Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ-2020 НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТАХ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ-2020 НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия-2020 / университеты / дистанционное обучение / образовательный процесс / об-разовательный менеджмент / pandemic-2020 / universities / distance learning / educational process / educational management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пэн Лин, Рулиене Любовь Нимажаповна

Авторы анализируют опыт организации учебного процесса в университетах Китая и России в условиях пандемии-2020. В начале 2020 г. университеты экстренно перешли на дистанционное обучение. Дистанцион-ное обучение в условиях самоизоляции следует рассматривать как не упущенную возможность. Ведь универ-ситеты получили новый импульс для развития образовательного процесса, совершенствования образователь-ного менеджмента. Обучение в условиях самоизоляции способствовало ускоренному массовому внедрению цифровых технологий и дистанционных образовательных технологий. Преподаватели и студенты освоили методы онлайн-обучения, начался поиск эффективных мер управления педагогическим процессом в инфор-мационно-образовательных средах, были разработаны новые цифровые образовательные платформы, резко возросло количество учебных онлайн-ресурсов. Несмотря на эти меры, остаются нерешѐнными проблемы интеграции традиционного аудиторного обучения и онлайн-обучения. Поэтому важно непрерывное совер-шенствование цифровых компетенций преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пэн Лин, Рулиене Любовь Нимажаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE 2020 PANDEMIC ON EDUCATIONAL PROCESS DEVELOPMENT AND EDUCATIONAL MANAGEMENT IN UNIVERSITIES

The authors analyze the experience of organizing the educational process in the universities of China and Russia in the conditions of pandemic-2020. At the beginning of 2020 the universities urgently switched to distance learning. Distance learning in conditions of self-isolation should be considered as an opportunity not missed. After all, the universities re-ceived a new impulse to develop the educational process and improve educational management. Education in a self-isolated environment has accelerated the mass introduction of digital technologies and distance learning technologies. Teachers and students have mastered the methods of online learning, the search for effective measures to manage the pedagogical process in information and educational environments began, new digital educational platforms were developed, and the number of online educational resources has increased dramatically. Despite these measures, the problems of integration of traditional classroom training and online learning remain unsolved. Therefore, it is important to continuously improve the digital com-petencies of teachers and students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ-2020 НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТАХ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 4 (60), с. 161-167

161

УДК 378.4

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ-2020 НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТАХ

© 2020 г. Л. Пэн, Л.Н. Рулиене

Пэн Лин, к.и.н.; доцент Института иностранных языков Сианьского университета Цзяотун,

[email protected] Рулиене Любовь Нимажаповна, д.пед.н.; проф.; профессор кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова

[email protected]

Статья поступила в редакцию 16.10.2020 Статья принята к публикации 06.11.2020

Авторы анализируют опыт организации учебного процесса в университетах Китая и России в условиях пандемии-2020. В начале 2020 г. университеты экстренно перешли на дистанционное обучение. Дистанционное обучение в условиях самоизоляции следует рассматривать как не упущенную возможность. Ведь университеты получили новый импульс для развития образовательного процесса, совершенствования образовательного менеджмента. Обучение в условиях самоизоляции способствовало ускоренному массовому внедрению цифровых технологий и дистанционных образовательных технологий. Преподаватели и студенты освоили методы онлайн-обучения, начался поиск эффективных мер управления педагогическим процессом в информационно-образовательных средах, были разработаны новые цифровые образовательные платформы, резко возросло количество учебных онлайн-ресурсов. Несмотря на эти меры, остаются нерешёнными проблемы интеграции традиционного аудиторного обучения и онлайн-обучения. Поэтому важно непрерывное совершенствование цифровых компетенций преподавателей и студентов.

Ключевые слова: пандемия-2020, университеты, дистанционное обучение, образовательный процесс, образовательный менеджмент.

