Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР'

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
776
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / LEGAL DISCIPLINES / ОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / BRANCH LEGAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шебанов А.Ф.

После некоторого перерыва мы вновь возвращаемся к рубрике «Юридическое образование: взгляд из советского прошлого». Настоящий отрывок приведен из книги А.Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения», увидевшей свет в 1963 году. А.Ф. Шебанов констатирует, что к концу 1950-х годов окончательно сложилась модель подготовки юриста-универсала, специалиста широкого профиля. Этим объясняется также наличие в учебном плане дисциплин обще гуманитарного профиля - политической экономии, истории КПСС, диалектического и исторического материализма; кроме того факультативно студенты изучают марксистско-ленинскую этику и эстетику, научный атеизм - которые составляют 15 % от общего количества обязательных дисциплин. Отраслевые юридические дисциплины составляли оставшуюся часть учебного плана. А.Ф. Шебанов отмечает, что в учебном плане отражены новейшие достижения юридической отраслевой науки. Так, круг изучаемых в вузе юридических дисциплин значительно шире, чем круг отраслей советского права. Учебный план юридических вузов и факультетов, утверждался Министерством высшего и среднего специального образования СССР. В статье анализируется учебный план, утвержденный в 1959 году. Юридические науки, обязательное изучение которых предусмотрено учебным планом юридического факультета, можно условно разделить на четыре группы. Первую группу составляют науки методологические и исторические. Ко второй группе правовых наук, изучаемых на факультетах можно отнести так называемые отраслевые или специальные правовые науки. Третью группу правовых наук, изучаемых на юридических факультетах, составляют науки о государстве и праве зарубежных стран, а также о правовом регулировании международных отношений. Четвертую группу составляли науки, предмет изучения которых составляли области других наук - технических и естественных - имеющих важное значение для осуществления правосудия, правильного применения правовых норм государственными органами и должностными лицами. В статье сохранено авторское оформление, а также орфография и пунктуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRICULA AND CONTENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN LEGAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE USSR

After some break we come back to a heading again "Legal education: a look from the Soviet past". The real fragment is given from the book by A.F. Shebanov "Legal higher educational institutions" which was issued in 1963. A.F. Shebanov notes that by the end of the 1950th years there was finally a model of training of the lawyer versatile person, the broad specialist. Also existence in the curriculum of disciplines is explained by it it is general a humanitarian profile - political economy, history of the CPSU, dialectic and historical materialism; besides facultatively students study Marxist-Leninist ethics and an esthetics, scientific atheism - which make 15% of total of obligatory disciplines. Branch legal disciplines were the curriculum rest. A.F. Shebanov notes that the latest developments of legal branch science are reflected in the curriculum. So, the circle of the legal disciplines studied in higher education institution are much wider, than a circle of branches of the Soviet right. The curriculum of legal higher education institutions and faculties, was approved by the Ministry of the higher and secondary vocational education of the USSR. In article the curriculum approved in 1959 is analyzed. Jurisprudence which obligatory studying is provided by the curriculum of law department can be divided into four groups conditionally. The first group is made by sciences methodological and historical. It is possible to carry so-called branch or special legal sciences to the second group of the legal sciences studied at faculties. The third group of the legal sciences studied at law departments is made by sciences about the state and the right of foreign countries and also on legal regulation of the international relations. The fourth group was made by sciences which subject of studying was made by the fields of other sciences - technical and natural - important for implementation of justice, the correct use of precepts of law by public authorities and officials. In article author's registration and also spelling and a punctuation is kept.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР»

А.Ф. Шебанов*

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР

Аннотация. После некоторого перерыва мы вновь возвращаемся к рубрике «Юридическое образование: взгляд из советского прошлого». Настоящий отрывок приведен из книги А.Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения», увидевшей свет в 1963 году.

А.Ф. Шебанов констатирует, что к концу 1950-х годов окончательно сложилась модель подготовки юриста-универсала, специалиста широкого профиля. Этим объясняется также наличие в учебном плане дисциплин обще гуманитарного профиля -политической экономии, истории КПСС, диалектического и исторического материализма; кроме того факультативно студенты изучают марксистско-ленинскую этику и эстетику, научный атеизм - которые составляют 15 % от общего количества обязательных дисциплин. Отраслевые юридические дисциплины составляли оставшуюся часть учебного плана. А.Ф. Шебанов отмечает, что в учебном плане отражены новейшие достижения юридической отраслевой науки. Так, круг изучаемых в вузе юридических дисциплин значительно шире, чем круг отраслей советского права.

