Научная статья на тему 'Учебные квест-маршруты на местности как форма организации летних образовательных практик в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля'

Учебные квест-маршруты на местности как форма организации летних образовательных практик в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНЫЕ КВЕСТ-МАРШРУТЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА МЕСТНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / QUEST TECHNOLOGY / EDUCATIONAL QUEST ROUTES / PRACTICAL WORK ON THE GROUND / EDUCATIONAL PRACTICES IN THE EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL EDUCATION OF GEOGRAPHICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Литвинова Ольга Сергеевна

В статье представлен маршрутный квест, реализуемый в рамках летних учебных практик при подготовке бакалавров географов. Показана важность изучения региональных природных компонентов через организацию и проведение практических работ и квест-маршрутов на местности. Указана эффективность маршрутных квестов на заключительном этапе проведения практических работ на местности, который ориентирован на проверку учебных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Quest-Routes on the Ground as a Form of Organization of Summer Educational Practices in the System of Training of Bachelors of Pedagogical Education of Geographical Profile

The article presents a route quest implemented in the framework of summer training practices in the preparation of bachelors of geographers. The importance of the study of regional natural components through the organization and implementation of practical work and quest routes on the ground. Efficiency of route quests at the final stage of carrying out practical works on the district which is focused on check of educational competences is specified.

Текст научной работы на тему «Учебные квест-маршруты на местности как форма организации летних образовательных практик в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Горошко Н.В., Литвинова О.С. Учебные квест-маршруты на местности как форма организации летних образовательных практик в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№3 (14) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2018/3/00603.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378+379.8+372.016:91/40

Горошко Надежда Владимировна

Кандидат географических наук, доцент ФГБОУВО НГПУ, г. Новосибирск goroshko1@mail. ru

Литвинова Ольга Сергеевна

Кандидат географических наук, доцент ФГБОУ ВО НГПУ, г. Новосибирск olg. litwino2011 @yandex. ru

Учебные квест-маршруты на местности как форма организации летних

образовательных практик в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля

Аннотация: В статье представлен маршрутный квест, реализуемый в рамках летних учебных практик при подготовке бакалавров географов. Показана важность изучения региональных природных компонентов через организацию и проведение практических работ и квест-маршрутов на местности. Указана эффективность маршрутных квестов на заключительном этапе проведения практических работ на местности, который ориентирован на проверку учебных компетенций.

Ключевые слова: квест-технология, учебные квест-маршруты, практические работы на местности, учебные практики в образовательном процессе, педагогическое образование географического профиля.

Быстрое развитие новых технологий, стремительный рост объёма научной информации, расширение междисциплинарных областей знаний и исследований, изменение на рынке труда требуют усиления взаимосвязи теоретической и практической подготовки студента для жизни и профессиональной деятельности [1]. Оптимальное сочетание теоретических знаний и формирования практических навыков и умений играет определяющую роль в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля [2]. Изучение на практике взаимосвязей между природными компонентами на локальном (региональном) уровне, для предсказания тенденций их развития, является важнейшей географической задачей [3].

Полноценное качественное формирование навыков исследовательской деятельности невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, проведения маршрутных исследований на местности. Практические работы позволяют закрепить знания, умения и навыки, полученные на лекционных и лабораторно-практических занятиях, овладеть новыми методами познания природных процессов. Подобная форма образовательной деятельности способствует

проведению самостоятельных географических исследований, прогнозированию тенденций развития окружающей среды, картированию; формирует умения работать с различными источниками информации, приборами, инструментами.

Непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональными компетенциями находит свое отражение через системность получаемых знаний, умений и навыков во время аудиторных занятий и самостоятельной работы в рамках преподаваемых дисциплин, позволяя выстраивать процесс на таких методических принципах как взаимосвязь, взаимодополняемость, целостность, а понятийно-терминологический аппарат и единая теоретическая концепция служат в качестве научно-методической основы для полевых исследований [4].

Содержание учебных практик выстроено так, что прослеживается переход от исследования отдельных компонентов природы к комплексному изучению природных объектов (рис.1).

Рисунок 1 - Виды учебных практик на местности учебной программы подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля

К числу инноваций в организации летних образовательных практик можно отнести набирающую популярность квест-технологию, реализация, которой возможна посредством организации маршрутного квеста, представляющего сюжетную игру, где необходимо продвигаться к поставленной цели, решая по пути задания и головоломки и используя всевозможные подсказки.

И. Н. Сокол определяет квест как технологию с четко поставленной дидактической задачей, игровым замыслом, четкими правилами, за процессом наблюдает и направляет руководитель (наставник) [5]. Каждое ситуационное задание на маршруте - это ключ к следующей точке и следующей задаче. При этом задачи могут быть различными: активными, творческими, интеллектуальными [6].

