петенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности. Формирование профессиональной компетентности является целепола-гающим и осуществляется при создании определенных психолого-педагогических условий.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М., 2005. - 285 с.
2. Дроздова Н.П., Ефимова Е.Г., Колесников М.Ф. Активные методы обучения / под общей ред. Ф.И. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. -СПб.: СПбГУ, 2002. - 296 с.
3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. -№ 4. - С. 23-30.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. -2006. - № 8. - С. 21-26.
5. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. - Великий Новгород, 2005. - 237 с.
6. Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: Дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2009. - 160 с.
7. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза. - Челябинск: ЧГАУ, 2004. - 232 с.
8. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997. - 257 с.
9. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и ква-лиметрия компетенций. - СПб.; М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
УДК 378
Гаджиев Рамазан Далгатович
кандидат педагогических наук
Билалов Магомед Курбандибирович
кандидат педагогических наук, доцент Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
gadjie v82@mail. ш; Ы^Ь v79@inbox. ш
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства, разработана и предложена модель ее формирования, состоящая из нескольких структурных компонентов: цели как системообразующего компонента, содержания, механизма взаимодействия субъектов педагогического процесса, в качестве которых выступают формы, методы и средства обучения, условий, уровней и критериев сформированности.
Ключевые слова: модель, компетентность, компетенция, технологическая компетенция, студент, педагогические условия.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе, посвященной профессиональному становлению личности, большое внимание уделяется рассмотрению той или иной компетенции с позиции формирования готовности педагога, поскольку только компетентный специалист обеспечивает потенциальную эффективность процесса социализации и адаптации к профессиональной деятельности. В этом отношении подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства призвана обеспечить готовность к управлению преобразовательной деятельностью школьников, формированию у них технологической картины мира, развитию преобразующего мышления и творческих способностей.
На современном этапе, несмотря на наличие потребности в таких специалистах для системы образования, профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства не соответству-
ет в должной мере требованиям формирования технологической компетенции, характеризующей обладание достаточным уровнем технологической грамотности, владение умениями самостоятельного решения проблем повседневной жизни, успешного и безболезненного адаптирования к изменениям социальной среды.
Различным аспектам обеспечения компетентности как показателя профессионализма личности посвящены исследования В.А. Адольфа, А.С. Белкина, М.В. Болиной, В.Н. Введенского, Л.Н. Давыдовой, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.В. Ефанова и др., в которых раскрываются сущность компетентности и профессионализма, различные виды профессиональной компетентности педагога [1; 2; 3; 5].
Совершенствованию процесса подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, а также изучению общетеоретических аспектов
© Гаджиев Р.Д., Билалов М.К., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
105
обеспечения связи трудового обучения (технологии) с основами наук посвящены работы П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Г.М. Гаджиева, Р.А. Галустова, Е.М. Муравьева, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др. [4; 5].
Анализ практики готовности учителя технологии и предпринимательства к включению школьников в преобразовательную деятельность, выступающей основой технологической компетенции, указывает на отсутствие четких представлений о её сущности, структуре и отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по формированию технологической компетенции, что актуализирует проблему разрешения противоречия между требованиями к учителю технологии и предпринимательства в плане владения технологическими умениями и отсутствием модели обучения, способствующий формированию технологической компетенции [4].
Необходимость разрешения приведенных противоречий и отсутствие научно обоснованной модели формирования компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства определяет проблему нашего исследования, суть которой в разработке содержания и процесса формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства.
Сравнительно-сопоставительный анализ литературы показывает, что в педагогической науке компетентность рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообраз-ные виды действий и т.д. При этом отмечается, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование, где важной составляющей выступает перспективность и реализуемость в реальных условиях [1].
Следовательно, в результате профессионально-педагогической подготовки у будущего учителя должны формироваться профессиональная, методологическая, информационная, коммуникативная, креативная, целеполагающая, конструктивная, технологическая, проективная, рефлексивная, мониторинговая и т.д. компетенции. Следовательно, в качестве структурообразующих определены компетенции: коммуникативная, проективная, технологическая, мониторинговая и т.д., которые призваны обеспечивать готовность будущего учителя предпринимательства к профессионально-педагогической (обеспечение средств самореализации, карьерный рост и т.д.); личной (организация быта, семейная жизнь, досуг, личное восприятие мира и т.д.) и общественной (принятие решения на различных
уровнях, солидарность, участие в культурной жизни и т.д.) деятельности. Следует отметить значимость владения будущим учителем технологии предпринимательства перечисленными (и другими) профессионально важными умениями, среди которых комплекс, характеризующий технологическую компетенцию, представленную совокупностью умений по включению в преобразовательную деятельность школьников.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволяет нам технологическую компетенцию будущего учителя рассмотреть как составная часть профессиональной компетентности, представляющая собой совокупность мотива-ционных, организаторских и контрольных умений и качеств личности, способствующих включению школьников в преобразовательную деятельность на основе определенного алгоритма действий [5].
На основании полученной структуры технологической компетенции нами разработана модель формирования технологической компетенции у будущего учителя технологии и предпринимательства. Применение метода исследования моделирования обеспечивает целенаправленность, последовательное и глубокое изучение исследуемого объекта или процесса, способствует анализу вариантов эффективного функционирования с более качественным результатом.
Обобщая вышесказанное модель формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства (рис. 1) состоит из нескольких структурных компонентов: цели как системообразующего компонента, содержания, механизма взаимодействия субъектов педагогического процесса, в качестве которых выступают формы, методы и средства обучения, условий, уровней и критериев сформированности.
