Научная статья на тему 'СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СССР. ПРАВИЛА ПРИЕМА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР'

СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СССР. ПРАВИЛА ПРИЕМА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1533
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / INSTRUCTION BY CORRESPONDENCE / ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / EVENING COURSES / CALLING TO THE UNIVERSITY / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ENTRANCE EXAMINATIONS / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ОБУЧЕНИЕ С ОТРЫВОМ ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ПРИЕМ В ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шебанов А.Ф.

Настоящей статьей мы продолжаем публикацию советских авторов о структуре и содержании юридического образования в советскую эпоху. Данная публикация принадлежит А.Ф. Шебанову и является составной частью его монографии «Юридические высшие учебные заведения» (1963 г.). Данный отрывок посвящен организации приема в юридические вузы. В публикации представлены интересные статистические данные о количестве обучающихся в юридических вузах СССР. В работе отражены основные требования, предъявляемые к желающими обучаться в юридических вузах, к которым относится наличие среднего образования (общего или специального), сдача вступительных испытаний, а также наличие двухлетнего трудового стажа. Подробно описаны льготы, предоставляемые абитуриентам при поступлении. «Красной нитью» через всю работу проходи идея о непременной заботе советского государства об обеспечении возможности всем желающим получить высшее юридическое образование. Основным аргументов в пользу этого тезиса является принцип бесплатности бесплатности обучения, в установлении демократического порядка приема в юридические вузы, в обеспечении студентов стипендиями и общежитиями, в установлении различного рода льгот для тех, кто совмещает учебу в вузах с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях. Кроме того, в публикации имеет быть постоянное противопоставление советской системы приема в вуз (и в целом системе обучения) и западных стран. Поскольку вопрос, поднятый автором в представленном отрывке, носит общий характер, то публикация будет полезна не только исследователям советского юридического образования, но и тем, кто интересуется вопросами советского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS OF LEGAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE USSR. REGULATIONS OF ADMISSION AND CONDITIONS OF TRAINING IN LEGAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE USSR

We continue by this article the publication of the Soviet authors about structure and content of legal education during the Soviet era. This publication belongs to A. F. Shebanov and is a component of his monograph "Legal Higher Educational Institutions" (1963). This fragment is devoted to the organization of acceptance in law colleges. Interesting statistical data on the number of students in law colleges of the USSR are provided to publications. The main requirements imposed to persons interested to study in law colleges to which availability of secondary education (general or special), delivery of entrance tests, and also availability of a two-year working life belongs are reflected in work. The privileges provided to entrants in case of receipt are in detail described. Through all work stand out the idea about indispensable care of the Soviet state of a possibility to everyone to get the higher legal education. The basic of arguments for benefit of this thesis is the principle of free of charge free of charge training, in establishment of a democratic order of acceptance in law colleges, in providing students with grants and hostels, in different establishment of privileges for those who combine study in higher education institutions with work at the entities, in organizations and the organizations. Besides, in the publication has to be fixed opposition of the Soviet system of acceptance in higher education institution (and in general to a training system) and the western countries. As the question which is brought up by the author in the provided fragment has general character, the publication will be useful not only to researchers of the Soviet legal education, but also those who is interested in questions of the Soviet higher education.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СССР. ПРАВИЛА ПРИЕМА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР»

А.Ф. Шебанов*

СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СССР.

ПРАВИЛА ПРИЕМА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ СССР

Аннотация. Настоящей статьей мы продолжаем публикацию советских авторов о структуре и содержании юридического образования в советскую эпоху. Данная публикация принадлежит А.Ф. Шебанову и является составной частью его монографии «Юридические высшие учебные заведения» (1963 г.). Данный отрывок посвящен организации приема в юридические вузы. В публикации представлены интересные статистические данные о количестве обучающихся в юридических вузах СССР. В работе отражены основные требования, предъявляемые к желающими обучаться в юридических вузах, к которым относится наличие среднего образования (общего или специального), сдача вступительных испытаний, а также наличие двухлетнего трудового стажа.

