Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства'

Модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИГРА / ПРОДУКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусов Анвар Махмудович, Билалов Магомед Курбандибирович

В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассматривается проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, разработана и предложена модель ее формирования, состоящая из структурных компонентов: цель, содержание, формы, методы и средства обучения, педагогические условия и результат подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусов Анвар Махмудович, Билалов Магомед Курбандибирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for formation of the professional competence of the future teachers of technology and business

On the basis of analysis of the psychological and pedagogical literature the article considers the problems of formation of the professional competence of the future technology and business teacher; the authors developed and proposed the model of its formation, consisting from the structural components: the purpose, content, forms, methods and means of education, pedagogical conditions and results of training.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства»

Анализ результатов анкетирования участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» позволяет сделать следующие общие выводы:

1) Все типы заданий теоретико-методического тура олимпиады достаточно сложные, но вполне доступные для их решения учащимися 9-11 классов. Наибольшие трудности участники олимпиады испытывали при решении задания-задачи и заданий в открытой форме.

2) Формулировка всех типов заданий теоретико-методического тура олимпиады оказалась для абсолютного большинства респондентов ясной и доступной в понимании для их решения. Самыми сложными по степени понимания формулировок заданий у девушек оказались формулировки заданий в открытой и закрытой формах.

3) Около половины юношей и девушек считают, что самой высокой степенью возможностей проявления своих творческих потенциалов обладают задание-задача и задания в форме, предполагающей перечисления. Более половины всех участников олимпиады считают, что времени для решения олимпиадных задач достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады.

4) Абсолютное большинство респондентов отмечают, что олимпиадные задания позволили выявить темы, требующие дополнительного изучения; очень помогли расширить подготовку по предмету и открыть новые решения и знания по предложенным темам.

5) Для повышения качества заданий теоретико-методического тура, способствующих достижению целей и задач олимпиады необходимо:

- включать гармоничное сочетание разнообразных типов заданий, имеющих различную степень сложности, возможностей проявления творческих потенциалов, требующих дополнительного изучения отдельных тем и способствующих расширению подготовки по предмету и открытию новых решений и знаний по предложенным темам;

- формулирование тестовых заданий максимально привести в соответствие с требованиями к подобного рода тестам [1];

- шире включать практико-ориентированные задания и задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний : методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - 2-е изд. - М. : Физическая культура, 2009. - 132 с.

REFERENCES

1. Ва^Иоуа, V.F. and Chesnokov N.N. (2009), Physical Education: test control of knowledge: Toolkit, Physical Culture, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2015.

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Анвар Махмудович Юнусов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Магомед Курбандибирович Билалов, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала

Аннотация

В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассматривается проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предприни-

мательства, разработана и предложена модель ее формирования, состоящая из структурных компонентов: цель, содержание, формы, методы и средства обучения, педагогические условия и результат подготовки.

Ключевые слова: модель, педагогические условия, профессиональная компетентность, технологический практикум, производственная игра, продуктивная технология обучения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p184-189

MODEL FOR FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE

FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS Anwar Makhmudovich Yunusov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Mahomed Kurbandibirovich Bilalov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

Annotation

On the basis of analysis of the psychological and pedagogical literature the article considers the problems of formation of the professional competence of the future technology and business teacher; the authors developed and proposed the model of its formation, consisting from the structural components: the purpose, content, forms, methods and means of education, pedagogical conditions and results of training.

Keywords: model, pedagogical conditions, professional competence, technological workshop, production game, productive technology for training.

В условиях модернизации системы образования большое значение приобретает готовность будущего специалиста мыслить и действовать не стандартно, использовать возможности современных технологий для удовлетворения потребности личности. При этом, необходимость использования современных технологий обучения повышает требования к готовности будущего учителя к педагогической деятельности, что обусловливает формирование профессиональной компетентности.

Проблема подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к профессиональной деятельности исследованы в работах П.Р. Атутова, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, С.Н. Чистяковой, Г.М. Гаджиева, Р.Д. Гаджиева, И.С. Исламбековой, А.У. Умаева и др., где обосновываются цели, задачи, содержание технологического образования и механизмы формирования технологической и проектной культуры личности выпускника педагогического вуза [1, 2, 3, 5, 6].

Анализ практики подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к профессионально-педагогической деятельности указывает на разрыв между значимостью формирования профессиональных компетенций и не ориентированностью содержания и процесса подготовки на их овладение. Следовательно, актуальной становится проблема обоснования модели формирования компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, характеризующая готовность к профессионально-педагогической деятельности в условиях модернизации системы образования.

Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, социологической и другой литературы показывает, что компетентная личность учителя технологии и предпринимательства должна обладать определенными возможностями и подготовкой, в совокупности позволяющих успешно справляться с ситуациями, возникающими в профессионально-педагогической деятельности, важной составляющей которого выступает комплекс деятельностных умений, овладение которыми означает готовность и способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной, в том числе нестандартной ситуации. При этом, компетенцию определяют, как систему специальных, повторяющихся и обязательно взаимосвязанных умений и навыков, обеспечивающих готовность к продуктивной профессиональной деятельности, где в качестве продукта деятельности выступают различные образцы, объекты, процессы и т.д., направленные на удовлетворение потребности субъекта или социума.

