Научная статья на тему 'Учебное занятие как основная форма продвижения темы медиабезопасности для младших школьников'

Учебное занятие как основная форма продвижения темы медиабезопасности для младших школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиабезопасность / медиаобразование / урок / методы / младшие школьники.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ершова Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются условия повышения уровня медийной грамотности учащихся младшего школьного возраста. Автор выявляет наиболее подходящие методики для данной аудитории и описывает их результативность на примере проведения собственного медиаобразовательного урока среди учеников 4 класса средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное занятие как основная форма продвижения темы медиабезопасности для младших школьников»

7. Данилевский, Г. Я. Россия и Европа [Текст] / Г. Я. Данилевский. - М. : Книга, 1991. - 576 с.

8. Загоскин, М. Москва и москвичи: записки Богдана Ильича Бельского [Текст] / М. Загоскин. - М. : Московский рабочий, 1988. - 622 с.

9. История русской журналистики XVIII-XIX веков [Электронный ресурс] / под ред. А. В. Западова. - URL: http://evartist.narod.ru/text3/01.htm (дата обращения: 07.12.2018).

10. Малинкин, А. Н. Социальные общности и идея патриотизма [Текст] / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999. - № 3-4. - С. 68-89.

11. Мельгунов, С. Дела и люди Александровского времени [Текст] / С. Мельгунов. -Т. 2. - Берлин : Ватага; Типография Куммер и Ко, 1923. - 341 с.

12. Одоевский, В. Ф. Последний квартет Бетховена [Текст] / В. Ф. Одоевский. - М. : Московский рабочий, 1987. - 399 с.

13. Платонов, О. А. Терновый венец России: тайная история масонства [Электронный ресурс] / О. А. Платонов. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/3318712/ (дата обращения: 07.12.2018).

14. Пушкин, А. С. Евгений Онегин [Текст] / А. С. Пушкин // Полн. собр. соч.: в 6 т. - Т. 3. - М.-Л. : Academia, 1936. - 526 с.

15. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи [Текст] / мемуары современников. - М. : МГУ, 1989. - 446 с.

16. Соловьев, С. М. Избранные труды. Записки [Текст] / С. М. Соловьев. - М. : МГУ, 1983. - 440 с.

Александров Леонид Геннадьевич - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Электронная почта: leonalex42@mail.ru

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10124 Е. Е. Ершова

МБУДО ДДК «Ровесник» Челябинск (Россия)

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются условия повышения уровня медийной грамотности учащихся младшего школьного возраста. Автор выявляет наиболее подходящие методики для данной аудитории и описывает их результативность на примере проведения собственного медиаобразовательного урока среди учеников 4 класса средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, урок, методы, младшие школьники.

Современные дети с дошкольного возраста знакомятся с различными мобильными устройствами, учатся выходить в Интернет. С одной стороны, это ускоряет процесс социализации, способствует умственному развитию, расширению кругозора. С другой стороны, возрастает риск потребления недостоверной информации, которая нередко становится опасной для психического здоровья пользователя, в том числе и ребенка [2; 3; 5]. Возникает вопрос необходимости медиаобразования как важного аспекта образовательной

деятельности. Именно поэтому тема обеспечения медийной безопасности приобретает особую значимость для младших школьников, когда образовательный процесс ребенка начинает носить регулярный характер, а определенный уровень базовых знаний по тематике медиа является достаточным для начала обучения.

По мнению А. А. Морозовой, медиабезопасность - это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию [4].

Медиабезопасность формируется при помощи медиаобразования. Известный ученый А. В. Федоров рассматривает медиаобразование как «...процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники»

[9].

Значимость медийной безопасности возрастает с каждым днем. Отмечая ее важность, нельзя не согласиться с мнением И. А. Фатеевой: «Медиабезопасность - это один из видов безопасности современного человека, живущего в атмосфере постоянных природных и техногенных рисков, наряду с экологической, дорожной, противопожарной, химической и другими видами безопасности» [8]. Всемирная сеть беспрерывно пополняется новой информацией, в том числе и недостоверной. Ее сортировка модераторами сайтов, государством физически невозможна. Поэтому на каждого пользователя ложится персональная ответственность за последствия потребления того или иного контента.

