Научная статья на тему 'Учебное словесное моделирование действительности'

Учебное словесное моделирование действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗАДАЧА / СЛОВО / ГРАФИК / ФОРМУЛА / АЛГОРИТМ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Карамова Айгуль Айратовна

Оценено дидактическое значение словесного информационного моделирования природной, технической и социальной действительности в процессе постановки и решения учебных и научных задач в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Карамова Айгуль Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное словесное моделирование действительности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Коссаковски [и др.]. - М.: Педагогика, 1981. - 248 с.

4. Психология и педагогика высшей военной школы : учеб. пособие / В.И. Варваров [и др.]; под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. - 366 с.

© Ершова И.В., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамова Айгуль Айратовна докт. филол. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Оценено дидактическое значение словесного информационного моделирования природной, технической и социальной действительности в процессе постановки и решения учебных и научных задач в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах.

Ключевые слова Моделирование, задача, слово, график, формула, алгоритм, познание.

Согласно нашей концепции одним из эффективных методов учебного и научного познания и преобразования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира служит информационное моделирование действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировки выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной или научной задачи [1].

Постановка учебной или научной задачи начинается со словесного определения известного и выделения искомого неизвестного с единицами измерения математических, физических, химических или иных величин [2].

Построение информационной модели решения учебной или научной естественно-математической, технической или социально-гуманитарной задачи школьниками или студентами осуществляется математической, графической, табличной или словесной форме [3].

Словесная модель объекта, процесса или явления природной, технической или социальной действительности, построенная старшеклассниками или студентами под руководством учителей или преподавателей естественно-математических, общетехнических или социально-гуманитарных дисциплин, выделяет существенные свойства или признаки изучаемого предмета средствами русского языка согласно правилам синтаксиса и семантики и оформляется согласно приемам орфографии.

При построении учебных словесных моделей фрагментов действительности учащиеся средних общеобразовательных школ и студенты высших профессиональных учебных заведений, учителя и преподаватели для разрешения «строительных» вопросов широко используют приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения формальной логики и способы диалектической логики с привлечением интеллектуальной интуиции [4].

Словесные алгоритмы решения школьных и вузовских задач по различным дисциплинам используются учителями и преподавателями всегда, если необходимо приближенно описать действия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

исполнителя для достижения цели учебной или научной деятельности.

Учителя - исследователи и преподаватели, проектирующие и реализующие научную деятельность, обращают внимание старшеклассников и студентов на низкий уровень ясности и точности действий словесных алгоритмов решения задач, подчеркивая необходимость успешного освоения учащимися графических, табличных и математических приемов представления способов решения учебных и научных задач [5].

Анализ результатов решения учебной задачи и формулировка соответствующих выводов осуществляется письменно на основе новых для субъекта учебной деятельности элементов построенной словесной, графической или математической модели объекта, процесса или явления, путем выделения особенностей разработанного словесного, блок - схемного, табличного или формульно - математического алгоритма достижения намеченной цели с указанием конечного объема и качества достигнутого.

Словесные модели и алгоритмы решения учебных задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школы, представленные в учебниках и пособиях по соответствующим дисциплинам естественно-математического, технического или социально-гуманитарного цикла служат содержанием исходной ступени в познании и преобразовании учащейся молодежью, окружающей нас природной, технической и социальной действительности.

Анализируя и обобщая изложенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, представляющее исходную ступень познания и преобразования школьниками и студентами фрагментов реальности, является фундаментальной составляющей системы непрерывного образования.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

5. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Саяпов Илшат Газимович директор БФ УПТ, г. Бирск, РФ

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ДИСЦИПЛИН КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Перечислены этапы учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.