируются в процессе проектно-исследовательской работы, построенной на основе интернет-ресурсов и прикладных программ.
Важным средством, обеспечивающим создание нового информационного поля, являются телекоммуникационные проекты, которые открывают новые возможности в организации учебного процесса по иностранному языку, обеспечивают широкий доступ к информации, интерактивный диалог, а также отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). Главной целью образования, в соответствии с образовательным стандартом, становится воспитание гармоничной и свободной личности, способной мыслить, добывать и применять полученные знания как в учебных, так и во внеучебных ситуациях, обдумывать и критически воспринимать решения, владеть техникой планирования и антиципации результатов деятельности, уметь рефлексировать и эффективно сотрудничать в решении общей учебной задачи, также быть открытым для новых знаний и культурных связей. Данная цель может быть осуществлена посредством внедрения в образовательный процесс альтернативных способов ведения образовательной деятельности в учебное и внеучебное время. К таким альтернативным методам обучения можно отнести технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Включение обучающихся в проектную деятельность межкультурного телекоммуникационного характера является одним из эффективных путей повышения эффективности учебной деятельности в школе, так как с помощью межкультурного телекоммуникационного проекта можно создать естественную языковую среду, формирующую потребность для межкультурного общения.
Исходя из определения, предложенного Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркиной, следует, что телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Эта деятельность имеет общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности [2, 4].
Предлагаем разделить это определение на смысловые элементы для иллюстрации специфики телекоммуникационных проектов в сравнении с иными способами проектно-исследовательской работы и соотнести каждый компонент с конкретным требованием ФГОС СОО [3]:
• компонент «совместная деятельность» подразумевает коллаборацию участников межкультурного проекта, требования к их деятельности и компетенции для успешного участия в межкультурной коммуникации (п. 2.1);
• «учебно-познавательная деятельность» реализуется по требованиям ФГОС к организации проектно-исследовательской деятельности с учетом метапредметных, предметных и личностных результатов (п. 1.1);
188
• «творческая или игровая деятельность» - одна из важнейших составляющих современного образования, соответствующая целевым установкам в педагогической деятельности с учетом концепта;
• «edutainment» - игровое обучение и форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности [5];
• «юрганизованная на основе компьютерной телекоммуникации» определяет требования к ИКТ-компетентности (п. 1.3);
• «деятельность, имеющая проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности», составляет непосредственно структуру проекта.
Любой проект можно представить как «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация, а также портфолио - папку, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты [1]. Так, по модели «Семи П» телекоммуникационный проект реализуется в несколько этапов:
1. Подготовка.
2. Планирование.
3. Поиск информации.
4. Разработка продукта.
5. Презентация.
6. Рефлексия и оценка результатов.
7. Дальнейшая жизнь проекта.
Алгоритм выполнения межкультурных телекоммуникационных проектов состоит из следующих этапов:
I этап - инициирующий, целью которого является установление контактов с зарубежными партнерами и обсуждение плана проекта, этапов, целей, задач и итогового продукта проекта;
II этап - подготовительный, на котором проводится анкета входного контроля, мотивация участников, формирование проектных групп с распределением в них ролей и обязанностей, обсуждение идей итогового продукта, составление и утверждение индивидуального плана работы, создание условий информационно-материального обеспечения;
III этап - процессуальный, на котором осуществляется знакомство с зарубежными участниками проекта с помощью электронной почты или иной платформы, знакомство с культурой стран участников, дальнейшая работа над промежуточным и итоговым продуктом;
IV этап - результативный, где участники проекта подводят результаты деятельности, презентуют итоговый продукт и проводят рефлексию (эмоциональную, содержательную и организаторскую).
Соблюдение всех этапов проведения проекта как со стороны учителя-куратора, так и со стороны учеников, является необходимым условием успешной реализации телекоммуникационного проекта. Так, например, учителя
часто опускают важнейший этап формулирования проблемного вопроса, цели (в дальнейшем антиципации) и рефлексии. Структура проекта должна быть отрыта, прозрачна, обсуждена и согласована с участниками проекта.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды, используемой для решения различных дидактических задач: познавательных, информационных, культурологических и др. Отличительной особенностью такой среды является возможность ее использования для массового, индивидуального и самообучения. В рамках такой среды можно:
• организовывать тренировку умений аудирования, чтения, говорения и письма;
• создавать благоприятные условия для развития творческого мышления, формирования толерантного сознания и поведения в поликультурном мире;
• создать условия для превращения классного коллектива в коллаборативный процесс;
• развивать навыки работы в Сети и взаимодействия посредством телекоммуникаций, формировать умения поиска, анализа и синтеза полученных данных;
• формировать коммуникативную иноязычную компетенцию, необходимую для успешного общения в поликультурном мире, сотрудничества и диалога культур;
• создать «виртуальный класс», расширяющий возможности группового и проектного обучения.
