Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / EVENING COURSES / МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР / MINISTRY OF THE HIGHER EDUCATION OF THE USSR / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ПРИЕМ В ВУЗЫ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ENTRANCE EXAMINATIONS / INSTRUCTION BY CORRESPONDENCE / CALLING TO THE UNIVERSITY / HEAD DEPARTMENT OF LEGAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шебанов А.Ф.

Мы продолжаем публикацию материалов в рубрике «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого». Настоящий отрывок приведен из книги А.Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения», увидевшей свет в 1963 году. В статье рассказывается об организации юридического образования: в 1946 году было создано Министерство высшего образование СССР, в составе которого действовало Главное управление юридических вузов. Управление осуществляло руководство юридическими институтами, а также методическое руководство юридическими факультетами университетов. В послевоенное время было решено значительно увеличить контингент ежегодного приема на юридические факультеты университетов и в юридические институты, открыть ряд новых юридических факультетов в университетах и разработать для них новый учебный план, издать новые учебники по основным юридическим дисциплинам, значительно увеличить прием в аспирантуру по правовым наукам, принять меры по улучшению научной работы в области юриспруденции. В учебный план юридических институтов, рассчитанный на 4 года обучения, был введен курс преподавания диалектического и исторического материализма; увеличено число часов по курсам основ марксизма-ленинизма и политической экономии; организован специальный семинар по теории государства и права. Курс государственного права иностранных государств был разделен на два самостоятельных курса: «Государственное право буржуазных стран» и «Государственное право стран народной демократии». «Римское частное право», латинский язык и некоторые другие дисциплины были переведены в число факультативных. По окончании изучения теоретического курса и прохождения производственной практики студент должен был сдавать в Государственной экзаменационной комиссии 6 государственных экзаменов: по основам марксизма-ленинизма, теории государства и права, советскому гражданскому праву, советскому гражданскому процессу, советскому уголовному праву, советскому уголовному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR

We continue the publication of materials in a heading "Legal education in Russia: a look from the Soviet past". This fragment is given from A. F. Shebanov's book "Legal higher educational institutions" which was issued in 1963. In article it is told about the organization of legal education: in 1946 the Ministry of the highest formation of the USSR as a part of which the Head department of law colleges worked was created. Management performed management of legal institutes, and also a methodical management of law departments of universities. In post-war time it was decided to increase considerably the contingent of annual acceptance by law departments of universities and in legal institutes, to open a number of new law departments at universities and to develop for them the new curriculum, to publish new textbooks on the main legal disciplines, to considerably increase acceptance in a postgraduate study on legal sciences, to take measures for improvement of scientific work in the field of law. The rate of teaching dialectic and historical materialism was entered into the curriculum of legal institutes calculated for 4 years of training; the number of hours on rates of fundamentals of Marxism-Leninism and political economy is increased; the special seminar according to the theory of the state and the right is organized. The rate of state law of foreign states was divided into two independent rates: "State law of the bourgeois countries" and "State law of the countries of national democracy". "The Roman private law", Latin and some other disciplines were transferred to number of facultative. Upon termination of studying of a theoretical rate and passing of a work practice the student shall hand over in State Examination Board of 6 state exams: on fundamentals of Marxism-Leninism, the theory of the state and the right, the Soviet civil law, the Soviet civil process, the Soviet criminal law, the Soviet criminal procedure.Important component of article is changes of the organization and the maintenance of legal education in days of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

А.Ф. Шебанов*

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. Мы продолжаем публикацию материалов в рубрике «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого». Настоящий отрывок приведен из книги А.Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения», увидевшей свет в 1963 году.

В статье рассказывается об организации юридического образования: в 1946 году было создано Министерство высшего образование СССР, в составе которого действовало Главное управление юридических вузов. Управление осуществляло руководство юридическими институтами, а также методическое руководство юридическими факультетами университетов.

В послевоенное время было решено значительно увеличить контингент ежегодного приема на юридические факультеты университетов и в юридические институты, открыть ряд новых юридических факультетов в университетах и разработать для них новый учебный план, издать новые учебники по основным юридическим дисциплинам, значительно увеличить прием в аспирантуру по правовым наукам, принять меры по улучшению научной работы в области юриспруденции.

В учебный план юридических институтов, рассчитанный на 4 года обучения, был введен курс преподавания диалектического и исторического материализма; увеличено число часов по курсам основ марксизма-ленинизма и политической экономии; организован специальный семинар по теории государства и права. Курс государственного права иностранных государств был разделен на два самостоятельных курса: «Государственное право буржуазных стран» и «Государственное право стран народной демократии». «Римское частное право», латинский язык и некоторые другие дисциплины были переведены в число факультативных. По окончании изучения теоретического курса и прохождения производственной практики студент должен был сдавать в Государственной экзаменационной комиссии 6 государственных экзаменов: по основам марксизма-ленинизма, теории государства и права, советскому гражданскому праву, советскому гражданскому процессу, советскому уголовному праву, советскому уголовному процессу.

Ключевые слова: юридическое образование, заочное обучение, вечернее обучение, Министерство высшего образования СССР, Главное управление юридических вузов, прием в вузы, вступительные экзамены.

Победоносно завершив Великую Отечественную войну, разгромив немецкий фашизм и японский милитаризм, советский народ получил возможность вновь обратиться к мирному, созидательному труду. Война принесла советской стране неисчислимые бедствия, причинила огромный ущерб нашему хозяйству, культуре, науке и просвещению. Перед нашим народом встала, как первоочередная, задача «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и

* Шебанов Александр Филиппович (1922—1977 гг.) — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Университета дружбы народов; заместитель директора Института государства и права АН СССР.

сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах»1.

Осуществление этой исторической задачи потребовало значительно расширить масштабы подготовки квалифицированных кадров. Советская высшая школа смогла успешно выполнить задания четвертого пятилетнего плана в этой области. Количество вузов к 1951 г. увеличилось до 880 (по сравнению с 817 в 1940/41 учебном году), а число студентов (вместе с заочниками) составило свыше 1247 тысяч человек, или на 436 тысяч больше, чем в 1941 г. По числу студентов на 100 000 жителей (697 человек) Советский Союз уже в 1950 - 1952 г., по данным Организации Объединенных Наций, намного опередил другие страны мира, в том числе Англию, Бельгию, Францию.

Вместе со всей советской высшей школой сложные задачи подготовки в расширенных масштабах квалифицированных кадров специалистов с высшим образованием решали и юридические высшие учебные заведения, учебной и научной деятельности которых в годы войны был нанесен серьезный ущерб.

