Научная статья на тему 'COVID-19 КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

COVID-19 КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1957
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЕШАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОРОНАВИРУС / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Л.Н.

Закрытие школ из-за коронавируса во многих странах создало условия для неожиданного глобального образовательного эксперимента по созданию дистанционного электронного обучения. В России создание цифровой школы - одно из приоритетных направлений образовательной политики, с 2010 г. правительство планомерно вводит в образование и дистанционные технологии. Исходя из факта широкомасштабности и беспрецедентности влияния пандемии на образовательную сферу, очевидно, что COVID-19 окажет мощное влияние на развитие инноваций и цифровизацию образования в мире, и целью статьи является прогнозирование перспектив развития дистанционных и цифровых технологий в российском образовании. Методология данного компаративного исследования базируется на аксиологическом и культурологическом подходах, используются диалектический, аналитический, системный и аксиоматический методы, статистический анализ, методы культурно-ситуативной характеристики, педагогического прогнозирования. Материалами изучения послужили исследования в области цифровизации и дистанционных технологий и их применения во время пандемии в образовании различных стран мира. Изучая современные образовательные тренды в России и за рубежом и анализируя прогнозы специалистов, автор представляет вероятностные перспективы внутренних трансформаций отечественной образовательной системы, прогнозируя, насколько коронакризис будет способствовать изменению дидактики школы и вуза. Новизна обеспечивается сочетанием культурологического и аксиологического подходов к изучению дистанционного обучения и цифровых технологий, а также к влиянию эпидемиологической ситуации на глобальное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 AS A FACTOR OF EDUCATION DEVELOPMENT: OUTLOOK FOR DIGITALIZATION AND DISTANCE LEARNING

The coronavirus pandemic has forced many governments to close educational institutions, that results in creating the conditions for an unexpected global educational experiment on creating distance e-learning. Digital school is one of priority directions of educational policy in Russia. Since 2010 the government has also systematically implemented elearning technologies in education. Based on the fact that the pandemic has a global and unprecedented impact on education, one can confidently say that COVID-19 will have a powerful influence on the development of educational innovation and digitalization in the world. The purpose of the article is to predict the prospects for distance and digital technologies’ development in Russian education. The methodology of this comparative study is based on axiological and culturological approaches; dialectical, analytical, systemic and axiomatic methods, statistical analysis, methods of cultural-situational characteristics, and pedagogical forecasting have been used. The materials of the study were the researches in the field of digitalization and distance technologies and their application in education in different countries of the world. Studying the current educational trends in Russia and abroad and analyzing the forecasts of specialists, the author presents probabilistic prospects for internal transformations of the Russian educational system, forecasting how much the coronacrisis will contribute to changing the didactics of schools and universities. The novelty is provided by a combination of cultural and axiological approaches to studying distance learning and digital technologies, as well as to the impact of an epidemiological situation on the global education.

Текст научной работы на тему «COVID-19 КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.008 УДК 378.147:004+316.7 ББК 74.480.44+ 60.561.9

Л.Н. ДАНИЛОВА

L.N. DANILOVA

COVID-19 КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

COVID-19 AS A FACTOR OF EDUCATION DEVELOPMENT: OUTLOOK FOR DIGITALIZATION AND DISTANCE LEARNING

Закрытие школ из-за коронавируса во многих странах создало условия для неожиданного глобального образовательного эксперимента по созданию дистанционного электронного обучения. В России создание цифровой школы - одно из приоритетных направлений образовательной политики, с 2010 г. правительство планомерно вводит в образование и дистанционные технологии. Исходя из факта широкомасштаб-ности и беспрецедентности влияния пандемии на образовательную сферу, очевидно, что COVID-19 окажет мощное влияние на развитие инноваций и цифровизацию образования в мире, и целью статьи является прогнозирование перспектив развития дистанционных и цифровых технологий в российском образовании. Методология данного компаративного исследования базируется на аксиологическом и культурологическом подходах, используются диалектический, аналитический, системный и аксиоматический методы, статистический анализ, методы культурно-ситуативной характеристики, педагогического прогнозирования. Материалами изучения послужили исследования в области цифровизации и дистанционных технологий и их применения во время пандемии в образовании различных стран мира. Изучая современные образовательные тренды в России и за рубежом и анализируя прогнозы специалистов, автор представляет вероятностные перспективы внутренних трансформаций отечественной образовательной системы, прогнозируя, насколько коронакризис будет способствовать изменению дидактики школы и вуза. Новизна обеспечивается сочетанием культурологического и аксиологического подходов к изучению дистанционного обучения и цифровых технологий, а также к влиянию эпидемиологической ситуации на глобальное образование.

The coronavirus pandemic has forced many governments to close educational institutions, that results in creating the conditions for an unexpected global educational experiment on creating distance e-learning. Digital school is one of priority directions of educational policy in Russia. Since 2010 the government has also systematically implemented e-learning technologies in education. Based on the fact that the pandemic has a global and unprecedented impact on education, one can confidently say that COVID-19 will have a powerful influence on the development of educational innovation and digitalization in the world. The purpose of the article is to predict the prospects for distance and digital technologies' development in Russian education. The methodology of this comparative study is based on axiological and culturological approaches; dialectical, analytical, systemic and axiomatic methods, statistical analysis, methods of cultural-situational characteristics, and pedagogical forecasting have been used. The materials of the study were the researches in the field of digitalization and distance technologies and their application in education in different countries of the world. Studying the current educational trends in Russia and abroad and analyzing the forecasts of specialists, the author presents probabilistic prospects for internal transformations of the Russian educational system, forecasting how much the coronac-risis will contribute to changing the didactics of schools and universities. The novelty is provided by a combination of cultural and axiological approaches to studying distance learning and digital technologies, as well as to the impact of an epidemiological situation on the global education.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовании, дистанционные технологии, цифровизация образования, смешанные технологии обучения, коронавирус, инновации в образовании, дидактика высшей школы.