Медиаобразование детей, прежде всего, характеризуется особенностями, свойственными определенному возрасту. В то время как особое значение имеет возможность восприятия информации.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребёнка [7].

Для того чтобы грамотно организовать и провести урок по теме медиабезопасности, необходимо учитывать особенности восприятия информации учениками начальной школы.

Существует четыре типа восприятия информации людьми: кинестетический, аудиальный, визуальный, дискретный. Однако последний тип нехарактерен для младшеклассников, поскольку он подразумевает активное использование абстрактного мышления, которое у детей слабо развито. Охарактеризуем оставшиеся модели восприятия:

1. Дети-кинестетики познают путем прикосновения или движения. Они с трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, когда двигаются. На занятиях не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно следует давать им возможность моторной разрядки, например, походить по кабинету, поделать что-либо руками или предоставить ребенку, насколько это допустимо, возможность играть активную роль [6].

2. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Они рано проявляют интерес к чтению, слышат указания учителя. С удовольствием придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Однако они легко отвлекаются на посторонние звуки. При обучении аудиалов акцент делается на восприятии информации на слух (уделяя особое внимание интонации, мелодичности, тембру голоса и т. д.). Кроме того, такие дети лучше будут запоминать что-либо, если просить их комментировать свои действия или пересказывать прочитанное [1].

3. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов. Помнят то, что видели, запоминают картинки. Их внимание устойчивое (шум практически не мешает) естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. На занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами [1].

У младших школьников активно совершенствуется процесс восприятия. Вследствие развития и других аспектов психики, таких как наблюдение, восприятие становится более управляемым и целенаправленным процессом. Дети 7-10 лет без труда различают объекты и целые картины. Восприятие у детей младшего школьного возраста становится более дифференцированным из-за сосредоточенности на отношениях частей в целом, склонности отыскать смысловые отношения при восприятии предмета [6].

Существует несколько форм проведения уроков в начальной школе:

1. Игры-драматизации формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов [1].

2. Групповая работа. Дети учатся работать в командах с лидером, подчиняться и руководить. Такая форма уроков формирует внимательное отношение к одноклассникам; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие [10].

Итак, мы охарактеризовали особенности восприятия информации детьми младшего школьного возраста, основные формы и методы проведения уроков. Эти сведения помогут нам при составлении плана урока и его проведении как основного способа продвижения темы медиабезопасности.

Проведение урока обуславливает необходимость выбора методов, которые помогут обучающимся лучше усвоить материал.

Нами был проведен урок по медиабезопасности для младших школьников в январе 2019 года с учетом возрастных особенностей восприятия информации детьми. На занятии присутствовали дети 10-11 лет (4 класс). Урок проводился в игровой форме, использовался прием командной работы. Мы намеренно отказались от теоретической части (например, объяснения понятия «медиабезопасность», записей под диктовку), поскольку это бы утомило детей. Особое внимание уделялось диалогу между «учителем» и учениками, совместному обсуждению проблем. Цель урока - заострить внимание младшеклассников на некоторых аспектах безопасного поведения в Интернете (большинство детей, как выяснилось в ходе урока, уже имеют представление об основных правилах поведения в Интернете). Кроме того, мы ставили перед собой задачу познакомить детей с некоторыми способами проверки достоверности информации.

Мы начали урок с нескольких загадок об Интернете, гаджетах. Цель такого вступления - настроить детей на игру, активизировать их творческую и умственную деятельность. В ходе небольшой дискуссии ученики пришли к выводу о том, что роль информации в наше время очень велика, следовательно, нужно уметь правильно с ней обращаться, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим.

Основой урока стали две командные игры («Василий Пупкин» и «Сам себе репортер»), которые мы разработали специально для данного мероприятия.