Для упорядочения дела подготовки юристов в этот период важное значение имела организация в апреле 1946 г. Министерства высшего образования СССР, в непосредственное ведение которого были переданы высшие учебные заведения, прежде находившиеся в подчинении многих министерств и ведомств, в том числе все университеты и юридические институты. В составе Министерства было создано Главное управление юридических вузов, которому непосредственно и были подчинены указанные выше юридические институты. Это же управление должно было осуществлять методическое руководство и юридическими факультетами университетов, организационно входивших в систему Главного управления университетов. Таких факультетов в 1946 г. было 10: в Московском, Ленинградском, Киевском, Тбилисском, Азербайджанском, Ереванском, Тартуском, Львовском, Латвийском, Вильнюсском университетах.

Постановление ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране»2 заложило основы развития юридических высших учебных заведений СССР в послевоенное время.

В постановлении отмечались недостатки в постановке юридического образования; говорилось о том, что юридические институты и юридические факультеты университетов не стали еще основной базой подготовки юристов высшей квалификации, не готовили специалистов для работы в области международных правовых отношений, а также для работы в советских административных органах; была отмечена запущенность научной работы в области юриспруденции, в особенности по теории государства и права,

1 Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг., Госполитиздат, 1946. Стр. 8.

См.: «Культура и жизнь» от 20 ноября 1946 г. и журн. «Социалистическая законность», 1946. № 11-12.

советскому государственному праву, международному праву, истории советского государства и права; крайне медленно шла подготовка научно -педагогических кадров.

Было решено значительно увеличить с 1947 г. контингент ежегодного приема на юридические факультеты университетов и в юридические институты, открыть ряд новых юридических факультетов в университетах и разработать для них новый учебный план, издать новые учебники по основным юридическим дисциплинам, значительно увеличить прием в аспирантуру по правовым наукам, принять меры по улучшению научной работы в области юриспруденции.

Одновременно устанавливалось, что в двухгодичные юридические школы Министерства юстиции СССР впредь должны были приниматься лишь лица, имеющие законченное среднее образование, в возрасте не моложе 23 лет, обладающие опытом партийной, советской, общественной работы. Для слушателей этих школ была установлена повышенная стипендия. Были решены также вопросы организации курсовой системы повышения квалификации юридических кадров.

Практическое осуществление мер, намеченных Постановлением ЦК партии, благотворно сказалось на развитии юридического образования. Значительно выросла сеть юридических высших учебных заведений. В 1947 г. были открыты юридические факультеты в Ростовском и Одесском государственных университетах; в 1948 г. - в Томском, Пермском и Среднеазиатском; в 1949 г. - в Иркутском и Таджикском университетах; в 1950 г. был открыт юридический факультет во вновь созданном Туркменском университете.

Были пересмотрены и утверждены новые учебные планы юридических институтов и юридических факультетов университетов.

В учебный план юридических институтов, рассчитанный на 4 года обучения, был введен курс преподавания диалектического и исторического материализма; увеличено число часов по курсам основ марксизма-ленинизма и политической экономии; организован специальный семинар по теории государства и права. Курс государственного права иностранных государств был разделен на два самостоятельных курса: «Государственное право буржуазных стран» и «Государственное право стран народной демократии». «Римское частное право», латинский язык и некоторые другие дисциплины были переведены в число факультативных. По окончании изучения теоретического курса и прохождения производственной практики студент должен был сдавать в Государственной экзаменационной комиссии 6 государственных экзаменов: по основам марксизма-ленинизма, теории государства и права, советскому гражданскому праву, советскому гражданскому процессу, советскому уголовному праву, советскому уголовному процессу.

Учебные планы юридических факультетов, утвержденные Министерством высшего образования СССР 15 июля 1948 г., были составлены исходя из принятого в ноябре 1946 г. решения Совета Министров

СССР об установлении на всех гуманитарных факультетах университетов пятилетнего срока обучения. Учебный план предусматривал преподавание диалектического и исторического материализма, истории международных отношениц, экономики и политики зарубежных стран; предусмотрена возможность специализации студентов со 2-го семестра IV курса по одному из следующих циклов: теория и история государства и права, государственное право, советское государственное устройство и управление, международное право, уголовное право, гражданское право. В 1951 г., например, специализация по теории и истории государства и права имелась в Московском, Ленинградском и Азербайджанском университетах; по международному праву - в этих же университетах и Ростовском; по государственному, уголовному и гражданскому праву - во всех университетах. Обучение на юридическом факультете завершалось защитой на соответствующей кафедре дипломной работы и сдачей в Государственной экзаменационной комиссии государственных экзаменов по основам марксизма-ленинизма и теории государства и права.

Учебные планы юридических институтов и юридических факультетов предусматривали также производственную практику в органах суда и прокуратуры. Студенты юридических факультетов в зависимости от специализации должны были проходить практику в органах государственного управления.

Существенные изменения были внесены и в учебные программы. До 1946 г. эти программы в большей части составлялись работниками правовых научных учреждений. Делалось это обычно в отрыве от практики преподавания; проекты программ в вузах предварительно не обсуждались. К тому же в ряде программ много места отводилось буржуазному законодательству, в них отсутствовала аргументированная критика буржуазного права и буржуазных теорий права.

В 1948 и 1949 гг. были созданы новые программы по всем юридическим дисциплинам; большая часть была разработана кафедрами крупнейших юридических вузов - Московского юридического института и юридического факультета Московского университета. Предварительно проекты программ обсуждались кафедрами и советами других вузов. С 1949 г. программы по юридическим дисциплинам стали едиными для всех юридических вузов страны; утверждение программ было возложено на Главное управление юридических вузов.

В 1947 - 1953 гг. продолжался количественный рост обучающихся в юридических вузах. Наибольший прием студентов на первые курсы имел место в 1947 г., когда в институты было принято 3756 чел., а на юридические факультеты - 1629 чел. Общее число студентов юридических вузов возросло в 1951 г. по сравнению с 1946 г. почти на 8 тыс. чел. и составило 18 826 чел.

Росли выпуски специалистов из юридических вузов. В 1953 г. их окончило 4263 чел. против 1209 в 1947 г. А всего за период с 1947 по 1953 г. юридическое образование получило 20 878 человек.

Изменился и состав студентов-юристов. В 1948 г., например, более 40 процентов из них составляли демобилизованные солдаты и офицеры -участники Великой Отечественной войны. Более 75 процентов студентов были членами и кандидатами партии и комсомольцами.