Учебный план юридических вузов и факультетов, утверждался Министерством высшего и среднего специального образования СССР. В статье анализируется учебный план, утвержденный в 1959 году. Юридические науки, обязательное изучение которых предусмотрено учебным планом юридического факультета, можно условно разделить на четыре группы. Первую группу составляют науки методологические и исторические. Ко второй группе правовых наук, изучаемых на факультетах можно отнести так называемые отраслевые или специальные правовые науки. Третью группу правовых наук, изучаемых на юридических факультетах, составляют науки о государстве и праве зарубежных стран, а также о правовом регулировании международных отношений. Четвертую группу составляли науки, предмет изучения которых составляли области других наук -технических и естественных - имеющих важное значение для осуществления правосудия, правильного применения правовых норм государственными органами и должностными лицами.

В статье сохранено авторское оформление, а также орфография и пунктуация.

Ключевые слова: юридическое образование, учебный план, юридические дисциплины, отраслевые юридические дисциплины.

Учебный процесс во всех юридических институтах и на юридических факультетах университетов организован в соответствии с учебными планами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР. В настоящее время в юридических вузах действуют учебные планы, утвержденные Министерством в мае 1959 г. Эти планы составлены в соответствии с требованиями Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР, поставившего задачу «обеспечить лучшую практическую и теоретическую подготовку специалистов, значительное усиление коммунистического воспитания молодежи», организовать сочетание обучения с трудом таким

* Шебанов Александр Филиппович (1922—1977 гг.), доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Университета дружбы народов; заместитель директора Института государства и права АН СССР.

образом, чтобы «студенты в процессе обучения получали навыки работы по специальности». В действующих учебных планах, разработанных при активном участии коллективов ряда юридических вузов, обобщен накопленный опыт подготовки юристов, учтены пожелания ведомств, куда направляются молодые специалисты, нашли свое отражение основные направления развития юридической науки.

Как в юридических институтах, так и на юридических факультетах университетов учебные планы предусматривают подготовку специалистов с единой квалификацией «юрист». Это значит, что выпускники всех юридических вузов получают теоретические знания и практические навыки, позволяющие им работать на любой работе юридического характера. Разумеется, что в процессе обучения студенты могут более глубоко изучить определенные отрасли правовой науки и более обстоятельно подготовиться к работе в определенных органах или учреждениях (например, в суде или в исполкоме местного Совета). Широкий профиль подготовки юриста наиболее полно отвечает как запросам государственных органов, так и интересам самих молодых специалистов. Сужение профиля подготовки юриста и превращение его в узкого профессионала противоречило бы целям и назначению выевшей школы, привело бы к снижению общенаучной и обще-юридической подготовки юристов и затруднило бы их использование в народном хозяйстве и государственном аппарате.

Задача вуза, состоит не только в том, чтобы дать студентам определенную сумму знаний, но - и это главное - воспитать у них умение работать самостоятельно, стремление к постоянному совершенствованию.

Следует иметь в виду, что никакое учебное заведение не может выпустить специалистов, идеально подготовленных к практической деятельности; квалифицированным специалистом выпускник вуза становится лишь после того, как закрепит свои знания многосторонним практическим и жизненным опытом.

Высшая школа дает студентам такие глубокие и многосторонние знания, которые только возможны при современном уровне науки, а также прививает практические навыки, позволяющие им сразу по окончании вуза включаться в практическую деятельность, максимально сокращающие период превращения вчерашнего студента вуза в полноценного специалиста.

Решению этих задач и подчинены учебные планы специальности «Правоведение». Проанализируем, к примеру, учебный план юридических факультетов университетов для дневного обучения.

На юридических факультетах установлен 5-летний срок обучения. Учебный год (начинается обычно 1 сентября и длится до 30 июня), делится на 2 семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией: зимней (в январе) - 3 недели и весенней (в июне) - 4 недели.

В ходе экзаменационной сессии студенты сдают обычно 4-5 экзаменов, которые проводятся в устной форме, обычно по билетам, утвержденным кафедрой. Оценка знаний студентов при сдаче экзаменов производится

отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не-удовлетворительно»1.

За время обучения на факультете будущий юрист получает знания в области социально-экономических и юридических наук, приобретает широкий политический и культурный кругозор, получает основательную практичен скую подготовку.

Большое внимание при подготовке юристов уделяется изучению социально-экономических дисциплин - политической экономии, истории КПСС, диалектического и исторического материализма; кроме того факультативно студенты изучают марксистско-ленинскую этику и эстетику, научный атеизм. Это внимание понятно: социально-экономические науки вооружают будущих специалистов теорией марксизма-ленинизма, знанием законов общественного развития, политики Коммунистической партии и Советского государства; создают основу для правильного понимания и применения ими советского законодательства; воспитывают их сознательными, и активными строителями коммунизма. Более глубокой подготовке студентов в этой области будет способствовать введение в юридических вузах курса «Основы научного коммунизма».