Введение

Образовательный процесс современного университета как суперсложная система, обеспечивающая информационно-педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов, обладает удивительной способностью приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям. Пандемия-2020, вызванная коронавирусной инфекцией, стала новым вызовом для мировой системы образования и испытанием для устойчивого саморазвития образовательного процесса. COVID-19 спровоцировал быстрый массовый переход к цифровому образованию [1] -процессу организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате.

Если до 2020 года внедрение цифрового образования осуществлялось на уровне инновационных проектов, в рекомендательной форме, то после 2020 года использование цифровых образовательных платформ станет неотъемлемой частью образовательной системы. Как сказал

министр науки и высшей школы РФ В. Фальков, «очное образование до и после коронави-руса - две большие разницы... если ты не можешь организовать коллективную работу с помощью онлайн-сервисов, то это уже критично» [2]. В новых условиях каждый преподаватель должен уметь работать в онлайн-режиме. А это значит, что нужно быстро научиться работать в цифровой среде, что в свою очередь ведёт к обновлению образовательных технологий. Таким образом, за несколько месяцев участники образовательного процесса всех уровней и форм образования были вовлечены в инновационные процессы в области цифровизации образования, которые в течение последних двадцати лет осуществлялись инициативными группами, педагогами-исследователями и поддерживались различными федеральными проектами. Цифровая революция в университетском образовании, которую мы ожидаем завтра, может совершиться уже сегодня, если университеты будут ориентированы на саморазвитие.

Известно, что саморазвитие существенно ограничивает выбор между свободой и необходимостью [3], инициирует инновационные методы приспособления к окружающей действительности. В этом смысле пандемия-2020 превратила дистанционные образовательные тех-

нологии в основное средство педагогического взаимодействия преподавателя со студентами. Но можно ли данный факт охарактеризовать как самоорганизующийся процесс? Исследование феномена самоорганизации опирается на кибернетический и синергетический подходы. В первом случае система организуется под действием управляющего органа, во втором - система сама, без управляющего органа, выбирает путь своего развития к более высокой организации. Движущей силой самоорганизации является креативность, а «эволюция происходит скачками, через свершение событий» [4]. Исходя из этих свойств, мы вправе рассматривать образовательный процесс как самоорганизующуюся систему. В данной публикации мы представим образовательный процесс и образовательный менеджмент как элементы самоорганизации университетского образования.

1. Как университеты Китая и России ответили на пандемию-2020?

В условиях необходимости сдерживания ко-ронавирусной инфекции многие страны предприняли меры по предотвращению скопления большого количества людей. Так, в конце января 2020 г., сразу после новогодних праздников по лунному календарю, все обучающиеся, начиная от воспитанников детских садов до докторантов материкового Китая и Гонконга, должны были перейти на онлайн-образование. В феврале был издан указ Министерства образования КНР о прекращении учёбы в очном формате. Таким образом, в дистанционный режим были переведены 30 миллионов студентов, обучавшихся в 3 000 китайских университетах. Обучение для 500 000 иностранных студентов также было организовано на онлайн-платформах.

Для того чтобы студенты Китая могли продолжить обучение, прилагались огромные усилия. Потенциал университетского педагогического сообщества был направлен на поиск сервисов и инструментов, обеспечивающих эффективное сопровождение онлайн-обучения. Министерство образования Китая запустило 37 крупнейших онлайн-платформ, на которых был организован учебный процесс 110 образовательных и социальных учреждений. Были созданы 410 000 онлайн-курсов1.

Создание обучающих платформ и электронных курсов, разработка и внедрение цифровых технологий и прикладных программ требуют привлечения главного потенциала образовательной индустрии - профессорско-преподавательского состава. Так, в одном из университетов Китая в течение весеннего семестра было

обеспечено дистанционное обучение по 842 теоретическим дисциплинам. В целом во время карантина в китайских университетах было разработано 5 000 новых открытых массовых онлайн-курсов, а также 18 400 специальных электронных курсов. В апреле 2020 г. в онлайн-обучении участвовали 3.94 млн преподавателей и 1.8 млрд студентов.