Это позволило направить большую часть окончивших стационарные юридические вузы на ответственную работу в органы юстиции и прокуратуры. за период 1947-1952 гг. на работу в систему Министерства юстиции пришло 4864 выпускника высшей школы, в систему прокуратуры -4560. Судебные и прокурорские органы СССР получили в этот период большой отряд квалифицированных юристов, что удовлетворило в основном потребности этих органов в квалифицированных кадрах.

В эти же годы начался процесс быстрого развития заочного юридического образования. Количество студентов-заочников в юридических вузах возросло с 12 703 человек в 1946 г. до 26 тысяч в 1952 г.

Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ) имел в эти годы филиалы в столицах союзных республик и во многих крупных городах Российской Федерации, в том числе и в тех городах, где существовали стационарные юридические вузы. В 1950 г., например, в составе ВЮЗИ было 29 филиалов, из которых крупнейшими были Московский (3729 студентов), Тбилисский (1498 студентов), Ленинградский (1354 студента), Киевский (1028 студентов) и Саратовский (1080 студентов).

Кроме ВЮЗИ, заочную подготовку юристов вели в эти годы заочные отделения Киевского, Ленинградского, Львовского и Тартуского университетов. В 1950 г. здесь обучалось 759 студентов.

Подавляющее большинство студентов -заочников являлось практическими работниками органов юстиции, прокуратуры, советского аппарата, которые желали получить высшее юридическое образование без отрыва от работы. Однако трудности обучения в заочной системе, отсутствие необходимой литературы, недостаток преподавательских кадров, трудности организационного и методического руководства столь широкой и разбросанной сетью филиалов со стороны аппарата ВЮЗИ вели к отсеву студентов.

Важным мероприятием по улучшению постановки заочного юридического образования явилось преобразование в сентябре 1950 г. филиалов ВЮЗИ в городах, где имелись юридические институты, в заочные отделения этих институтов, что позволило укрепить организационное руководство и привлечь к обучению заочников квалифицированный профессорско-преподавательский состав стационарных вузов.

20 декабря 1951 г. был утвержден новый учебный план ВЮЗИ и заочных отделений юридических институтов, по которому в них вводился пятилетний срок обучения. Согласно новому плану студенты-заочники должны были изучать те же дисциплины, что и студенты стационара, и сдавать те же экзамены. Обучение завершалось также сдачей 6 государственных экзаменов по профилирующим дисциплинам в Государственной экзаменационной комиссии.

Принятые меры позволили несколько повысить качество обучения в заочной системе и увеличить количество юристов с высшим образованием, подготавливаемых без отрыва от работы. В 1952 г. ВЮЗИ и заочные отделения институтов дали стране уже около 2750, а в 1953 г. - около 3600 специалистов-юристов.

Годы, последовавшие за принятием ВКП (б) Постановления от 5 октября 1946 г., ознаменовались также ростом научной квалификации преподавательского состава, главным образом его младшего и среднего звена.

Подготовка научно-преподавательских кадров по всем преподаваемым специальностям велась в аспирантуре, которая к 1952 г. была создана почти во всех юридических вузах. Прием в аспирантуру возрастал с каждым годом. Если в 1946 г. в аспирантуре юридических институтов обучалось 97 чел., из них 63 - с отрывом от производства, то в 1953 г. здесь обучалось уже 268 человек, из них 94 - заочно. В аспирантуре юридических факультетов обучалось в 1953 г. 132 человека, из них заочно - 18. В 1947-1948 гг. впервые был проведен прием в аспирантуру Алма-Атинского, Ташкентского и Минского юридических институтов, что дало возможность готовить научные кадры из коренного населения. Кроме того, в эти годы начала применяться оправдавшая себя практика посылки в аспирантуру Московского и Ленинградского юридических институтов выпускников вузов национальных республик. Благодаря этому в институтах и университетах этих республик стало расти количество квалифицированных преподавателей из местного населения.

Многим преподавателям на основе защиты диссертаций были присвоены ученые степени доктора и кандидата наук. Большое число молодых преподавателей, успешно ведущих научную и педагогическую работу, было выдвинуто на должности заведующих кафедрами, деканов факультетов, заместителей директоров институтов. Удельный вес преподавателей юридических вузов, имеющих ученую степень или звание, вырос с процентов в 1948 г. до 60,7 процентов в 1953 г.

Однако докторов наук, профессоров среди преподавателей юридических вузов было еще мало, по ряду специальностей в вузах вообще не было профессоров. Из 125 правовых кафедр, имевшихся в 1953 г. в юридических институтах и на юридических факультетах университетов, лишь 39 возглавлялись профессорами.

Характерным для юридических вузов в тот период было значительное число преподавателей-совместителей, составляющих около 25 процентов от общего числа преподавателей (в ВЮЗИ процент совместителей доходил до 40).

Слабы рост научной квалификации преподавателей юридических вузов в значительной мере был обусловлен недостаточным развитием научно-исследовательской работы. После 1946 г. научная деятельность профессоров и преподавателей юридических вузов оживилась. Ученые вузов издали ряд крупных и ценных работ, в их числе «Государственная социалистическая

собственность» проф. А.В. Венедиктова, отмеченная впоследствии Государственной премией, «Юридические лица в советском гражданском праве» проф. С.Н. Братуся, «Трудовое правоотношение» проф. Н.Г. Александрова, «Учение о составе преступления» члена-корреспондента Академии Наук СССР А.Н. Трайнина, «Очерки англо-американской доктрины международного частного права» проф. В.М. Корецкого и др.

Однако на большинстве кафедр юридических вузов научная работа велась еще слабо. Достаточно сказать, что за 1948-50 гг. преподавателями юридических вузов было опубликовано всего 45 крупных работ. При этом по таким важным юридическим дисциплинам, как «Теория государства и права», «Советское государственное право», «Международное право», было издано всего 5 работ, а по истории государства и права СССР и истории политических учений - ни одной. За весь 1951 г., например, лишь Ленинградский юридический институт издал свои ученые записки.

Отставание в научной работе сказывалось и на качестве преподавания. Мало использовались богатейшие материалы из практики социалистического строительства; недостаточно показывалась революционная творческая роль права в развитии социалистического общества; критика буржуазных теорий в области государства и права ограничивалась критикой взглядов представителей буржуазной юриспруденции XVIII - XIX вв.

