УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
®2011 Гаджибекова З.К.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрываются условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к трудовому воспитанию школьников в малокомплектной школе, к творческой образовательной среде, которая достигается путем совершенствования педагогических условий и содержания подготовки, а также включением в учебный план спецкурса.
The author of the article reveals the conditions of the formation of future primary school teachers ’ readiness for schoolchildren’s labour training at the ungraded school, for the creative educational environment which is reached by the perfection of the pedagogical conditions and training content and by introducing the special course in the curriculum.
Ключевые слова: воспитание, условие, образовательная среда, творческий процесс.
Keywords: education, condition, educational environment, creative process.
Общеизвестно, что труд - это целенаправленная, социально
обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его согласно своим потребностям. Процесс труда не только изменяет природу, но меняет и самого человека: происходит умственное, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие личности. И каждая такая перемена требует специальной профессиональной подготовки, которая во многом зависит от уже имеющегося профессионального образования, опыта трудовой деятельности и личностных качеств. Актуальность данного требования рассматривается студентом в условиях развития новых форм собственности, требующих совершенно новых отношений, ставящих его социально-экономическое положение в
зависимости от степени реализации в труде, а также его интеллектуальных, творческих, профессиональных
способностей. В педагогической науке категория «условие» имеет немало интерпретаций, отражающих
зависимости, обеспечивающие с
необходимой и достаточной полнотой отбор специфического содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов для решения конкретных педагогических задач. При этом учитываются обстановка, в которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно
учиться, и факторы, обеспечивающие успешное обучение, вернее, вся совокупность объективных и
субъективных факторов, нужных для обеспечения эффективного
функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящей от целей, задач, содержания, форм и
методов этой системы. Необходимые условия понимаются как существенный компонент комплекса мер
педагогического процесса, из наличия которого следует существование педагогического явления. Таким
образом, необходимые и достаточные условия представляют собой условия
достижения цели, без которых она (цель) не может быть достигнута.
По мнению современных
исследователей, наиболее значимыми педагогическими условиями
формирования готовности студентов к профессиональной деятельности
выступают: стиль педагогического
руководства (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов); атмосфера
доброжелательности в учебной деятельности (Г. И. Щукина и др.); сформированность коллектива (А. Н. Лутошкин, Е. В. Новикова и др.); авторитет преподавателя (К. Д.
Ушинский, И. А. Урклин и др.) и т.д. [2-
6].
Сравнительный анализ определений понятия «педагогические условия» позволяет выработать собственное
понимание данной категории как
совокупности обязательных факторов, обеспечивающих эффективное
формирование готовности будущего учителя начальных классов к трудовому воспитанию в малокомплектной школе. Совокупности условий нами разделены на общепедагогические и дидактические.
Общепедагогические условия
характеризуют механизм реализации социального заказа общества на подготовку будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности и включают: организацию учебно-методичес-кой работы по подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей; учебно-методическое обеспечение
(программы, учебники, методические рекомендации, сценарии игр, программ, практикумов и тренингов и др.) процесса подготовки; учебно-материальное
обеспечение (материалы, оборудование, помещение и др.) процесса подготовки; специальную подготовку,
способствующую готовности будущего учителя к трудовому воспитанию сельских школьников; наличие
творческой среды, ориентированной на проявление склонностей, способностей студентов; обеспечение направленности изучения дисциплин государственного образовательного стандарта на формирование готовности будущего учителя; учет индивидуальных
особенностей студентов,
способствующих раскрытию
личностного потенциала.
Совокупность дидактических условий формирования готовности будущего
учителя начальных классов к трудовому воспитанию школьников в
малокомплектной школе включает: использование в учебном процессе
инновационных педагогических
технологий; формирование
определенных качеств (способность к генерированию идей, энергичность, гибкость и неординарность мышления, и др.) личности будущего учителя; применение психолого-педагогических и других дисциплин, содействующих выработке творческой активности будущего учителя.
Основным условием выступает
наличие творческой образовательной среды, представляющей собой систему специально организованного,
целенаправленного процесса включения в деятельность личности будущего учителя, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В образовательной среде студенты свободны и активны, применяют предлагаемые средой возможности для личностного развития, организуют для себя новые развивающие возможности (решение задач, общение, поиск дополнительной литературы и т.д.), совершенствуют личностные качества и положительные свойства.
Следует отметить, что в основу функционирования образовательной среды нами положен гуманноличностный подход, представляющий собой совокупность взаимосвязанных социальных установок на организацию педагогического процесса,
взаимодействие субъектов через активизацию и использование
внутренних механизмов развития личности; природосообразность
обучения и воспитания;
индивидуализацию и дифференциацию обучения и воспитания; личностную направленность процесса
взаимодействия; демократизацию
педагогических отношений субъектов среды.
