Научная статья на тему 'Учебные модули профессиональной подготовки менеджеров в инновационном обучающем комплексе вуза'

Учебные модули профессиональной подготовки менеджеров в инновационном обучающем комплексе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ МОДУЛЕЙ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / УРОВНИ ПОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Ю. В.

This article is devoted to the analysis of educational process in Penza State Technological Academy according to modular system of training managers. This system corresponds to multilevel educational program with using of on-line educational methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of educational elements related to manager professional training in the sphere of teaching complex

This article is devoted to the analysis of educational process in Penza State Technological Academy according to modular system of training managers. This system corresponds to multilevel educational program with using of on-line educational methods.

Текст научной работы на тему «Учебные модули профессиональной подготовки менеджеров в инновационном обучающем комплексе вуза»



• восполнить существующий пробел в современных учебно-наглядных пособиях;

• обеспечить активизацию обучения и повысить познавательный интерес обучающихся;

• формировать высокую мотивацию и готовность выполнять работу с соблюдением требований безопасности, «принудительно» (непроизвольно) мобилизовать внимание и вырабатывать целенаправленную установку на безопасную деятельность;

• формировать поведение, адекватное требованиям безопасного производства работ.

Литература:

1. «Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» № 187.

2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (от 9.10. 2007 г. № 1351).

3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандар-

тов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

т0^Н2001».

4. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15 ноября 1990 г. № 2797.

5. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

6. Организация и проведение производственного обучения безопасности труда и обучения на курсах целевого назначения работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть». ОР-19.00-80.30.30-КТН-002-1-05.

7. Организация обучения и проверки знаний работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть» по вопросам промышленной, пожарной безопасности и охраны труда. ОР-19.00-60.30.00-КТН-002-1-04.

8. РД 153-39.4Р-130-2002* Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков МН.

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ ВУЗА

Ю.В. Слесарев, Пензенская государственная технологическая

академия, г. Пенза

Ключевые слова: модульный подход, формирование модулей, уровни познания, модульный принцип.

Методология модульного подхода позволяет представить процесс обучения как четко сбалансированную систему усвоения студентами вуза учебно-профессиональной деятель-

ности. Анализ системного подхода на основе проведенного исследования в Пензенской технологической академии позволяет установить инновационные методы, позволяю-

щие улучшить качество подготовки специалистов-менеджеров.

Проведенные нами исследования показывают, что в подготовке специалиста-менеджера, в рамках инновационной программы обучения, особое внимание следует уделять специальной работе по развитию содержательных навыков выполнения учебных действий, в том числе по осознанию содержания усваиваемого материала и актуализации первичного профессионального опыта.

При многоуровневой системе высшего профессионального образования, к которой относится Пензенская государственная технологическая академия, первая ступень в подготовке специалиста-менеджера включает в себя модули (блоки) общегуманитарных наук (отечественная история, философия, политология, правоведение) и фундаментальных учебных предметов (история экономических учений, введение в специальность, экономическая теория), вторая ступень — модули (блоки) профессиональных дисциплин (банковское дело, теория бухгалтерского учета, коммерческое и трудовое право и др.) и модули (блоки) дисциплин специализации (управление персоналом, менеджмент, маркетинг и др.).

Каждый модуль учебных дисциплин включает в себя обязательно не только теоретические знания по той или иной экономической, управленческой специальности, но и практические умения с выходом на производственную управленческую практику.

Принципиальной особенностью современной организации учебного

50

процесса является междисциплинарный подход, который позволяет минимизировать ряд организационно-методических недостатков, присущих традиционному предметному обучению. К ним можно отнести прежде всего морфологический анализ учебного материала, который является основой систематизации содержания обучения при предметном подходе. Каждая дисциплина в этом случае рассматривается как целостный обособленный объект познавательной деятельности. Конструирование содержания учебных предметов осуществляется преподавателями с учетом иерархии дидактических принципов, таких, как принцип профессиональной направленности содержания, принцип научности, системности, принцип культуросообразности и т.д. Таким образом, при традиционном предметном подходе содержание образования составляют ряд автономных учебных дисциплин, связь между которыми носит дискретный характер, что отражается на качестве подготовки специалистов-менеджеров.