На основании вышеизложенного нами разработана модель подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающая реализацию компетентностного подхода и соответствующая современным тенденциям модернизации образования (схема 1).

Подготовка к профессионально-педагогической деятельности

Цель подготовки: формирование деятельностных умений, характеризующих компетентность учителя

Задачи:

формирование умений и навыков по обработке материалов, готовности планировать работу, разрабатывать и использовать технологическую документацию на изготавливаемые изделия с учетом экономической целесообразности и т.д., качеств личности (предприимчивость, добросовестность, трудолюбие, бережливость и т.д.)

Формы подготовки:

практикумы; практики; тренинги; игры;

портфолио;

к

Содержание подготовки

(курс «Технологический практикум») Разметка, ее виды и технология нанесения. Правка, гибка, резка и пробивание отверстий. Пиление и рубка листового металла. Опиливание металла. Сверление отверстий. Нарезание резьбы. Токарно-винторезный станок. Обработка цилиндрических, торцовых, фасонных и конических поверхностей. Сверление отвер стий. Нарезание наружной и внутренней резьбы. Обработка заготовок на фрезерных станках. Заточка режущего инструмента.

Методы подготовки:

• выполнение проектов;

• создание ситуаций успеха;

• анализ реальных производственных ситуаций,

• решение технико -технологических задач

Схема 1. Модель подготовки к профессионально-педагогической деятельности

Следует отметить, что задачами модели выступают:

- формирование у будущего учителя технологии и предпринимательства знаний о современных способах обработки материалов и организации труда;

- овладение умениями и навыками преобразования материалов, информации и энергии в конечный потребительский продукт;

- развитие творческого отношения к преобразовательной деятельности и готовности планировать ее, разрабатывать и использовать технологическую документацию на изготавливаемые изделия с учетом экономической целесообразности;

- воспитание качеств личности (предприимчивость, добросовестность, трудолюбие, бережливость и т.д.).

Реализация приведенных задач обеспечит высокий уровень профессиональной компетентности, основу которой составляет специальная подготовка, представляющая собой формирование системы технико-технологических знаний, умений и навыков, необходимых учителю. При этом эффективность подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства предопределяется комплексом педагогических условий, которые выявлены на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения реальной практики подготовки [2, 4].

Вся совокупность условий, обеспечивающих готовность к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства, включает:

• организационно-педагогические, включающие в себя учебно-методическое обеспечение (учебные программы, программы практикумов, методические рекомендации и т.д.); систему методической работы по организации педагогического процесса, направленного на обеспечение готовности к продуктивной деятельности; учебно-материальную базу (оборудование, помещение и др.) подготовки будущего учителя; образовательную среду формирования ценностного отношения к проектно-преобразовательной деятельности.

• дидактические, среди которых реализация образовательных целей и задач обеспечения компетентности будущего учителя технологии; обеспечение направленности учебного процесса на готовность будущего учителя к управлению проектно-преобразовательной деятельностью школьников; формирование технико-технологических умений будущего учителя; ориентация содержания подготовки на формирование качеств личности (толерантность, инициативность, усидчивость, предприимчивость, самостоятельность и др.); наличие в содержании подготовки дидактических единиц и учебного материала, способствующего подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности.

Важным условием обеспечения готовности к профессиональной деятельности будущего учителя технологии нами рассматривается технологический практикум, ориентированный на формирование технико-технологических умений выпускников, содержание которого включает изучение специальных материалов, основ взаимозаменяемости и современного производства, технологий и оборудования по обработке материалов, с позиций ориентированности на формирование компетентности будущего учителя технологии. Прохождение технологического практикума студентами обеспечивает формирование умений: чтения чертежей; применения режущего и измерительного инструментов, приспособлений; использования конструкционных и инструментальных материалов; разработки технологии изготовления деталей и сборки изделий; выполнения технологических операций сборки и отделки изделий в соответствии документацией; работы на дерево- и металлообрабатывающих станках; выбора материалов и способов их обработки и т. д.

При этом, в качестве методов и приемов формирования готовности к профессиональной деятельности (компетенций) будущего учителя, рассматриваются создание ситуаций успеха; анализ реальных производственных ситуаций, решение технико-технологических задач и т.д. Наряду с приведенными методами целесообразно использовать формы включения в коллективную проектно-преобразовательную деятельность на основе учета индивидуальных интересов и особенностей личности и т. д.

Система заданий, как условие формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего учителя технологии позволяет реализовать возможности личности с полной отдачей, увеличить удельный вес самостоятельности в практической работе, включить в решение творческих задач, выполнение упражнений, требующих изучения дополнительной научно-технической и нормативной литературы и т.д. При этом выполнение заданий по составлению таблиц и диаграмм, проведению из-

мерений, расчетов и вычислений, вычерчиванию схем, разработке технологического процесса, графическому изображению деталей, изготовлению наглядных пособий, описанию устройства узла или детали и т.д., влияет на мотивы деятельности, формирует интерес, актуализируя необходимость привлечения теоретических знаний к решению реальных производственных задач и т.д.

