3) Неразработанность научных основ методической работы с леворуким ребенком. Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму, чтению, математике. Однако с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.
Список использованной литературы:
1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться.- М.: Вентана-Граф, 2010, с.335.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении леворуких детей. - М.: Вентана-Граф, 2010, с.221.
3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 2010, 112с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - М.: Вентана-Граф, 2010, 416с.
5. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 200.
6. Боденко Б.И. «Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы», - М.: Вентана-Граф, 2007., 104-126.
7. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми// Психология, 2006.
8. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6т, Т.2. - М.: Вентана-Граф, 2004.
9. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006.
© Беглова Л.И., Скобенко Л.Д., 2018г.
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Быкова С. И. студент факультета физики и математики, г. Бирск, Российская Федерация
УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Аннотация
Рассмотрены основные элементы дидактики освоения учащимися в системе непрерывного образования учебного моделирования механических объектов, процессов и явлений природной и технической действительности.
Ключевые слова
Механическое моделирование объектов, процессов и явлений мира.
Классическая, релятивистская и квантовая механики построены посредством математического моделирования макроскопических и микроскопических объектов, различных процессов, разнородных явлений [1].
Учебное и научное моделирование механических объектов, процессов и явлений осуществляется согласно таким этапам - элементам, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение
алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
Постановка учебной задачи по механике осуществляется учащимися седьмых - одиннадцатых классов под руководством учителя - исследователя в аудитории средней общеобразовательной школы.
Эвристическими вопросами, сопровождающими исходный этап постановки учебной задачи по механике являются: 1) какой механический объект, процесс или явление рассматривается в данной задаче?; 2) значения каких механических величин заданы в условии задачи; 3) что или какую физическую величину следует определить в итоге решения задачи; 4) какие единицы измерения механических величин известны?; 5) можно ли использовать компьютерные технологии для решения выделенной задачи по механике?.
Построение модели решения учебной задачи по механике производится под руководством учителя -исследователя учащимися посредством упрощения рассматриваемого объекта, процесса или явления с учётом лишь его основных свойств, признаков и отношений с помощью таких логических приёмов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Эвристиками построения модели учебной задачи по механике является: 1) как определить зависимость между условиями и требованиями выделенной механической задачи?; 2) имеется ли решение подобной механической задачи в традиционных или телекоммуникационных хранилищах информации?; 3) решается ли данная механическая задача с помощью известных знаний данной предметной области физики?; 4) стоит ли выдвигать рабочую модель решения задачи в русле традиционных взглядов на выделенный предмет изучения механики?; 5) не лучше ли предлагать построение модели решения задачи в направлении, противоположном общепринятому?.
Разработка алгоритма или порядка решения учебной задачи по механике под руководством учителя - исследователя состоит в выделении учащимися действий, приводящих к достижению цели обучения физике.
Эвристиками, способствующими успешной разработке алгоритма решения задачи по механике учащимися информационного общества, являются следующие вопросы : 1) какой известный метод классической или релятивистской механики подходит для решения выделенной учебной задачи?; 2) имеется ли решение подобной задачи по механике в традиционных и телекоммуникационных научных библиотеках?; 3) в каких областях физики необходимо искать способ решения данной задачи?; 4) насколько эффективен перенос ранее познанного на данную задачу по механике?; 5) какие элементы подходят для составления плана решения рассматриваемой учебной задачи?.
Исполнение алгоритмов решения учебных задач по механике учащиеся современной общеобразовательной школы производят либо традиционно с помощью бумаги и авторучки, либо пользуясь компьютерными технологиями в виде языков программирования высокого уровня [3], системы электронных таблиц [4] или системы математического проектирования [5].
Анализ результатов решения учебной физической задачи и формулировка соответствующих выводов старшеклассники современной общеобразовательной школы осуществляют под руководством учителя -исследователя, используя такие логические приемы, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение при составлении дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений.
Дидактический опыт проектирования и реализации учебного моделирование механических объектов, процессов и явлений показывает его эффективность для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в системе средних учебных заведений.
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, служит положение о том, что в дидактике средней общеобразовательной школы учебное моделирование объектов, процессов и явлений механики играет необходимую роль для повышения качества образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математическая подготовка студентов высшей школы для изучения ими
квантовой физики // Инновационное развитие. - 2017. - № 11(16). - С. 128 - 130.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
5/ Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
© Каримов М.Ф., Быкова С.И., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
Макунева Р. Р.
студент факультета педагогики, г. Бирск, Российская Федерация
НАЧАЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИИ
Аннотация
Выделен ряд элементов дидактики освоения детьми подготовительной к школе группы детского сада исходных элементов изобразительного моделирования объектов, процессов и явлений действительности.
Ключевые слова
Изобразительное моделирование объектов, процессов и явлений реальности.
Приоритетной составляющей учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности - словесного, изобразительного и математического моделирование фрагментов реальности для воспитанников старших групп дошкольного образовательного учреждения является изобразительное моделирование ряда частей окружающего нас материального мира [1].
Изобразительное моделирование действительности, проектируемое и реализуемое в дошкольном образовательном учреждении, служит основой базового учебного предмета средней общеобразовательной школы «Изобразительное искусство», включающего в себя такие составляющие, как графика, живопись, скульптура, фотоискусство, архитектура, дизайн, зрелищные и экранные искусства.
Воспитанники подготовительной к школе группе детского сада при учебном изобразительном моделировании действительности методом рисования графикой используют основной черный цвет, основные изобразительные средства в виде линий, штрихов, пятен и точек, главную основу графических работ - поверхность бумаги.
Элементарное освоение основ вида изобразительного искусства - живописи, связанной с передачей