«Василий Пупкин». Класс делится на команды по 4-6 человек. На каждую команду дается макет пустой страницы в социальной сети и анкета со всеми персональными данными вымышленного человека. Задание - перенести сведения из анкеты в бланк, при этом, учитывая, что не все данные следует указывать на «страничке» в соцсети. Данная игра моделирует реальную ситуацию, когда ребенок создает аккаунт ВКонкакте или других подобных интернет-ресурсах. На выполнение задания мы отвели пять минут. Этого времени оказалось вполне достаточно. Затем мы пригласили представителей

каждой команды, которые объясняли, почему одни данные они опубликовали, а другие -нет. Преимущества игры: вовлеченность почти всех детей в процесс, развитие творческих способностей (приветствуется импровизация), приближенность к реальной жизни, развитие навыков работы в команде, умения выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Недостатки: данная игра имеет довольно узкую направленность (учит не разглашать свои персональные данные). Она не может охватить все аспекты безопасного поведения в Интернете. При планировании урока мы предполагали выявление подобного недостатка, поэтому заранее подготовили небольшую викторину, целью которой было познакомить ее участников с некоторыми другими правилами поведения в Интернете. За основу была взята пьеса Ж. М. Жакобовича «Мушкетеры завоевывают Сеть», в сюжете которой раскрываются проблемные моменты, возникающие при использовании Интернета. Ученикам демонстрировался слайд с письмом, якобы пришедшим на электронную почту, в котором предлагалось, например, бесплатно скачать игру с непроверенного сайта. Вопрос был всегда один: «Как бы вы поступили в подобной ситуации?». В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты действий, сами формулировали правила безопасности в Интернете. Благодаря игре «Василий Пупкин» и викторине по медабезопасности ученики, на наш взгляд, лучше усвоили материал, так как не получали готовые сведения, а своим умом решали поставленные проблемы. В качестве закрепления мы показали несколько видео из серии «МедиаЕралаш» о том, что не следует разглашать персональные данные или связываться с незнакомцами через сеть.

«Сам себе репортер». Класс делится на команды по 4-6 человек. На экране демонстрируется абсурдный заголовок, например: «В небе над Челябинском что-то взорвалось». От каждой команды выбирают по одному пользователю. Его задача -узнать правду. Оставшимся участникам выдаются карточки с названиями источников информации (по одной на команду), в которых прописана модель поведения и примерные ответы на вопросы пользователя. Подвох в том, что достоверной информацией располагает только одна из команд. После подготовки (1-2 минуты) пользователь подходит к одному из «сайтов» и спрашивает о том, что же все-таки произошло. Получив ответ, «репортер» подытоживает, что он узнал. Затем в игру вступает следующий пользователь, который повторяет те же действия, но уже с другой командой. Выслушав все варианты произошедшего, ученики делают вывод о том, из какого источника информация оказалась достоверной. Преимущества игры: вовлеченность всех учеников в процесс, развитие творческих способностей (приветствуется импровизация), навыка работать в команде, умения слушать других, вести диалог. Дети учатся распознавать различные виды источников информации, искать первоисточник, проверять факты на соответствие действительности. Недостатки: данная игра может показаться сложной для детей, потому что в 10-11 лет мало тех, кто смотрит новости в Интернете. У младшеклассников еще недостаточно опыта взаимодействия с различными источниками информации.

В заключительной части урока мы сформулировали правила безопасного поведения в Интернете. Ученики в ходе беседы пришли к выводу о том, что любую информацию нужно проверять, просматривать несколько источников.

Тема медиабезопасности актуальна для людей всех возрастов. Однако особую значимость она приобретает среди детей, потому что они только начинают осваивать окружающий мир, в том числе и интернет-пространство. Несмотря на то, что современные дети к 10-11 годам уже активно общаются в социальных сетях, посещают различные сайты и имеют представление о том, чего делать не нужно, не лишним будет напомнить им еще раз об основных правилах безопасного поведения в Интернете. Более того, мы считаем, что необходимо с самого раннего возраста развивать у ребенка критическое мышление, способность отличать проверенную информацию от непроверенной.

В ходе исследования мы установили, что продвижение темы медийной безопасности в начальной школе должно основываться на возрастных особенностях восприятия информации детьми. Основными формами уроков и других подобных мероприятий является игра и диалог между «учителем» и учениками. Это связано с тем, что данные формы занятий позволяют детям самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, и, следовательно, способствуют лучшему усвоению материала.