Подробно описаны льготы, предоставляемые абитуриентам при поступлении.

«Красной нитью» через всю работу проходи идея о непременной заботе советского государства об обеспечении возможности всем желающим получить высшее юридическое образование. Основным аргументов в пользу этого тезиса является принцип бесплатности бесплатности обучения, в установлении демократического порядка приема в юридические вузы, в обеспечении студентов стипендиями и общежитиями, в установлении различного рода льгот для тех, кто совмещает учебу в вузах с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Кроме того, в публикации имеет быть постоянное противопоставление советской системы приема в вуз (и в целом системе обучения) и западных стран.

Поскольку вопрос, поднятый автором в представленном отрывке, носит общий характер, то публикация будет полезна не только исследователям советского юридического образования, но и тем, кто интересуется вопросами советского высшего образования.

Ключевые слова: юридическое образование, заочное обучение, вечернее обучение, обучение без отрыва от производства, обучение с отрывом от производства, прием в вузы, вступительные экзамены.

На современном этапе развития «...Советский Союз располагает многоотраслевой высшей школой, которая дает возможность полностью и своевременно удовлетворять запросы экономического и культурного развития нашего общества»1. В 1961/62 учебном году в высших учебных заведениях СССР обучалось 2640 тысяч студентов, т. е. в два раза больше, чем во всей Европе.

Свой вклад в успехи советской высшей школы вносят и юридические вузы. Если в царской России в 1914 г. на юридических факультетах

* Шебанов Александр Филиппович (1922-1977 гг.) - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Университета дружбы народов; заместитель директора Института государства и права АН СССР.

1 Елютин В.П. Высшая школа страны социализма. М., 1959, ст. 24.

университетов обучалось всего около 12,5 тысячи студентов, то в юридических высших учебных заведениях СССР в 1962/63 учебном году обучалось около 44 тысяч студентов. Число студентов-заочников в 1963 г. превысило 30 тысяч человек, а вечерников - 6 тысяч. Общее число студентов-юристов, обучающихся без отрыва от работы, в 1963 г. более чем в 4,5 раза превысило число студентов стационарных вузов. В текущей семилетке ежегодно диплом юриста получают свыше 6 тысяч выпускников юридических факультетов и институтов1. Из года в год растет и число принятых в юридические вузы. Только в 1963 г. сюда поступило свыше 10 тысяч человек.

В настоящее время в буржуазных странах обычно не ведется статистики студентов по их социальному положению. Однако по некоторым данным можно судить, что юридические факультеты университетов в этих странах — это учебные заведения преимущественно привилегированных классов. Так, в 1956 г. на юридическом факультете Брюссельского университета (Бельгия) 52 процента студентов составляли дети служащих, в том числе 40 процентов — дети чиновников высшей категории (директоров, судей и т.д.), 7 процентов — дети родителей свободных профессий, 3,5 процента — дети хозяев предприятий, 5,5 процента — дети коммерсантов, менее 5 процентов — из рабочей среды, 0,4 процента — выходцы из крестьянских семей, остальные — дети пенсионеров, ремесленников и т. п.

Будучи подлинными представителями своего народа — рабочего класса, колхозного крестьянства, трудовой интеллигенции, студенты советских юридических вузов активно участвуют в общественной жизни страны. Как правило, они — члены массовых общественных организаций — профсоюзов, комсомола. Среди студентов-юристов много членов Коммунистической партии. В стенах юридических вузов действуют различные добровольные об -щества — спортивные, научные и другие, развивается художественная самодеятельность. Через общественные организации студенты вовлекаются в политическую и общественную деятельность, а это имеет большое значение для воспитания их как граждан СССР — активных строителей коммунизма и как будущих советских правоведов. Для студентов-юристов обычным стало активное участие в избирательных кампаниях при выборах в Советы депутатов трудящихся и в агитационно-пропагандистской работе среди населения; студенты-юристы с энтузиазмом участвуют в деятельности народных дружин по охране общественного порядка, в осуществлении тех больших дел, на которые партия и комсомол

1 См.: Высшее образование в СССР: стат. сб. / Госстатиздат. М., 1961, С. 96.