Как видим, COVID-19 ускорил трансформацию форм и методов образовательной деятельности, перспективными становятся мобильные и интерактивные технологии. Как сказал Питер Са-ловей, президент Йельского университета; «Опыт дистанционного преподавания в чрезвычайных ситуациях окажет долгосрочное воздействие на будущее, а также способствует переформированию онлайн-методов образования и инициирует изменения в традиционном обучении»2.

Конечно, онлайн-обучение имеет риски, связанные с техническими проблемами, цифровым неравенством. Многие китайские цифровые платформы были перегружены, произошёл сбой информационных систем, таких как «Tencent Classroom».

В России существует целый ряд образовательных платформ: «Учи.ру», «Мобильное электронное образование», Skyeng, «Алгорит-мика», Яндекс, Mail.ru. Все они созданы разными коммерческими компаниями, которые не могут позволить себе продолжать поддержку этих сервисов бесплатно в течение длительного времени. Отсюда глобальная проблема, связанная с поддержкой производителей контента, предоставляющих бесплатный доступ пользователям в период эпидемий. Кроме того, каналы связи и серверные мощности образовательных платформ не выдержали одновременного подключения к системе почти 17 млн школьников, 7 млн студентов вузов и 4 млн студентов колледжей, не считая учителей и преподавателей [5].

Университет Цинхуа относится к числу китайских университетов, достигших хороших результатов в трансформации научно-образовательного и организационно-управленческого процессов. Это стало возможным благодаря решительным мерам по тотальному внедрению онлайн-обучения, которое студенты называют университетом «после 00 часов».

Успешный переход на онлайн-обучение стал возможен, т.к. университет ещё в 2016 г. запустил «Rain Classroom» - самую современную и эффективную обучающую онлайн-платформу в Китае. В настоящее время эта платформа насчитывает более 19 млн пользователей. Контент, созданный в Rain Classroom, состоит из трёх 30-минутных видеокурсов. Студенты могут задавать вопросы в реальном времени, а аналити-

ческая система собирает и классифицирует эти вопросы. Получив обработанную базу вопросов, преподаватель назначает время, чтобы ответить на вопросы в режиме реального времени и организовать дальнейшее совместное обсуждение учебного материала.

В настоящее время преподавателями Университета Цинхуа на платформе Rain Classroom создано 1 600 онлайн-курсов. Все они являются бесплатными. В ближайшие месяцы для публичного пользования будут открыты ещё более 2000 курсов.

2. Дистанционное обучение в условиях пандемии-2020: проблема или возможность?

Масштабный и ускоренный переход на дистанционный формат обучения можно рассматривать как проблему и возможность. Глава Департамента высшего образования Китая господин У Иань предложил педагогам направить усилия не только на то, чтобы справиться с кризисом, вызванным пандемией, но и на то, чтобы превратить эту проблему в возможность и создать новые международные платформы для обучения в режиме онлайн3. Так, 20 апреля 2020 г. были разработаны 109 международных онлайн-курсов, а 28 апреля начала функционировать международная цифровая платформа «Эй кэй чэн».

Создание и внедрение массовых открытых онлайн-курсов в китайских университетах позволило расширить базу для проведения исследований, направленных на выявление эффективности существующих методик онлайн-преподавания, развитие образовательных технологий, совершенствование подготовки IT-специалистов для сферы образования.

Отметим, что главная проблема онлайн-обучения - это распределённые виртуальные аудитории, состоящие из безликих аккаунтов студентов. Поэтому содержанием онлайн-преподавания является не информация, которую нужно вызубрить, а интерактивное обсуждение научно-образовательного контента, критическое осмысление фактов, обдумывание достоверной информации и др. Для проведения лекции с использованием облачной платформы Zoom преподавателям необходимо развивать не только цифровые навыки, но и так называемые «гибкие» навыки, в том числе эмоциональный интеллект, коммуникативную компетентность, креативный подход и открытость новому. Студентам трудно сосредоточиться на решении сложных и длительных учебных задач в домашних условиях, где много возможностей для игр и развлечений или других отвлекающих факто-

ров. Поэтому Zoom-лекция должна проводиться в интерактивной форме и необходимо продумать инструменты образовательного тайм-менеджмента, обеспечивающего рациональное планирование учебного времени студентов, повышающего интенсивность образовательной деятельности преподавателей. Например, можно использовать «матрицу дел Эйзенхауэра», позволяющую классифицировать предстоящие или текущие дела по критериям «срочность» и «важность».