Итак, продвижение темы медиабезопасности для младших школьников имеет собственную специфику: опору на особенности поведения детей и их восприятия информации, преобладание игровой и диалогической формы проведения уроков и иных подобных мероприятий.

По результатам исследования мы сформулировали рекомендации по проведению уроков и иных мероприятий по теме медиабезопасности в начальной школе:

1. Старайтесь избегать излишнего использования терминологии, глубокого рассмотрения теории: данные сведения дети будут с трудом воспринимать и это их быстро утомит.

2. Больше внимания уделяйте совместному обсуждению вопросов, живому общению, давайте детям возможность рассуждать самостоятельно и высказывать свое мнение.

3. Игры сделают урок интересным, однако помните, что они должны моделировать реальную ситуацию, подразумевать возможность импровизации и быть доступными для детей.

4. Предоставляйте детям возможность работать в команде: таким образом в процесс будут вовлечены все, и возрастет вероятность того, что школьники придут к верному решению поставленной проблемы.

5. Приводите реальные и конкретные проблемы: дети будут лучше понимать вас, а, значит, активнее включаться в работу.

Значимость медиабезопасности возрастает с каждым днем, что связано с непрерывным развитием информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, необходимо формировать у человека навыки медийной безопасности с детства. От этого зависит степень его приспособленности к окружающему миру, психологический комфорт.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорв-Сысоева. - М. : Юрайт, 2014. - 197 с.

2. Морозова, А. А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6 (402). - С. 75-83.

3. Морозова, А. А. Информационный контент социальных сетей в контексте морально-этических норм: мнение аудитории [Текст] / А. А. Морозова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1 (18). - С. 60-70.

4. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации [Текст] / А. А. Морозова // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Международной научно-практической конференции, 18-20 октября 2012 г. / под ред. Р. П. Баканова: в 2-х т. - Т. 1. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 280-287.

5. Морозова, А. А. Основные виды рисков медиапотребления в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Международной науч.-практ.конф. (Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 г.) / сост. О. Ф. Автохутдинова; Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 117-120.

6. Петрова, Л. Н. Дидактические условия дифференциации обучения младших школьников по особенностям восприятия учебного материала: дис... канд. пед. наук [Текст] / Л. Н. Петрова. - Москва, 2017. - 158 с.

7. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект пресс, 2009 - 460 с.

8. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: [Текст] : учеб. пособие / И. А. Фатеева. - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2015. - 129 с.

9. Федоров, А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура [Текст] / А. В. Федоров // Высшее образование в России, 2005. - № 6. - 124 с.

10. Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков [Текст] / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 2 (18). -С. 2-14.

Ершова Елена Евгеньевна - МБУДО ДДК «Ровесник», 11 класс.

Научный руководитель: Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10125 В. А. Карпов

Томский государственный университет

Томск (Россия)

«МЕДИАЗОНА» КАК СМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ: КОНТЕНТ, СТРАТЕГИИ ВЛИЯНИЯ

В статье анализируется жанровое и тематическое своеобразие интернет-издания «Медиазона», созданного в 2014 году как правозащитное, но известное как новостное и общественно-политическое. В ходе анализа вскрываются манипулятивные стратегии, которые используют авторы издания, и уточняется его типологическая ниша в современной системе российских СМИ - политическое издание оппозиционной направленности, решающее пропагандистские задачи.

Ключевые слова: политическая оппозиция, оппозиционные медиа, пропаганда, портал «Медиазона».

Политическая оппозиция и оппозиционные медиа: к постановке проблемы

По определению энциклопедической литературы, политической оппозицией принято называть «противодействие, сопротивление (какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам)», а также «партию или группу, выступающую вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, ведущую политику противодействия» [13. С. 932]. Оппозиционная деятельность ведется в том числе средствами пропаганды. Под пропагандой понимается распространение политических идей с целью формирования у общества определенного мировоззрения [13. С. 1069]. В анализе пропаганды, по Т. Ф. Мысовой, должны учитываться такие ее составляющие, как:

1) субъект пропаганды (какая-либо социальная группа, распространяющая свои идеи);

2) содержание пропагандистского сообщения (включая методы и приемы воздействия);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.