В отличие от других инновационных подходов, ориентированных на формирование активности, личностный подход предполагает включение, наряду с познавательным, и внутренних (социального и нравственно-волевого)
компонентов мотивации, что
ориентирует на улучшение окружающей действительности через разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.
Практика подготовки будущего
учителя начальных классов к трудовому воспитанию школьников в
малокомплектной школе показывает, что традиционная система не способствует нравственно волевой мотивации, слабо удовлетворяет потребности личности, а система оценивания мешает проявлению самостоятельности [5].
Воздействующие факторы
образовательной среды должны
оказывать значительное влияние на развитие личности студента,
формирования личности будущего
учителя, что обеспечивается ее
инновационным характером,
способствующим формированию умений и навыков по преобразованию окружающей действительности. При этом в среде осуществляется полный цикл деятельности, включающий: целеполагание, планирование,
организацию, реализацию целей и оценочный анализ результатов. Кроме того, образовательная инновационная среда формирует любознательность, трудолюбие, обязательность,
исполнительность,
дисциплинированность, коллективизм, стремление к нестандартным решениям, способность оригинально мыслить, готовность к восприятию нового и необычного, поскольку поощряется независимость и самостоятельность студента, инициатива, личностная значимость.
На основе анализа теории и практики подготовки будущего учителя начальных классов к трудовому воспитанию в малокомплектной школе, нами вычленены группы факторов,
обеспечивающих эффективное
функционирование образовательной среды: научно-методическая группа
факторов, призванная обеспечивать реализацию культурологического,
системного, деятельного и
дифференцированного подхода;
организационная группа факторов, создающая непрерывность
образовательной среды и всех звеньев процесса, интерактивность;
дидактическая группа факторов,
предполагающая технологизацию
процесса, реализацию образовательной парадигмы, создание технико-
технологической базы будущего учителя. Создание образовательной среды
невозможно без образовательного процесса и педагогических технологий, направленных на формирование
активности будущего учителя [1].
Преобладание в массовой практике вузов репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления; неподготовленность педагогов к работе с одаренными студентами; занижение уровня познавательной активности студента по сравнению с их
возможностями; отсутствие
универсальной психолого-
педагогической теории развивающего обучения каждого студента с учетом его способностей и интересов подчеркивают необходимость и значимость
использования в образовательном
процессе эффективных педагогических технологий, направленных на
формирование активности будущего учителя, поскольку активная (деятельная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована в традиционной организации обучения.
Отметим, что традиционные методы и средства подготовки нами не рассматриваются, поскольку для
инновационной среды целесообразно
использовать эвристические и
творческие методы, обеспечивающие организационную, познавательную, развивающую, воспитательную и
управляющую направленности в
формировании аналитических,
исследовательских, конструктивных, технологических, контрольных,
коррекционных и других умений
будущего учителя в малокомплектной школе.
В соответствии с вышеизложенным целесообразно применять методы,
которые условно разделены на группы
по признаку доминирования
интуитивных или логических процедур и соответствующих правил деятельности:
- эвристические (интуитивные или иррациональные), которые
ориентированы на активизацию деятельности личности, развитие интуитивных процедур, фантазии, аналогии: «мозговой штурм», синектика, метод эвристических вопросов, эмпатий,
сравнительных стратегий,
ассоциативные и т.д.
- логические, основанные на логическом анализе технического или другого совершенствуемого объекта, закономерностей его развития (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, морфологический анализ, многомерные матрицы, алгоритм решения
изобретательских задач и т.д.).
Итак, актуальным представляется: овладение механизмами формирования активности, организации различных форм взаимодействия; специальная подготовка будущего учителя к трудовому воспитанию в
малокомплектной школе; переход от
Примечания
информационной к развивающей парадигме.
Проведенное исследование
педагогических условий показывает, что формирование готовности будущего
учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе может быть достигнуто, если совершенствовать содержание подготовки путем
включения в учебный план спецкурса, способствующего знакомству с основными положениями трудовой деятельности, вовлечению в процессы актуализации умений в области
созидательного труда, выполнению различных творческих заданий, а также изучению необходимой литературы.
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе: Программно-методическое пособие. Славянск, 2000. 2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 3. Матюшкин А. М. Психологическая структура: динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. 4. Махмутов М. К. Современный урок. М. : Педагогика, 1981. 5. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Пед. соч. В 6 т. Т. 4. М., 1988. 6. Щукина Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. СПб., 1984.
Статья поступила в редакцию 22.03.2011 г.