Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратов Алексей Борисович

В статье рассматривается влияние телекоммуникационных технологий на функционирование образовательной среды в России в период пандемии. Проанализирована и систематизирована специфика современного интернет-образования. Рассмотрено влияние Интернета на образование - специальную сферу социальной жизни. В рамках дистанционного интернет-обучения возможна реализация авторских индивидуальных образовательных программ, способных удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся и отвечающих критериям, связанным с развитием карьеры студента на перманентно трансформирующемся рынке труда. Только лишь освоение цифровых технологий не является единственным условием для того, чтобы трансформация образовательного пространства пошла полным ходом. Как иллюстрирует опыт других стран, без системных изменений, требующих вовлечения всех сотрудников школы, учащихся, родителей, представителей органов власти, переход от некоторых успехов использования цифровых технологий к улучшению работы массового образования невозможен. Опыт пандемии с экстренным повсеместным внедрением онлайн-технологий показал, что пока школы и университеты не перешли на качественно новый уровень деятельности, т.к. цифровая трансформация образования - это обновление и планируемых образовательных результатов, и содержания образования, и методов, организационных форм, оценивания учебной работы каждого обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скуратов Алексей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES ON THE FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN RUSSIA DURING THE PANDEMIC

The article examines the impact of telecommunication technologies on the functioning of the educational environment in Russia during the pandemic. The specificity of modern Internet education is analyzed and systematized. The influence of the Internet on education, a special sphere of social life, is considered. Within the framework of online distance learning, it is possible to implement author’s individual educational programs that can satisfy the various educational needs of students and meet the criteria related to the development of a student’s career in a permanently transforming labor market. Only the development of digital technologies is not the only condition for the transformation of the educational space to go in full swing. As the experience of other countries illustrates, without systemic changes requiring the involvement of all school employees, students, parents, and government representatives, the transition from some success in the use of digital technologies to improving the work of mass education is impossible.The experience of the pandemic with the urgent widespread introduction of online technologies has shown that so far schools and universities have not moved to a qualitatively new level of activity, because. digital transformation of education is an update of planned educational results, and the content of education, and methods, organizational forms, evaluation of the educational work of each student.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Влияние телекоммуникационных технологий на функционирование образовательной среды в России в период пандемии

Скуратов Алексей Борисович,

кандидат социологических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: alex-skuratov@ya.ru

В статье рассматривается влияние телекоммуникационных технологий на функционирование образовательной среды в России в период пандемии. Проанализирована и систематизирована специфика современного интернет-образования. Рассмотрено влияние Интернета на образование - специальную сферу социальной жизни. В рамках дистанционного интернет-обучения возможна реализация авторских индивидуальных образовательных программ, способных удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся и отвечающих критериям, связанным с развитием карьеры студента на перманентно трансформирующемся рынке труда. Только лишь освоение цифровых технологий не является единственным условием для того, чтобы трансформация образовательного пространства пошла полным ходом. Как иллюстрирует опыт других стран, без системных изменений, требующих вовлечения всех сотрудников школы, учащихся, родителей, представителей органов власти, переход от некоторых успехов использования цифровых технологий к улучшению работы массового образования невозможен. Опыт пандемии с экстренным повсеместным внедрением онлайн-технологий показал, что пока школы и университеты не перешли на качественно новый уровень деятельности, т.к. цифровая трансформация образования - это обновление и планируемых образовательных результатов, и содержания образования, и методов, организационных форм, оценивания учебной работы каждого обучающегося.

Ключевые слова: интернет-образование; пандемия; образование в России; образовательная среда.

Сеть Интернет многолика и обладает многими функциями. Это и современный канал сбора и распространения информации, и многофункциональная среда, в которой множество возможностей -от развлечений до научных изысканий, и масштабное коммуникативное пространство, в котором индивидуум выступает в полилогическом, диалогическом и монологическом форматах, и самый различный контент.

По мнению С.Г. Тер-Минасовой, «характерные черты Интернета - интерактивность, открытость, подлинная демократичность, выражающаяся в том, что каждый отдельный человек (индивидуум) может свободно выразить свое мнение, отношение к происходящему, обменяться идеями, найти сторонников, перестать чувствовать себя одиноким» [1].

В ядре интернет-коммуникации находится индивидуум как субъект речевой деятельности, ^ (виртуальной реальности) и виртуального общения. Интернет-коммуникация включает в себя большое количество различных сетевых практик. Возможности гипертекста и различные интерактивные форматы позволяют субъекту коммуникации выполнять собственную навигацию в тексте. Коммуникация в Интернете анонимна, добровольна, осуществляется на дистанции, эмоциональна и креативна.

Рассмотрим влияние Интернета на образование - специальную сферу социальной жизни, представляющую собой «организованный процесс целенаправленных передачи и приобретения систематизированных знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей» [2]. Безусловно, появление таких понятий, как «интернет-образование», «дистанционное образование», практически повсеместная доступность цифровых технологий (если говорить о России, то смартфоны, планшеты, компьютеры есть во многих семьях, особенно в се-

142

мьях со школьниками) изменило образовательный рельеф.