Key words: digital technologies in education, distance technologies, digitalization of education, blended learning, coronavirus, innovations in education, higher school didactics.

Введение. По вине коронавируса, согласно данным ЮНЕСКО, уже на 26 марта 2020 г. школы и вузы закрылись в 165 государствах мира, что напрямую затронуло более 1,5 миллиардов учащихся, или 87% ученического состава мира [7]. В первые недели образовательного карантина повсеместно наблюдалась напряжённая работа властей по организации удалённого обучения, выжидательное молчание критиков, беспокойство родителей, радость учеников, воспринявших перемены как своеобразные каникулы, и мобилизация озадаченных педагогов. Разумеется, одновременно во всех странах выяснялась недостаточная готовность к дистанционному обучению и среди педагогов, и среди учащихся. Полную готовность к переменам проявляли только группы, продвигавшие на рынке образовательных и цифровых услуг соответствующие предложения - платформы, сервисы, ресурсы дистанционного образования для учащихся различных групп. Эти средства представлялись полезными и удобными в условиях вынужденной изоляции, и профильные министерства рекомендовали образовательным учреждениям проверенные ресурсы и заверяли СМИ в готовности образовательной системы перейти на вынужденный режим работы.

Телевидение и пресса, в свою очередь, за несколько дней создали картину не просто полноценного функционирования системы в новой форме, но и удобства таковой, что соответствовало важной задаче вести просветительскую работу для предотвращения паники среди населения и снижения уровня социального недовольства в связи с ограничительными мерами. Надо признать, что и органы управления образованием, и СМИ со своими задачами справились. Причём, картина ситуации в образовании, рисуемая телевидением была довольно радужной, что не просто убеждало в подконтрольности данной ситуации, но даже создавало впечатление безграничности возможностей, которые таят в себе цифровые технологии. Пандемия создала предпосылки резкого прорыва цифровизации. После закрытия музеев и театров они представили часть своих предложений в цифровом формате, и появилась реклама онлайн-концертов, онлайн-балета, виртуальных экскурсий лучших музеев и т.д. Многие сферы, построенные на очном взаимодействии, срочно искали дистанционные варианты услуг, так появились дистанционные тренировки по борьбе, онлайн-услуги няни, онлайн-ужин с шефом ресторана и др. При этом сугубо позитивный настрой публичного освещения новых предложений способствовал снятию опасений в вытеснении традиционных услуг.

Цель. Восторженные отзывы о дистанционном обучении, которыми изобиловала часть СМИ весной, отчёты об итогах учебного года и экзаменационных испытаний, а также прогнозы наступления второй волны эпидемии, появившиеся летом, вызывают вопросы о перспективах дальнейшего использования подобных технологий в образовании. Целью данной статьи является изучение перспектив и возможных последствий глобального перехода к удалённому образованию, основой которого служит анализ использования этой формы в России и за рубежом во время пандемии, а также теоретизирование о дальнейшем развитии дидактики в общем и профессиональном образовании.

Материалы и методы. В образовательной области на помощь СМИ пришли отдельные соцопросы, демонстрировавшие удовлетворённость от нового формата обучения. Например, ещё в конце марта ОНФ «Равные возможности - детям» и фонд «Национальные ресурсы образования» опросили 2400 родителя и почти 2700 школьников 13-18 лет об их оценках дистанционного обучения. 40% учеников сочли удаленное обучение психологически более комфортным, треть учащихся-респондентов признали его продуктивность, а почти 25% пожелали учиться в таком формате и после снятия карантина [3].

Пример студенческого анкетирования на эту тему - опрос 343 первокурсников Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета 23-24 марта. 45% из них признали онлайн-обучение интереснее традиционного. Более удобным дистанционное обучение признали 52%. Оценивая свою ответственность к учёбе 50% опрошенных отметили её рост и только 25% - падение [4]. Аналогичные дан-

ные были опубликованы 23 марта в Донском государственном техническом университете. Положительно к дистанционному обучению относятся 45% респондентов, отрицательно - только 10% [1].

Заинтересовавшись подобными результатами, мы также провели онлайн-опрос на платформе соцсети ВКонтакте, в котором за 4-11 апреля было охвачено 300 студентов 1-3 курсов Ярославского государственного педагогического университета. Оказалось, что число студентов, воспринявших удалённое обучение положительно, значительно ниже. Полностью удовлетворёнными им оказалось 19% студентов, в то же время 31% высказывались негативно. Позицию «Учиться так намного интереснее, потому что делаем то, чего никогда не стали бы делать на очных занятиях» разделяет только 4% опрошенных. При этом 41% признали падение качества своей подготовки и только 9% были убеждены в росте эффективности обучения.

Разность отношения в отдельных опросах можно объяснить с помощью фактора времени: в первую неделю перехода на дистанционное обучение студенты не успели прочувствовать его дефициты и трудности в полной мере; спустя месяц их опыт был гораздо шире. Не случайно какие-то организации ещё продолжают сбор данных своих анкет.

Основная доля опросов однако охватывала общее образование. Все они показывали, что дистанционное обучение - необходимая вынужденная мера, не способная однако полноценно заменить классно-урочную систему. Апрельское интернет-анкетирование образовательной компании Maximum Education "Дистанционное обучение в школах. С какими проблемами столкнулись учителя" выявило, что 91% учителей уверены в неспособностью онлайн-обучения заменить уроки в классе, а 39% родителей и 49% школьников приравняли дистанционное обучение к каникулам [2]. Единодушие в вопросе оценки качества удалённого обучения наблюдается и в других опросах: например, упоминавшееся исследования ОНФ указывает, что 70% родителей разделяют тезис о невозможности замены школы дистанционным обучением (но ведь остаётся ещё 30%) [3].