По действующему учебному плану на изучение социально -экономических дисциплин отводится примерно 15 процентов обязательных учебных занятий.

Подавляющая часть остального учебного времени отводится на изучение отраслей советской правовой науки.

Отрасли советской правовой науки складываются на основе системы права, действующей в советском обществе2. Поэтому отрасли правовой науки соответствуют, в основном, отраслям права. Но вместе с тем на разделение правовой науки на отрасли в значительной степени влияет, значение изучаемого ею законодательного и иного нормативного материала для практической деятельности государственных органов, объем этого материала, возможность и необходимость его расчленения на самостоятельные части.

Поэтому в ряде случаев формирование самостоятельной отрасли правовой науки, а соответственно и учебной дисциплины в вузе, происходит при отсутствии соответствующей самостоятельной отрасли права. Это бывает в тех случаях, когда задачи научного исследования и значение этой области правовых знаний требуют обособления определенного правового материала для преподавания и практической деятельности юридических

1 См.: Положение о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях СССР // Бюллетень МВ и ССО СССР. 1962. № 2.

2 Под системой права в советской правовой науке понимается обусловленная в конечном счете экономическим строем общества внутренняя структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство составляющих это право юридических норм и вместе с тем объективно необходимое разделение их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений. См.: «Основы теории государства и права». Госюриздат. 1963. Стр. 490.

органов и учреждений. Поэтому круг изучаемых в вузе юридических дисциплин значительно шире, чем круг отраслей советского права.

Юридические науки, обязательное изучение которых предусмотрено учебным планом юридического факультета, можно условно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют науки методологические и исторические. Это марксистско-ленинская теория государства и права, история государства и права СССР и союзных республик, история государства и права зарубежных стран, а также история политических учений.

Теория государства и права занимает особое место среди наук, предметом изучения которых являются вопросы государства и права. На основе учения исторического материализма о государстве и праве, опираясь на фактический материал других правовых наук, теория государства и права изучает проблемы общие для всей системы правовых наук (например, сущность государства и права, их происхождение и развитие, формы государства, его функции, нормы права, их применение, правовые отношения и т. д.), вырабатывает выводы и понятия, которые являются для других наук исходными, основополагающими.

Предметом истории государства и права СССР и истории государства и права зарубежных стран являются конкретные государства в определенный период их развития. Так, «История государства и права СССР» изучает факты и события, характеризующие возникновение государства и права у народов, населяющих территорию Советского Союза, развитие их государственности с древних времен до Великой Октябрьской социалистической революции, историю советского государства и права.

История политических учений занимается изучением истории возникновения и развития взглядов и учении борющихся между собой классов относительно сущности государства и политической (государственной) организации общества, а также их взглядов, касающихся общественного строя и правовых институтов, поскольку те и другие, связаны с политическими идеями, с борьбой прогрессивных политических взглядов и учений с реакционными. Курс истории политических учений охватывает как историю идей и учений, возникших до появления марксизма, так и историю развития марксистско-ленинской политической мысли. Основное внимание в нем сосредоточивается на изучении возникновения и развития учения о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о социалистическом государстве как главном орудии строительства социализма и коммунизма и защиты социалистических завоеваний трудящихся от его врагов. Вместе с этим в курсе рассматривается также история развития марксистско-ленинского учения о праве.

Ко второй группе правовых наук, изучаемых на факультетах можно отнести так называемые отраслевые или специальные правовые науки. Предметом их изучения являются нормы и институты определенной отрасли права, история возникновения и развития этой отрасли права, формы и методы ее воздействия на общественную жизнь, ее особенности по

сравнению с другими отраслями советского права, принципиальные отличия ее от одноименной отрасли права в буржуазных государствах. К этим наукам относятся:

Советское государственное право - наука, занимающаяся изучением норм, выражающих и закрепляющих общественное и государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, организацию, функции и принципы деятельности органов Советского государства, основные права и обязанности граждан СССР, принципы советской избирательной системы, а также регулируемые этими нормами общественные отношения. Закрепленные советским государственным правом основные начала и принципы являются основополагающими для других отраслей советского права.

Советское административное право - наука, изучающая нормы, которые регулируют общественные отношения между гражданами и органами государства, между общественными организациями и органами государства и между последними в процессе организации и осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов. Эти нормы определяют как права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере такой деятельности, так и структуру, полномочия и ответственность исполнительных и распорядительных органов государства. Предметом науки административного права являются не только такие административно-правовые нормы, но и сами регулируемые ими отношения, а также взаимосвязь административного права с другими отраслями советского права, и исследование вопросов исторического развития и перспектив дальнейшего совершенствования государственного управления в СССР.