За 1947-1950 гг. было издано 32 учебника по юридическим наукам. И хотя в некоторых из них при последующем обсуждении были отмечены определенные недостатки, издание учебников по большинству дисциплин учебного плана юридических вузов явилось, несомненно, положительным фактором в развитии правовой науки и способствовало повышению качества преподавания. Правда, большая часть вышедших в свет учебников была написана коллективами научно-исследовательских правовых учреждений -Института права Академии наук СССР и Всесоюзного института юридических наук.

Последовательное осуществление ряда мероприятий, намеченных Постановлением Центрального Комитета партии от 5 октября 1946 г., явилось крупным шагом вперед в развитии юридического высшего образования в СССР в первую послевоенную пятилетку и заложило основы для дальнейшего его роста в последующую, пятую пятилетку. По данным ЦСУ СССР, общее количество юристов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, СССР, за период с 1941 по 1955 гг. увеличилось с 20,9 тыс. до 47,1 тыс., т.е. в 2,3 раза3.

Ряд юридических институтов и факультетов сложились как крупные учебные заведения и научные центры в области правоведения. Выросли и окрепли юридические вузы в национальных республиках. Получила широкое развитие система заочного юридического образования. Оживилась научная работа на кафедрах, был выпущен ряд ценных монографических исследований и учебников по юридическим наукам, повысилась научная

Стат. сборник. Народное хозяйство СССР. М., 1956. Стр. 194.

квалификация преподавательского состава. Была проделана известная работа по улучшению учебных планов и учебных программ; укрепилась материальная база. В связи с открытием занятий в новом здании Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на Ленинских горах увеличились учебные площади, используемые юридическим факультетом МГУ. Вступили в строй новые учебные корпуса Харьковского и Ленинградского юридических институтов. Библиотеки вузов пополнились новой учебной и научной литературой.

Успехи в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе юридических вузов стали возможными лишь на основе тех грандиозных достижений в развитии народного хозяйства, науки и культуры, которых добился советский народ в результате успешного выполнения двух послевоенных пятилетних планов. Особенно быстрый подъем переживала в этот период советская высшая школа, что, несомненно, благотворно сказалось и на юридических вузах.

К концу пятой пятилетки численность студентов высших учебных заведений СССР (включая заочников) превысила 2 млн. человек, то есть стала на 1 млн. 211 тыс. больше, чем в 1945/46 учебном году.

Особенно широкое развитие получило в СССР заочное высшее образование.

Однако новые задачи социалистического строительства и мероприятия партии и правительства по совершенствованию государственного аппарата потребовали внести существенные коррективы в организацию юридического высшего образования. Необходимо было прежде всего упорядочить сеть юридических вузов, которая до этого была неравномерно распределена по территории Советского Союза. Большая часть вузов была сосредоточена в городах Европейской части СССР, причем в Москве, Ленинграде и некоторых других городах действовали одновременно и юридические институты и юридические факультеты. Что касается районов Сибири и Дальнего Востока, то здесь подготовка юристов велась лишь на малочисленных юридических факультетах Томского и Иркутского университетов.

Правильно надо было решать вопрос о количестве подготавливаемых в вузах юристов и порядке их распределения.

Дело в том, что наряду с юридическими институтами и юридическими факультетами университетов юристов для системы органов юстиции и прокуратуры готовили и юридические школы Министерства юстиции, организованные в 1935 г. Первоначально они были одногодичными, в 1939 г. срок обучения в них был продлен до 2-х лет; в 1947 г. школы были приравнены к средним специальным учебным заведениям. В юридические школы принимались лица в возрасте от 23 до 35 лет, имеющие образование в объеме средней школы, по направлениям республиканских и областных руководящих органов. Располагались школы в городах, где находились юридические вузы и, как правило, использовали их преподавательский состав. В 1953/54 учебном году в СССР было 18 юридических школ,

ежегодно выпускавших около 1700 специалистов со средним юридическим образованием.

Юридические школы сыграли положительную роль, позволив в весьма сжатые сроки подготовить для органов юстиции и прокуратуры значительное количество работников средней квалификации. Однако задачи и специфика работы судов и прокуратуры требовали, чтобы работники этих органов имели высшее юридическое образование. Поэтому выпускники юридических школ, приходя на работу, как правило, должны были поступать затем в заочные юридические вузы и учиться еще 5-6 лет.

Естественно, что было бы более разумно комплектовать органы прокуратуры и суда только лицами с высшим юридическим образованием. Но на практике часто оказывалось, что органы юстиции, прокуратуры и МВД предпочитали принимать на работу выпускников юридических школ, взрослых людей, обладавших богатым жизненным опытом, большим стажем производственной и общественной работы, преобладающее большинство которых являлось членами и кандидатами КПСС.

В связи с этим распределение части выпускников юридических вузов на работу вызывало определенные затруднения. Сказывалось также то обстоятельство, что министерства, ведомства, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся не имели установленной номенклатуры должностей, подлежащих замещению лицами с высшим юридическим образованием. Поэтому такие должности нередко укомплектовывались лицами, имеющими недостаточную юридическую подготовку или не имеющими ее вовсе.

Необходимо было, наконец, продолжить работу по повышению научной квалификации преподавательского состава, по расширению в юридических вузах научной и издательской деятельности, а также по дальнейшему развитию подготовки юристов без отрыва от производства.

Все указанные проблемы, естественно, были тесно связаны с общими проблемами развития советской высшей школы в этот период.

Более повышенные требования к организации и качеству подготовки специалистов, предъявленные к высшей школе дальнейшим развитием народного хозяйства, новыми величественными задачами коммунистического строительства, нашли свое отражение в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием»4.

Отметив успехи, достигнутые высшей школой за предшествующие годы, Совет Министров СССР и ЦК КПСС определили конкретные меры по устранению имеющихся недостатков и указали пути дальнейшего развития высшего образования в СССР. В постановлении было указано, что подготовка специалистов, их коммунистическое воспитание, правильное распределение и использование в отраслях народного хозяйства и культуры, заботливое выращивание и смелое выдвижение наиболее способных их них

4 Сб. «Высшая школа». Изд-во «Советская наука». М., 1957. Стр. 10-15.

на руководящую работу при правильном сочетании старых и молодых кадров, является важнейшим государственным делом.

В числе существенных недостатков в подготовке специалистов Совета Министров СССР и ЦК КПСС отметили отставание качества подготовки специалистов от современных требований, перегрузку студентов общеобязательными учебными занятиями, отсутствие по многим дисциплинам стабильных учебников, чрезмерную дробность специальностей, недостаток времени на производственную практику, недостатки в планировании подготовки и распределения молодых специалистов и другие.