Итак, беспрецедентность глобальной образовательной ситуации, резкий скачок в цифровизации общества и неоднозначность оценок происходящего конкретизируют вопрос о мощном влиянии последствий COVID-19 на развитие образования в ближайшем будущем: что из опыта сегодняшнего дня войдёт в повседневную практику педагогического процесса завтра - как дистанционное обучение отразится на привычном классном обучении после коронакризиса?

Результаты и обсуждение результатов. Для начала уточним некоторые терминологические аспекты. Закрытие школ во многих странах означало переход к принципиально иным, не принятым в массовом образовании технологиям - к дистанционной и цифровой технологиям. В сложившихся условиях технологического прогресса, быстрых политических решений и педагогической неопределённости они тесно переплелись, именно в тандеме обеспечивая спасительную возможность сохранения образовательного процесса при тотальном отказе от аудиторного обучения. Однако, очевидно, что это различающиеся понятия, и это отличие важно для понимания прогнозов развития образования после пандемии.

Согласно ст. 16 Закона об образовании РФ, дистанционными считаются те образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удалённом взаимодействии обучающихся и педагогов. Понятие цифровых технологий связано с ними, но относится к давно устоявшимся информационным и коммуникационным технологиям. Оно актуализировано в связи с цифровой трансформацией экономики и образования в 2000-е гг. и предполагает внедрение в образовательные процессы моделей и технологий цифрового взаимодействия и производства услуг, что неизбежно ведет к переформатированию образовательного пространства. Перевод обучения в формат, при котором педагог сообщал задания по телефону или где основным источником содержания образования являлось телевидение, больше соответствовал дистанционно-

му обучению. Переход на модель онлайн-обучения или взаимодействие при помощи чатов и электронной почты означает использование цифровых технологий, однако поскольку педагогический процесс при этом осуществляется исключительно удалённо, то речь идёт не просто о цифровых средствах, а дистанционном электронном обучении. Оно представляет собой технологию обучения, основанную на использовании возможностей цифровой техники для поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего на расстоянии.

Дистанционное обучение и цифровизация применяются в образовании уже давно; вопрос в том, как сильно они изменят образование теперь. Направления трансформаций обозначались экспертами ещё с начала марта: заставит ли этот вызов относиться студентов к онлайн-образованию лучше, чем к аудиторному; увеличится ли число преподавателей признающих ценность онлайн-обучения и готовых использовать его и дальше; изменится ли понимание и соотношение аудиторной и дистанционной форм обучения; вызовет ли ожидаемое падение качества удалённого образования скептическое отношение к обучению с применением цифровых технологий в целом (при этом причиной падения может быть как негативный опыт студентов и преподавателей, так и недостаток цифровых компетенций педагогов [12].

На основе наблюдения за современными трендами в образовании Всемирный экономический форум предсказывает следующие возможные изменения: 1) в ходе вынужденных педагогических экспериментов на местах появятся удивительные инновации (традиционное аудиторное обучение будет дополнено новыми методами -от прямых трансляций до экспериментов с виртуальной реальностью); 2) возрастёт партнёрство между частным и государственным образовательным сектором (активизация различных заинтересованных в дальнейшем использовании цифровых технологий сторон - от издателей и телевидения до поставщиков технологий и телекоммуникационных сетей); 3) увеличится цифровое неравенство (качество образования в большой мере будет зависеть от доступа к цифровым технологиям) [15].

Зарубежными экспертами высказываются опасения, что корона-кризис приведёт какие-то образовательные учреждения, прежде всего, частные, к закрытию или слиянию в силу падения спроса на их услуги. Эти опасения усиливаются тем, что пандемия протекает на фоне экономической рецессии, а на примере кризиса 2008 г. хорошо известно, что это ведёт к жёсткому урезанию доходов, которое проще всего осуществляется через закрытия и сокращения персонала. Тем не менее, можно утверждать, что в высшем образовании проблема COVID-19 создаст благоприятные условия для развития дидактической сферы. Американский менеджер образования Дж. Ким выдвигает три предсказания, «как изменится наша постпандемическая педагогика в экосистеме высшего образования» [11]: развитие смешанного дистанционного обучения, онлайн-образования и соответствующих партнерств. Стоит рассмотреть его тезисы подробнее.

1. Скачок развития смешанного обучения и дистанционного образования. Автор предполагает реструктурирование содержания программ высшего образования с помощью смешанных технологий: теоретическая информация перейдёт в сегмент обучения на дому, опыт которого преподаватели уже получили при перемещении содержания своих учебных курсов в интернет, «а драгоценное аудиторное время будет более продуктивно использоваться для дискуссий, дебатов и управляемой практики» [11].

В российском высшем образовании давно обсуждается вопрос об оптимизации педагогического процесса в условиях развития технических средств с целью экономии времени. Во времена зарождения университетов студенты прослушивали одну лекцию в утреннюю и вечернюю смену, чтобы лучше понять и запомнить материал, поскольку не имели возможности конспектировать и тем более - найти его самостоятельно. Сегодня почти любая тема из образовательной программы может быть найдена и изучена студентом самостоятельно, на дому, даже без участия преподавателя. Однако парадокс заключается в том, что с ростом образовательных возможностей

и ресурсов снижается само желание ими пользоваться самостоятельно. Радужный прогноз Кима о дальнейшем буме дистанционного электронного обучения вызывает вопросы, связанные с качеством, например: если до эпидемии каждый преподаватель объяснял свой предмет в личном взаимодействии, и это не мешало кому-то из студентов его недопонимать, то что сделает удалённое обучение более эффективным, чем традиционное?