Новая коронавирусная инфекция сделала популярным дистанционное обучение. Но экстренный переход университетов на дистанционный формат высветил комплекс других проблем: нестабильный и низкоскоростной интернет в сельской местности, отсутствие и недостаток персональных компьютеров ограничили доступ обучающихся к онлайн-сервисам; недостаточно интерактивный и не всегда медийный контент не мог обеспечить эффективность информационно-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; преподаватели и студенты были лишены эмоционального общения как основного средства передачи личностного опыта. Поэтому многие студенты оценили виртуальное обучение как плохую замену традиционному аудиторному обучению.

3. Уроки пандемии-2020: что должно измениться в образовательном процессе?

Внезапная вспышка новой коронавирусной инфекции заставила людей осознать, что их безопасность во многом зависит от высококвалифицированных кадров, в данном случае медицинских работников. Но для системной работы любой социальной сферы недостаточно обладать профессиональными компетенциями, для успешной работы нужно развивать «мягкие», нетехнические, надпрофессиональные навыки (soft skills). В перечень «мягких» навыков включают личностные характеристики, повышающие эффективность взаимодействия с другими людьми в рабочем пространстве и эффективность работы. Так, в профессии врача к ним относятся умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами здравоохранения, кооперировать свои действия с другими участниками лечебного процесса, проявлять лидерские качества [6], а также проявлять мужество, решительность, дисциплину, ответственность.

Пандемия-2020 обострила проблему профилактической медицины, потребовала пересмотра целей и содержания подготовки высококва-

лифицированных кадров в Китае. В частности, в медицинских вузах стало усиливаться направление профилактической медицины, в отдельных колледжах и университетах открыты новые медицинские специальности и т.д. В университетах введены курсы и семинары, направленные на популяризацию медицинских знаний, профилактику эпидемий. Материалы о героизме работников здравоохранения в период борьбы с СОУШ-19 включены в содержание учебных программ для воспитания у студентов чувства патриотизма и коллективизма. В рамках изучения гуманитарных дисциплин больше внимания стали обращать на формирование у студентов навыков социальной оценки различных кризисов и управления ими, выстраивания взаимоотношений между людьми, природой и обществом.

Многие преподаватели, которые прежде отрицательно относились к цифровизации образования, увидели достоинства онлайн-обучения. Как отмечают исследователи, онлайн-обучение и смешанное обучение дают студентам те же результаты, что и традиционное очное обучение, при значительно меньших затратах [7]. При этом занятия в удалённом формате позволяют начать обучение в любом месте (нужен только смартфон или ноутбук), сэкономить на образовании (онлайн-курсы стоят в среднем на 80 процентов дешевле офлайн-занятий), учиться в комфортном темпе (график уроков формируется индивидуально), избавиться от пробелов (сложный материал можно несколько раз пересмотреть), не покупать множество учебников (достаточно зайти на электронную платформу онлайн-школы или в мессенджер для связи с педагогом).

В сентябре 2020 г. китайские и российские университеты начали новый учебный год. Пройдя трудный период зимы и весны, университетское сообщество выглядит более мобильным и уверенным. И всё же остается нерешенным ряд проблем, связанных с переносом учебного пространства в глобальную сеть, остаются нерешёнными:

- отмечается недостаточный уровень цифро-визации инфраструктуры образовательного процесса;

- необходимость массового доступа к электронным ресурсам и онлайн-сервисам значительно превышает возможности цифровых платформ;

- нестабильный интернет (цифровое неравенство) снижает качество обучения;

- имеют место недостаточный уровень ИКТ-компетентности преподавателей и низкая познавательная и организационная самостоятельность студентов и др.