В постановлении был намечен ряд мероприятий, направленных на решительное улучшение дела подготовки, распределения и использования специалистов с высшим образованием. Эти мероприятия явились основой программы дальнейшего развития и совершенствования системы юридического образования в СССР в соответствии с требованиями коммунистического строительства в этот период, которая и была осуществлена в последующие годы.

В реализации всех этих мероприятий положительную роль сыграло сосредоточение в 1953 г. руководства юридическими институтами и юридическими факультетами университетов в одном центре - Главном управлении университетов, экономических и юридических вузов Министерства высшего образования СССР. Этим обеспечивалось известное единство управления всей учебной, методической и научной работой юридических вузов и организации обмена опытом их работы, возможность перераспределения в случае необходимости преподавательских кадров, целенаправленность в укреплении материальной базы.

Постановлением ЦК КПС и Совета Министров СССР была выдвинута задача коренным образом улучшить планирование подготовки специалистов и своевременного приведения выпуска специалистов в соответствие в потребностью в них народного хозяйства. Министерствам и ведомствам было предложено разработать номенклатуру должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, и определить перспективную потребность в таких специалистах. В области подготовки юридических кадров это мероприятие должно было помочь точнее определить место специалистов -юристов в системе народного хозяйства и культуры, спланировать их подготовку в соответствии с действительными запросами практики и рассчитать перспективную потребность в таких кадрах, а также найти правильное соотношение количества выпускаемых специалистов с высшим юридическим образованием.

На основе заявленной министерствами и ведомствами потребности в юристах и практики распределения выпускников ежегодный прием на стационарное обучение в юридические институты и на юридические факультеты университетов начиная с 1955 г. был установлен на уровне около 2000 человек. Распределение этого контингента по вузам производилось теперь Министерством с таким расчетом, чтобы приблизить подготовку

специалистов к районам их будущей работы, а также обеспечить союзные и автономные республики кадрами юристов, хорошо знающими язык, особенности хозяйства и культуры данной республики. Были уменьшены контингента в вузы центра РСФСР, республик Закавказья, Прибалтики, Средней АЗИИ, где выпуски юристов превышали заявки министерств и ведомств, и увеличены контингенты приема в вузы Сибири. Ряд мероприятий по приведению контингентов студентов-юристов в соответствие с потребностями в них был осуществлен во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 мая 1955 г. «О дополнительных мерах по упорядочению подготовки специалистов с высшим образованием»5.

Известную роль в упорядочении распределения молодых специалистов-юристов с 1955 г. сыграло прекращение с 1954 г. приема в 11 юридических школ Министерства юстиции и полное закрытие всех юридических школ в 1956 г.

Дальнейшему упорядочению юридического высшего образования в СССР во многом способствовали принятые Коммунистической партией и Советским правительством меры по совершенствованию государственного аппарата и реорганизации органов Министерства внутренних дел. Молодые юристы во все большем количестве стали ежегодно направляться на работу в аппарат исполкома местных Советов, в следственные органы милиции, в исправительно-трудовые учреждения.

Выпуск юристов из стационарных юридических вузов составил в 1956 г. 1874 человек, в 1957 г. - 1941 человек и в 1958 г. - 2344 человек. Это соответствовало заявкам министерств и ведомств.

Из года в год развивалась подготовка юристов без отрыва от работы. Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. уделило особое внимание вопросам вечернего и заочного образования. Было предусмотрено увеличение числа студентов-заочников и расширение круга предоставляемых им трудовых льгот, установление 30-дневной учебно-лабораторной сессии и т.д. С начала 50-х годов в юридических вузах появляется и начинает интенсивно развиваться новая, вечерняя форма подготовки специалистов, позволившая существенно улучшить качество обучения, привлечь к подготовке кадров без отрыва от работы лучшие преподавательские кадры стационарных вузов, используя опыт и систему преподавания на дневных факультетах.

В 1954 г. в системе заочного высшего юридического образования обучалось уже 25 290 студентов, из них в ВЮЗИ - 13 154, на заочных отделениях институтов -7277 и на заочных отделениях юридических факультетов университетов - 4859. Студенты-заочники как правило были практическими работниками юстиции и прокуратуры. с 1955 г. преобладающими среди заочников становятся работники милиции, исправительно-трудовых учреждений, советского, партийного, профсоюзного аппарата, хозяйственных организаций.

5 Сб. «Высшая школа». Изд-во «Высшая школа». М., 1957. Стр. 16-17.

Выпуски специалистов в системе заочного и вечернего обучения в 1956 г. составили 3974 человек, в 1957 г. - 3478 и в 1958 г. - 3960 человек (в том числе 328 из вечерних отделений).

Для развития юридического образования в СССР в эти годы большое значение имели мероприятия по упорядочению сети юридических высших учебных заведений. Была поставлена задача создать центр юридического образования в каждой союзной республике, в каждом крупном экономическом районе с учетом потребностей учреждений и организаций этого района в юристах; приблизить подготовку юристов к месту их будущей работы, ликвидировать параллелизм в подготовке юристов в одних и тех же городах.

Существенную роль при решении этой задачи играл правильный выбор системы подготовки юристов.

Как уже отмечалось выше, юридическое образование в нашей стране исторически сложилось как отрасль университетского образования. Необходимость резко расширить масштабы подготовки квалифицированных юристов для судебно-прокурорских органов и органов государственной власти и управления вызвала выделение в 30-х годах юридических факультетов из состава ряда университетов и преобразование их в самостоятельные юридические институты. Эти институты выпустили большое количество специалистов-юристов, играющих ныне видную роль в различных отраслях государственного управления, культуры и просвещения. Большое вклад внесли юридические институты и в дело подготовки научно-исследовательских кадров по юридическим наукам, воспитав большую часть работающих сейчас в юридических вузах и научно-исследовательских правовых учреждениях профессоров, преподавателей и научных сотрудников.

Когда потребность государственных органов в юристах перестала быть столь острой, встал вопрос об упорядочении подготовки специалистов с высшим юридическим образованием. Вполне естественен был переход ряда юридических институтов в состав университетов.

Казанский юридический институт был в 1952 г. преобразован в юридический факультет Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова (Ленина). В 1954 г. с юридическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова был объединен Московский юридический институт, а Ленинградский юридический институт - с юридическим факультетом Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Минский юридический институт в сентябре 1954 г. был преобразован в юридический факультет Белорусского государственного университета им. В.И. Ленина, Ташкентский юридический институт в марте 1955 г. реорганизован в юридический факультет Среднеазиатского государственного университета им. В.И. Ленина, а Алма-Атинский юридический институт в мае того же года - в юридический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова.