Советское финансовое право изучает нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе планового собирания и распределения государством денежных средств, и практику применения этих норм. К финансовому праву относятся нормы, регламентирующие вопросы организации бюджетной системы СССР, союзных и автономных республик, компетенции органов государственной власти и управления по распределению общегосударственных доходов и расходованию государственных денежных средств, организации денежного обращения в стране, осуществления финансового контроля и т. п.

Советское земельное право имеет предметом изучения нормы, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся на базе национализации земли в СССР. В предмет этой науки входят вопросы го -сударственной собственности на землю, распределения государственного земельного фонда по видам хозяйственного назначения и субъектам землепользования (право совхозного землепользования, право колхозного землепользования, право землепользования рабочих и служащих и т. д.), правовой режим земель специального назначения, городских земель, порядок водопользование и т. д., а также порядок правильного и рационального использования земли и проведения мероприятий по землеустройству,

порядок разрешения земельных споров. Советское гражданское право изучает, нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения государственных кооперативных общественных организаций между собой; граждан с государственными, кооперативными и обществ венными организациями; граждан между собой. Наука советского гражданского права изучает также взаимосвязь гражданско-правовых норм с нормами других отраслей советского права, их служебную роль в обществе, особенности регулируемых ими общественных отношений.

Советское семейное право изучает нормы, регламентирующие порядок заключения и прекращения брака, личные и имущественные отношения супругов, детей и других родственников, обязанности родителей по воспитанию детей, порядок усыновления, патронирования и опеки, а также общественные отношения, возникающие в процессе применения этих норм.

Советское трудовое право - наука, занимающаяся вопросами трудового права и регулируемых им трудовых отношений в нашем обществе, то есть вопросами трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, трудовой дисциплины, охраны труда, порядка заключения и содержания коллективных договоров, порядка разрешения трудовых споров, отношений государственного социального страхования.

Колхозное право - предмет его изучения составляют нормы, регулирующие отношения, связанные с организацией и деятельностью колхозов (порядок организации колхозов, отношения между колхозами и колхозниками, организация и дисциплина труда в колхозах, оплата труда и распределение доходов, управление колхозными, делами со стороны колхозных органов управления и т. д.), и практика применения этих норм.

Советское уголовное право - это наука, изучающая преступление и наказание как социальные явления в их историческом развитии, нормы советского уголовного права, определяющие наиболее опасные для власти трудящихся и социалистического правопорядка действия (преступления) и условия назначения и применения мер наказания, а также практику применения этих норм. Нормы уголовного права, закрепляющие общие принципы и положения, которыми должны руководствоваться органы правосудия при решении конкретных дел, составляют его так называемую общую часть. Нормы, указывающие отдельные виды преступлений, а также меры наказания, подлежащие применению судом к лицам, совершившим то или иное преступление, образуют особенную часть уголовного права.

Советский уголовный процесс - имеет своим предметом советское уголовно-процессуальное право и регулируемую им деятельность органов расследования, прокуратуры и суда по уголовным делам. Советская наука уголовного процесса изучает сущность и задачи уголовного процесса, основные начала процессуальной деятельности и связанных с ней отношений; права и обязанности суда, прокуратуры и органов расследования, права и обязанности участвующих в процессе лиц; процессуальные формы

деятельности суда, прокуратуры и органов расследования по уголовным делам.

Наука советского гражданского процесса имеет своим предметом систему правовых норм, регулирующих деятельность судебных органов и других участников гражданского процесса. Нормы гражданско-процессуального права определяют права и обязанности судебных органов в осуществлении правосудия по гражданским делам, положение прокурора, осуществляющего надзор за законностью действий суда и участвующих в деле лиц, а также права и обязанности истцов, ответчиков, третьих лиц и других участников процесса. К гражданско-процессуальному праву относятся также нормы, регулирующие деятельность нотариальных и арбитражных органов. Естественно, что процессуальная наука не может ограничиться исследованием самих правовых норм; она изучает и их применение судебными органами, и историю их развития, а в результате обобщения изучаемого материала делает выводы о их дальнейшем развитии.

Кроме того студенты юридических факультетов изучают курсы «Организация суда и прокуратуры в СССР», излагающие вопросы устройства судов и органов прокуратуры в СССР и в союзных республиках, и «Прокурорский надзор в СССР», знакомящий студентов с прокурорским надзором за соблюдением законности как особым видом государственной деятельности.

Третью группу правовых наук, изучаемых на юридических факультетах, составляют науки о государстве и праве зарубежных стран, а также о правовом регулировании международных отношений. Это наука государственного права стран народной демократии, изучающая вопросы общественного и государственного устройства стран народной демократии, систему их государственных органов, избирательную систему этих стран и т.д.; наука государственного права буржуазных стран, предметом изучения которой является государственный строй современных капиталистических государств, в частности США, Англии, Франции, Японии, Италии и т. д. и наука международного права.