Эти и другие проблемы приходится решать не в лабораторных условиях, а в реальной обра-

зовательной ситуации. Так, Пекинский университет ввёл онлайн-консультации по трудоустройству, репетиторству («Как писать эссе») и другие вспомогательные образовательные услуги. Опытные преподаватели считают, что после возвращения к обычной жизни, преподавание в университетах не вернётся к прежней модели. Например, профессор Холлидей из Университета Гонконга считает, что «ситуация последних нескольких недель заставит моих коллег навсегда изменить свои методы обучения. Мы обнаружили, что, несмотря на определённые проблемы и трудности, студенты и преподаватели ... отдают предпочтение онлайн-обучению. Наша задача - сохранить онлайн-опыт, накопленный в период эпидемии, и объединить его с очным обучением» [8]. Доктор Коутс из Университета Цинхуа также считает, что высшее образование в онлайн-формате останется популярным после окончания эпидемии, поэтому необходимо решить вопрос легализации такой формы обучения.

Вместе с тем долгосрочный переход на он-лайн-обучение нежелателен, так как невозможна диджитализация практических курсов, полевых исследований, учебных практик. Нельзя отказаться от очных академических обменов и стажировок, потому что их содержанием является передача личностного знания, эмоционального опыта, пережитых смыслов. Речь не идёт даже о социальной и культурной привлекательности жизни в кампусе, когда студенты и преподаватели становятся живыми участниками научно-образовательных и культурно-эстетических, спортивных событий.

Так, многие студенты и аспиранты Гонконгского университета, хорошо владея навыками обучения в МООС, успешно обучаются в он-лайн-формате. Однако они считают, что он-лайн-взаимодействие может быть непродуктивным, потому что студенты любят выключать камеры и микрофоны во время видеоконфе-ренцсвязи и преподаватель вынужден проводить занятие перед «чёрными экранами». Студенты в виртуальной учебной аудитории задают меньше вопросов, периодически отвлекаются на посторонние дела.

В условиях пандемии важно обеспечить стабильный режим образовательного процесса. Так, в Университете Цинхуа в начале февраля 2020 г. была организована пресс-конференция. В прямом эфире перед 50-тысячным коллективом студентов, преподавателей и выпускников выступили президент и секретарь университета. На конференции было объявлено о временном прекращении очного обучения по всем дисциплинам за исключением некоторых практиче-

ских и лабораторных курсов. В период весеннего семестра на онлайн-платформе прошли обучение более 25 000 студентов по 4 254 курсам. Разработку и научно-педагогическое сопровождение этих курсов обеспечивали 2 681 преподаватель. В целях снижения рисков эмоционального выгорания студентов и преподавателей в экстремальных условиях проводились дистанционные курсы по сохранению психического здоровья, работали консультационные пункты.

Массовый и экстренный переход к дистанционному обучению способствовал сближению студентов и преподавателей. Став участниками естественного педагогического эксперимента по апробации методик онлайн-обучения, преподаватели и сотрудники университета поддерживали друг друга, делились информацией о новых приложениях и сервисах, обучали друг друга цифровым навыкам. Преподаватели охотно участвовали в аудите онлайн-курсов, рассматривая их в качестве средства совершенствования контента и дизайна цифровых образовательных ресурсов. Онлайн-обучение повысило познавательную активность студентов, которые не владеют навыками публичного выступления и предпочитают выполнять задания в письменной форме.

Конечно, университетское сообщество ожидает возобновления традиционного очного обучения. Но цифровая трансформация образовательного процесса и образовательного менеджмента уже произошла и будет ещё продолжаться. Преподаватели и студенты уже получили опыт онлайн-взаимодействия, научились преподавать и учиться в интерактивной форме, испытали преимущества и риски цифровизации образования. Поэтому единственно правильным решением будет поиск новых моделей университетского образования, прежде всего на основе интеграции очного аудиторного и онлайн-обучения.