Формирование модулей осуществляется на основе анализа задач и функций, стоящих в подготовке специалистов-менеджеров, а также междисциплинарных связей, взаимосвязей общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин.

Результаты наших исследований показывают, что модули как совокупность учебных предметов целевым образом ориентируются на формирование профессиональной деятельности будущего специалиста-менеджера.

Однако, анализируя модульную систему в подготовке специалиста-

менеджера в Пензенской государственной технологической академии на основе формирующего эксперимента со студентами специальностей «080502 — экономика и менеджмент на предприятии машиностроения», «080116 — математические методы, операции и исследования в экономике», «050501.06; 050501.18 - профессиональное обучение (по отраслям)» групп 01ЭМ, 03ПВ, 03ПЭ, 03ММ, в 2004/05, 2005/06 учебных годах нами предложены инновационные подходы, позволяющие улучшить качество системы подготовки специалистов-менеджеров:

- выделение модулей должно быть конкретным в рамках учебного плана и программы подготовки специалистов (общегуманитарный, гуманитарно-правовой, профессионально-правовой и т.д.);

- организационно-методическая структура учебного материала модулей должна носить гибкий и вариативный характер;

- система модулей должна быть нацелена на междисциплинарную организацию деятельности преподавателя (отечественная история - правоведение - коммерческое право - трудовое право - управление персоналом);

- должно быть обеспечено методико-логическое завершение модуля (теория усваивается в контексте практического действия по решению учебно-профессиональных задач как предпосылка к дальнейшему продвижению в учебном материале; в качестве конечного результата изучения модуля предполагается практика, практическое решение задач (ПРЗ), ролевые игры, профессионально-

логическое построение моделей и ситуаций).

— целенаправленность модулей (структурная иерархия подмодулей с подчиненными связями между ними);

— мобильность структурного содержания модулей (мобильность предполагает замену, исключение, дополнение отдельных модулей в зависимости от динамики требований к подготовке специалистов-менеджеров).

В качестве примера реализации блочного (модульного) принципа формирования образовательно-профессиональной программы рассмотрим технологию организации многоуровневой системы подготовки специалиста-менеджера. Данная система подготовки предполагает обязательное изучение будущими специалистами-менеджерами правового блока общегуманитарного цикла дисциплин, а затем отраслевого права (коммерческое и трудовое право) общепрофессионального цикла дисциплин. Правовой блок направлен на развитие правового пространства и формирование правового мировоззрения у студентов, создавая при этом предпосылки и условия для решения следующих задач:

— ориентация студентов в правовом пространстве и соизмерение социально-нравственных принципов с правовой деятельностью;

— правовая оценка социальных процессов, тенденций, связанных с пересмотром ценностей, лежащих в основе профессионального образования;

— правовое обоснование и содержание профессионально-трудовой и

отраслевой деятельности будущего специалиста.

Основным результатом освоения студентами правового блока будет становление у них адекватной правовой картины современного общества, формирование правовых понятий и категорий и создание на этой основе профессионально-личностного проблемного поля.

Блок отраслевого права (коммерческое и трудовое право) направлен на овладение студентами следующих задач:

— правовое обеспечение будущей профессиональной деятельности;

— порождение в учебном процессе познавательной деятельности, накопление первичного профессионального опыта;

— расширение правового пространства и создание базы для развития личности будущего специалиста;

— способ анализа, рефлексии в решении различных производственных ситуаций на основе существующих иерархий нормативно-правовых документов;

— практическое применение видов отраслевого законодательства в профессиональной деятельности, в том числе приобретение навыков по работе с нормативно-правовой базой по выбранной специальности.