2. Онлайн-образование как стратегический приоритет всех учебных заведений. До карантина не все образовательные учреждения использовали соответствующие средства; там же, где эти возможности применялись, различалась степень значимости онлайн-образования в стратегическом планировании развития учреждения. Однако после пандемии эта значимость возрастёт повсеместно, и оно будут широко признано ядром в программах развития учреждений в силу его «институциональной устойчивости и академической преемственности» [11]. Более того, прежде децентрализованное дистанционное образование будет централизовано в рамках планирования работы одного вуза и интегрировано в существующие структуры управления образовательным процессом.

В условиях карантина противники цифровых технологий могли увидеть соответствующие ресурсы, а сторонники обнаруживали новые возможности развития дидактики и даже образования в целом. Невозвратность прежней образовательной реальности очевидна, различается лишь масштаб видения потенциальных перемен для заинтересованных и мало заинтересованных групп. Так, в Высшей школе экономики прогнозируются следующие направления развития дистанционного образования в ближайшей перспективе: онлайн-курсы удалённых преподавателей и вузов (в том числе, зарубежных), появление «композитных степеней» для студентов, дистанционно изучавших курсы разных вузов, сокращение доли лекционных занятий и как следствие перестройка лекционных аудиторий в лаборатории, содержательная интеграция основного и дополнительного образования, введение новой формы образования, которая будет сочетать в себе онлайн и оффлайн.

Временное закрытие образовательных учреждений привело к необходимости использования дистанционного формата при помощи цифровых средств обучения. Мы убеждены, что в условиях полноценного функционирования учебных заведений потребность в удалённом обучении сильно снижается (удовлетворяя только отдельные группы учащихся), в то время как цифровые технологии, напротив, должны получить новое развитие путём активизации их использования в аудиторном обучении. Кроме того, надо заметить, что массовое включение дистанционных курсов, дублирующих оффлайн, в структуру содержания образования угрожает сокращением преподавательского состава, особенно для частных образовательных учреждений и для стран, чья экономика наиболее пострадала в ходе эпидемии.

3. Ещё один прогноз - переосмысление имеющихся и возможных партнерств в области управления онлайн-программами. Учреждениям, которые зависят от провайдеров управления онлайн-программами, было труднее осуществить переход на дистанционное обучение, следовательно, в дальнейшем они должны будут учесть этот дефицит, инвестируя в цифровые курсы, ресурсы и пр. [11].

Вынужденный отказ от аудиторного обучения уже окрестили началом революции в высшем образовании. Исходя из этого, часть исследователей рассматривает онлайн-обучение не как возможную, а неизбежную перспективу. Ратуя за подобные перемены, они объясняют, что из-за кризиса, спровоцированного эпидемией, в вузы быстро внедряются инновации, которые в другое время заняли бы годы, преодолевая административные препятствия и кадровое сопротивление [14]. Академическое сообщество старается найти выгоды, которые способен дать этот кризис образованию.

Впрочем, существуют и противоположные прогнозы. Кто-то сомневается, что в университетском образовании произойдёт революция, хотя использование дистанционного обучения значительно возрастёт, а сопротивление преподавателей по отношению к этой технологии также снизится (кризис показал им преимущества

данной формы). Есть и авторы, которые не идеализируют переход к онлайн-обучению и полагают, что после окончания коронакризиса консервативное высшее образование останется по большей мере прежним, а изменения скорее затронут финансовую сторону, чем технологическую [6].

При этом все специалисты признают, что высшее образование уже не будет прежним. Пандемия создала неожиданную уникальную возможность повсеместного и спонтанного введения цифровых технологий в обучение в рамках целых государств. То, что раньше активно обсуждалось, в течение пары дней вдруг становилось образовательной реальностью, без предварительной подготовки и сопротивления противников цифровизации - настолько высоко признавалась властями угроза жизни своих наций. Фактически во многих странах был запущен неожиданный масштабный эксперимент по цифровизации образования, положительные результаты которого закрепятся в системе.

Безусловно, цифровой прогресс полезен школам, учреждениям профессиональной подготовки кадров, детским садам, системе дополнительного образования. Но для непрофессионального образования, для обучения детей требуется отдельный прогноз.

СOVID показал преимущества цифровых технологий в обучении школьников (случись пандемия, к примеру, лет 50 назад, неизвестно как развивалась бы образовательная ситуация, но страны точно не могли бы перейти на массовое дистанционное обучение). Одновременно многие задумались, что дом - отнюдь не является и не должен быть школой. Он для этого не приспособлен. Не только в России, но и в любой стране, где образование было переведено в удалённый режим, признавалось, что компьютеры или планшеты есть далеко не во всех семьях, что тоже затрудняло организацию дистанционного обучения. В одном только Петербурге об отсутствии соответствующей техники заявило около 17 тыс. школьников. Кроме того, дома нет педагога, а недели карантина наглядно показали, что родитель и учитель - далеко не одно и то же: родитель обычно не умеет учить, и, даже если у родителя есть педагогическое образование, оно не способно покрывать содержание всех школьных дисциплин.