Объединение юридических институтов с юридическими факультетами университетов в одних и тех же городах и реорганизация ряда юридических институтов в юридические факультеты университетов позволили ликвидировать параллелизм в подготовке специалистов, улучшить учебные и бытовые условия для студентов, привести в соответствие выпуск юристов с потребностью в них. Благотворно отразилось это объединение и на развитии юридической науки. Включение в состав университетов, имеющих более благоприятные условия для научной работы и опубликования ее результатов, коллектив профессоров и преподавателей юридических институтов, накопивших значительный опыт научной и учебной деятельности, способствовало созданию крупных научно-учебных центров юридического образования.

Условия приема и обучения в оставшихся Саратовском, Свердловском и Харьковском юридических институтах были приспособлены к нуждам подготовки судебных и прокурорско-следственных кадров. На них был распространен порядок набора и стипендиального обеспечения студентов, установленный ранее для юридических школ. Результаты приема в эти институты в первые же годы показали всю разумность этого мероприятия.

В то же время изменилась и сеть юридических факультетов университетов. В 1953 г. был организован юридический факультет в Киргизском государственном университете и в сентябре 1959 г. - в Кишиневском государственном университете. Теперь каждая из 15-ти союзных советских республик получила свой центр подготовки национальных юридических кадров и научной работы в области юриспруденции. В сентябре 1959 г. был открыт юридический факультет Дальневосточного государственного университета (во Владивостоке); в сентябре 1958 г. - юридический факультет Воронежского государственного университета.

Одновременно шел процесс упорядочения сети вечернего и заочного юридического образования.

Филиалы Всесоюзного юридического заочного института в городах, где имелись стационарные вузы, были преобразованы в заочные отделения этих вузов. Так, в 1953 г. в заочные отделения юридических факультетов университетов были преобразованы филиалы ВЮЗИ в Баку и Ереване, Фрунзе, Ашхабаде и Душанбе, в 1955 г. - в Киеве, в 1958 г. - в Иркутске, Ростове-на-Дону, Воронеже, в 1959 г. - в Кишиневе, Владивостоке. Филиал ВЮЗИ в Одессе в 1959 г. был передан Киевскому университету, а впоследствии преобразован в заочный факультет Одесского университета.

Эти преобразования филиалов ВЮЗИ в заочные отделения университетов создали возможность усилить преподавательские коллективы на юридических факультетах университетов, ликвидировать ненужное совместительство, повысить уровень преподавания на заочных отделениях.

В период 1954-1959 гг. в большинстве юридических институтов и юридических факультетов университетов СССР были организованы также вечерние отделения (в институтах - факультеты), и тем самым юридические

высшие учебные заведения СССР стали органически сочетать все формы подготовки специалистов - дневную, вечернюю и заочную.

В эти же годы были открыты новые филиалы и учебно-консультационные пункты Всесоюзного юридического заочного института в ряде городов, где не было стационарных юридических вузов. Филиалы ВЮЗИ были организованы в Чите и Краснодаре, учебно-консультационные пункты - в Оренбурге, Барнауле, Магадане, Южно-Сахалинске. Продолжением реорганизации сети заочного обучения явилось преобразование в 1959 - 60 гг. ряда филиалов ВЮЗИ - в городах, где число студентов-заочников превышало 1000 человек - в территориальные факультеты, что позволило существенно усилить руководство заочным обучением в этих городах.

В целях устранения чрезмерной дробности специальностей и специализаций Совет Министров СССР и ЦК КПСС упомянутым постановлением от 30 августа 1954 г. ввели перечень специальностей, по которым должны вестись подготовка специалистов в высшей школе. В этот перечень была включена специальность «Правоведение», объединившая существовавшие ранее узкие специальности на юридических факультетах университетов. Введение более широкого профиля подготовки юристов было направлено на то, чтобы повысить уровень общенаучных, общеюридических знаний выпускников и расширить возможности их использования на практической работе. Введение одной квалификации «юрист» для всех выпускников юридических институтов и факультетов означала, что каждый выпускник должен быть подготовлен к любой работе юридического характера.

В соответствии с новым перечнем специальностей были пересмотрены учебные планы юридических вузов и учебные программы по юридическим дисциплинам.

Наиболее существенной переработке подвергся учебный план юридических факультетов университетов, поскольку эти факультеты стали теперь основным звеном в системе юридического высшего образования. Новый учебный план для юридических факультетов был утвержден 18 августа 1954 г. и вступил в действие с 1 сентября 1954 г. В дальнейшем в него были внесены некоторые поправки и он был переутвержден 26 сентября 1955 г.

Из учебного плана были исключены такие дисциплины, как «Экономика и политика зарубежных стран», «История международных отношений», «Международное частное право» (последние две дисциплины были включены в число курсов по выбору); введено изучение дисциплин «Прокурорский надзор в СССР» и «Советская судебная статистика»; курс «Советское судоустройство» заменен курсом «организация суда и прокуратуры с СССР», курс «Основы бухгалтерского учета» - курсом «Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы». Планом предусматривалось усиление подготовки студентов по гражданскому, трудовому, земельному, колхозному, финансовому,

гражданско-процессуальному праву. Был увеличен объем практических занятий по специальным дисциплинам, включены в план лабораторные занятия по криминалистике. До 18 недель была увеличена и в целях приобретения необходимых производственных навыков несколько изменена по содержанию производственная практика; для преемственности в усвоении материала подвергся изменению и порядок изучения дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно новому учебному плану студент в течение срока обучения должен был представить 4 курсовые работы, по которым должен был получить зачет, публично защитив их на кафедре. Число экзаменов в каждую сессию было уменьшено до 4-5, сокращено также количество зачетов.

Вместо дисциплин по специализации были введены дисциплины по выбору, которые студент мог избрать для изучения после завершения им основного теоретического курса. Не влияя на общеюридический профиль подготовки специалиста, такие дисциплины позволяли студенту получить интересующие его сведения по определенной отрасли права и прививали ему первоначальные навыки самостоятельной научной работы.

Новый учебный план юридических институтов, утвержденный 20 сентября 1955 г., включал в себя те же дисциплины, что и учебный план юридических факультетов (за исключением латинского языка и основ римского гражданского права), но с иным количеством часов. Большее количество часов отводилось на изучение уголовного, гражданского, процессуального права, криминалистики.