На этапе подготовки маршрутного квеста можно выделить ряд основных правил.

1. Продумать особенности процесса. Необходимо определиться с целями и задачами, согласовать командный состав и этапы мероприятия. Оптимальный состав команд 3-6 человек. Особое внимание стоит уделить соблюдению дисциплины и правил поведения и безопасности на маршруте.

2. Подготовить задания, которые должны быть: разного уровня сложности, оригинальные, нестандартные, подходящие под конкретную игровую ситуацию, но с учетом содержания учебной программы.

3. Разработать маршрут прохождения квеста. В нитке маршрута заложить остановки-«поинты» (точки, станции, рубежи). Перемещение между «поинтами» определяется сценарием. Где находится «поинт» заданий следующего этапа определяют подсказки-переходы. Для прохождения маршрута команда получает пакет заданий и

маршрутный лист, в который записывает результаты ответов на подсказки-переходы и задания.

4. Подведение итогов. Маршрут считают завершенным, когда участники выполнят задания на всех «поинтах». Команда передает маршрутный лист руководителю практики. Подводятся итоги, определяется ступень успешности усвоения материала.

Учебные маршрутные квесты эффективные на разных этапах организации и проведения летних учебных практик:

- на вводном этапе - при знакомстве с районом практики;

- на практическом этапе - в период практических работ на местности;

- на заключительном этапе - при обобщении материала и проверке полученных знаний, умений и навыков.

Реализация маршрутного квеста на заключительном этапе предъявляет ряд требований к составлению заданий. К основным из них можно отнести, то, что задания должны быть ориентированы на проверку полученных знаний, умений и навыков в период практических работ на местности. Причем, если задания маршрутного квеста ориентированы на проверку учебных компетенций, то подсказки-переходы выполняют роль игровых элементов и призваны поддержать познавательную активность участников.

С учетом, представленных в учебном плане практик были составлены маршрутные квесты:

- по топографии - «Соревнование топографов»;

- по метеорологии - «Мир синоптики»;

- по гидрологии - «Навстречу тайнам гидрологии»;

- по геологии - «Тайный мир камней»;

- по геоморфологии - «Изменчивый облик Земли»;

- по почвоведению - «Подземное царство».

Каждый маршрутный квест начинает ключевое задание-цель. Решить его можно пройдя весь маршрут и выполнив задания на станциях-«поинтах».

Примером, сценария маршрутного квеста реализуемого в рамках летней учебной практики является маршрутный квест «Навстречу тайнам гидрологии».

Группа студентов разделяется на две команды. Командам необходимо сложить части пергамента, на котором приведено высказывание о воде одного из мыслителей древности. Пергамент состоит из четырех частей, которые участники получают по мере выполнения заданий. Когда все части будут собраны, команда озвучит высказывание. Ведущий вручает команде конверт (пакет-легенду), в ней - маршрутный лист и подсказки для определения станций (этапов) маршрута, где их ждут конверты с заданиями.

Маршрутный лист

выдан группе участников

в составе человек, совершающей " Г.

квест-маршрут "Навстречу тайнам гидрологии"

Состав участников

Капитан команды (Ф.И.О.)

Участники (ФИО.)

Подсказка этап (станция) Ответы Отметки о выполнении (баллы!

Подсказка" . "

Этап (станция)

Задание № 1" "

и тд

Итоговое число баллов

Далее команда начинает движение по станциям согласно своему маршрутному листу. Участники выполняют четыре задания на маршруте, заполняя маршрутный лист. После

прохождения всех станций маршрутный лист передается ведущему для подсчета баллов и подведения итогов. Причем оценивается не только время прохождения квест-маршрута, но и качество выполнения заданий на станциях (определяемое суммой баллов).

Все станции на маршруте отмечены флажками, но последовательность их прохождения можно определить, воспользовавшись подсказками. Маршрут начинается с подсказки «Реши загадку». Ответ подскажет расположение первой станции.

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели.

Ответ: ДЕРЕВО. Количество баллов за верный ответ - 1.

Ответ участники команды записывают в маршрутный лист и направляются к дереву, где их ждет задание станции «Гидрологический кроссворд»: необходимо решить гидрологический кроссворд.

1 2 3

4

5

7 V ш

6

8

9 ЬггГ^Т

1

10 Тидрологичесг^и и кроссворд

По горизонтали:

1. Горный холодильник. З.Разлив, во время которого дед Мазай спасал зайцев. 7. Водная дорога, на которую не зайдешь дважды. 8. «Точка отсчета» реки. 9. Стоит природное корыто, полно воды налито.

По вертикали:

2. Природное джакузи. 3. «Восстание» реки после затяжных ливней. 4. Хваленый адрес кулика. 5. Водный источник, выходящий на поверхность из глубины земли. 6. Речной финиш.

