Научная статья на тему 'Учебное словесное моделирование действительности в политехническом колледже'

Учебное словесное моделирование действительности в политехническом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СЛОВО / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Лузанина Марина Евгеньевна

Выделена важность овладения знаниями, умениями и навыками словесного моделирования природной, технической и социальной действительности студентами политехнического колледжа для успешной постановки и решения ими учебных и профессиональных задач на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное словесное моделирование действительности в политехническом колледже»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры задач, которые можно использовать на уроках. Тема «Площадь прямоугольника»

В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2 рабочей площади гусениц? Ответ: 48 кг/ дм 2 . Тема «Круговые диаграммы»

Ученикам рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту. После этого предлагается такая задача.

«Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска. Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники»

К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим

конкурсам. [3, с. 10]

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996, с.28.

2. Аплетаев М. Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. - Омск, 1989,с.34

3. Коротов В.М. Воспитание и развитие личности: краткий терминологический словарь. - М., 1992,с.31.

© Дементьева И. А., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Лузанина Марина Евгеньевна зав. учебной частью БФ УПТ г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Выделена важность овладения знаниями, умениями и навыками словесного моделирования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

природной, технической и социальной действительности студентами политехнического колледжа для успешной постановки и решения ими учебных и профессиональных задач на высоком уровне.

Ключевые слова Модель, слово, действительность, знания, умения, навыки.

Политехнический колледж как среднее специальное учебное заведение имеет педагогической целью выпуск профессионалов - техников, четко представляющих предмет своего труда, особенности собственного трудового процесса, умеющих оценить качество инструментов изготовления продукции, подобрать технологию производства и обосновать ее оптимальный выбор, провести необходимые качественные и количественные расчеты, качественно и оперативно выполнить предстоящую работу самому или уверенно поручить ее квалифицированному исполнителю с начальным профессиональным образованием, достоверно проверить качество результатов труда, своевременно сопроводить трудовой процесс необходимой текстовой, табличной или графической документацией.

При достижении выделенной учебно-воспитательной цели важна роль успешного проектирования и реализации словесного моделирования действительности [1] на занятиях со студентами политехнического колледжа.

Постановка и решение учебных и научных задач словесного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2], студентами политехнического колледжа осуществляется на репродуктивных и творческих занятиях по естественно-математическим, техническим и социально-гуманитарным дисциплинам.

Любая учебная или научная задача ставится с помощью слов и предложений языка и это определяет исходную важность словесного моделирования действительности для развития интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в политехническом колледже.

При построении моделей решения репродуктивных и иных задач учебного или творческого характера первые их варианты во всех звеньях системы непрерывного образования, включая и политехнический колледж, представляются посредством слов, постепенно далее приобретая графический и математический очертания [3].

Выделенное дидактическое и гносеологическое обстоятельство, связанное со словесным представлением объектов, процессов и явлений окружающего нас мира и охватывающее учебно-воспитательный процесс, проектируемый и реализуемый и в политехническом колледже, возвышает значимость данного вида моделирования действительности для развития обучающихся в среднем специальном учебном заведении.

Необходимое прохождение ступеней словесного, графического и математического описания алгоритмов решения естественно-математических и технических задач придает дополнительную значимость достоверно выбранному, правильно и красиво написанному слову при учебном и научном моделировании фрагментов действительности в политехническом колледже.

Обязательное осуществление под руководством преподавателя соответствующей дисциплины анализа и формулировка выводов решенных учебных и научных задач студентами политехнического колледжа языковыми и логическими приемами устанавливает дополнительную дидактическую и познавательную связь в обучении между словесным, графическим и математическим моделированием объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности [4].

Приведенный выше краткий материал на основе его анализа и обобщения позволяет сформулировать вывод о том, что учебное словесное моделирование действительности с соблюдением всех его этапов является обязательной составной частью дидактики среднего специального учебного заведения -политехнического колледжа.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Азнабаева А.Б. Словесное моделирование действительности в машиностроительном колледже // Символ науки, - 2016. - № 4-2. -С.111 - 112.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф., Латыпов А.Б., Аскарова А.А. Биолого - химико - физико-математическое моделирование фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-1. - С. 123 - 130.

4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

© Каримов М.Ф., Лузанина М.Е.2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Саяпов Илшат Газимович директор БФ УПТ г. Бирск, РФ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Приведены основные дидактические принципы обучения студентов политехнического колледжа с выделением их характеристик, способствующих повышению качества подготовки выпускников рассматриваемого среднего специального учебного заведения.

Ключевые слова Принцип, обучение, систематичность, научность, политехничность

Для достоверного осмысливания, понимания и реализации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования, в том числе и в его звене - политехническом колледже, первостепенное значение имеют принципы обучения или дидактические принципы, установленные путем индуктивного обобщения опытных данных и фактов, полученных при эмпирическом изучении дидактических процессов и педагогических явлений, и дедуктивного построенные на адекватной действительности теоретико-методологической основе.

В множестве исходных или начальных положений или принципов дидактики, которыми руководствуют преподаватели политехнического колледжа в своей творческой деятельности с целью формирования у студентов учебно - исследовательской деятельности, можно выделить систематичность, научность и политехничность обучения познающей природную и техническую действительность молодежь.

Принцип систематичности общей и профессиональной подготовки будущих техников является логическим продолжением системно - структурно - функционального подхода [1] к изучению природной и технической действительности в условиях обучения в политехническом колледже и способствует представлению учебного и научного материала, полученного преподавателями и студентами по традиционным и телекоммуникационным каналам и используемого в дидактическом процессе с четкой упорядоченной структурой и функциональной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.