Научная статья на тему 'Информационное моделирование действительности как интегративная основа дисциплин колледжа'

Информационное моделирование действительности как интегративная основа дисциплин колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗАДАЧА / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ / АНАЛИЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Саяпов Илшат Газимович

Перечислены этапы учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности с указанием на его интегративную роль при обучении студентов политехнического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное моделирование действительности как интегративная основа дисциплин колледжа»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

исполнителя для достижения цели учебной или научной деятельности.

Учителя - исследователи и преподаватели, проектирующие и реализующие научную деятельность, обращают внимание старшеклассников и студентов на низкий уровень ясности и точности действий словесных алгоритмов решения задач, подчеркивая необходимость успешного освоения учащимися графических, табличных и математических приемов представления способов решения учебных и научных задач [5].

Анализ результатов решения учебной задачи и формулировка соответствующих выводов осуществляется письменно на основе новых для субъекта учебной деятельности элементов построенной словесной, графической или математической модели объекта, процесса или явления, путем выделения особенностей разработанного словесного, блок - схемного, табличного или формульно - математического алгоритма достижения намеченной цели с указанием конечного объема и качества достигнутого.

Словесные модели и алгоритмы решения учебных задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школы, представленные в учебниках и пособиях по соответствующим дисциплинам естественно-математического, технического или социально-гуманитарного цикла служат содержанием исходной ступени в познании и преобразовании учащейся молодежью, окружающей нас природной, технической и социальной действительности.

Анализируя и обобщая изложенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, представляющее исходную ступень познания и преобразования школьниками и студентами фрагментов реальности, является фундаментальной составляющей системы непрерывного образования.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

5. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Саяпов Илшат Газимович директор БФ УПТ, г. Бирск, РФ

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ДИСЦИПЛИН КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Перечислены этапы учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

природной, технической и социальной действительности с указанием на его интегративную роль при обучении студентов политехнического колледжа.

Ключевые слова

Моделирование, задача, модель, алгоритм, анализ, интеграция, колледж.

Одной из основных задач дидактики непрерывного образования учащейся молодежи является выделение интегративной основы естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных учебных дисциплин, преподаваемых школьникам и студентам [1].

Наша дидактическая концепция рассматривает учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности как интегративную основу содержания обучения математике, физике и иным дисциплинам студентов политехнического колледжа.

Информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности, на наш взгляд [2], состоит из нижеследующих этапов - элементов:

1) постановка задачи;

2) построение модели;

3) разработка алгоритма:

4) исполнение алгоритма;

5) анализ результатов и формулировка выводов;

6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.

Среди основных составляющих информационного моделирования действительности (словесное, графическое, табличное и математическое) последнее является ведущим для старшеклассников и студентов благодаря тому, что у него большие проективные и конструктивные возможности в теоретической и практической учебной, научной и производственной деятельности человека [3].

Постановка задачи в естественно-математических, технических и социально-гуманитарных науках и соответствующих учебных дисциплинах подразумевает переработку в сознании человека с помощью динамических нейронных структур диагностической информации, отражающей свойства, признаки, отношения и связи исследуемого или изучаемого объекта или предмета, процесса или явления, выделяемого как рассматриваемый фрагмент природной, технической или социальной действительности.

Построение модели - упрощенного аналога исследуемого или изучаемого объекта, учитывающего лишь его основные свойства, признаки или отношения, изучение которой позволяет получать новые знания о рассматриваемом объекте, осуществляется с помощью логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации и обобщения и посредством интеллектуальной интуиции [4].

Разработка алгоритма решения учебной, научной или производственной задачи, представляет собой порядок, метод, способ, план, механизм или технологию решения задачи в виде конечной последовательности действий, осуществляющей переход из исходных данных и состояний к искомым результатам и намеченным состояниям, производится на интуитивно - содержательном, формально -логическом и прикладно - полужестком уровнях [5].

Исполнение алгоритма решения любой задачи сводится к проведению определенной совокупности действий и образующих их операций человеком, дрессированным животным, автоматом, роботом или компьютером.

Анализ результатов решения учебной, научной или производственной задачи и формулировка соответствующих выводов производится средствами формальной и диалектической логик, проверки общественной и индивидуальной практик, художественной и производственной эстетик.

Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является дидактическое положение о необходимости систематического и регулярного использования метода информационного моделирования действительности в проектируемом и реализуемом учебном процессе для повышения его интегративных свойств и качества в средних специальных учебных заведениях.

Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей//

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

4. Каримов М.Ф. Труды по химии, математике и физике А.М.Ампера и их научное и дидактическое значение // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 2. - С. 82 - 85.

5. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

© Каримов М.Ф., Саяпов И.Г.2016

УДК 7.001+ 37.036

Коваль Мария Васильевна

магистрант Омского государственного педагогического университета,

г. Омск, РФ E-mail: [email protected]

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Аннотация

Статья посвящена особенностям эстетического восприятия учащимися произведений искусства на занятиях по изобразительному искусству. Раскрываются теоретические основы эстетического восприятия и идеала, эстетического вкуса и чувства, влияющие на развитие личности учащегося.

Ключевые слова Эстетическое восприятие, эстетический идеал, эстетический вкус.

Проблема художественного восприятия появилась в эстетике давно. Знаменитые художники создавали свои произведения искусства в результате эстетического освоения и переосмысления окружающей действительности [7]. Все эмоции и чувства, свое мировоззрение, которое художник передал в своем произведении, он обратил к обществу, ценителям искусства. Художник может быть понятым другими людьми только в результате эстетического восприятия.

Эстетическое восприятие - это способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в окружающем мире и в произведениях искусства [1, с. 23]. В свою очередь, эстетическое восприятие произведений искусства - это особая форма творческой познавательной деятельности, в результате которой происходит осмысление человеком произведений искусства, постижение образного языка искусства, формирование эстетического отношения к искусству, которое выражается в оценке.

Результатом эстетического восприятия на занятиях по изобразительному искусству является формирование у обучающихся субъективно-эстетического сознания, которое выступает в форме эстетических идеалов, чувств, вкусов, взглядов и суждений. Основные категории эстетики, с которыми сталкивается учащийся в процессе восприятия произведений искусства: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.

Прекрасное является центральной категорией эстетики, к которой стремится каждый человек, или человек, занимающийся изобразительным искусством [4, 5]. Прекрасное характеризуется выражением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.