призывают советскую молодежь. Так, тысячи студентов-юристов участвовали в уборке урожая на целине, за что многие из них были награждены грамотами и нагрудными знаками.

Через свои общественные организации, представленные в Совете университета, института, факультета, студенты участвуют в управлении делами своего вуза. Представители студенческих организаций входят и в различные совещательные органы при ректоре института, декане факультета, рассматривающие вопросы, касающиеся студентов (например, о назначении стипендий, о расселении студентов в общежитиях, об организации отдыха студентов).

Состав студентов советских юридических вузов отражает многонациональный характер нашего общества. Подавляющую часть студентов в юридических вузах союзных республик, как правило, составляют лица коренных национальностей этих республик. Ежегодно в юридические институты принимается молодежь из автономных республик, автономных областей, национальных округов. Среди принятых, например, в 1962 г. в Саратовский юридический институт были русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, удмурты, осетины, мордвины, адыгейцы, чуваши, калмыки, аварцы. Таким образом, социальный и национальный состав студентов юридических вузов СССР отражает классовую и национальную структуру советского общества в настоящий период.

Формированию такого состава студентов во многом способствуют и правила приема в эти вузы. Прием студентов на юридические факультеты университетов и в юридические институты СССР производится в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения СССР, ежегодно утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР1.

Согласно этим Правилам на юридические факультеты университетов и в юридические институты принимаются граждане обоего пола, имеющие законченное среднее образование, на обучение с отрывом от производства в возрасте до 35 лет, а на обучение без отрыва от производства (заочное и вечернее) - без ограничения возраста, успешно сдавшие вступительные экзамены, путем конкурсного отбора наиболее достойных, подготовленных и способных людей, представивших положительные характеристики для поступления в вуз.

Граждане иностранных государств, проживающие на территории СССР, принимаются в советские юридические высшие учебные заведения на общих основаниях.

1 См., например: Правила приема в высшие учебные заведения СССР на 1963 г. // Бюллетень МВ и ССО СССР. 1963. № 4.

В связи с тем, что работа, на которую направляются по окончании вуза выпускники юридических факультетов и институтов, требует от них наличия известного жизненного опыта, а в ряде случаев (например, при избрании на должность судьи) и установленного законом возраста, на обучение с отрывом от производства на специальность «Правоведение» принимаются только лица, имеющие стаж практической работы не менее двух лет (или демобилизованные из Советской Армии и Военно-морского флота после нахождения на действительной военной службе также не менее двух лет). Трудовой стаж исчисляется на 1 сентября.

Стаж практической работы считается по совокупности, независимо от перерывов в работе, а также независимо от того, работал ли поступающий по окончании среднего учебного заведения, совмещал ли работу с обучением или работал до поступления в среднее учебное заведение. Сезонная работа включается в общий стаж. В этот стаж засчитывается также время нахождения на военной службе, включая обучение в военных училищах.

Таким образом, предварительное участие в общественно полезном труде - обязательное условие для поступающих в юридические вузы. Любой юноша или девушка, оканчивающие среднюю школу и желающие стать юристами, должны знать, что путь к юридическому высшему образованию лежит через участие в общественном производстве.

В юридические вузы на обучение с отрывом от производства могут поступать и солдаты, матросы, сержанты, старшины последнего года службы. В этих случаях они, подавая заявление о приеме, одновременно должны представить справки командиров соответствующих воинских частей о согласии на предоставление краткосрочного отпуска для сдачи вступительных экзаменов.

Офицеры Советской Армии и Военно-морского флота, а также военнослужащие сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы принимаются на заочное и вечернее обучение в юридические вузы в соответствии с установленным порядком их приема в гражданские заочные и вечерние высшие учебные заведения.