Конечно, некоторые преподаватели будут по-прежнему сопротивляться изменениям, вернутся к традиционным методам и средствам обучения. Но большая часть профессорско-преподавательского состава, увидев, что он-лайн-обучение не искажает уникальный стиль преподавания, но даже усиливает его и сокращает время на выполнение рутинных действий, перешла в число сторонников диджитализации.

Современным университетским преподавателям нужно осознать, что в современном непредсказуемом мире быстро меняться могут лишь технологии, обеспечивая новые решения и предотвращая угрозы. Как и случилось в мировой образовательной практике 2020 года: внедрение онлайн-курсов и обновление образо-

вательных технологий позволили сохранить студенческий контингент университетов и рабочие места для преподавателей.

4. Уроки пандемии-2020: что должно измениться в образовательном менеджменте?

В условиях COVID-19 колледжи и университеты Китая стали внедрять дистанционное администрирование учебного процесса. Такое нововведение позволило не только избежать риска взаимного заражения, но и преодолеть ограничения во времени и пространстве для взаимодействия с участниками образовательного процесса. Данное решение, на наш взгляд, соответствует пониманию менеджмента как правильной реакции на внутренние и внешние изменения [8]. Правильная реакция менеджеров китайских университетов состоит в том, что они минимизировали или даже исключили решение бизнес-вопросов в очном формате, теперь юридические и финансовые аспекты обучения обрабатываются через сеть. За счёт оптимизации организационно-экономических процессов, экономии затрат, связанных с функционированием административно-хозяйственной, планово-экономической и бухгалтерской служб, значительно повышается эффективность образовательного менеджмента университетов. Интересен опыт китайских университетов по организации трудоустройства выпускников: была разработана особая система вступительных экзаменов для магистрантов и аспирантов; проводились онлайн-ярмарки вакансий для выпускников.

В условиях самоизоляции 2020 г. особую актуальность приобретает проблема внедрения электронного документооборота в университетах. Среди российских университетов можно отметить систему электронного документооборота «Дело», которая функционирует на базе корпоративной компьютерной сети Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и охватывает все структурные подразделения данного университета. Эта же система внедряется в Санкт-Петербургском государственном университете, Алтайском государственном медицинском университете и др. Система электронного документооборота Самарского университета основана на программных решениях «1С: Документооборот 8». Владивостокский государственный университет экономики и сервиса использует авторскую систему управления электронным документооборотом. Практически все университеты имеют автоматизированные информационные системы, но они, как правило, не интегрированы с порталами электронного обучения,

не переносят вопросы согласования документов в бесконтактный формат. Например, для того чтобы подписать заявление на командировку преподавателю4 университета необходимо лично встретиться с заведующим кафедрой, директором института, начальником учебно-методического управления, начальником отдела кадров, начальником планово-финансового управления, начальником управления бухгалтерского учёта и контроля, проектором по науке, и только после этого можно оставить заявление в приёмной ректора (через его помощника), а уже с подписью ректора передать заявление начальнику общего отдела. Вернувшись из командировки, нужно оформить авансовый отчёт, а для этого нужно зайти в материальный отдел бухгалтерии, получить подпись директора института. В итоге мы имеем 11 очных контактов, которых можно было бы избежать, если бы в университетах было налажено электронное оформление командировок. К примеру, согласование служебной командировки работников Казанского федерального университета производится только посредством автоматизации через личный кабинет ИАС «Электронный университет».