Надо заметить, что из-за стремительности перехода, неготовности педагогов и учащихся к дистанционному обучению, оно часто напоминало самостоятельное или домашнее обучение, поскольку многие педагоги выбирали схему «отправить задание - проверить - оценить - отправить следующее». В подобном формате в случае младших школьников основная нагрузка падала на родителей, которые были вынуждены сопровождать учебный процесс, а учащиеся среднего и старшего возраста находились больше на самостоятельном обучении; тогда педагог обычно выполнял трудоёмкую механическую работу по подготовке и проверке заданий, но не коммуни-цировал с учащимися, как делал бы это на уроке (отслеживая учебный прогресс, объясняя ошибки или добиваясь их исправления и т.д.). В России учителя мало разбирали новые темы, сосредоточив внимание на повторении. В этом формате и обучение приобретало формальный характер, что вредило образованию. Не случайно, в соцопросах отмечалось падение его качества.

Дистанционное обучение, использовавшееся прежде в отношении узких категорий учащихся для обеспечения равенства образовательных шансов, доказало свою полезность, а потому корона-кризис может ускорить продвижение этой технологии. Существуют опасения, не будет ли школа в перспективе перестроена под домашний формат, поскольку возможность связи учебного заведения с семьёй при помощи цифровых технологий опробована массово. Однако, думается, эти опасения преувеличены. В отличие от профессионального, общему образованию не грозит серьёзное дистанционное переформатирование, что, прежде всего, обусловлено перечисленной выше спецификой школьного обучения.

Школы являются хабами социального взаимодействия. Только в формате аудиторного присутствия оно оптимально удовлетворяет всех субъектов: педагогов, способных полноценно организовывать педагогический процесс (с применением циф-

ровых технологий), родителей, с которых снимаются организационно-педагогические функции и дополнительные финансовые нагрузки, и даже учеников, если они заинтересованы в качественном и сопровождаемом образовании (психологами установлено, что дефицит личного контакта с одноклассниками, друзьями и учителями оказывал негативное влияние на детей и подростков во время COVID-карантина [9]).

Классно-урочная система в школе уже давно подвергаются критике в разных странах, хотя альтернативы им, приемлемой для массового формального образования, пока не найдено. Доска, мел и фронтальное обучение всё чаще называются пережитками прошлого, атавизмом «мелового периода». Однако, если традиционные доски постепенно теснятся электронными, то от фронтального обучения даже при стремлении школы к индивидуализации она никуда не уходит. Да и целесообразность замены доски в пользу электронной представляется сомнительной, поскольку у каждой из них свои возможности и свои преимущества. На меловой доске можно делать ошибки, не боясь их протоколирования и оценивания, можно не бояться потери данных, она не зависает и не зависит от программного обеспечения и электричества. Доска является своеобразным символом цифрового прогресса: какую из них выбрать для школьного класса? Сделать выбор в пользу проверенных временем удобств или автоматизации? Это непростой и неоднозначный выбор, а потому в классах, где устанавливается интерактивная доска, зачастую сохраняется и меловая (или маркерная). В любом случае, выбор при этом остаётся за учителем, которому в этом классе работать. Это же касается и критики фронтального обучения. В дистанционном режиме его значимость стала особенно очевидна: объяснение новой темы или обсуждение используется на всех уроках, и именно возможности фронтального обучения оптимальны для этих задач.

Ценность традиционного обучения в живом взаимодействии его субъектов. Недостаток дистанционного - в ограниченности этого взаимодействии. Цифровиза-ция предлагает средства, направленные на организацию взаимодействия в удалённой форме, однако надо понимать, что их возможности отличаются. Как организовать занятия спортивными играми, единоборствами, плаваньем и другими видами спорта в рамках дополнительного образования без прямого взаимодействия субъектов? Никакой цифровой прогресс не способен и не должен решать эту задачу, а потому плачевны были попытки отдельных учреждений вывести тренировки или консультации тренера в дистанционную форму. Свои, специфичные возможности есть и в реальном обучении в школе. Так, в начальных классах важен каждый взгляд, каждый жест учителя, и своевременно погладить ученика по голове в знак одобрения или утешения порой не менее важно, чем во время обнаружить его учебный дефицит.

В вузе контакт выстраивается иначе, однако и там важно именно реальное взаимодействие субъектов. Преподаватели, записывавшие видеолекции, столкнулись с «трудностью пустоты» - физическим отсутствием слушателей, для которых предназначалась их лекция, и очень немногие в силу своих артистических способностей смогли провести её в пустом помещении и глядя на объектив камеры так, словно перед ними была привычно полная аудитория. На лекции хороший преподаватель не держится за свои записи и превращает монолог в полилог, видя тем самым обратную связь, реакцию на свои слова и направляя мыслительный процесс студентов. Видеолекции и даже онлайн-лекции (где взаимодействие крайне ограничено) несопоставимы с аудиторными по возможностям этого живого общения. Тоже самое касается и дискуссии студентов, полноценная организация которой онлайн невозможна.

Именно прямое взаимодействие педагога и обучающегося является условием качественного образования. Оно, к примеру, объясняет разницу между результативностью очного и заочного образования. Признание обратного или доказательство равнозначности дистанционного образования ставит под сомнение саму необходимость содержания всей инфраструктуры образовательной системы, если её средства могут быть ограничены лишь программным обеспечением, компьютером и удалённым педагогом.

Размышления о дистанционном взаимодействии в образовании, равно как и практика карантинных недель наводят вывод о том, что, если для обучения дистанционная форма в случае крайней необходимости или безвыходности является приемлемой, то в отношении воспитания её ресурсы мизерны (а использование искусственного интеллекта, пожалуй, и вовсе невозможно). В деле воспитания ценятся именно личностные характеристики педагога, его человечность и прямое взаимодействие с воспитанниками.

