УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Якупова М.С. студент факультета педагогики г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены элементы проектирования и реализации изучения учащимися начальной школы основ графического моделирования действительности учащимися начальной школы.
Ключевые слова
Графическое моделирование действительности, изобразительное искусство.
Наскальные рисунки древних людей свидетельствуют о том, что графические модели фрагментов действительности возникли в истории человечества примерно в одно время наряду со словесными моделями, выраженными языковыми знаками, составившими затем разговорный язык людей [1].
Очевидно, что люди думают с помощью словесных, графических и математических моделей объектов, процессов и явлений окружающей их природной, технической и социальной действительности [2].
Исходя из этого, можно среди основных дидактических задач начальной школы можно выделить изучение учащимися элементов графического моделирования окружающих их фрагментов реальности.
Отражающими элементы проектирования и реализации изучения учащимися начальной школы основ графического моделирования действительности учебными темами выделяется нижеследующее.
1. Знакомство учащихся начальной школы с особенностями графического моделирования фрагментов действительности карандашом, кистью и красками на бумаге.
2. Беседа с учащимися о цветовой палитре и основных цветах объектов, процессов и явлений окружающей нас природы и техники.
3. Практическое фронтальное занятие с учащимися младших классов начальной школы на тему «Семь цветов радуги - красок на объектах природы и техники».
4. Беседа с младшеклассниками о пейзаже как о жанре живописи, о переднем, среднем и заднем планах на изобразительной картине фрагмента природной действительности.
5. Подгрупповое практическое занятие с учащимися начальной школы с использованием техники акварели и гуаши на темы «Зимний пейзаж», «Снеговик - почтовик» и «В гостях у зимнего леса».
6. Изучение школьниками использования приемов красочного письма и раздельного мазка в технике акварели и гуаши для повышения качества изобразительного искусства учащихся начальной школы.
7. Беседа с учащимися о народных промыслах и практическое занятие с ними, посвященное знакомству детей с элементами росписи и композиции «Гжельские узоры» в технике акварели и гуаши.
8. Изучение учащимися младших классов темы «Перспектива» с разделами «Точка схода» и «Две точки схода» с выделением особенностей графического изображения трехмерного пространства.
9. Освоение младшеклассниками учебной темы «Пропорции предметов в узоре» и проведение с ними беседы об узоре как способе украшения предметов и поверхностей.
10. Выделение основных положений учебной темы «Расположение рисунка на бумажном листе» и проведение с детьми практического занятия на тему «Рисование яблока с натуры» в технике карандаша и
акварели.
Дидактический опыт изучения элементов графического моделирования действительности учащимися начальной школ показал нижеследующее.
1. При графическом моделировании объектов, процессов и явлений фрагментов природной и технической действительности у учащихся младших классов развивается воображение и интеллект, связанный с пространственной ориентацией.
2. В процессе графического моделирования фрагментов действительности учащийся начальной школы получает реальный результат - рисунок, что его учит ставить и решать задачи графической деятельности.
3. Систематические учебные занятия младшеклассников по изобразительному искусству приучают детей структурировать рабочее время, вырабатывают у них усидчивость и формируют дисциплинированность.
4. В процессе учебной работы над рисунком учащийся начальной школы творчески осмысливает окружающий его мир, конструктивно воспринимает собственные ошибки, что создает необходимые условия для появления нового в деятельности школьника.
5. Графическое моделирование фрагментов действительности открывает учащимся начальной школы дорогу их приобщения к мировой культуре человечества через изобразительное искусство[3].
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что графическое моделирование объектов, процессов и явлений действительности есть источник развития интеллектуального и творческого потенциалов учащихся начальной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.
© Каримов М.Ф., Якупова М.С., 2018
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ахмадуллина Л. Р. учитель начальных классов гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВ СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены элементы дидактики освоения учащимися начальной школы основ словесного