В рамках подготовки научно-исследовательской работы нами был создан и успешно реализован межкультурный телекоммуникационный проект «Citizen of the world: breaking cultural stereotypes». Участниками проекта были учащиеся средней ступени образования школ России и Чехии. Целью проектной деятельности был совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний о стереотипии и концепте Global Citizen, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом, а также формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, развитие личности и творческого потенциала учащихся средствами английского языка и метода проектов.
В процессе разработки комплексного межкультурного телекоммуникационного проекта нами была создана схема, иллюстрирующая методику организации проектно-исследовательской деятельности учащихся (см. рисунок). В ней отражены основные цели и задачи, в соответствии с современными требованиями ФГОС СОО, принципы и подходы к образовательному процессу, описана содержательная и методическая часть, технологии, этапы, метод оценивания и результат проектно-исследовательской деятельности. Данная таблица может быть использована преподавателями при подготовке и реализации собственных межкультурных телекоммуникационных проектов.
Этапы межкультурного телекоммуникационного проекта:
Инициирующий Подготовительный Процессуальный Результативный Рефлексивный
• Выбор • Отбор тематики. • Знакомство • Оформление • Рефлексия
ответственного Организация групп с зарубежными решения всей (эмоциональная,
лица - учащихся в сетях; участниками; проблемы; содержательная,
координатора; • Определение формы • Сбор материала, его • Презентация; организаторская)
• Планирование организации деятельности; анализ, • Оценивание; • Повторное
работы школы с • Выявление значимой формулировка • Предложения по анкетирование
телеком муникация проблемы вывода; дальнейшему
ми; • Определение гипотезы • Разработка развитию проекта.
• Организация решения проблемы; промежуточных
локальной • Утверждение подходов и итогового продукта
поисковой сети. к решению поставленного проектной
вопроса; деятельности.
• Первичное анкетирование
Оценивание:
метод критериального оценивания
Результат: сформированность УУД в проектно-исследовательской деятельности учащихся старшей школы посредством метода телекоммуникационных проектов.
Рис. Методика организации проектно-исследовательской деятельности учеников старшей школы при помощи использования межкультурного телекоммуникационного проекта
«CitizenoftheworЫ»
Отправной точкой исследования послужила необходимость систематизации научных знаний и опыта использования телекоммуникационных проектов при обучении иностранному языку, а также разработка методики использования международного телекоммуникационного проекта и его апробация в обучении учащихся старшей школы для развития межкультурной и коммуникативной компетенций с учетом требований образовательных стандартов.
Суммируя вышеизложенное, межкультурное обучение предполагает взаимодействие представителей различных культур, в том числе и виртуальное, в процессе которого открываются перспективы познания иноязычной культуры. Последнее приобретает исключительно важное значение в условиях телекоммуникационной проектной деятельности.
Исходя из результатов, полученных нами в ходе первичного и повторного анкетирования, а также цели исследования, межкультурное обучение иностранному языку в старшей школе будет успешным на основе использования телекоммуникационных проектов, которые в силу их специфики открывают возможности интерактивного взаимодействия представителей различных культур, моделирования методики телекоммуникационного проектной деятельности на основе требований ФГОС СОО при условии строгого соблюдения этапности, включающей в себя пошаговую организацию выполнения проекта, постановку проблемы, сбор и обработку информации, проведение и оценку проекта, организацию рефлексии.
Список литературы
1. Мосина М.А., Белогрудова В.П. Путешествие в мир проектных технологий обучения иностранным языкам: учеб. -метод. пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - 290 с.
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 1999. - 167с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М., 2010.
4. Applications of telecommunications in education: National Science Foundation projects on advanced technological and online education in information engineering technology [Электронный ресурс]. - URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/1191689 (дата обращения: 20.04.2020).
5. Edutainment [Электронный ресурс]. - URL: https://www.evolutionmusic.ru/edutainment (дата обращения: 13.03.2020).