ПРОДУКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2013
Билалов М.К., Умаев А.У., Гаджиев Р.Д. Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются продуктивная образовательная среда, выступающая важным условием формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства, а также факторы и педагогические средства, обеспечивающие ее эффективное функционирование; приведена классификация заданий из учебно-творческого пакета, действия и этапы по их решению.
The article deals with the productive educational environment, which is an important condition for the formation of the creative activity of the future teacher of technology and business, as well as factors and pedagogical tools providing its effective functioning, a classification of the tasks from the educational and creative package, actions and steps on solving of the tasks from the educational and creative package.
Ключевые слова: образовательная среда, продуктивная образовательная среда, творческая активность, учебно-творческий пакет, творческое задание.
Keywords: educational environment, productive learning environment, creative activity, educational and creative package, the creative task.
Стремительное развитие науки и техники привело к осознанию обществом необходимости формирования творческой активности личности будущих учителей, фундамент которой закладывается в системе профессионального образования, где одной из актуальных проблем выступает продуктивная образовательная среда, позволяющая реализовать потенциал личности, адаптироваться к окружающему миру и т. д. С этих позиций важно создать среду, обеспечивающую уровень творческой активности личности и способствующую готовности к профессиональной деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Анализ социологической, психолого-педагогической и другой литературы показывает, что, несмотря на широкое употребление и активное использование понятий «среда человека», «среда обитания», «окружающая среда», «жизненная среда» и т. д, данный термин не имеет однозначного толкования. При этом продуктивная образовательная среда понимается как система специально организованного целенаправленного процесса включения в учебную деятельность личности, структурно включающая:
- физическое окружение (архитектура вуза, степень открытости закрытости конструкций внутривузовского дизайна, размер и пространственная структура аудиторий и других помещений вуза, оформление пространства (плакаты, стенды и т. д.), предметно-вещевое обставление интерьера и т. д.);
- человеческие факторы (пространственная и социальная плотность, личностные особенности и успеваемость, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности и т. д.);
- программу обучения (деятельностная структура, стиль преподавания, характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы, содержание программы и т. д.) [4].
Следовательно, функционирование образовательной среды предполагает: комплексную включенность всех компонентов, в качестве которых выступают взаимодействующие субъекты образования; представленность в среде системы подлежащих освоению социокультурных ценностей; вариативное включение в образовательный процесс разнообразных средств и способов оптимизации учебной деятельности.
Сравнительный анализ типологического (К. Леонгард, Э. Кречмер, А. Е. Личко), факторного (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл), гуманистического (личностного) (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) и функционального (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн. К. К. Платонов) подходов позволил в качестве основы функционирования продуктивной образовательной среды обозначить гуманно-личностный подход, где студент выступает как субъект, включенный в систему отношений с окружающим миром и с самим собой, формирование которого протекает под воздействием социогенных (среда), биогенных (наследственность) и психогенных факторов. При этом образовательная среда как основа включения будущего учителя технологии и предпринимательства в продуктивную деятельность предполагает организацию учебного процесса и взаимодействие субъектов.
Отличительной особенностью образовательной среды выступает педагогическое влияние на личность через активизацию внутриличностных, психогенных факторов (внимание, интерес, желание и т. д.), мотивацию личности посредством индивидуализации и дифференциации обучения, переход от учебной деятельности с учебной ситуацией к практической деятельности с реальной жизненной ситуацией и т. д. При этом в качестве средства выступают творческие задания, предоставляющие возможность предлагать и выбирать способ решения, что формирует активную, деятельную жизненную позицию личности студента.
Важным условием эффективного функционирования образовательной среды выступают стиль и методы воздействия, поскольку взаимодействие субъектов предполагает опору на положительное стимулирование, превалирование сотрудничества, удовлетворение потребностей и поддержание доминанты творчества у будущего учителя технологии и предпринимательства. С этих позиций предпочтителен гуманно-демократический стиль, характеризующийся признанием студента самобытной, уникальной и полноценной личностью с богатством желаний и возможностей, оптимистической верой в творческие силы и способности личности. При этом активно-заинтересованная позиция в отношениях педагога и студента формирует осознанную гражданскую позицию, готовность к творчеству, формами выражения которой выступают культура общения, предприимчивость, справедливость, искренность, отзывчивость, сопереживание, терпимость и т. д.
Важной характеристикой продуктивной образовательной среды выступает система диагностики достижений, представляющая собой оценку продукта деятельности, формирующая уверенность в своих силах, уменьшающая субъективизм и предвзятость оценки, обеспечивающая обоснованность, взаимоконтроль, увеличение информированности и т. д.
На основе анализа теории и практики подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства нами выделены группы факторов, обеспечивающих эффективное функционирование продуктивной образовательной среды:
- научно-методическая группа факторов, призванная обеспечить реализацию: культурологического, системного, деятельностного и дифференцированного подходов;
- организационная группа факторов, обеспечивающая: непрерывность и
интегративность формирования творчески активной личности через обязательное и специально организованное обучение;
- дидактическая группа факторов, предполагающая технологизацию, детальное определение конечного результата с обязательным контролем достижения.
