90
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 378
УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПАКЕТ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
©гою Билалов М.К., Гаджиев Г.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье на основании проведенных исследований рассматриваются задания, способствующие формированию творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства, включенные в учебно-творческий пакет как условие формирования творческой активности личности; приведена классификация заданий, действия и шаги по решению этих заданий, модель реализации и критерии оценивания учебно-творческого пакета.
On the grounds of the authors’ research they consider tasks promoting the development of the creative activity of the future teacher of technology and enterprise, which are the parts of educational and creative package as a condition for the development of persons’ creative activity. They also bring about the tasks classification from the educational and creative package, actions and steps on solving these tasks, the model of realization of the educational and creative package and its estimation criteria.
Ключевые слова: творчество, творческая активность, творческая задача, учебный пакет, учебно-творческий пакет.
Keywords: creativity, creative activity, creative problem, educational package, educational creative package.
Сегодня общество нуждается в специалистах, обладающих гибким и творческим мышлением, способных свободно ориентироваться в быстро меняющемся мире и адаптироваться в нем, владеющих способами преобразования окружающей действительности и т.д. Следовательно, актуальное значение приобретает творческая активность и способность личности к
поиску и созданию нового, а также стремление к продуктивному решению актуальных задач и проблем. Кроме того, выпускник, получивший профессиональное образование, должен стать личностью с высоким потенциалом для инновационной профессиональной деятельности.
Проблемы включения в творческую деятельность, поиска условий
Психолого-педагогические науки • • •
развития творческой личности, формирования ее творческой активности исследованы К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Андреевым, Л. С. Выготским, В. Н. Дружининым, В. А. Крутецким, И. Я. Лернером, А. Н. Луком, Д. М. Маллаевым А. М. Матюш-киным, Я. А. Пономаревым, К. Роджерсом и др. В их трудах раскрывается сущность творческой активности, определяются ее признаки и структура, обосновываются особенности организации творческого процесса и т.д.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что системе образования в условиях реформирования нужен творческий учитель, что отмечено исследователями педагогического творчества (Г. М. Гаджиев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Ни-кандров, В. А. Сластенин, М. М. Поташник и др.).
Изучение теории и практики включения в творческую деятельность студентов ДГПУ показывает, что выпускники вуза недостаточно подготовлены к инновационной педагогической деятельности в быстро меняющихся условиях современного общества, а стремительный темп развития науки и техники требует раскрытия творческого потенциала для удовлетворения личностных и общественных потребностей.
Все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречий между требованиями общества к выпускникам вуза в части готовности к инновационной профессиональной деятельности и недостаточным их уровнем знаний, умений и навыков, характеризующих способность к творческой детерминации окружающей действительности; необходимостью подготовки выпускника педагогического вуза к инновационной творческой деятельности и отсутствием практики такой организации в системе подготовки.
Анализ приведенных противоречий позволяет в качестве основного
91
выделить отсутствие обоснованного механизма формирования творческой активности личности и диагностики ее сформированности.
Поэтому важными средствами овладения творческой активностью будущим учителем технологии и предпринимательства мы считаем: творческие задания (аналитические, поисковые, технологические, проективные, технические, графические, конструкторские) и задания на допроектирование и перепроектирование соци-ально-экономи-ческой практики; проектные задачи, обеспечивающие выработку в комплексе аналитических, поисковых, технологических, проективных, контрольных, коррекционных умений; учебно-творческий пакет как комплекс творческих, проективных заданий и задач.
В современной психологопедагоги-ческой литературе творческое задание и задача рассматриваются как поставленная цель, которую стремятся достигнуть; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления (математическая, шахматная, логическая, письменная и т.д.); один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся, применяемых во всех типах общеобразовательных и специальных учебных заведений [1, 2, 5, 6].
Важно отметить, что определение задачи как цели, задания, вопроса, проблемы наиболее часто встречается в педагогике и психологии, а также в некоторых гуманитарных и естественных науках. При этом обязательными компонентами задачи как системы выступают: предмет, находящийся в исходном состоянии (исходный предмет задачи), и модель требуемого состояния предмета задачи (требование задачи) [2].
В работах, посвященных творческому мышлению (Д. А. Поспелов, Г. А. Саймон и др.), в задаче выделяются: заданная (предмет, условие и требование; данные и искомые величи-
92
Известия ДГПУ, №1, 2010
ны) и решающая (научные методы, способы, приемы и средства) системы, являющиеся источником создания алгоритмических и эвристических предписаний.
Поэтому понятие «задача» следует рассматривать с позиций:
- объекта мыслительной деятельности в диалектическом единстве составных элементов (предмет, условие, требование) и познавательного результата, получаемого при раскрытии отношения между известными и неизвестными ее элементами;
- сложной дидактической системы, где в единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии представлены компоненты (заданная, решающая система), каждый из которых состоит из находящихся в такой же динамической зависимости элементов: предмета, условия и требования задачи, с одной стороны, методов, способов, приемов и средств ее решения - с другой [2, 4, 7].