Все поступающие в юридические высшие учебные заведения сдают вступительные экзамены по русскому языку и литературе (письменно и устно) или языку, на котором ведётся преподавание (письменно и устно), и истории СССР (устно) — как по профилирующим предметам; поступающие на обучение с отрывом от производства сдают устный экзамен и по иностранному языку (английскому или немецкому или французскому) — как по общему предмету.

Без вступительных экзаменов принимаются участники Великой Отечественной войны, имеющие аттестат отличника средней школы, или награжденные по окончании средней школы золотыми и

серебряными медалями, или окончившие средние специальные учебные заведения с дипломом с отличием.

Также без вступительных экзаменов принимаются лица, демобилизованные из Вооруженных сил СССР и имеющие законченное высшее военное образование, а также незаконченное высшее военное или гражданское образование, независимо от курса, на котором они обучались, — на первый курс и последующие курсы. Это право сохраняется за ними при поступлении на обучение с отрывом от производства в течение трех лет со дня увольнения в запас. Зачисление на заочное и вечернее обучение производится независимо от времени демобилизации.

Вне конкурса при получении положительных оценок на вступительных экзаменах принимаются участники Великой Отечественной войны, а также лица, направленные на обучение в вуз непосредственно промышленными предприятиями, стройками, совхозами, колхозами, хозяйственными организациями железных дорог, организациями и предприятиями государственной торговли и потребительской кооперации и хозрасчетными организациями, выполняющими геологоразведочные работы.

На места, оставшиеся после зачисления всех этих лиц, в порядке конкурсного отбора зачисляются поступающие, успешно сдавшие вступительные экзамены.

При конкурсном отборе определяется общее количество баллов на основании следующих данных: оценок, полученных на вступительных экзаменах по общим и профилирующим дисциплинам; оценок, указанных в аттестате об окончании средней школы или дипломе об окончании среднего специального учебного заведения по русскому языку и литературе (или по языку, на котором ведется преподавание в вузе) и по истории СССР; среднеарифметической оценки от всех оценок, указанных в документе о среднем образовании.

Первыми кандидатами на зачисление являются, лица, имеющие наибольшее количество баллов. При равенстве общего количества баллов преимущественным, правом на зачисление в юридические вузы пользуются лица, поручившие наибольшее количество баллов на вступительных экзаменах по русскому языку и литературе и истории СССР.

При прочих равных условиях преимущественным правом на зачисление пользуются лица, награжденные по окончании средней школы золотой или серебряной медалью, и лица, получившие по окончании среднего специального учебного заведения диплом с отличием.

При поступлении на вечернее или заочное обучение в юридические вузы преимущественное право на зачисление имеют лица со стажем

практической работы по юридической или родственной ей специальности не менее двух лет.

Правила, на основании которых производится прием в юридические вузы, позволяют тем самым отобрать из числа поступающих тех, кто обладает лучшей общеобразовательной подготовкой с учетом их возраста, их предшествующей производственной и общественной деятельности. Это особенно важно при приеме на дневные отделения юридических вузов, готовящие будущих работников суда, прокуратуры и других юридических учреждений.

Прием в юридические вузы на обучение без отрыва от производства имеет некоторые особенности. Прием студентов на вечерние отделения юридических вузов производится из числа жителей города (или его пригородов), где расположен данный вуз. С учетом места жительства поступающих производится также и прием студентов на заочные отделения юридических факультетов университетов и институтов и на факультеты и учебно-консультационные пункты ВЮЗИ. За каждым юридическим факультетом, институтом и УКП закреплены определенные территориальные зоны. Комплектование этих заочных учебных заведений производится, как правило, из числа лиц, проживающих и работающих на территории, входящей в зону обслуживания данного вуза.