Новому учебному плану специальности «Правоведение» свойственно было расширение профиля подготовки специалистов, усиление из практической подготовки, предоставление студентам возможности углубить свои специальные знания путем изучения дисциплин по выбору. Эти измененные учебные планы, несомненно, больше отвечали требованиям будущей практической деятельности выпускников юридических вузов и создавали реальные возможности для подготовки специалистов с более высокой квалификацией.

Соответствующему изменению подвергся и учебный план Всесоюзного юридического заочного института и заочных отделений юридических институтов: была усилена экономическая подготовка студентов, более равномерно распределена учебная нагрузка по семестрам (в среднем за семестр студент должен был написать 1 курсовую и 3 контрольные работы и сдать 4 экзамена), дополнительно введены курсовые и контрольные работы по ряду дисциплин, изменена последовательность изучения некоторых дисциплин и т.д.

При пересмотре учебных программ большое внимание было обращено на устранение дублирования одного и того же материала в различных курсах, перенасыщения фактическим материалом, перечислением законодательных актов, дат, цифр и т.п., посторенний, на сокращение чрезмерно больших списков рекомендуемой литературы.

Мероприятия по упорядочению юридического высшего образования, проведенные в 1954-55 гг., создали предпосылки для успешного

осуществления новых задач, вставших перед юридическими вузами, как и перед всей советской высшей школой в связи с историческими решениями XX съезда КПСС.

XX съезд партии явился крупным историческим событием. Он открыл новый важный этап в развитии нашей страны и определил конкретные пути строительства коммунизма в Советском Союзе. В решениях съезда была намечена широкая программа культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся. «В области высшего образования, - говорилось в резолюции съезда по отчетному докладу ЦК КПСС, - главными задачами являются всемерное улучшение качества подготовки специалистов на основе тесной связи учебы с производством, правильное размещение высших учебных заведений в стране, приближение их к производству, постановка учебной работы в соответствии с современным уровнем техники»6.

Важное место в работе съезда занял вопрос о преодолении чуждого марксизму-ленинизму культа личности Сталина и его последствий. Съезд полностью одобрил осуществленные ЦК КПСС меры по укреплению советской законности, по строгому соблюдению прав граждан, гарантированных Советской Конституцией, обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на стаже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопорядка.

Эти указания съезда легли в основу последующих серьезные мер по улучшению организации подготовки высококвалифицированных юристов, приближению ее к нуждам и запросам практики, по развитию правовой науки и упрочению ее связей с деятельностью юридических органов.

На работе юридических вузов положительно сказались проведенные в этот период мероприятия в области организации труда профсоюзов и преподавателей высшей школы и совершенствования учебного процесса. Особо следует отметить Постановление Совета Министров СССР от 12

п

апреля 1956 г. № 456 , которым с 1956-57 учебного года был введен новый принцип расчета общей численности профессорско-преподавательского состава, исходящий из среднего числа студентов на одного преподавателя. Если раньше мерой труда преподавателя высшего учебного заведения было количество данных ему академических часов по учебному плану, то теперь такой мерой стало число подготовляемых специалистов и качество учебной и научной работы.

Большое значение имел также выход в свет Инструктивного письма Министерства высшего образования СССР от 15 сентября 1956 г. № И-100.

Если новый порядок расчета штатов преподавательского состава создал необходимые возможности для правильной организации труда профессоров

6 XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. II. М., 1956. Стр. 422.

7 Сб. «Высшая школа». Изд-во «Советская наука». М., 1957. Стр. 357.

и преподавателей, то письмо министерства определяло практические пути для этого. В частности, были значительно расширены права ректоров университетов, деканов факультетов и заведующих кафедрами в определении преподавательских штатов и в расстановке научных сил, в установлении для каждого преподавателя таких видов работы, выполняя которые он сможет проявить себя с наибольшей пользой. Вузы получили возможность значительно сократить число обязательных занятий студентов. Тем самым освобождалось время у студентов для самостоятельной работы и у преподавателей - для научной деятельности.

Интересы самостоятельной работы студентов потребовали улучшить подготовку для будущих правоведов различного рода учебных пособий, задачников, справочников, сборников нормативных материалов и т.п. Особенно важно было улучшить снабжение учебно-методической документацией и литературой студентов-заочников. Эта обязанность по отношению ко всем заочникам-юристам была возложена на ВЮЗИ, который превращался тем самым в методический центр по заочному высшему юридическому образованию. Только в 1956-57 гг. ВЮЗИ издал 172 наименования учебно-методической литературы общим объемом в 522 печатных листа. В их числе было издано 107 учебно-методических пособий и 65 лекций и учебных пособий. Наряду с ВЮЗИ литературу для заочников стали издавать Ленинградский, Белорусский, Казахский и другие университеты, а также юридические институты.

Большую пользу в практической подготовке студентов юридических вузов оказали меры, предусмотренные приказом Министерства высшего образования от 27 февраля 1957 г. «Об улучшении преподавания криминалистики в юридических институтах и на юридических факультетах государственных университетов». Были введены практикумы по криминалистической технике и судебной фотографии, стажировка преподавателей криминалистики в ведущих вузах, выделены средства на оснащение криминалистических лабораторий современным оборудованием, что позволило создать в вузах хорошие лаборатории, полностью отвечающие требованиям учебного процесса.

В юридических вузах получила дальнейшее развитие научно-исследовательская работа, которая была подчинена задачам повышения научной квалификации преподавателей, подготовки молодых научных кадров, создания учебников и улучшения учебной работы. Только за период 1954-1956 гг. преподавателями юридических институтов и факультетов были опубликованы 1154 монографий, брошюр, лекций, статей. Особенно плодотворно работали ученые юридических факультетов Ленинградского, Московского и Львовского университетов, Саратовского, Свердловского, Харьковского юридических институтов ВЮЗИ.

С 1957 г. ученые юридических вузов значительно расширили тематику своих исследований. Коллективы университетов национальных республик стали вести интенсивную исследовательскую работу в области истории государства и права своих народов. Большое место в тематике научных

исследований заняли вопросы укрепления социалистической законности, совершенствования работы государственного аппарата.

Развертывание научной деятельности не замедлило сказаться на росте числа кандидатов юридических наук. Только за период 1952-1956 гг. в СССР было защищено 832 кандидатских диссертаций по юридическим наука, а общее количество кандидатов юридических наук в стране достигло 1027. Из 767 штатных преподавателей, работавших в юридических институтах и на юридических факультетах, доктора и кандидаты наук составили 83,4 процента - выше, чем в других отраслях высшего образования. Однако количество докторов наук и профессоров все еще оставалось недостаточным.