Итак, понятие задачи в современной науке рассматривается достаточно широко, мы же под задачей будем понимать систему, в которой представлены основные компоненты (исходный предмет, требование), требующие от субъекта целенаправленных действий по нахождению неизвестного на основе использования его связей с известными условиями, когда субъект не обладал способами (алгоритмами) и средствами этого действия.
С учетом существующих ступеней (понимание, запоминание, применение по правилу, решение творческих нетиповых задач) в усвоении знаний нами разработана классификация задач, обеспечивающая сформирован-ность творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства: пропедевтические (графические, конструкторские технологические, экономические и др.), развивающие общую готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельно-
сти; творческие (допроектирование, перепроектирование), обеспечивающие сформированность творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства через эвристический учебно-
познавательный процесс; проектные, обеспечивающие включение будущего учителя технологии и предпринимательства непосредственно в творческую деятельность со всеми этапами и компонентами удовлетворения потребности.
В качестве одного из эффективных средств формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства мы рассматриваем учебнотворческий пакет, содержание которого недостаточно разработано в психолого-педагогичес-ких исследованиях.
В зарубежной и отечественной педагогической практике учебный пакет понимается как комплект дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную и индивидуальную работу по отдельным разделам дисциплины [8, 9]. При этом в учебный пакет входят: учебные пособия, руководство (или набор указаний) по организации самостоятельной учебной деятельности; средства дополнительного и вспомогательного обучения, предусматривающие достижение запланированных учебных результатов.
Отметим, что в отечественной педагогике создание и использование учебного пакета связаны с развитием программированного обучения и педагогической технологии, а его применение предусматривает планирование работы, в том числе типичных элементов дидактического программирования: постановка цели, предъявление информации, тестирование, коррекция обучения в соответствии с достигнутыми промежуточными результатами.
Сопоставительный анализ дефиниций «учебный пакет» и «творчество» показывает, что учебно-
Психолого-педагогические науки • • •
творческий пакет представляет собой комплекс дидактических материалов (информация о цели и задачах творческого задания, методика выполнения, критерии оценки и т.д.), применение которого направлено на преобразование себя и окружающей действительности. Следовательно, под учебно-творческим пакетом мы будем понимать творческое задание, направленное на самовыражение и самореализацию личности путем открытия или создания нового в себе или в окружающей действительности.
Учебно-творческий пакет требует проявления творческого эвристического подхода, ставит в условия той или иной проблемной ситуации, предполагает поиск решения и получения объективно нового результата. При этом деятельность преподавателя имеет, как правило, организа-ционно-консульта-тивный характер, вследствие чего учебно-творческий пакет обеспечивает последовательную ориентировку будущего учителя технологии и предпринимательства на заранее поставленные и четко выраженные учебные цели.
Главной особенностью учебнотворческого пакета является отсутствие вариантов решения, эталона для сравнения, алгоритма, ориентировочной основы, что обеспечивает творческий характер учебной деятельности. Выполнение учебнотворческого пакета предполагает наличие у личности некоторого минимума сведений теоретического характера и опыта наблюдений за работой того или иного объекта или практическое знакомство с ним; опыта деятельности, связанной с поиском оптимального решения, выбора из имеющихся вариантов одного или разработку нового алгоритма; сочетания поисковой деятельности с комбинаторной, определяющей перенос, синтез знаний как в умственном, так и в образном и практическом планах и т.д., что обеспечивает преобразование окружающей действи-
93
тельности, приводящее к удовлетворению потребности.
Учебно-творческий пакет создается и предъявляется преподавателем в ходе дидактической проработки предстоящего учебного процесса, материалы же, входящие в него, несмотря на достаточно жесткую общую упорядоченность всей системы, могут быть живыми, яркими и привлекательными. При этом инструкция для студента включает цели и задачи выполнения заданий из учебнотворческого пакета, определенные параметры или минимальные требования к конструкции изделия, качественные и количественные показатели и т.д.; кроме того, задания учебнотворческого пакета охватывают, как правило, фрагменты предметного содержания и делают возможным включение их как в традиционные, так и в нетрадиционные организационные формы обучения.
Предлагаемые студентам учебнотворческие пакеты отвечают следующим требованиям: отражают
систему и логику содержания учебного предмета; учитывают актуальный уровень и реальные условия развития и подготовки студента; содержат ситуации мыслительного напряжения и противоречивости; обеспечивают положительную мотивацию к выполнению задания; имеют объективные (социальные, материальные) предпосылки, условия для творчества.
Выполнение заданий из учебнотворческого пакета носит объективную или субъективную новизну, признаками которой выступают: оригинальность и нестандартность действий, способов решения заданий и задач; раскрытие новых сторон изучаемых объектов, явлений и качественная новизна конечного продукта творческого акта; отражение в творческой деятельности индивидуальных склонностей, способностей и опыта студента.
