Научная статья на тему 'Модульное обучение студентов колледжа в контексте компетентностного подхода'

Модульное обучение студентов колледжа в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАННОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / MODULE / MODULAR APPROACH / MODULAR TRAINING / COMPETENCE / COMPETENCE OF LEARNERS / COMPETENCE APPROACH / EDUCATEDNESS / PREPAREDNESS / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савостина Светлана Сергеевна

В статье рассмотрен модульный подход в системе профессионального образования, целью которого является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, что является важным шагом для профессионального развития студентов СПО.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савостина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the modular approach to the system of vocational education is considered. The aim of such an approach is to form flexible educational structures both in teaching contents and in teaching organization which is very important for professional development of students of Secondary Vocational Education level.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение студентов колледжа в контексте компетентностного подхода»

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

САВОСТИНА С.С.

В статье рассмотрен модульный подход в системе профессионального образования, целью которого является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, что является важным шагом для профессионального развития студентов СПО.

In the article the modular approach to the system of vocational education is considered. The aim of such an approach is to form flexible educational structures both in teaching contents and in teaching organization which is very important for professional development of students of Secondary Vocational Education level.

Сегодня наша страна выходит на мировой рынок, пытаясь интегрироваться в международное экономическое пространство. В связи с этим российская экономика все острее нуждается в специалистах, соответствующих современным требованиям к качеству труда и способных адаптироваться к условиям быстро меняющегося рынка труда.

Формирование новой концепции образовательного результата вызвало необходимость ком-петентностного подхода в оценке учебной деятельности, обеспечивающей качество этого результата. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Таким образом, компетентность специалиста есть проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.

Построение компетентностной модели реально и качественно может быть реализовано на основе модульного подхода в системе профессионального образования. В основу Стандартов нового поколения положен модульный подход, учебные дисциплины (модули) разбиты на учебные блоки, которые формируют компетенции, необходимые для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

Проблема модульного подхода к обучению на основе научно-обоснованного построения структуры и содержания исследовалась рядом ученых: Н.В. Борисовой, В.А. Ермоленко, К.Г. Кязимовым, П.А. Юцявичене, М.А. Чошановым, отдельные положения концепции модульного подхода к проектированию учебно-программной документации разработаны Т.Т. Новиковой,

О.А. Павловой и др.

Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения. Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного ма-

териала. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающихся, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует студентов на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему студенческого самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если студент выполняет задание с дозированной помощью преподавателя, то он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, студент переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи студенту, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Студенты при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Многие российские институты дистанционного образования строят свои учебные программы именно на основе модулей. Это делает возможным охватить процессом обучения большое количество обучающихся, поставить обучение «на поток».

Учебный блок - совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Учебные планы учреждений СПО в каждом учебном блоке содержат базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), формируемую участниками образовательного процесса и устанавливаемую образовательным учреждением.

Профессиональный блок формируется в соответствии с ориентацией на подготовку специалистов по профилю. Структура базового (обязательного) курса строится на федеральном уровне, и перечень учебных дисциплин, входящих в него, является обязательным.

Вариативная (профильная) часть даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что главная цель модульного обучения в контексте компетентностного подхода - это создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию).

Библиографический список:

1. Артемьева Л.А., Куторго Н.А. В ожидании стандартов содержания третьего поколения // Инновационное развитие содержания начального и среднего профессионального образования : Сборник статей / Науч. ред. О.Б. Читаева. - М.: Типографский отдел НП АПО, 2008. - С. 39-49.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. - М.: ИЦПКПС, 2005.-114 с.

3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород, 1991.-122 с.

4. Вершинин С.И. Сопровождение профессиональной карьеры учащихся учреждений профессионального образования Москвы / С.И. Вершинин, Е.В. Грачикова. - М.: НИИРПО, 2004. - 24 с.

5. Глазунов А.Т. Программно-целевое управление профшколой / А.Т. Глазунов // Профессиональное образование, 2004 г.- №4.- С. 21.

6. Закорюкин В.Б. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам / В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко, Л.М. Твердин //Проблемы вузовского учебника. - Вильнюс: ВГУ, 1983. -С.73-75.

7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.- С.20-26.

8. Савина М.С. воспитание и профессиональное самоопределение в колледже: Сборник статей / М.С. Савина. - М. : Типографский отдел НП «АПО», 2008. - 64 с.

9. Смятских А.Л. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа / А.Л. Смятских, Т.М. Туркина - М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2003.- 32 с.

10. Карпов В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В.В. Карпов, М.Н. Катханов - М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 141 с.

11. Читаева О.Б. Интеграция профессий начального и среднего профессионального образования / О.Б. Читаева, А.А. Володарская и др. - М. : изд-во НОУ «ИСОМ», 2006. - 151 с.

Ключевые слова: модуль, блочно-модульный подход, модульное обучение, компетенция, компетентность, компетентностный подход, образованность, специалист.

Keywords: module, modular approach, modular training, competence, competence of learners, competence approach, educatedness, preparedness, specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.