Основным содержанием международного права является регулирование в отношениях между государствами таких вопросов, как правоспособность государств и межгосударственных организаций, правовое положение населения, юридическая природа территориального верховенства государства, правовое положение дипломатических органов, международный договор, мирные средства разрешения международных споров, деятельность между народных организаций, законы и обычаи войны.

Преподавание международного права имеет своей целью научить студентов пониманию принципов и правил, лежащих в основе отношений между государствами, в том числе и между государствами с различным экономическим и социальным строем; оно способствует воспитанию учащейся молодежи в духе гуманизма и демократизма, в духе уважения к суверенитету других государств, к правам, культуре и интересам других

народов, непримиримости к расовому национальному угнетению, к врагам дела мира и свободы народов.

Предмет изучения этой группы наук не входит в систему советского права. Однако сами эти науки представляют собой составные части советской правовой науки.

Что касается четвертой группы наук, изучаемых на юридических факультетах университетов и формирующих профиль юриста, то предмет их изучения не столько законодательство и практика его применения, сколько области других наук - главным образом технических и естественных -имеющих важное значение для осуществления правосудия, правильного применения правовых норм государственными органами и должностными лицами.

К этим наукам относятся: криминалистика, изучающая вопросы тактики и методики расследования преступлений, а также научно-технические способы и средства криминалистических исследований, судебная медицина, и судебная психиатрия, рассматривающие вопросы медицинской науки, связанные с производством судебно-медицинских и судебно-психиатрических, экспертиз; советская судебная статистика; основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Кроме курсов по социально-экономическим и правовым наукам студенты юридических факультетов университетов слушают курсы логики и основ римского гражданского права, изучают один из иностранных языков (английский, французский или немецкий), а также в кратком объеме латинский язык (имеющий, в частности, значение для понимания и усвоения специальной юридической терминологий). В учебный план включены также занятия физкультурой и спортом. На долю этих дисциплин приходится около 14 процентов обязательных учебных занятий.

Объем преподавания по каждой дисциплине учебного плана определяется единой для всех вузов программой, разрабатываемой комиссией ученых или одной из ведущих вузовских кафедр. Программы периодически пересматриваются, дополняются и уточняются с учетом предложений и замечаний, поступающих от преподавателей. Такой порядок составления программ гарантирует соответствие их научного и методического уровня современному состоянию правовой науки.

Единая учебная программа обеспечивает единство требований к преподаванию данной дисциплины студентам вузов, расположенных в различных городах страны, определяет круг литературных и документальных источников, которыми они должны пользоваться, а также помогает преподавателям при написании ими учебников и иной учебной и методической литературы. Вместе с тем, единая учебная программа не связывает инициативы отдельных профессоров и преподавателей, ибо она указывает лишь основные вопросы курса и предоставляет широкую самостоятельность лектору в определении порядка и объема изложения этих вопросов, а также дополнительного материала, который он сочтет нужным довести до сведения студентов. Изучение, учебных дисциплин,

предусмотренных учебным планом юридических факультетов университетов, ведется здесь на основе предметно-курсовой системы в следующей последовательности.

На I курсе студенты изучают политическую экономию, логику, теорию государства и права, историю государства и права, историю государства и права СССР, основы римского гражданского права, организацию суда и прокуратуры в СССР, судебную статистику, латинский язык и один из западноевропейских языков.

На II курсе они продолжают изучать политическую экономию и иностранный язык; вводятся курсы диалектического материализма, советского государственного права, государственного права стран народной демократии, советского административного права, советского уголовного права, советского гражданского права, советского трудового права, советского земельного права.

На III курсе продолжается изучение советского административного права, советского уголовного права, советского гражданского права, советского трудового права. Изучаются также история КПСС, исторический материализм, советское финансовое право, советский уголовный процесс, криминалистика, советское семейное право, советский гражданский процесс, колхозное право.

На IV курсе студенты продолжают заниматься по истории КПСС, криминалистике, колхозному праву; изучаются также история государства и права союзной республики, история политических учений, государственное право буржуазных государств, международное право, основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы, судебная медицина, судебная психиатрия, прокурорский надзор в СССР.

Здесь же начинается изучение специальных курсов, на месте которых в университетской подготовке юристов следует остановиться особо. Разнообразные специальные курсы и специальные семинары являются, как известно исторически сложившимся преимуществом университетского образования. Опираясь на весь комплекс основных правовых дисциплин, спецкурсы и спецсеминары вводят студентов в определенные, более узкие области науки, знакомят их с новейшими достижениями этих областей, прививают студенту первоначальные навыки самостоятельной творческой работы.