Ответы.

По горизонтали:

1. Ледник. 3. Половодье. 7. Река. 8. Исток. 9. Озеро.

По вертикали:

2. Гейзер. 3. Паводок. 4. Болото. 5. Родник. 6. Устье.

За каждый верный ответ - 2 балла. Максимальное количество баллов - 20 баллов.

Выполнив задание и записав результат в маршрутный лист, команда получает от наблюдателя первую часть пергамента. Чтобы продолжить путь по маршруту, требуется определить место, где находится вторая станция, воспользовавшись подсказкой «Странное послание». Для этого необходимо прочесть текст и составить из него предложение, которое подскажет местоположение следующей станции.

Вам нужно пойти на закатную сторону света (?) до спасительной вышки кота (?), захватив с собой магнитный гид (?).

На месте Вы найдете в таре д ля писем (?) капустный или в клеточку (?)

с настоятельным поручением (?).

Ответ: «Вам нужно пойти на ЗАПАД, до ДЕРЕВА, захватив с собой КОМПАС. На месте Вы найдете в КОНВЕРТЕ, ЛИСТ с ЗАДАНИЕМ».

За каждый верный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 6.

Участники записывают в маршрутный лист ответ подсказки и отправляются ко второй станции «Глубока река», где приступают к выполнению следующего задания. Команду ждет конверт, в котором предложены морфометрические характеристики русла реки (табл. 1), с их помощью требуется получить ряд гидрологических расчетов, записав ответы в бланк (табл. 2).

аблица 1 - Основные морфометрические характеристики русла реки

Номер промерной вертикали Расстояние промерных вертикалей от уреза левого берега, м Расстояние между промерными вертикалями, м Глубина, м Полусумма смежных глубин, м Площадь живого сечения между вертикалями, м2

Урез левого берега 0,0 0,0

1 4,0 3 0,45 0,22 0,66

2 8,0 3 0,50 0,47 1,41

3 12,0 3 0,75 0,62 1,86

4 16,0 3 0,90 0,82 2,46

5 20,0 3 1,25 1,0 3,0

6 24,0 3 0,80 1,0 3,0

Урез правого берега 26,0 2 0,0 0,40 0,8

Таблица 2 - Бланк ответов на задание станции «Глубока река»

№ Вопрос Ответ

1 Ширина русла реки, м

2 Площадь живого сечения реки, м2

3 Максимальная глубина, м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Средняя глубина русла реки, м

5 Расстояние фарватера от уреза левого берега, м

Ответы: 1. 26 м; 2. 13,19 м2; 3. 1,25 м; 4. 0,53 м; 5. 20 м.

За каждый верный ответ - 2 балла. Максимальное количество баллов - 10.

Выполнив задание и записав результат в маршрутный лист, команда получает от наблюдателя вторую часть пергамента. Чтобы продолжить путь по маршруту, требуется определить объект, где находится третья станция, воспользовавшись подсказкой «В поисках реки». Команде необходимо определить реку, первая буква названия которой укажет направление до следующей станции «Путь воды»: НАЗВАНИЕ ЭТОЙ РЕКИ СОСТОИТ ИЗ ЖИВОТНОГО И МЕРЫ ЗЕМЛИ.

Ответ: ВОЛ + ГА = ВОЛГА. Направление движения на ВОСТОК.

Количество баллов за верный ответ - 1.

Участники записывают в маршрутный лист ответ подсказки и отправляются к третьей станции «Путь воды», где приступают к выполнению задания (рис. 2): необходимо, используя информацию о скорости движения водного потока на промерных створах в русле реки, определить ряд расчетных показателей, заполнив бланк ответа (табл. 3).

Рисунок 2 - Скорости водного потока пусковых точек и створов русла реки Таблица 3 - Бланк ответов на задание станции «Путь воды»

№ Вопрос Ответ

1 Средняя скорость течения поверхностных вод, м/с

2 Положение стрежени (указать пусковую точку)

3 Расход воды, м3

Ответы: 1. 0,9 + 1,25 + 0,85/3 = 1 м/с; 2. № 2 т.к. 1,25 м/с максимальный показатель; 3. 13,19 м3

За каждый верный ответ - 2 балла. Максимальное количество баллов - 6. Выполнив задание и записав результат в маршрутный лист, команда получает от наблюдателя третью часть пергамента. Путь к четвертой станции укажет подсказка

«Определи букву»: необходимо определить, о какой букве идет речь в загадке, ответ подскажет, с какой буквы начинается направление, по которому нужно двигаться дальше.

Чего нет в России, Найдется в Москве.

Нет в Петербурге, А есть в Неве.

Ответ: Буква «В» - ВОСТОК.

Количество баллов за верный ответ - 1 балл.