Значительное место в научной работе юридических вузов заняла подготовка учебников и учебных пособий. Только за 1954-56 гг. было издано 19 новых учебников, 17 из которых были написаны вузовскими учеными («История политических учений» под ред. проф. С.Ф. Кечекьяна и доц. Г.И. Федькина, «Советское трудовое право» проф. Н.Г. Александрова, «Советский гражданский процесс» проф. К.С. Юдельсона и т.д.). В последующие годы вышли учебники почти по всем юридическим дисциплинам. В их подготовке принимали участие ученые не только Москвы и Ленинграда, но и других городов.

Весомый вклад в развитие юридической науки в этот период и создание учебников внесли профессора и преподаватели Военно-юридической Академии. В стенах академии, возглавлявшейся в эти годы видным советским ученым проф. В.М. Чхиквадзе, выросли ученые-правоведы, воспитавшие сотни советских юристов - С.С. Студеникин, А.И. Лепешкин, А.Е. Лунев, И.Ф. Побежимов, Б.В. Щетинин, А.И. Винберг, Н.П. Фарберов, В.А. Власов и другие.

Все большее значение стала приобретать координация исследований в области правовой науки. В 1956 г. при Ленинградском государственном университете был организован журнал «Известия высших учебных заведений», серия «Правоведение». Этот теоретический журнал быстро завоевал признание вузовской юридической общественности. Эффективной формой координации научной работы явились также получившие широкое распространение межвузовские научные конференции по различным проблемам юридических наук.

Серьезным фактором развития научной деятельности вузовских ученых-юристов стало все более активное их участие в разработке нового законодательства, в деятельности государственных органов, суда и прокуратуры по изучению и обобщению практики.

XX съезд Коммунистической партии Советского Союза, как выше отмечалось, поставил перед высшей школой в качестве главной задачи дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов на основе тесной связи обучения с практикой, с производством.

Ленинская идея соединения обучения с производительным трудом

о

была развита в печи товарища Н.С. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ , а затем в его записке в Президиум ЦК КПСС «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране»9, которая легла в основу одноименных Тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР. По решению ноябрьского Пленума ЦК КПСС (1958 г.) эти тезисы были опубликованы в печати для всенародного обсуждения.

Всенародное обсуждение вопроса об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране показало, что разработанная Центральным Комитетом КПССС и Советом Министров СССР программа дальнейшего развития народного образования встретила единодушное одобрение и поддержку трудящихся.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.

Исходя из новых задач коммунистического строительства, Закон СССР от 24 декабря 1958 г. наметил ряд мероприятий по дальнейшему улучшению всей системы народного образования. В частности ст.ст. 37-42 Закона указали на необходимость всемерного улучшения и расширения вечернего и заочного образования, установили принципы комплектования высших учебных заведений и сочетания обучения с общественно полезным трудом в различных типах высших учебных заведений и т.д.

Важные мероприятия по развитию высшей школы, дополняющие и конкретизирующие положения общесоюзного Закона, были предусмотрены также в статьях законов об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, принятых Верховными Советами союзных республик10.

Всеочередной XXI съезд КПСС в резолюции по докладу товарища Н.С. Хрущева «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы» провозгласил, что «Советская страна в результате глубочайших преобразований во всех областях общественной жизни, на основе победы социализма вступила в новый период своего развития -период развернутого строительства коммунистического общества»11. Съезд наметил конкретную программу нового мощного подъема всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры СССР, материального благосостояния народа. Одновременно съезд отметил, что «в современных условиях главным направлением в развитии социалистической

См. Н.С. Хрущев. Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества. Речь на XIII съезде ВЛКСМ 18 апреля 1958 г. Изд-во «Молодая гвардия». 1958.

9 См. «Правда». № 264 от 21 сентября 1958 г.

10 См., например: Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР. Изд-во «Известия Советов депутатов трудящихся. М., 1959.

1 Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. Госполитиздат. 1959. Стр. 139.

государственности является всемерное развитие демократии, привлечение всех граждан к участию в руководстве хозяйственным и культурным строительством, в управлении общественными делами»12.

Перед юридическими высшими учебными заведениями СССР встали новые серьезные задачи, вытекающие из решений XXI съезда КПСС, из положений Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.

В коллективах юридических высших учебных заведений, на страницах юридической печати развернулось широкое обсуждение вопросов юридического образования, путей его перестройки, совершенствования его форм, повышения качества подготовки юристов.

За период после XXI съезда КПСС Правительством СССР был принят ряд важных актов, внесших серьезные изменения в систему советской высшей школы, в том числе и в систему юридического образования, в частности, Постановление от 4 августа 1959 г. «О формах и сроках обучения в высших учебных заведениях и о производственной работе и практике

13

студентов» , от 2 июля 1959 г. «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных специальных учебных заведений»14, от 31 марта 1960 г. «Об упорядочении выплаты именных стипендий студентам высших учебных заведений СССР»15, от 28 января 1960 г. «О мерах улучшения качества диссертационных работ и порядка присуждения ученых степеней и званий»16 и другие.

Большое значение для дальнейшего развития юридических вузов, как и для всей советской высшей школы, имели перестройка руководства высшими и средними специальными учебными заведениями СССР, осуществленная на

17

основании постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1959 г. , и

утверждение Советом Министров СССР 21 марта 1961 г. Положения о

18

высших учебных заведениях СССР .

В соответствии с указанными актами Правительства СССР и с учетом мнений, пожеланий и предложений, высказанных юридической общественностью, в системе высшего юридического образования были осуществлены новые серьезные преобразования сети юридических вузов, форм обучения, его содержания, учебных планов, программ и других сторон многогранного процесса подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.

В ходе этих преобразований сложилась, в основном, действующая система высшего юридического образования. Эта система, разумеется, развивается и будет изменяться в соответствии с меняющимися условиями

12 Там же. Стр. 155.

13 СП СССР. 1959. № 16. Ст. 115.

14 СП СССР. 1959. № 14. Ст. 90.

15 СП СССР. 1960. № 8. Ст. 56.

16 СП СССР . 1960. № 4. Ст. 20.

17 СП СССР. 1959. № 13. Ст. 79.

18 СП СССР. 1961. № 6. Ст. 10.

общественной жизни и новыми требованиями коммунистического строительства. Но основные ее принципы прошли проверку временем и показали свою жизнеспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.