Обобщая сказанное, мы сформулировали пять задач цифровизации образовательного процесса и образовательного менеджмента университетов:

1) активировать трансформацию методик обучения и педагогического мышления на основе интеграции цифровых и образовательных технологий, внедрения интерактивных приёмов, сохраняющих «живое» присутствие преподавателя и студентов;

2) мотивировать преподавателей, чтобы они быстро освоили новую роль и перестали видеть себя «солистами», а были «аккомпаниаторами» образовательных событий;

3) обеспечить системную профилактику сбоев в организации онлайн-обучения, перейти на электронный документооборот; разрабатывать мобильные приложения для менеджмента образовательного процесса;

4) вооружить каждого преподавателя, чтобы он умело и уместно использовал цифровые инструменты в штатном режиме, сочетая их с очными формами по своему усмотрению, в зависимости от учебной аудитории, условий университета и актуальных образовательных задач;

5) изменить модель повышения квалификации педагогов: все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки должны быть организованы в формате «смешанного обучения», чтобы преподаватели на практике активно овладевали различными цифровыми технологиями и постоянно, а не только

во время вынужденного дистанта использовали эти ресурсы.

Решение этих задач позволит университету не упустить возможность быть успешной самоорганизующейся системой.

Примечания

1. штжтт)штшттть1щжш

Ш>> - http://www.edu.cn/xxh/yc/202004/t20200414_172 1415.shtml (дата обращения: 18.08.2020).

2. ^SfTOI^S^Mg&ttpsV/www.eol.cn/ news/dongtai/202004/t20200426_ 1723536. shtml (дата обращения: 27.07.2020).

3. https://www.sohu.eom/a/387051132_323819 (дата обращения: 24.08.2020).

4. В данном случае речь идёт об авторе этой статьи - Рулиене Л.Н.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.

2. Минобрнауки: Пандемия изменит систему высшего образования // Российская газета. 24.04.2020. https://rg.ru/2020/04/21/v-minobrnauki-nastroeny-nac hat-uchebnyj-god-vovremia-i-ochno.html (дата обращения: 26.08.2020).

3. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение / Предисл. Г.Г. Малинецкого; пер. с англ.

B.Ф. Пастушенко. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. 342 с.

4. Пригожин И. Очеловечивание человека, креативность природы и креативность человека // Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире / Отв. ред. Н.К. Удумян. М.: Наука, 2004. 475 с.

5. Кондаков А. Оптимальное решение - объединение усилий разных компаний на единой платформе // Вести образования. 14 апреля 2020 г. https://vogazeta.ru/articles/2020/4/14/distant/12529-alek sandr_kondakov_optimalnoe_reshenie___obedinenie_us iliy_raznyh_kompaniy_na_edinoy_platforme_ (дата обращения: 24.08.2020).

6. Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2 (32).

C. 68-74.

7. Chirikov I., Semenova T., Maloshonok N., Bettinger E., Kizilcec R. Online education platforms scale college STEM instruction with equivalent learning outcomes at lower cost // Science Advances. 2020. Vol. 6. № 15 (дата обращения: 17.09.2020).

8. https://www. timeshighereducation. com/cn/features/ will-coronavirus-make-online-education-go-viral (дата обращения: 10.09.2020).

9. Адизес И.К. Управляя изменениями: Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / Пер. с англ. В. Кузина. 5-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 352 с.

IMPACT OF THE 2020 PANDEMIC ON EDUCATIONAL PROCESS DEVELOPMENT AND EDUCATIONAL MANAGEMENT IN UNIVERSITIES

L.Peng,1 L.N.Ruliene1

'Xian Jiaotong University 2Dorzhi Banzarov Buryat State University

The authors analyze the experience of organizing the educational process in the universities of China and Russia in the conditions of pandemic-2020. At the beginning of 2020 the universities urgently switched to distance learning. Distance learning in conditions of self-isolation should be considered as an opportunity not missed. After all, the universities received a new impulse to develop the educational process and improve educational management. Education in a self-isolated environment has accelerated the mass introduction of digital technologies and distance learning technologies. Teachers and students have mastered the methods of online learning, the search for effective measures to manage the pedagogical process in information and educational environments began, new digital educational platforms were developed, and the number of online educational resources has increased dramatically. Despite these measures, the problems of integration of traditional classroom training and online learning remain unsolved. Therefore, it is important to continuously improve the digital competencies of teachers and students.

Keywords: pandemic-2020, universities, distance learning, educational process, educational management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.