Касательно выбора педагогических средств обеспечения эффективности функционирования среды следует отметить, что они во многом зависят от способа взаимодействия, где используются эвристические методы, признаком успешности применения которых выступают: организационная, познавательная, развивающая, воспитательная и управляющая направленности. С учетом этого возможно использование эвристических методов при соответствии условиям: развития
способностей и качеств, необходимых для продуктивной деятельности; включение в продуктивную деятельность студента; формирование аналитических, исследовательских, конструктивных, технологических, контрольных, коррекционных и других умений будущего учителя технологии и предпринимательства.
С учетом сказанного представляется целесообразным использование:
- эвристических (проб и ошибок, проектов, мозговой штурм, синектика, морфологический анализ и т. д.) методов, обеспечивающих активность на основе поиска способа решения рационализации различных сторон поисковой деятельности и Т. д.;
- логических методов, основанных на использовании оптимальной логики анализа совершенствуемого объекта, включающих анализ и синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач и т. д.
Продуктивная образовательная среда имеет нестандартный механизм взаимодействия, в которой нарушается главное условие традиционного обучения -наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. С этих позиций в качестве средств формирования активности будущего учителя технологии и предпринимательства нами выделены: творческие задания (аналитические, поисковые, технологические, проективные, технические, графические, конструкторские) на допроектирование и перепроектирование социально-экономической практики; проектные задачи, обеспечивающие формирование в комплексе аналитических, поисковых, технологических, проективных реализационных, контрольных, коррекционных умений.
В качестве эффективного средства формирования активности будущего учителя технологии и предпринимательства рассматривается учебно-творческий пакет, в зарубежной и отечественной педагогической практике рассматриваемый как комплект дидактических материалов, рассчитанных на самостоятельную и индивидуальную работу по отдельным разделам дисциплины [6, 7].
В рамках образовательной среды «учебный пакет» включает задания по поиску необходимой информации о цели, задачах, этапах деятельности, критериях оценки результатов, а также сведения о качественных показателях, обеспечивающих включение будущих учителей технологии и предпринимательства в преобразование окружающей действительности [2].
Учебный пакет представляет собой комплекс дидактических материалов (информация о цели и задачах творческого задания, методика выполнения, критерия оценки и т. д.), направленный на преобразование себя и окружающей действительности. При этом учебный пакет содержит задание, направленное на самовыражение и самореализацию личности путем открытия или создания нового в себе или в окружающей действительности [1].
Главной особенностью учебного пакета является отсутствие вариантов решения или их многообразие, эталона для сравнения, алгоритма ориентировочной основы. Выполнение задания учебного пакета требует от личности: наличия некоторого минимума сведений теоретического характера и опыта наблюдений за работой тех или иных объектов или практическое знакомство с ним; наличия опыта деятельности, связанной с поиском оптимального решения, выбора из имеющихся одного варианта или разработки нового алгоритма; сочетания поисковой деятельности с комбинаторной, обеспечивающей перенос, синтез знаний как в умственном, так и в образном и практическом планах и т. д.
Выполнение заданий из учебно-творческого пакета имеет объективную или субъективную новизну, признаками которого выступают: оригинальность и
нестандартность действий, способы решения заданий и задач; раскрытие новых сторон изучаемых объектов, явлений и качественная новизна конечного продукта деятельности; отражение в деятельности индивидуальных склонностей, способностей и опыта студента.
Этапами выполнения заданий из учебного пакета будущим учителем технологии и предпринимательства выступают:
пропедевтический, устанавливающий целевые ориентиры и варианты достижения результата, очерчивающий возможные границы и масштабы решаемых задач и
заданий, необходимые ресурсы, ориентировочные сроки реализации проекта и ответственных исполнителей;
мобилизационный, включающий анализ конструкторских, технико-технологических знаний, оценивание возможностей и опыта личности, принятие мер для достижения поставленной цели, координирование действий, приводящих параллельно или последовательно к достижению результата;
эвристический, предполагающий обоснование и апробацию решений, проверку выдвигаемых гипотез, осуществление проб и попыток практического применения;
результативный, предполагающий подведение итогов проделанной работы, критический пересмотр, оценку решений, гипотез, этапов работы, практическую реализацию своего решения и контроль;
заключительный, позволяющий представить результаты деятельности перед научным сообществом на конференциях, семинарах, опубликовать как авторскую работу.
С учетом сказанного критериями выполнения заданий из учебного пакета будущим учителем технологии и предпринимательства выступают: степень практической
направленности задания; объем и полнота разработки, качество реализации разных
этапов выполнения задания; самостоятельность, законченность задания;
подготовленность к восприятию задания; материальное воплощение и
аргументированность предлагаемых способов решения, подходов и выводов; оригинальность идей, методов и результатов деятельности; оригинальность
воплощения и представления; оформление и соответствие стандартным требованиям.
Следует отметить, что продуктивная образовательная среда не ограничивает возможности других форм и средств в обеспечении творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Примечание
1. Билалов М. К., Гаджиев Г. М. Учебно-творческий пакет как условие формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 77-83. 2. Гаджиев Г. М.
Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002. 3. Галустов Р. А.,
Лобейко Ю. А., Трухачев В. И. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М., 2002. 4. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //
Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23. 5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от
моделирования к проектированию. М. : Высшая школа, 1997. 6. Gronlund N. Е. Individualizing
classroom instruction. N.Y., 1974. 7. Lewis R., Paine N. How to communicate with the learner:
making the package easy tousle. L., 1985.
Статья поступила в редакцию 28.01.2013 г.