Спецкурсы могут посвящаться углубленным исследованиям какой-либо важной проблемы права или изложению новой проблемы, возникшей в связи с изданием новых законов, с запросами практики; они позволяют восполнять естественную при чтении общих курсов краткость изложения отдельных тем. Введение специального курса создает возможность для профессоров и преподавателей сообщать студентам результаты своих новейших исследований в определенной области правовой науки. Тематика спецкурсов должна быть актуальной и разнообразной. Поэтому темы периодически меняются. Само собой разумеется, что возможность включить в учебный план тот или иной спецкурс зависит от состава преподавателей

факультета, от характера научных направлений, сложившихся на кафедрах. Учитываются при этом и интересы студентов.

Перечень спецкурсов, которые предполагается читать в данном учебном году, заблаговременно объявляется кафедрами для выбора студентами. Обычно студенты учитывают при этом характер деятельности тех учреждений, где они желали бы работать по окончании вуза. Как уже говорилось выше, чтение специальных курсов (в небольшом объеме) начинается на IV курсе; оно продолжается на V курсе (9-й семестр), где никаких других обязательных учебных занятий уже не ведется.

На юридическом факультете МГУ, например, в 1961-1962 гг. читались следующие спецкурсы: советское строительство, международно-правовые средства борьбы с колониализмом, ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, новые уголовные кодексы союзных республик, жилищное право, транспортное право, правовое регулирование материально -технического снабжения, основные вопросы семейного права, нотариат и арбитраж в СССР, пенсионное обеспечение в СССР, практика применения трудового законодательства в деятельности профсоюзов, исправительно-трудовое право, правовая охрана природы.

В сущности тем же целям (более углубленному изучению отдельных областей правовых наук, а также воспитанию навыков самостоятельного творчества) служат и курсовые работы. Они пишутся студентом под руководством преподавателя раз в год по одной из тем, предложенных правовыми кафедрами. Курсовая работа публично защищается студентом на заседании кафедры или выделенной ею специальной комиссии.

Учебный процесс на юридических факультетах осуществляется в различных формах: путем лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, учебной и производственной практики, курсовых работ.

Центральное место в учебном процессе в юридических, вузах занимают лекции1. Они читаются наиболее квалифицированными учеными -профессорами и доцентами. Лекции определяют направление, содержание и характер всех другие видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Именно на лекциях студенты получают глубокие теоретические знания изучаемых предметов, учатся необходимой юристу логике мышления и речи, знакомятся с проблемами данной конкретной науки и узнают о разных точках зрения по спорным вопросам. Исключительное значение для восприятия студентами лекционного материала имеет эмоциональность подачи этого материала.

Большое значение имеют семинарские и практические занятия, задача которых состоит в том, чтобы обобщить и углубить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, привить им некоторые практические навыки и научить приемам научной работы.

Значение лекций в учебном процессе весьма обстоятельно раскрыто в работе С.И. Зиновьева «Лекция в советской высшей школе». Изд-во «Высшая школа». 1962.

Семинарские занятия обычно представляют собой продолжение теоретических курсов, они происходят в форме дискуссий по заранее поставленным вопросам или в форме обсуждения доклада, сделанного одним из студентов. В ходе семинаров студенты должны показать знание научной и учебной литературы, знание законодательства. Семинары способствуют развитию у студентов навыков самостоятельных выступлений, умению излагать и отстаивать свое мнение по теоретическим вопросам изучаемых наук; они являются важным средством коммунистического воспитания студентов.

Практические занятия посвящены, в основном, решению казусов, то есть конкретных юридических задач, которые возникают в практической деятельности юристов. Такие задачи решаются студентами на основе действующего законодательства и с учетом судебной практики, подобно тому, как они решались бы в жизни. Практические занятия развивают у студентов умение правильно пользоваться законом при разрешении конкретных юридических вопросов.

Семинарские и практические занятия способствуют приближению преподавания к реальной действительности, связи теории с практикой. Большое значение при этом имеет наглядность в преподавании, применение приемов и методов юридической техники. Изучая гражданское, семейное, уголовное право, студенты должны иметь на руках соответствующие кодексы и другие нормативные акты; при изучении проблем трудового права им надо уметь использоваться образцами коллективных договоров, актами инспекции труда и т. д.

Чем нагляднее преподавание, тем больше знаний реальной действительности оно дает студентам, тем вернее и разностороннее эти знания.

За последние годы, особенно после принятия в 1958 г. Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, в юридических вузах значительное место в подготовке юристов заняло привитие студентам практических навыков, обучение их профессиональному мастерству.