Важное место в технологическом практикуме занимают методы, способствующие активизации проектно-преобразовательной деятельности студентов, среди которых деловые (производственные) игры и ситуации, тематические дискуссии, решение производственных задач, разработка технологических процессов и др., отличительной особенностью которых является ориентированность на познавательную активность, проявление инициативы, исходя из задач будущей профессиональной деятельности. При этом производственные игры способствуют раскрытию возможностей каждого студента в процессе активного действия через следующие этапы:

- постановка задачи и введение в игровую ситуацию;

- формирование команд, звеньев и распределение заданий;

- анализ игровой ситуации и уяснение правил игры;

- распределение ролей внутри команды;

- игровой процесс и подведение итогов через оценку деятельности, разбор оптимального варианта, награждение победителей и т.д.

Следует отметить важность производственных игр в решении конкретных задач через отработку приемов принятия решений по управлению коллективом; создание условий для выполнения практических заданий; решение производственных ситуаций; формирование взаимоотношений между студентами и т.д.

При проведении производственных игр моделируется близкая к реальной производственная ситуация (решение задачи, выполнение задания, отработка упражнений по различным технологиям, по выбору инструмента и оптимальных режимов, по определению последовательности выполнения операций, по соблюдению правил безопасного труда и др.), способствующая формированию технического мышления.

Изобретательские игры, в которых используются ситуационные (анализ ситуации, нахождение путей изменения режима работы технических устройств, поиск нарушений, неполадок и т.д.), конструкторско-технологические (связанные с формированием первоначальных умений, конструированием несложных технических устройств и технологических схем из нескольких звеньев) и диагностические (постановка технического диагноза) задачи, способствуют формированию технико-технологических умений и навыков, в совокупности составляющих компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства. Следует отметить значимость систематических упражнений с повышающей степенью трудности, решаемых в соответствии с учебной программой, значимость насыщения практических упражнений указаниями, обеспечивающими постоянную целевую ориентацию на выполнение заданий, степень самостоятельности выполнения работы и т. д.

В последние годы наблюдается тенденция в обосновании продуктивных технологий обучения, где выявляется инновационность процессов взаимодействия субъектов, использование в обучении теоретических обобщений различного уровня и т. д. С этих позиций важным средством повышения качества подготовки к профессиональной педагогической деятельности студентов в рамках технологического практикума выступает единство производственного обучения и производительной деятельности, многообразие содержания труда студентов, приближение технологических возможностей и характера деятельности студентов к реальному производству.

Обобщая вышеизложенное заключим, что структурно-функциональная модель формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства включает результативный аспект данного процесса, выраженный в уровнях

сформированное™ технико-технологических умений, каждый из которых предполагает специфическую активность, которая определяется на основе экспертных оценок. Резюмируя все вышесказанное, мы отметим необходимость моделирования процесса формирования технологической компетенции, что обусловлено потребностью в целенаправленном и глубоком изучении системы подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. При этом эффективность реализации разработанной модели может быть обеспечена внедрением механизм формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства, среди которых важное место занимает продуктивная технология.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атутов, П.Р. Связь трудового обучения с основами наук / П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев. - М. : Просвещение, 2003. - 328 с.

2. Билалов, М.К. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства / М.К. Билалов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008. - № 4. - С. 56-59.

3. Гаджиев, Г.М. Личностно-ориентированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя / Г.М. Гаджиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4 (21). - С. 38-41.

4. Гаджиев, Р. Д. Модель формирования технологической компетенции будущего учителя / Р.Д. Гаджиев, М.К. Билалов // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2014. - № 1. - С. 105-110.

5. Поляков, В.А. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах : пособие для преподавателей и мастеров / В.А. Поляков. -М. : Просвещение, 1979. - 207 с.

6. Сасова, И.А. Метод проектов в обучении школьников: на пути к 12-летней школе / И.А. Сасова. - М. : ИОСО РАО, 2000. - 48 с.

REFERENCES

1. Atutov, P.R., Babkin, N.I. and Vasilev J.K. (2003), Communication labor training with the basics of science, Education, Moscow.

2. Bilalov, M.K. (2008), "Pedagogical conditions of formation of creative activity of the future teacher of technology and business", Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psycho-pedagogical sciences, No. 4, pp. 56-59.

3. Hajiyev, G.M. (2012), "Student-centered approach to the professional-pedagogical preparation of the future teacher", News Dagestan State Pedagogical University. Psycho-pedagogical sciences, No. 4, pp. 38-41.

4. Hajiyev, R.D. and Bilalov, M.K. (2014), "Model of formation of the technological competence of the future teacher", Bulletin of the Kostroma State University named after Nekrasov, No. 1, pp. 105-110.

5. Polyakov, V.A. (1979), The technique of labor training and education of students in the inter-school educational-industrial complex: Handbook for teachers and masters, Education, Moscow..

6. Sasova, I.A. (2000), Project method in teaching students. On the way to the 12-year-old school, publishing house "IOSO RAO", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.