С учетом вышесказанного предлагаем следующую классификацию учебно-творческих заданий и задач,
94
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
включаемых в соответствующий па- | кет:
Учебно-творческий пакет
характер
активности
коммуникативная
проектная
познавательная
технологическая
предприниматель-
ская
конструкторская
комплексная
самостоятельность решения
совместно с преподавателем совместно со студентами самостоятельно
время на решение конечный результат процесс решения
учебное внеурочное внеаудиторное смешанное модель проект план конструкция алгоритм индивидуальный парный групповой коллективный
Творческая активность
Рис. 1. Классификация задач и заданий учебно-творческого пакета
В творческой деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства большое внимание уделяется развитию исследовательских, проектных и других умений, а также способностей, характеризующих готовность самостоятельно получать информацию, осваивать новые знания и способы деятельности. С этих позиций на занятиях решаются задачи фронтального приобщения будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности с выходом на конечный продукт, поэтому каждый студент получает учебно-творческий пакет для разработки модели, оказания услуги, проекта, макета и т.д. Чтобы выполнить задания из учебнотворческого пакета, будущий учитель технологии и предпринимательства должен сам отобрать нужную информацию, прочитав литературу по проблеме; моделировать процесс, пройти все стадии творческой деятельности самостоятельно.
Процессуально задания из учебно-творческого пакета выполняются в рамках пропедевтического, моби-
лизационного, эвристического и завершающего этапов, на каждом из которых студент исследователь осуществляет конкретные действия и предпринимает шаги, среди которых: концептуализация (разработка концепции выполняемого задания); программирование (определение совокупности необходимых видов деятельности в их логической и временной последовательности); планирование действий по выполнению заданий из учебно-творческого пакета (выделение видов разработок, реальных задач, исполнителей, конечных результатов, их потребителей и т.д.); практическая реализация замысла (целенаправленное формирование особого вида ресурсов: интеллектуально-волевого,
нравственно-позиционного, управленческого, профессиональнодеятельностного и др.).
Схема выполнения учебно-творчес-кого пакета в учебной деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства выглядит следующим образом (рис. 2).
Психолого-педагогические науки
• • •
95
Рис. 2. Модель реализации учебно-творческого пакета
Пропедевтический этап определяет главную цель и совокупность подцелей заданий и задач из учебнотворческого пакета, устанавливает целевые нормативы и варианты достижения результата, очерчивает возможные границы и масштабы задач и заданий, необходимые ресурсы, ориентировочные сроки реализации проекта и ответственных исполнителей. Кроме того, этап предусматривает столкновение с проблемой или творческой задачей, ведущее за собой ее осознание, восприятие; постановку и формулировку данной проблемы или задачи; анализ и изучение самой проблемы и причин ее возникновения.
Мобилизационный этап включает анализ имеющихся конструкторских, технико-технологических знаний, которые могли бы пригодиться в поиске решения проблемы или творческой задачи; оценивание возможностей и опыта личности; принятие мер для достижения поставленной цели; координирование действий, которые проводятся параллельно или после-
довательно, когда выполнение одних действий служит исходным условием для начала других.
Эвристический этап предполагает обоснование и апробацию найденных решений, проверку выдвигаемых гипотез, осуществление проб и попыток практического применения.
Заключительный этап - это подведение итогов проделанной работы, критический пересмотр, оценка решений, гипотез, этапов работы, практической реализации своего решения и контроль. Оценка результатов может проходить в виде защиты перед заинтересованной аудиторией, организована как конференция, стендовый доклад, дискуссия или диспут.
Обобщение полученного опыта на заключительном этапе творческой деятельности позволяет представить результаты выполнения заданий из учебно-творческого пакета перед научным сообществом на конференциях, семинарах, опубликовать как авторскую работу и т.д. Критериями качества заданий выступают: обоснованность потребности задания;
96
степень практической направленности; объем и полнота разработки, качество реализации разных этапов выполнения; самостоятельность, законченность; подготовленность к восприятию другими людьми; материальное воплощение задач и заданий; аргументированность предлагаемых способов решения, подходов и выводов; оригинальность идей, методов и результатов деятельности; оригинальность воплощения и представления задания; оформление, соответствие стандартным требованиям.
Итак, одним из факторов, воздействующих на развитие личности бу-
• • • Известия ДГПУ, №1, 2010
дущего учителя технологии и предпринимательства в творческой деятельности, является уровень активности, на формирование и развитие которой влияет, прежде всего, содержательное наполнение процесса подготовки предметной области. С этих позиций, на наш взгляд, одним из главных моментов в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя технологии и предпринимательства становится введение спецкурса «Формирование творческой активности личности», в рамках которого и реализуется учебно-творческий пакет.
Примечания
1. Акимова А. П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 2. Балл Г. А. Теория учебных задач. М. : Педагогика, 1990. 3. Гаджиев Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002. 4. Галустов Р. А. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М., 2002. 5. Гальперин П. Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 31-38. 6. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992. 7. Поспелов Д. А. Системы управления. Задание. Проектирование. Реализация. М., 1992. 8. Gronlund N. Е. Individualizing classroom instruction. N.Y., 1974. 9. Guilford J. P. Cognitive Psychology's Ambiguities: Some Suggested Remedies. II Psychological Review, 1982.
Статья поступила в редакцию 22.02.2010 г.