СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
общеобразовательных школ на учебных занятиях по английскому языку фрагментов фундаментальных трудов классиков науки И.Ньютона, М.Фарадея и Д.К.Максвелла на занятиях по английскому языку приводит повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Маьериалы III Всероссийской научно-практической заочной конференции «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». -Уфа: БГУ. - 2014. - С. 57 - 60.
3. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т.19. - № 2. - С. 78 - 81.
© Каримов М.Ф., Бигаева Л.Р., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Кашапова М.Р.
учитель русского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Рассмотрены особенности словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Этапы учебного русского словесного моделирования действительности.
Официальный рабочий язык Организации Объединенных Наций и язык межнационального общения на территории бывшего Советского Союза - русский язык изучается не только в средних общеобразовательных школах Российской Федерации, но и во многих средних учебных заведениях ряда стран мира.
В этой связи учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на школьных занятиях по русскому языку является актуальной дидактической задачей.
Словесное моделирование действительности состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Постановка учебной или научной задачи по естественно-математической, технической или
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
социально-гуманитарной дисциплине, состоящая в точной, четкой и краткой формулировке условий задачи сводится к грамотному описанию исходных данных и искомых результатов с помощью повествовательных и вопросительных предложений, представляемых в дальнейшем в символике соответствующей науки [2].
Учитель русского языка средней общеобразовательной школы в этой связи часто напоминает учащимся о том, что повествовательное предложение - это предложение, заключающее в себе сообщение об объекте, процессе, явлении или событии, выражаемое в форме утверждения или отрицания. Вопросительное предложение - это предложение, выражающее вопрос, на который ожидается в результате рассуждений ответ.
Построение модели решения учебной или научной задачи производится на основании известных данных об объекте и научных законов.
Словесная модель объекта, процесса или явления осуществляется с помощью определения понятия, позволяющего четко отличать определяемые предметы от других, сходных с ним предметов.
Учителя всех учебных дисциплин и все учащиеся средних общеобразовательных школ на собственном лингвистическом опыте убеждаются об основной конструктивной роли русского языка в построении определении понятий физики, математики, химии, биологии, информатики, технологии, географии, обществознания, истории, языка и литературы [3].
Разработка алгоритма решения учебной или научной задачи в виде конечной совокупности точно заданных правил решения определенного множества задач требует от будущих и настоящих исследователей и преобразователей реальности знаний о побудительных предложениях русского языка.
Побудительное предложение, выражающее приказ, призыв, просьбу, предостережение или приглашение к совместному действию, в этой связи становится предметом изучения учащимися на ряде уроков русского языка в средней общеобразовательной школы.
Исполнителем алгоритма решения учебной или научной задачи является человек с авторучкой и тетрадью или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением. Хорошие знания учащихся средней общеобразовательной школы правил русской орфографии и пунктуации, утвержденных в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, служит основой высокого качества исполнения ими алгоритма решения задач всех, особенно социально-гуманитарных дисциплин.
Формулировка выводов на основе результатов решения учебной задачи школьной дисциплины согласно правилам правописания русского языка является высоким показателем обучения учащихся средних общеобразовательных школ Российской Федерации.
Дидактический опыт систематического и регулярного учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку показывает его положительное влияние на повышение интеллектуального и творческого потенциалов учащихся средних общеобразовательных школ [4].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что учебное словесное моделирование действительности на школьных занятиях по русскому языку есть коренная составляющая среднего общего образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Кашапова М.Р., 2019