Прежде всего, Сеть подвергла трансформации традиционную иерархию в получении образования. Преподаватель, книга и библиотеки перестали быть ведущими источниками знаний. Сборники цифровых учебных материалов, профессиональные онлайн-сообщества, сетевые издания, онлайн-энциклопедии и самые разнообразные поисковые ресурсы дают учащимся и преподавателям быстрый доступ к необходимым материалам в режиме 24/7. Ключевым фактором в процессе образования становится не наличие и объем доступной информации, а умение эту информацию находить и использовать.

Нужно отметить и роль сетевых сообществ - локальных (класса, курса, школы, вуза) и глобальных. Благодаря им обучающиеся могут получать советы, обмениваться идеями, обсуждать задания, в том числе совместные.

Интернет помогает оперативно решать проблему качества и устаревания знаний - ведь сегодня такое понятие, как «срок жизни информации», обладает первостепенным значением. Учащиеся и студенты могут общаться в онлайн-режиме с выдающимися исследователями и преподавателями, знакомиться с их лекциями и практикумами дистанционно. Сами преподаватели получают дополнительные возможности профессионального роста, коммуницируя и обмениваясь в Интернете знаниями с коллегами и партнерами, оценивая эффективность тех или иных технологий обучения посредством Сети.

Специфика интернет-образования допускает географическую отдаленность преподавателя и обучающегося, что попутно решает и проблему дефицита помещений для офлайн-взаимодействия. Кроме этого, образовательная коммуникация может быть синхронной или асинхронной. Передовые технологии, преодолевая минусы традиционного обучения, активно используют такие средства, как дополненная и виртуальная реальность, анимация и т.д.

Обучающийся имеет возможность в соответствии со своими интересами

изучить необходимую только ему лекцию или селективно выбрать специализированные учебные материалы.

Помимо указанного, необходимо отметить такие преимущества внедрения в образовательный процесс новых технологий, как увеличение количества предложений на рынке образовательных услуг, активизацию межинститутского и межуниверситетского взаимодействия. Сама технология интернет-обучения при этом становится значительно более прозрачной. Лектор делает свои учебные материалы доступными для большего числа потенциальных обучающихся. Провайдером курса может стать любое учебное заведение. Студенты получают возможность выбирать для себя учебные материалы в соответствии со своими индивидуальными критериями (содержание, качество, стоимость и др.).

В рамках дистанционного интернет-обучения возможна реализация авторских индивидуальных образовательных программ, способных удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся и отвечающих критериям, связанным с развитием карьеры студента на перманентно трансформирующемся рынке труда.

Одновременно с этим даже опыт пандемии с экстренным повсеместным внедрением онлайн-технологий показал, что пока школы и университеты не перешли на качественно новый уровень деятельности. Ведь полноценная «цифровиза-ция» образовательной среды, переход к следующей «образовательной эпохе» не может заключаться, к примеру, в том, что учитель проверяет не бумажную тетрадь, а фотографию работы, написанной в этой тетради, или в том, что преподаватель выкладывает напечатанную лекцию в Интернет, а не читает ее в аудитории. Цифровая трансформация образования - это обновление и планируемых образовательных результатов, и содержания образования, и методов, организационных форм,оценивания учебной работы каждого обучающегося.

Опыт повсеместного дистанционного обучения во время пандемии 2020 года показал, что не всегда учитываются

все взаимодействующие составляющие образовательного процесса. Так, хотя во ФГОС в качестве одного из существенных результатов образовательной деятельности закреплена норма об освоении учащимися способности самостоятельно учиться, но конкретные механизмы ее реализации,распределение ответственности за отдельные блоки между субъектами (учителями, воспитателями и наставниками, родителями) и показатели результативности не установлены достаточно четко. Кроме того, отсутствуют успешные попытки разработать процедуры, позволяющие оценить, сформирована ли способность учиться у учащихся. В итоге, с точки зрения организации этого процесса, работа по освоению заявленной во ФГОС способности самостоятельно учиться, которая так необходима для новой цифровой эпохи, не произведена, что в какой-то мере и стало болезненной точкой в ситуации удаленного обучения.

Эксперты приводят следующий пример - обучение с учетом интересов учащихся и индивидуальных особенностей, необходимость которого определяет закон «Об образовании» и ФГОС. В случае необходимости преподаватели могут найти варианты описания результатов обучения с разными уровнями углубленного изучения материала, использовать различные методические разработки и учебники, в которых присутствует необходимое содержание обучения и описаны методы работы с учащимися.

При этом для регулярной и разноуровневой работы учащихся необходимо, зачастую, организовывать специализированные классы или школы. При организации такой деятельности в обычном классе педагоги встречают серьезные сложности. Среди них: недостаточное количество методических материалов и средств для индивидуализации работы учащихся, существенно ограниченные возможности учителя поддерживать и контролировать такую работу в классе, отсутствие валидной разноплановой оценки образовательных результатов и др. Трансформация образовательных технологий под влиянием сети Интернет

помогает в решении подобных проблем, но пока в полной мере образовательная система не освоила те возможности, которые предоставляют новые инструменты и сервисы [4].