Все это дает возможность вузу поддерживать постоянную связь не только с самим студентом, но и с учреждением, предприятием, организацией, где он работает; позволяет более правильно определять контингенты приема на заочное обучение с учетом потребностей народного хозяйства и государственного аппарата в данной республике, крае, области, сочетать специфику работы учреждений и организаций с интересами студентов при проведении учебного процесса, разумно определять сроки проведения экзаменационных сессий, организовывать необходимую помощь студентам и контроль за их работой. Установление зон обслуживания позволяет также разумно расходовать государственные средства, идущие на оплату проезда студентов-заочников на учебно-экзаменационные сессии.

Советское государство проявляет большую заботу о создании студентам необходимых условий для учебы, о том, чтобы каждый желающий получить высшее, в том числе и юридическое, образование и имеющий к этому достаточные способности имел бы материальные возможности осуществить свое желание. Обучение в советских вузах бесплатное. Более 80 процентов студентов юридических факультетов и все успевающие студенты юридических институтов обеспечиваются государственной стипендией. Для студентов, получивших на экзаменационной сессии только отличные оценки, размеры стипендии увеличиваются на 25 процентов. Наиболее отличившиеся студенты получают

именные стипендии — имени В.И. Ленина, М.И. Калинина, Ф.Э. Дзержинского.

Все иногородние студенты, как правило, обеспечиваются общежитиями, причем плата за общежитие, включая стоимость бытового обслуживания и постельных принадлежностей, составляет всего 3-5 процентов от суммы стипендии. При вузах имеются столовые, где студенты могут получать питание по сниженным ценам. Медицинское обслуживание студентов, пользование библиотекой, кабинетами кафедр, лабораториями — бесплатное. В распоряжении ректора вуза — специальный фонд для оказания единовременной денежной помощи нуждающимся студентам. Большое внимание обращается на физическое развитие и организацию досуга студентов. При университетах и институтах имеются клубы, стадионы, спортивные залы и площадки.

Забота Советского государства об обеспечении возможности получить высшее образование, в том числе и юридическое образование, всем желающим советским гражданам, особенно наглядно проявляется в установлении самых разнообразных льгот для лиц, совмещающих учебу в вузах с работой на предприятиях, в учреждениях, организациях. Как отметил товарищ Н.С. Хрущев, «наша страна создает людям труда все условия для учебы»1.

Прежде всего, надо отметить, что государство берет на себя все расходы по содержанию и материально-техническому оснащению всех заочных и вечерних юридических высших учебных заведений, а также по оплате их профессорско-преподавательского и обслуживающего персонала. Предоставляя студентам заочных и вечерних вузов специальные отпуска для сдачи экзаменов, государство тем самым относит за счет производства расходы, связанные с сокращением рабочего времени обучающихся без отрыва от производства.

Кроме того, для студентов, обучающихся без отрыва от производства, постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1959 г. установлены специальные трудовые льготы .

Рабочим и служащим, допущенным к вступительным экзаменам в заочные и вечерние вузы, администрация предприятий и учреждений может предоставлять отпуск для сдачи экзаменов продолжительностью в 15 календарных дней. Время на проезд к месту нахождения вуза и обратно предоставляется сверх указанного срока. Заработная плата за время отпуска для сдачи вступительных экзаменов не выплачивается.

Студентам вечерних и заочных юридических высших учебных заведений, успешно выполняющим учебный план, предоставляются

1 См.: Речь тов. Н.С. Хрущева на декабрьском Пленуме ЦК КПСС (1959 г.) // Правда. 1959. 29 дек.

2 СП СССР. 1959. № 14. С. 90.

дополнительно оплачиваемые учебные отпуска на период сдачи зачетов и курсовых экзаменов, а также для выполнения и сдачи дипломной работы или для сдачи государственных экзаменов. За время этих отпусков студентам сохраняется заработная плата, но не свыше 100 руб. в месяц. Успешно выполняющими учебный план считаются те студенты, которые удовлетворительно и в срок выполнили курсовые и контрольные работы (для заочников) или сдали зачеты (для вечерников) текущего семестра и не имеют задолженности по экзаменам и зачетам предыдущего семестра.