Основными результатами освоения студентами этого блока общепрофессиональных дисциплин будет формирование целостного восприятия правовой действительности и создание нравственно-правового фундамента будущей профессиональной деятельности.

Модульная система в подготовке специалистов-менеджеров в ходе проведенного нами исследования не является обособленной, состоящей из отдельных не связанных между собой модулей. Функциональная взаимосвязь и обусловленность модульной системы очень важна в этапах подготовки специалистов, особенно в период формирования профессиональных навыков, умений, приобретений профессионального опыта. Общую систему взаимосвязей модулей на примере правового блока общегуманитарного цикла и блока отраслевого права (коммерческое право) общепрофессионального цикла можно представить таблицей 1.

В таблице нами предложены уровни познания и профессионального формирования, которые на основе проведенного исследования отражают более глубокую и последовательную структуру модулей. Именно правильная, на наш взгляд, тематическая (поэтапная) расстановка приведет к постепенному формированию уровней познания. Каждый уровень имеет законченную структуру учебно-познавательного процесса и является продолжением, этапом в общей модульной системе. Конечный системный уровень является определяющим в формировании базовых знаний специалиста-менеджера и указывает на профессиональную подготовленность. Анализ уровня модульной системы позволяет преподавателю выявить степень готовности студента, его способность и возможность усваивать учебный материал путем промежуточного межэтапного контроля (блиц-опрос, тестирование,

52

Таблица 1

Уровни возрастания познания в системе правовых блоков в подготовке специалистов-менеджеров

Этапы познания Суть этапа Уровни профессионального формирования

I Изучение историко-правовых форм и видов отношений. Стремление исследовать качественную определенность правовых явлений и система правовых взаимосвязей в обществе Уровень свойств и внешних характеристик

II Познание субъектно-объектных отношений. Изучение структуры источнико-нормативной базы общественных явлений и отношений. Стремление дать ответ — из чего состоит исследуемое явление Уровень состава структуры

III Характеристика правовой действительности и исследование каждого элемента правовой системы общества. Необходимость определения важности прав, обязанностей и юридической ответственности Структурный уровень

IV Изучение элементных, рядовых и общих принципов и признаков гражданского и коммерческого права. Исследование правовой структуры организационно-правовых форм Функциональный уровень

V Определение видов договорных и обязательственных отношений. Практические и функциональные способы правового обеспечения экономической и управленческой деятельности Структурно- функциональный уровень

VI Исследование общеправовых гражданских, экономических видов отношений. Выявление взаимообусловленных форм субъектно-объектных отношений. Установление интегра-тивных связей и функций между явлениями гражданско-правовой и экономико-правовой действительности Системный уровень

#

творческое задание и т.д.). В случае необходимости (например, отставание студента, низкое качество усвоения учебного материала, недостаточная познавательная активность) преподаватель может вернуться к какому-либо этапу и повторить его отдельно

с отстающими студентами. Итогом модульной системы, согласно нашему исследованию, является высокий и равномерный уровень активации познавательного процесса, приводящий к формированию профессионального потенциала и складыванию первично-

53

го профессионального опыта у будущих специалистов-менеджеров. Каждый этап имеет четко выраженную структуру, состоящую из следующих элементов:

1) тематика лекционных занятий;

2) тематика практических (семинарских) занятий;

3) тематика эмпирических занятий (диспуты, тренинги, беседы, практические решения задач, круглый стол и т.д.);

4) контроль качества знаний (по каждому этапу отдельно). В модуле их, как правило, несколько. Нами впервые исследован и доказан взаимообразный процесс в модульной системе, позволяющий в случае необходимости вернуться к той части модуля или модулю в целом, который в процессе подготовки специалиста-менеджера будет наиболее креативным.