Участники записывают в маршрутный лист ответ подсказки и продолжают путь к четвертой станции «Морфометрия озера», где приступают к выполнению задания. Для этого им нужны рабочие принадлежности, лежащие в коробке. Коробку можно открыть только после того, как будут разгаданы ребусы, в которых «скрыты» названия «маленьких помощников».

Ответ: ЛиСТ = И на А + ящИК = ЛАСТИК (1 балл).

Ответ: ПАЛЕц + уТКА = ПАЛЕТКА (1 балл).

Ответ: КАЛач + Ь + аКУЛ АнаЯ + ТОРт = КАЛЬКУЛЯТОР (1 балл)

Ответ: РУ вместо БО ЧКА = РУЧКА (1 балл).

Ответ: бЛИНы + лЕИКА = ЛИНЕИКА (1 балл).

Ответ: КАРтА + лаНДыШы + А = КАРАНДАШ (1 балл).

Ответ: КУРица + ВИшня + МЕЧ на Т + Р = КУРВИМЕТР (1 балл). Ответы: ластик, палетка, калькулятор, ручка, линейка, карандаш, курвиметр. За каждый верный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 7. Ответы ребусов участники команды записывают в маршрутный лист и приступают к выполнению задания: используя иллюстрацию и рабочие принадлежности, необходимо определить ряд морфометрических показателей озера (рис. 3), заполнив бланк ответов.

Рисунок 3 - Карта-схема озера 8

Таблица 4 - Бланк ответов на задание станции «Морфометрия озера»

Длина, м Средняя ширина, м Длина береговой линии, м Площадь поверхности озера, км кв.

Ответы: длина - 850 м; средняя ширина - 658,8 м; длина береговой линии - 2250 м; Площадь поверхности озера - 5,6 км2

За каждый верный ответ - 2 балла. Максимальное количество баллов - 8. Выполнив задание и записав ответ в маршрутный лист, команда получает от ведущего четвертую часть пергамента. Соединив четыре части пергамента, команда может прочесть высказывание одного из мыслителей древности о воде.

Ответ: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле» (Леонардо да Винчи) (текст читается по часовой стрелке, начиная с внешнего кольца и заканчивая внутренним).

Количество баллов за верный ответ - 2.

Окончив движение по маршруту, команда передает ведущему маршрутный лист. Далее подсчитывается общая сумма с учетом времени прохождения маршрута

Таким образом, организация квестов наиболее эффективна на заключительном этапе учебных практик. Задания маршрутного квеста ориентированы на проверку учебных компетенций, подсказки-переходы играют роль игровых элементов и призваны поддержать познавательную активность участников.

Ссылки на источники:

1. Сытина Т. Ф. Научно-образовательный потенциал учебного полигона «Географическая станция Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова» для выполнения исследовательских работ учащихся и студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. №3. - С.286-294.

2. Горошко Н.В., Пацала С.В., Ионова Н.В. Комплексная учебная практика как важнейшее звено в системе подготовки бакалавров педагогического образования географического профиля // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы V Всероссийской научно-практической

9

конференции. Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирское региональное отделение всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Российской академии наук. - 2016 - С. 247-251.

3. Погодина, В. Л. Формирование профессионально значимых компетенций бакалавров и магистров образования географического профиля на полевых практиках // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -№109. - 2009. - С. 43-52.

4. Гдалин, Д. А., Мосин, В. Г., Мосин, В. В. Компетентностный подход в организации полевых практик для подготовки современного учителя географии // Всероссийский съезд учителей географии в МГУ 28-29 октября 2011 г. - М., 2011. - С. 390392.

5. Сокол, И. Н. Классификация квестор [Электронный ресурс] // Молодий вчений. - 2014. - № 6(09). - С. 138-140. - URL: http://molodyvcheny.in.Ua/files/journal/2014/6/89.pdf (дата обращения: 20.04.2018).

6. Горошко, Н. В., Литвинова О. С. Практические работы на местности и образовательные квест-маршруты по изучению природы родного края / Н. В. Горошко, О. С. Литвинова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 188 с.

Nadezhda Goroshko

Candidate of Geographic Sciences, Associate professor

FSBEI HE Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Olga Litvinova

Candidate of Geographic Sciences, Associate professor

FSBEI HE Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Educational Quest-Routes on the Ground as a Form of Organization of Summer Educational Practices in the System of Training of Bachelors of Pedagogical Education of

Geographical Profile

Abstract: the article presents a route quest implemented in the framework of summer training practices in the preparation of bachelors of geographers. The importance of the study of regional natural components through the organization and implementation of practical work and quest routes on the ground. Efficiency of route quests at the final stage of carrying out practical works on the district which is focused on check of educational competences is specified.

Keywords: quest technology, educational quest routes, practical work on the ground, educational practices in the educational process, pedagogical education of geographical profile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.