Студенты вечерних юридических высших учебных заведений имеют право на дополнительный отпуск на I и II курсах продолжительностью в 20 календарных дней, на III и последующих курсах — в 30 календарных дней. Студенты-заочники, соответственно, имеют право на отпуск на I и II курсах продолжительностью в 30 календарных дней, на III и последующих курсах — в 40 календарных дней. Большая продолжительность отпусков для заочников объясняется тем, что в период экзаменационной сессии студенты-заочники не только сдают зачеты и экзамены, но и слушают установочные и обзорные лекции, выполняют лабораторные работы.

На период сдачи государственных экзаменов всем студентам предоставляется отпуск продолжительностью в 30 календарных дней, а тем студентам юридических факультетов университетов, которые подготавливают и защищают на государственной экзаменационной комиссии дипломные работы, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью в 4 месяца.

Кроме того, студенты старших курсов имеют право на получение в течение 10 месяцев непосредственно перед началом выполнения дипломной работы или сдачи государственных экзаменов одного свободного от работы дня в неделю, с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Администрация предприятий и учреждений по своему усмотрению может в указанный период по просьбе студентов предоставлять им еще один-два свободных от работы дня в неделю, но уже без сохранения заработной платы.

Студенты заочных юридических вузов имеют также право на оплату проезда к месту нахождения вуза на учебно-экзаменационную сессию и обратно один раз в год в размере 50 процентов стоимости проезда за счет своего предприятия, учреждения.

Советское законодательство установило также общее положение, согласно которому руководители предприятий и учреждений обязаны создавать для студентов заочных и вечерних вузов необходимые условия для непрерывной и нормальной учебной работы1.

Предоставление студентам заочных и вечерних юридических вузов столь широкого круга и объема льгот играет, несомненно, большую роль в

1 См. п. «е» ст. 2 Постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1954 г.

том быстром развитии юридического образования и вовлечении в него все более широких кругов граждан, которое имеет место в настоящее время, а также позволяет поднять на более высокий уровень качество подготовки юристов без отрыва от работы.

Таким образом и в этом отношении советская юридическая высшая школа представляет собой разительный контраст по сравнению с юридическими вузами буржуазных стран, где для получения высшего образования необходимо располагать значительными средствами. В большинстве буржуазных стран обучение в высшей школе платное. Так, например, в США годовая сумма за обучение в Гарвардском и Колумбийском университетах составляет 1000—1200 долларов в год; стоимость обучения на юридическом факультете в Лозаннском университете (Швейцария) за 6 семестров — 2000 франков. Кроме этого студенты должны платить за общежитие, за пользование библиотекой, спортивными сооружениями, должны тратить определенные суммы на питание. Поэтому общая стоимость обучения в университете составляет большую сумму (например, на юридическом факультете Лозаннского университета — 14500 франков1. Стипендии получает обычно лишь незначительная часть студентов2, при этом размер стипендии, как правило, не покрывает всех расходов студента. Таким образом, путь в высшую школу определяется большей частью не способностями и желаниями студентов, а состоянием их кошельков. Для выходцев из малообеспеченных классов обучение в университетах в большинстве случаев оказывается недоступным. Так, в Федеративной Республике Германии, по данным официальной, статистики, в 1958/59 г. на детей рабочих приходилось лишь 5 процентов всех студентов высших учебных заведение. Во Франции число студентов - детей крестьян составляет 2 на тысячу человек трудоспособного сельского населения, детей рабочий - 0,8 на тысячу человек трудоспособного рабочего населения, а число студентов - детей служащих и интеллигенции составляет 86 человек на тысячу .

1 См.: Вестник высшей школы. 1962. № 11. С. 90.

В США стипендию получают лишь 12 процентов студентов, в Западной Германии -8,8 процента (См.: Вестник высшей школы. 1961. № 10. С. 81.

3 См.: За рубежом. 1962. № 38. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.