Модульный принцип построения учебного процесса применительно к ПГТА позволяет, на наш взгляд и по результатам педагогического эксперимента, достичь конечной цели обучения с большей степенью продуктивности. Необходимый эффект достигается благодаря системе целенаправленного объединения учебного материала различных дисциплин в модули по принципу этапности (описанному выше). Такое объединение, согласно проведенному нами теоретическому и практическому исследованию, обеспечивает в учебном процессе гибкие межпредметные связи на основе системы инвариантов, позволяющих независимо от специфики конкретных дисциплин применять единую методологию подготовки

54

специалистов-менеджеров. Эффективность применения системы инвариантов или блоков обеспечивается только в том случае, когда она охватывает всю учебную деятельность как по горизонтали в пределах одного курса обучения, так и по вертикали от курса к курсу.

Модульный принцип конструкции содержания образования не является новым для практики обучения. Как правило, инвариантным являются признаки выделения модулей. В данном исследовании мы разработали новые методы: профессиональный, профессионально-функциональный [описанные выше на основе проведенного эксперимента в группах 01ЭМ, 03ПВ, 03ПЭ, 03ММ в 2004/05, 2005/06 учебных годах по специальности: «080502 — экономика и менеджмент на предприятии в машиностроении», «080116 — математические методы, операции и исследования в экономике», «050501.06; 050501.18 — профессиональное обучение» (по отраслям)].

В профессиональном обучении исследователи связывают модульный принцип построения учебного процесса с многоуровневостью профессионального образования [1, 2, 3, 4].

При этом доказано [5, 6], что такая система подготовки специалистов позволяет создавать варианты дифференцированной профессиональной школы на основе соединения начального, среднего и высшего профессионального образования в единую ступенчатую образовательную систему, что весьма гибко и оперативно позволяет реагировать на постоянно изменяющиеся потребности рынка труда.

Очень эффективным элементом здесь является модульная система при традиционном подходе обучения в высшем профессиональном образовании [7, 8]. По мнению А.А. Вербицкого, В.А. Якунина, модульная система является одним из вариантов обучения с целью оптимизации учебного процесса, отводя роль технического регулятора процессу активации познавательной деятельности.

Необходимым и актуальным в качестве повышения квалификации рассматривается блочная (модульная) система в процессе подготовки преподавателей на основе многоступенчатой системы обучения в вузе [9, 10, 11, 12].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что структура и содержание профессионального образования устанавливаются соответствующим государственным стандартом, поэтому сочетание профессиональных образовательных программ и образовательных стандартов происходит в виде модулей, обеспечивающих определенное качество специалистов-менеджеров. Вся совокупность модулей, по нашему убеждению, составляет «модель знаний» специалиста-менеджера, дифференцированная по направлениям его подготовки. Однако, на наш взгляд, модуль нельзя рассматривать как сумму знаний, умений и навыков, скорее он выступает как системное качество специалиста, обеспечивающее ему возможности эффективного решения определенного круга профессиональных задач.

Литература:

1. Моисеев В.Б., Мещеряков А.С., Шапкин В.В. Профессиональное образование в социокультурном контексте /В.Б. Моисеев, А.С. Мещеряков, В.В. Шапкин.- Пенза, 2002.- С. 182.

2. Бепалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.

3. Долженко О.В., Шатунов-ский В.Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе.-М., 1990.

4. Окунь В. Введение в общую дидактику.- М., 1990.

5. Борк А. «История» новых технологий в образовании.- М., 1990.

6. Платонова Н.М., Якунин В.А. Педагогика: теория обучения.- СПб., 1993.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 1991.

8. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе.- Л.,

1991.

9. Методологическая подготовка преподавателей ФПК при многоступенчатой системе обучения в вузе.- М.,

1992.

10. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Технология контекстного обучения в системе повышения квалификации.— М., 1989.

11. Новые технологии обучения на ФПК: теория, опыт, проблемы.- М., 1991.

12. Штейнберг В.Э., Семенов С.Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе.- М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.