Научная статья на тему 'Учебное словесное моделирование действительности на школьных занятиях по русскому языку'

Учебное словесное моделирование действительности на школьных занятиях по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО РУССКОГО СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Кашапова М. Р.

Рассмотрены особенности словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное словесное моделирование действительности на школьных занятиях по русскому языку»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

общеобразовательных школ на учебных занятиях по английскому языку фрагментов фундаментальных трудов классиков науки И.Ньютона, М.Фарадея и Д.К.Максвелла на занятиях по английскому языку приводит повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Маьериалы III Всероссийской научно-практической заочной конференции «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». -Уфа: БГУ. - 2014. - С. 57 - 60.

3. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т.19. - № 2. - С. 78 - 81.

© Каримов М.Ф., Бигаева Л.Р., 2019

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Кашапова М.Р.

учитель русского языка Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Рассмотрены особенности словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Этапы учебного русского словесного моделирования действительности.

Официальный рабочий язык Организации Объединенных Наций и язык межнационального общения на территории бывшего Советского Союза - русский язык изучается не только в средних общеобразовательных школах Российской Федерации, но и во многих средних учебных заведениях ряда стран мира.

В этой связи учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на школьных занятиях по русскому языку является актуальной дидактической задачей.

Словесное моделирование действительности состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Постановка учебной или научной задачи по естественно-математической, технической или

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

социально-гуманитарной дисциплине, состоящая в точной, четкой и краткой формулировке условий задачи сводится к грамотному описанию исходных данных и искомых результатов с помощью повествовательных и вопросительных предложений, представляемых в дальнейшем в символике соответствующей науки [2].

Учитель русского языка средней общеобразовательной школы в этой связи часто напоминает учащимся о том, что повествовательное предложение - это предложение, заключающее в себе сообщение об объекте, процессе, явлении или событии, выражаемое в форме утверждения или отрицания. Вопросительное предложение - это предложение, выражающее вопрос, на который ожидается в результате рассуждений ответ.

Построение модели решения учебной или научной задачи производится на основании известных данных об объекте и научных законов.

Словесная модель объекта, процесса или явления осуществляется с помощью определения понятия, позволяющего четко отличать определяемые предметы от других, сходных с ним предметов.

Учителя всех учебных дисциплин и все учащиеся средних общеобразовательных школ на собственном лингвистическом опыте убеждаются об основной конструктивной роли русского языка в построении определении понятий физики, математики, химии, биологии, информатики, технологии, географии, обществознания, истории, языка и литературы [3].

Разработка алгоритма решения учебной или научной задачи в виде конечной совокупности точно заданных правил решения определенного множества задач требует от будущих и настоящих исследователей и преобразователей реальности знаний о побудительных предложениях русского языка.

Побудительное предложение, выражающее приказ, призыв, просьбу, предостережение или приглашение к совместному действию, в этой связи становится предметом изучения учащимися на ряде уроков русского языка в средней общеобразовательной школы.

Исполнителем алгоритма решения учебной или научной задачи является человек с авторучкой и тетрадью или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением. Хорошие знания учащихся средней общеобразовательной школы правил русской орфографии и пунктуации, утвержденных в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, служит основой высокого качества исполнения ими алгоритма решения задач всех, особенно социально-гуманитарных дисциплин.

Формулировка выводов на основе результатов решения учебной задачи школьной дисциплины согласно правилам правописания русского языка является высоким показателем обучения учащихся средних общеобразовательных школ Российской Федерации.

Дидактический опыт систематического и регулярного учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку показывает его положительное влияние на повышение интеллектуального и творческого потенциалов учащихся средних общеобразовательных школ [4].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что учебное словесное моделирование действительности на школьных занятиях по русскому языку есть коренная составляющая среднего общего образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Кашапова М.Р., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.