Современные технологии и умение пользоваться ими не достаточны для того, чтобы трансформация образовательного пространства пошла полным ходом. Как иллюстрирует опыт других стран, без системных изменений, требующих вовлечения всех сотрудников школы, учащихся, родителей, представителей органов власти, переход от некоторых успехов использования цифровых технологий к улучшению работы массового образования невозможен. Необходима масштабная по сложности и своему объему педагогическая работа, чтобы перевести школу в инновационный режим [3].

Эту деятельность следует разделить на три группы: наращивание цифровой инфраструктуры образования, развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, создание и распространение моделей организации учебной работы.

По мнению экспертов по инновационной педагогике, образовательные организации в процессе трансформации образовательной среды должны обновить (изменить) цели и содержание педагогической работы; перейти от воспитания и обучения по стандартной модели для всех к воспитанию и обучению каждого, скорректировав структуру и методы образовательной работы; оптимизировать коллекции учебно-методических решений, информационных сервисов, инструментов и материалов; провести ревизию классических бизнес-процессов, включив в эту деятельность всех заинтересованных (прежде всего, педагогов и учащихся); применять все преимущества цифровых технологий для автоматизации всех видов работы с данными [5].

Закончить эту статью хотелось бы словами заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова «Пора осознать очевидный факт. Кажущаяся нам естественной, как цвет глаз, классно-урочная система обучения, созданная

144

гением Яна Амоса Коменского и являющаяся непререкаемым символом школы как закрытого социального и профессионального института, должна занять в истории человечества новое достойное место. Это должно произойти подобно тому, как в познании мира классическая физика Ньютона стала лишь частью картины мира после появления релятивистской физики Эйнштейна» [6].

Литература

1. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. -М.,- 2008. - 343 с.

2. Баринова Т.М., Гарипова И.О., Кара-нова В.В. [и др.]. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. / Баринова Т.М., Гарипова И.О., Каранова В.В. [и др.]. / - Магадан - 2011. - 112 с.

3. Уваров А.Ю. Как перевести школу в инновационный режим // Управление школой. - 2013. -Февраль. С.28-33

4. Артамонова И.С. Эмерджентная технология управления социальными проектами в области экологического образования и развития личности подростков // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 1. С. 11-17

5. Уваров А.Ю., Ван С., Кан Ц. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». - М., -2019. - 472 с.

6. Асмолов А.Г. Шок настоящего // Образовательная политика, 2010. № 3 (41). С. 2-4

THE IMPACT OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES ON THE FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN RUSSIA DURING THE PANDEMIC

Skuratov A.B.

Ural Federal University them. the first President of Russia B.N. Yeltsin

The article examines the impact of telecommunication technologies on the functioning of the educational environment in Russia during the pandemic. The specificity of modern Internet education is analyzed and systematized. The influence of the Internet on education, a special sphere of social life, is considered. Within the framework of online distance learning, it is possible to implement author's individual educational programs that can satisfy the various educational needs of students and meet the criteria related to the development of a student's career in a permanently transforming labor market. Only the development of digital technologies is not the only condition for the transformation of the educational space to go in full swing. As the experience of other countries illustrates, without systemic changes requiring the involvement of all school employees, students, parents, and government representatives, the transition from some success in the use of digital technologies to improving the work of mass education is impossible.

The experience of the pandemic with the urgent widespread introduction of online technologies has shown that so far schools and universities have not moved to a qualitatively new level of activity, because. digital transformation of education is an update of planned educational results, and the content of education, and methods, organizational forms, evaluation of the educational work of each student.

Keywords: Internet education; pandemic; education in Russia; educational environment.

Referents

1. Ter-Minasova S.G. War and peace of languages and cultures: issues of theory and practice of interlingual and intercultural communication. -M.,- 2008. - 343 p.

2. Barinova T.M., Garipova I.O., Karano-va V.V. [and etc.]. Terminological dictionary-reference book on psychological and pedagogical disciplines. / Barinova T.M., Garipova I.O., Karanova V.V. [and etc.]. / - Magadan - 2011. - 112 p.

3. Uvarov A. Yu. How to transfer the school to an innovative mode // School management. - 2013. - February. -FROM. 28-33

4. Artamonova I.S. Emergent technology for managing social projects in the field of environmental education and personality development of adolescents // Russian Economic Bulletin. 2021. V. 4. No. 1. P. 11-17

145

5. Uvarov A. Yu., Wang S., Kan Ts. Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China. II Russian-Chinese conference of education research-

ers "Digital transformation of education and artificial intelligence" - M., -2019. - 472 p. 6. Asmolov A.G. The shock of the present // Educational policy, 2010. No. 3 (41). pp. 2-4

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.