После пандемии цифровые технологии будут активнее продвигаться в образовательную практику. Вопрос - в границах их внедрения и дальнейшем сочетании с дистантом: в погоне за построением цифровой экономики они не должны автоматически уничтожать то важное и позитивное, на чём базируется образование. И мерилом этих границ должны служить ценности образования - устоявшиеся абсолютные характеристики образовательных систем, лежащие в основе их целей, содержания, принципов, форм и методов функционирования.

Несомненно, цифровизация полезна образованию. Существует энное количество заинтересованных групп, активно пропагандирующих цифровизацию образования и поддерживаемых при этом фондами, грантами и предприятиями по производству сопутствующих технологий. Не случайно, крупные IT-компании инвестируют в образование. Apple финансирует около 400 учебных заведений по всему миру. Идея цифровых школ активно продвигается на Западе. К примеру, в Голландии действуют так называемые школы Стива Джобса (Steve Jobs-Schools), чья практика построена на соединении индивидуализации и цифровизации образования в условиях начальной школы. Главным средством обучения в них являются iPad, в работе с которым дети проводят половину учебного дня. Отвечая запросу времени, бизнес активно несёт свои технологии в школы.

При этом в западных СМИ неоднократно появлялась информация о противоположном тренде в Силиконовой долине: программисты и топ-менеджеры IT-компаний для своих детей предпочитают школы с традиционными и здоровьесберегающими технологиями обучения. Большой популярностью в долине пользуются, к примеру, валь-дорфские школы, идеология которых несовместима с компьютерами. В этой связи даже высказываются прогнозы, что аналоговые, «бесцифровые» школы будут превращаться в элитные по мере вхождения технологий в образование. Аналогично прогнозируется и развитие университетского сектора, однако уже из-за дискриминационного характера дистанционных технологий: закрепление онлайн-обучения связано с предложениями удалённого образования, что приведёт к приобретению аудиторным преподаванием элитарного статуса и, следовательно, к разрыву между учащимися. По разным причинам студенты и преподаватели будут предпочитать образование face-to-face, и оно рискует превратиться в привилегию.

Примечательно, что ИБ. Гейтс, и С. Джобс, создатели Microsoft и Apple, своим детям не разрешали пользоваться гаджетами в детстве. Дочери Гейтса получили первые мобильные в 14 лет, а Джобс запрещал детям iPad, объяснив в своём последнем интервью: «Дома мы ограничиваем использование технологий детьми» [8]. Аналогичную позицию в воспитании занимают С. Пичай, главный исполнительный директор Google, и другие ведущих разработчики цифровых технологий. Это говорит о том, что они знают о воздействии «цифры» на личность. Инженер компании Google Т. Гаррис даже запустил движение «Time Well Spent», указывая на манипулирование сознанием пользователя гаджетов.

Аспекты негативного влияния цифровых устройств подтверждают и психологи. Так, немецкий нейропсихолог, психиатр М. Шпитцер доказывает, что они в полной мере содействуют непрерывному образованию взрослых, но вредны для детей и смещают акцент с познания на получение удовольствия. «Именно потому, что компьютеры, ноутбуки и смартборды делают умственную работу за нас, для обучения они не годятся. Обучение предполагает самостоятельную умственную работу: чем активнее и глубже мозг обрабатывает информацию, тем лучше она будет усвоена...

Нет достаточных доказательств, чтобы утверждать, будто современная цифровая техника улучшит обучение в школе» [5, с. 83]. Напротив, есть исследования, где установлено, что использование этих технологий в классе не коррелирует с улучшением образовательных результатов учащихся, но может иметь отрицательные эффекты на успеваемость [13]. В книге 2017 г. с громким названием «Вышколенный экран: два учителя со стажем разоблачают, как чрезмерное использование технологий отупляет наших детей» объясняются проблемы лоббирования цифровизации в школах и последствий в виде когнитивных и социальных дефицитов у учащихся [10].

Из предупреждений психологовивоспитательныхстратегий IT-производителей отнюдь не следует, что компьютеры исключительно вредны для детей и образования. Но это лишний раз убеждает, что, во-первых, цифровые технологии требуют ограниченного и контролируемого использования детьми, а во-вторых, у цифровизации образования есть свои группы интересов, свои сторонники и противники. Также очевидно, что острота критики не помешает этому процессу в силу его глобального характера - как в географическом, так и в социально-экономическом значении. Цифровые технологии, как показал всемирный карантин, могут быть хорошим подспорьем для учебных заведений. Важно помнить, что они представляют собой удобное, но не основное, средство обучения, и важно учитывать проблемы и последствия, которые влечёт за собой их чрезмерное использование. Согласно образовательным стандартам, в приоритете должна быть самостоятельная работа учащегося, а не педагога или компьютера. Поэтому цифровизация должна протекать на фоне тщательного научно-методического сопровождения, призванного найти пути интеграции цифровых технологий в школу с оптимальным предотвращением их возможных отрицательных воздействий. Задача снижения вредных рисков определённо предполагает ограничение применения цифровых технологий до объективно необходимого и удобного. Стоит заметить, что по СаПиН, предельно допустимое время работы за компьютером для 2-4 классов - 30 минут в неделю. Этот факт закономерно побуждал большинство учителей начальных классов выбирать схему «задать задание по учебнику - принять фото тетради с выполненным заданием - проверить», где цифровые технологии выполняли только операционные функции и не способствовали расширению знаний и умений. Одновременно СаПиН является основанием для прогнозирования более спокойного (в отличие от вузов) варианта цифровизации школы в ближайшие пять лет.

