Научная статья на тему 'Междисциплинарная связь русского языка и математики в достижении точности и последовательности расуждений школьников'

Междисциплинарная связь русского языка и математики в достижении точности и последовательности расуждений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛОГИЗМ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА / ОШИБОЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Сайсанова Г. Д.

Выделены элементы дидактики и методики обнаружения и устранения ошибок в словоупотреблении, построении словесных и математических моделей действительности учащимися средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная связь русского языка и математики в достижении точности и последовательности расуждений школьников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

3. Ковалевская С.В. Научные работы. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 370 с.

4. Кюри Е. Мария Кюри. - М.: Атомиздат, 1977. - 328 с.

5. Каримов М.Ф. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии - А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской - Кюри и их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 5. - С. 80 - 86.

6. Александров П.С. Памяти Эмми Нётер // Успехи математических наук. - 1936. - № 2. - С. 255 - 265.

3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5. - С. 124 - 125.

© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.Д.Сайсанова ассистент кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В ДОСТИЖЕНИИ ТОЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАСУЖДЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Выделены элементы дидактики и методики обнаружения и устранения ошибок в словоупотреблении, построении словесных и математических моделей действительности учащимися средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова

Паралогизм, терминологическая ошибка, ошибочные рассуждения.

Наблюдаемая на практике устной и письменной речи учащихся начальных классов непреднамеренная логическая ошибка в мышлении или паралогизм возникает из-за допущенных ими ошибок в словоупотреблении и построении словесных и математических моделей объектов, процессов или явлений природной, технической или социальной действительности [1].

Учителя русского языка и математики средней общеобразовательной школы, использующие в собственной преподавательской деятельности, реализуемой на междисциплинарной основе, метод учебного информационного моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2], для устранения паралогизма у учащихся рассматривают на занятиях разбор математических примеров из нижеследующих классов терминологических ошибок.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

1. Двусмысленность слова, выраженная в неоднозначных математических терминах (квадрат как геометрическая фигура и как показатель степени числа).

2. Придание разделительному термину значения собирательного (Все углы треугольника меньше л в том смысле, что каждый угол меньше л).

3. Придание собирательному термину значения разделительного (Все углы треугольника равны л в том смысле, что сумма углов треугольника равна л).

4. Искажение первоначального смысла фразы или значения выражения изменением постановки ударения в определенном слове повышением голоса в речи или знаком в письме (Сто сорок и сто сорок будет двести сорок).

5. Неправильное или неясное построение фразы или выражения, вызывающие трудности их оценки или допускающее разное восприятие их смысла (Сколько будет трижды два плюс семь?).

Положительное дидактическое влияние на устранение терминологических ошибок в логических и математических рассуждениях учащихся средних общеобразовательных школ оказывает изучение школьниками на занятиях по математике и русскому языку элементов объектного [3] символического [4] языков естественно-математических разделов современной развивающейся науки.

Для учителей математики, ориентированных на обучение творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения, очевидно, что каждый правильно спроектированный и успешно реализованный урок по учебному предмету математики одновременно является и уроком по развитию устной и письменной речи учащихся [5].

Учителя русского языка на основе междисциплинарной связи с математикой на собственных занятиях вместе со старшеклассниками уточняют определение понятия «термин» как слова или словосочетания, предназначенного для обозначения словесных или математических моделей объектов, процессов или явлений фрагментов природной, технической или социальной действительности [6].

Дидактический опыт показывает, что установление и развитие междисциплинарной связи между математикой и русским языком на учебных занятиях с учащимися средних общеобразовательных школ благотворно влияет на повышение уровня точности и последовательности логических и математических рассуждений школьников.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация в средней общеобразовательной школе междисциплинарной связи между русским языком и математикой способствует развитию терминологической точности и логической последовательности рассуждений учащихся в постановке и решении задач учебного познания фрагментов действительности.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6(11). С. 78 - 80.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т.17. - № 2 - С. 27 - 31.

4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

5. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. - № 5. - С. 124 - 125.

6. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: Актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 118 - 120.

© Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.