Научная статья на тему 'Воспитательная функция математики'

Воспитательная функция математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧИСЬ С РАДОСТЬЮ И ИНТЕРЕСОМ!

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Ирина Александровна

Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность. Эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Многие утверждают, что математика это сухие цифры, формулы и непонятные уравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция математики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.8

Дементьева Ирина Александровна

учитель математики, МБОУ лицей №5,

г. Елец, РФ

E-mail:[email protected] ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МАТЕМАТИКИ Аннотация

Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность. Эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Многие утверждают, что математика -это сухие цифры, формулы и непонятные уравнения.

Ключевые слова Учись с радостью и интересом!

Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря её содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую

личность. Эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин. [1, с. 22]

Остановлюсь на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в формировании свойств духовно развитой личности.

Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический, краеведческий и иллюстративный материал. Учащиеся (особенно 5-6 классов) с большим желанием ищут интересный исторический материал, составляют и оформляют задачи па математике, пишут математические сказки. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных

возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. [2, с.18]

Цель - формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Для реализации цели выдвигаю следующие задачи:

- разработать математические задачи с использованием краеведческого материала;

- реализовать данный материал в системе уроков;

- систематизировать данный опыт.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений вашего города?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На своих уроках я использую такие задачи:

1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры задач, которые можно использовать на уроках. Тема «Площадь прямоугольника»

В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2 рабочей площади гусениц? Ответ: 48 кг/ дм 2 . Тема «Круговые диаграммы»

Ученикам рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту. После этого предлагается такая задача.

«Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска. Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники»

К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим

конкурсам. [3, с. 10]

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996, с.28.

2. Аплетаев М. Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. - Омск, 1989,с.34

3. Коротов В.М. Воспитание и развитие личности: краткий терминологический словарь. - М., 1992,с.31.

© Дементьева И. А., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Лузанина Марина Евгеньевна зав. учебной частью БФ УПТ г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Выделена важность овладения знаниями, умениями и навыками словесного моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.