Выводы. Цифровые технологии постепенно входят в формальное образование с 2000-х гг., расширяя возможности педагогов в организации продуктивного интересного педагогического процесса и познавательные возможности учащихся. Однако следует помнить, что не всё традиционное и старое подлежит обновлению. Примером здесь может послужить принцип наглядности на уроках математики. В античных культурах обучение счёту и сами вычислительные действия производились с помощью абака. Они появились ещё в III в. до н.э., но до сих пор используются в школах ряда государств как ценное средство и метод обучения. Одна из таких стран - Сингапур - признанный лидер школьного образования и одновременно фронтмен в вопросах цифровой модернизации образования, другая - Индия, славящаяся своими IT-специалистами. Иначе говоря, тысячелетние традиции обучения счёту, доказавшие в азиатских государствах состоятельность, не вытесняются компьютерами как устаревшие. Ещё более простой пример - счётные палочки. До изобретения счётов люди производили вычисления с помощью предметов - камушков, зёрен, раковин и пр. С тех пор прошли тысячи лет, но счёт на предметах - востребованный метод обучения в первых и подготовительных классах. Он настолько прост и доступен ребёнку, что проигрывает в сравнении с соответствующими предложениями. И это справедливо, потому что цифровизация не должна и не может быть тотальной.

Сегодня уже нет сомнений, что в образовании, как и в культуре в целом, наступает новая эра, предпосылки которой закладывались с начала 2000-х гг. благодаря развитию интернета и появлению концепции цифровой экономики, неожиданное резкое

ускорение которой придала пандемия. В России сложились очень благоприятные предпосылки для серьёзной цифровизации общественных институтов и построения цифровой экономики. Однако при осуществлении грядущих трансформаций очень важно понимать, насколько глубоки и революционны должны быть эти изменения, какова их конечная оправданная цель, какие инновации целесообразны. Доказательство способности государств осуществлять образование в условиях отказа от аудиторного обучения фактически переводит дальнейшие стратегии образовательной политики к возможности выбора между эволюционным и революционным путями развития. Одновременно этот переход продемонстрировал многочисленные риски и трудности использования цифровых технологий, а также недостатки дистанционной технологии обучения в сравнении с аудиторным.

Исторически сложилось так, что экосистема высшего образования адаптируется медленно. Но педагоги, столкнувшиеся с беспрецедентной срочностью, теперь вынуждены массово приспосабливаться. Кто-то при этом максимально использовал возможности цифровых технологий, а кто-то ограничился технологиями дистанционного обучения, минимизировав обращение к технике и цифровым ресурсам. Субъективный фактор всегда был очень мощным в торможении инноваций, обеспечивая консервативный характер системы. На основе проведённого анализа, прежде всего, исходя из ограниченности возможностей удалённого обучения и субъективного фактора, можно прогнозировать лимитированное развитие дистанта и в дальнейшем. Кроме того, оно не будет повсеместным: очевидно, что страны и учебные заведения с большими финансовыми возможностями будут вкладывать в него больше, чем остальные, а на школьном образовании он скажется в меньшей степени. Прогнозируя развитие философии образования в ближайшее десятилетие, можно сказать, что из карантина весны и осени 2020 г. образование в лице различных его субъектов на местах выйдет с пониманием того, что дистанционное обучение не может служить полноценной заменой традиционному, однако является ценным для обучения отдельных групп учащихся (его возможности должны быть максимально востребованы, прежде всего, в продолженном профессиональном образовании, в педагогическом сопровождении одарённых и инвалидов).

При этом цифровые технологии будут признаны современным и перспективным средством, способным не только расширить образовательные возможности всех категорий учащихся, но и выгодно модернизировать существующие технологии обучения в классе при адекватном управлении со стороны педагога с учётом понимания негативных эффектов данной технологии. Важными условиями цифровой модернизации образовательных учреждений будут развитие цифровых ресурсов, информирование педагогов о возможностях данных ресурсов, повышение их квалификации в 1Т-направлении, но при этом - предоставление им свободы методического самовыражения и свободы выбора средств осуществления педагогического процесса в условиях образовательного учреждения. Одновременно важно помнить, что это все лишь средство, а не форма обучения, и что возможности цифровизированного дистанционного обучения очень ограничены.

Литература

1. Более 90 процентов опрошенных студентов ДГТУ включены в дистанционное обучение. URL: https://donstu.ru/news/obrazovame/bolee-90-protsentov-oproshennykh-studentov-dgtu-vklyucheny-v-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 28.04.2020).

2. Костенко Я. Больная перемена: 50% школьников считают онлайн-обучение каникулами. URL: https://iz.ru/995078/iaroslava-kostenko/bolnaia-peremena-50-shkolnikov-schitaet-onlain-obuchenie-kanikulami. Аналог печ. изд.: Известия, 2020, 3 апреля (дата обращения: 29.04.2020).

3. ОНФ представил итоги опроса оценивших дистанционное обучение родителей и школьников // Общероссийский народный фронт. URL: https://onf. ru/2020/04/14/onf-predstavil-itogi-oprosa-ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-roditeley-i-shkolnikov/ (дата обращения: 02.05.2020).

4. Результаты экспресс-опроса об отношении студентов к дистанционному обучению. URL: https://vk.com/@psychologyltu-rezultaty-ekspress-oprosa-ob-otnoshenii-studentov-k-distanci (дата обращения: 01.05.2020).

5. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Пер. с нем. А.Г. Гришиной. М.: АСТ, 2013. 278 с.

6. Altbach P.G., Wit de. H. COVID-19: The internationalisation revolution that isn't // University World News. 2020. March 14. URL: https://www.universityworld-news.com/post.php?story=20200312143728370 (дата обращения: 25.04.2020).

7. Alternative solutions to school closure in Arabian countries to ensuring that learning never stops Covid-19 education response // UNESCO. URL: https://en.unesco. org/news/alternative-solutions-school-closure-arab-countries-ensuring-learning-never-stops (дата обращения: 26.04.2020).