Усиленное внимание к практической подготовке студентов находит свое выражение в повышении требований к знанию студентами действующего советского законодательства. Твердое усвоение студентами-юристами действующего законодательства является теперь непременным условием для получения положительной оценки на зачетах и экзаменах. Повышение практической подготовки будущих юристов связано также с приобретением ими навыков составления и пользования юридическими документами. Умение правильно и грамотно составить любой юридический документ, кратко и вместе с тем ясно, четко и логично изложить свою мысль - это не формальное требование, а неотъемлемое качество юриста, признак его высокой юридической культуры и квалификации.

Первостепенную роль в привитии студентам профессиональных навыков играет весьма продолжительная производственная практика, которая проходится студентами юридических факультетов в три этапа.

На I и II курсах студенты проходят ознакомительную практику, посещая сессии местных Советов депутатов трудящихся, судебные процессы и т. п. В конце III курса, когда студенты уже прослушали цикл основных теоретических дисциплин, они проходят 12-недельную производственную практику в народном суде, районной прокуратуре, местных органах государственной власти и управления. И, наконец, после прохождения всех специальных дисциплин студенты на 9-м семестре (V курс) идут на 22-недельное производственное обучение, которое, по возможности, должно иметь характер стажировки в органах и учреждениях того ведомства, куда предполагается направить молодого специалиста после окончания им вуза.

Производственная практика студентов-юристов проводится под руководством профессоров и преподавателей и квалифицированных судей, прокуроров, адвокатов, работников советского аппарата.

Изложенные выше перечень изучаемых дисциплин и формы их изучения убедительно показывает, что студенты советских юридических вузов получают весьма глубокие знания во всех областях правовой науки и хорошую практическую подготовку для будущей работы по специальности. Они знакомятся с новейшей советской и зарубежной правовой литературой, учатся органически связывать положения советской правовой науки с практикой работы суда и прокуратуры, органов государственного управления.

Вместе с тем, слушая лекции по юридическим наукам, студенты знакомятся с государственно-правовым опытом братских социалистических стран, а также с буржуазным законодательством и практикой его применения органами буржуазного государства.

Обучение на юридических факультетах завершается подготовкой и защитой на соответствующей кафедре дипломной работы на правовую тему, а также сдачей в Государственной экзаменационной комиссии трех государственных экзаменов: по истории КПСС, по советскому гражданскому праву и, в зависимости от характера будущей работы, по советскому уголовному праву или по советскому государственному к административному праву. Дипломная работа студента должна показать его знание литературы предмета и законодательства соответствующей отрасли права, умение использовать научные методы работы для исследования теоретических вопросов правоведения.

Состав Государственной экзаменационной комиссии, ее задачи, права и порядок деятельности определяются Положением о государственных экзаменационных комиссий высших учебных заведений1.

Учебный план специальности «Правоведение» для юридических институтов предусматривает срок обучения в 4 года и 4 месяца. От

1 См. Бюллетень МВ и ССО СССР. 1962. № 2.

университетского учебного плана он отличается также тем, что в перечне дисциплин, обязательных для изучения, отсутствует латинский язык; семейное право изучается вместе с гражданским правом; в меньшем объеме изучается иностранный язык; несколько большее количество часов отводится на изучение гражданского и уголовного права, уголовного и гражданского процесса1. Значительно меньше часов этим учебным планом отводится на спецкурсы и спецсеминары. Несколько отличны от университетских объем и сроки прохождения практики. Что касается форм обучения в юридических институтах, то они такие же, как в университетах, преподавание ведется по одним и тем же учебным программам.

Завершается курс обучения в юридических институтах сдачей в Государственной экзаменационной комиссии 5 государственных экзаменов: по истории КПСС, по теории государства и права, по советскому гражданскому праву, по советскому уголовному праву и, в зависимости от характера производственной работы, по советскому государственному и административному праву или по советскому уголовному процессу или по советскому гражданскому процессу.

В связи с тем, что завершение формирования молодых юристов, обучавшихся с отрывом от производства, происходит на практической работе по специальности, признано целесообразным выдачу дипломов об окончании высшего юридического учебного заведения производить по истечении одного года работы молодого специалиста после защиты дипломной работы и сдачи государственных экзаменов в соответствии с назначением' министерства (ведомства)2.

Учебные планы вечернего и заочного обучения для юридических факультетов университетов, для ВЮЗИ и заочных и вечерних отделений других юридических институтов построены соответственно учебным планам дневного обучения с учетом таких обстоятельств, как необходимость большой самостоятельной работы студентов с литературой, специфика возраста, общественного положения студентов, обучающихся без отрыва от производства. Последовательность изучения предметов сохраняется в вечернем и заочном обучении в основном та же, что дает возможность студентам при желании переходить с вечернего и заочного обучения на стационар и наоборот. Срок обучения в вечерних и заочных вузах увеличен на 1 год по сравнению с дневным обучением.

Учебный процесс в системе заочного обучения организуется таким образом, чтобы основной формой занятий студента была его самостоятельная работа над учебным материалом. В помощь студенту вуз посылает ему учебные программы, методические указания, во время учебно-

1 Это не означает, что студенты университетов получают по этим предметам меньше знаний, чем студенты институтов. Система спецкурсов позволяет при необходимости доводить объем преподавания по любой дисциплине до желаемого предела.

2 См. Вестник высшей школы. № 6. 1963. Стр. 3-6.

экзаменационных сессий студентам читаются обзорные и установочные лекции.

Наибольшее распространение в заочной системе получили так называемые, установочные лекции. В этих лекциях, предшествующих изучению студентами данной дисциплины, не только освещаются наиболее важные вопросы курса, но указываются направление самостоятельной работы заочника, проблемы, на которые необходимо обратить особое внимание, приводится перечень литературы, которую он должен прочитать, и т.п.

Обзорные лекции читаются заочникам, как правило, перед экзаменами; в них дается обзор новейшей литературы, законодательного и иного нормативного материала.

Контроль за самостоятельной работой заочников осуществляется путем приема от них установленных учебным планом курсовых экзаменов и при проверке представляемых ими письменных контрольных и курсовых работ по соответствующим дисциплинам.

Чтобы облегчить студентам-заочникам самостоятельную работу, юридические вузы издают большое количество учебной и методической литературы - учебники, учебные пособия, лекции по отдельным темам, справочники, сборники и т. д. Во многих случаях в качестве приложений к таким пособиям и лекциям заочникам посылается нормативный материал (по специальным, отраслевым предметам). Особенно большое количество учебно-методической литературы для студентов-заочников издает Всесоюзный юридический заочный институт.

Практикуется также выезд преподавателей в города, где проживают студенты-заочники. При таких встречах преподаватели читают лекции, дают консультации, принимают зачеты и экзамены, помогают студентам лучше организовать свою самостоятельную работу.

Студенты-заочники, проживающие в городах, где есть стационарные юридические вузы или факультеты и учебно-консультационные пункты и факультеты ВЮЗИ, имеют возможность посещать по вечерам занятия очных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку учебные планы вечернего и заочного обучения содержат тот же перечень изучаемых дисциплин, что и учебные планы стационара, к студентам-вечерникам и заочникам предъявляются такие же программные требования, как и к студентам дневных вузов, обучение в заочных и вечерних вузах также завершается защитой дипломной работы и сдачей 3-х государственных экзаменов в университете (или 5 государственных экзаменов в институте), то лица, окончившие заочный или вечерний вуз, получают равные права с окончившими стационар.

Завершая характеристику организации учебного процесса на юридических факультетах университетов и в юридических институтах, необходимо подчеркнуть широкие права советов факультетов и институтов в руководстве этим процессом. Так, важной особенностью учебных планов по специальности «Правоведение» является предоставление советам широких

прав вносить изменения в учебные планы. Совет может изменять число часов по дисциплинам, последовательность их изучения (кроме цикла социально -экономических дисциплин, физического воспитания и иностранного языка) при обязательном условии, что студенты получат минимум научных знаний, определенный учебными программами, без превышения максимальной недельной учебной нагрузки студентов. Совет ежегодно устанавливает наименование и объем специальных и факультативных курсов по юридическим наукам, утверждает программы по ним.

Предоставление советам факультетов и институтов таких широких полномочий дает возможность индивидуализировать в известных пределах подготовку юристов в каждом вузе, готовить специалистов с максимальным учетом особенностей работы ведомств и организаций республики, края, области, где будут работать эти специалисты.

Действующая система обучения в советских юридических вузах является итогом длительной творческой работы вузовских коллективов на базе ленинских принципов построения высшей школы, учета и продолжения лучших традиций отечественных университетов. В соответствии с потребностями народного хозяйства, культуры, государственного управления на современном этапе в основе этой системы лежит стремление подготовить высококвалифицированного юриста, вооруженного передовой марксистско-ленинской теорией, обладающего широким общенаучным и общеюридическим кругозором, хорошо осведомленного как в области внутригосударственного права, так и в области международных отношений, владеющего достаточными практическими навыками для работы по своей специальности.

Дальнейшее развитие учебного процесса в юридических вузах, как и во всей советской высшей школе, идет в направлении усиления роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, воспитания у них творческого подхода к овладению науками, формирования у них научного метода познания. Это находит свое выражение в тенденции к сокращению объема обязательных учебных занятий, устранению многопредметности и переводу части дисциплин в разряд факультативных, повышению удельного веса специальных курсов и семинаров. В содержании учебного процесса все большее значение приобретают формы учебных занятий, позволяющие повышать творческую активность студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.