8. Bilton N. Steve Jobs was a low-tech parent // The New York Times- 2014-Sept. 10. URL: https://www.nytimes.com/2014/09/11/fashion/steve-jobs-apple-was-a-low-tech-parent.html?_r=0 (дата обращения: 29.04.2020).

9. Brooks S.K. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Feb. 19. URL: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30077-8 (дата обращения: 25.03.2020).

10. Clement J., Miles M. Screen schooled: Two veteran teachers expose how technology overuse is making our kids dumber. Chicago: Chicago Review Press, 2017.

11. Kim J. Teaching and Learning After COVID-19 // Inside Higher Ed. 2020. Apr. 1. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/blogs/learning-innovation/ teaching-and-learning-after-covid-19 (дата обращения: 25.04.2020).

12. Lederman D. Will shift to remote teaching be boon or bane for online learning? // Inside Higher Ed. 2020. March 18. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/article/2020/03/18/most-teaching-going-remote-will-help-or-hurt-online-learning (дата обращения: 25.03.2020).

13. Ravizza S.M., Uitvlugt M.G., Fenn K.M. Logged in and zoned out: How laptop internet use relates to classroom learning // Psychological Science. 2017. Vol. 28. № 2. Р. 171180.

14. Strielkowski W. COVID-19 pandemic and the digital revolution in academia and higher education // Preprints. 2020. Apr. 17.

15. Tam G., El-Azar D. Three ways the coronavirus pandemic could reshape education // World Economic Forum. 2020. Mar. 13. URL: https://www.weforum.org/ agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/ (дата обращения: 02.05.2020).

References

16. Bolee 90 procentov oproshennyh studentov DGTU vklyucheny v distancionnoe obuchenie [More than 90 percent of the surveyed DSTU students are included in distance learning]. URL: https://donstu.ru/news/obrazovanie/bolee-90-protsentov-oproshennykh-studentov-dgtu-vklyucheny-v-distantsionnoe-obuchenie (data obrashheniya: 28.04.2020). (In Russian).

17. Kostenko YA. Bol'naya peremena: 50% shkol'nikov schitayut onlajn-obuchenie kani-kulami [Sick change: 50% of schoolchildren consider online learning a vacation]. URL: https://iz.ru/995078/iaroslava-kostenko/bolnaia-peremena-50-shkolnikov-schitaet-onlain-obuchenie-kanikulami (data obrashheniya: 29.04.2020). (In Russian).

18. ONFpredstavil itogi oprosa ocenivshih distancionnoe obuchenie roditelej i shkol'nikov [ONF presented the results of a survey where parents and schoolchildren evaluated distance learning]. URL: https://onf.ru/2020/04/14/onf-predstavil-itogi-oprosa-

ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-roditeley-i-shkolnikov/ (data obrashheniya: 02.05.2020). (In Russian).

4. Rezul'taty ekspress-oprosa ob otnosheniistudentov k distancionnomu obucheniyu [Results of an express survey on students' attitudes towards distance learning]. URL: https://vk.com/@psychologyltu-rezultaty-ekspress-oprosa-ob-otnoshenii-studen-tov-k-distanci (data obrashheniya: 01.05.2020). (In Russian).

5. Shpittser M. Antimozg: cifrovye tekhnologii i mozg [Antibrain: digital technologies and the brain] / Perevod A.G. Grishinoy. M.: AST, 2013. (In Russian).

6. Altbach P.G., Wit de. H. COVID-19: The internationalisation revolution that isn't // University World News. 2020. March 14. URL: https://www.universityworldnews. com/post.php?story=20200312143728370 (data obrashheniya: 25.04.2020). (In English).

7. Alternative solutions to school closure in Arabian countries to ensuring that learning never stops Covid-19 education response // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/ news/alternative-solutions-school-closure-arab-countries-ensuring-learning-nev-er-stops (data obrashheniya: 26.04.2020). (In English).

8. Bilton N. Steve Jobs was a low-tech parent // The New York Times. 2014. Sept. 10. URL: https://www.nytimes.com/2014/09/11/fashion/steve-jobs-apple-was-a-low-tech-parent.html?_r=0 (data obrashheniya: 29.04.2020). (In English).

9. Brooks S.K. [et al.] The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Feb. 19. URL: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30077-8 (data obrashheniya: 25.03.2020). (In English).

10. Clement J., Miles M. Screen schooled: Two veteran teachers expose how technology overuse is making our kids dumber. Chicago: Chicago Review Press, 2017. (In English).

11. Kim J. Teaching and learning after COVID-19 // Inside Higher Ed, 2020, Apr. 1. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/blogs/learning-innovation/ teaching-and-learning-after-covid-19 (data obrashheniya: 25.04.2020). (In English).

12. Lederman D. Will shift to remote teaching be boon or bane for online learning? // Inside Higher Ed. 2020. March 18. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/article/2020/03/18/most-teaching-going-remote-will-help-or-hurt-on-line-learning (data obrashheniya: 25.03.2020). (In English).

13. Ravizza S.M., Uitvlugt M.G., Fenn K.M. Logged in and zoned out: How laptop internet use relates to classroom learning // Psychological Science. 2017. Vol. 28. № 2, P. 171180. (In English).

14. Strielkowski W. COVID-19 pandemic and the digital revolution in academia and higher education // Preprints. 2020. Apr. 17. (In English).

15. Tam Gv El-Azar D. Three ways the coronavirus pandemic could reshape education // World Economic Forum. 2020. Mar. 13. URL: https://www.weforum.org/ agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/ (data obrashheniya: 02.05.2020). (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.