Итак, рассмотренные компоненты мы выделили в качестве основы для формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства, которые обозначены следующим образом: мотивационные умения (занимательность содержания; исторический экскурс; проблемная ситуация; постановка технической, технологической задачи; значение знаний в будущей деятельности; наглядность соревнований; поощрение, наказание; личный пример учителя; самооценка); организационные умения (предъявление учебной задачи; организация учебных действий; организация индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной деятельности; организация взаимодействия учащихся; сообщение знаний различными способами); контрольные умения (оценивание знаний, умений учащихся; осуществление периодического, текущего и итогового контроля; анализ собственной педагогической деятельности).
Следовательно, модель включает цель, которая охватывает весь период обучения будущего учите-
Мотивационные умения Организаторские умения Контрольные умения
Л Л Л
Цель - формирование технологической компетенции будущего учителя
^
Содержание
(курс «Педагогические технологии») Методологические основы курса «ПТ». Моделирование учебной деятельности.
Технология взаимодействия субъектов педагогического процесса. Моделирование репродуктивных технологий обучения. Алгоритмические технологии обучения. Моделирование продуктивных технологий обучения. Моделирование технологий воздействия на эмоциональную сферу личности ученика.
Моделирование игровых технологий обучения. Осуществление контрольной функции учителя. Воспроизводство этапов и целого педагогического процесса урока.
Условия
• реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов; •формирование профессионально-важных качеств и готовности к управлению преобразовательной деятельностью;
• воспитание интереса к инновациям в профессиональной деятельности;
• включение в продуктивную деятельность студентов;
• использование современных педагогических и информационных технологий.
Результат - успешный уровень сформированности технологической компетенции Рис. 1. Модель формирования технологической компетенции будущих учителей технологии
ля технологии и предпринимательства и предполагает формирование мотивационных, организационных и контрольных умений в совокупности, обеспечивающих сформированность технологической компетенции.
Содержательная часть нашей модели направлена на формирование у будущего учителя мотива-ционных, организационных и контрольных знании, умений и навыков через реализацию дисциплины «Педагогические технологии» состоящей из таких дидактических единиц, как методологические основы курса «Педагогические технологии»; моделирование учебной деятельности; технология взаимодействия субъектов педагогического процесса; моделирование репродуктивных технологий обучения; алгоритмические технологии обучения; моделирование продуктивных технологий обучения; моде-
лирование технологий воздействия на эмоциональную сферу личности ученика; моделирование игровых технологий обучения; осуществление контрольной функции учителя; воспроизводство этапов и целого педагогического процесса урока.
При этом важное место занимает знание студентами современных технологий, технологических процессов, особенностей протекания технологических процессов, технологиями того или иного производства, сущности предпринимательства, основами организации предпринимательского дела и т.д. Данный блок очень важен, поскольку на основе усвоенных знаний происходит овладение умениями, где преподаватель по отношению к студенту выступает доминирующим субъектом, транслятором знаний.
Формирование технологической компетенции будущего учителя технологии и предприниматель-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 11
ства осуществляется через формы организации, которые можно по охвату объединить в группы: индивидуальные: индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах, соревнованиях, с докладами; самостоятельная работа по выполнению индивидуальных проектов и др.; групповые: лекции, факультативы, беседы, диспуты, экскурсии, игры и др.
Для обеспечения продуктивного взаимодействия субъектов педагогического процесса в формировании технологической компетенции предполагается использование разнообразных методов обучения из арсенала педагогической науки и практики, где в модель включены общие методы целостного педагогического процесса, среди которых: формирования знания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера); формирования умений (упражнение, приучение, метод создания педагогических ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, соревнование, ролевая игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, профессиональная проба, тренинг и др.); контроля (устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, тестирование, самоконтроль).
Результат обучения всегда и обязательно зависит от условий его осуществления, которые способствуют ускорению или замедлению процесса продвижения личности к цели, обеспечивают различные возможности для реализации личностного потенциала. В такой же мере успешность формирования технологической компетенции будущего учителя определяется рядом обстоятельств, которые могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, влияющих на длительность процесса и т.д. С этих позиций важно не только знать, но и уметь создавать оптимальные условия, обеспечивающие уровень сформированности технологической компетенции личности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Из анализа психолого-педагогической литературы и результатов нашего исследования следует, что формирование технологической компетенции будущего учителя будет более эффективной, если: реализовать компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов; формировать у студентов профессионально-важные знания, умения, навыки, качества и готовность к управлению преобразовательной деятельностью школьников; воспитать интерес и креативность к инновациям в преобразовательной деятельности; организовать продуктивную учебную деятельность студентов, использовать современные педагогические и информационные технологии; влиять на интеллектуальную, эмоциональную, моти-
вационную и деятельностную составляющие при овладении технологиями обучения; ориентировать студентов на самореализацию в преобразовательной деятельности [5].
В разработанной модели мы выделяем четыре уровня сформированное™ технологической компетенции: недостаточный, начальный, достаточный, успешный. Недостаточный характеризуют педагогические действия, профессионально не осознанные, осуществляющиеся на основе бытового сознания, а субъект деятельности не готов профессионально и грамотно ставить задачи и соответственно решать их. Начальный характеризуется владением педагогическими действиями, решение профессиональных задач осознается ограниченно, задачи решаются преимущественно на уровне обыденного сознания, часто с существенными недостатками и ошибками, в процессе принятия решений используется небольшой круг научных знаний, решения-действия противоречивы по направленности, часто не целесообразны, несвоевременны, неточны и неоригинальны. Достаточный характеризуется осознанностью и направленность действий определяемые значимой мотивацией и общечеловеческими ценностями; ориентировочная основа действий выступает преимущественно в виде научно-методических знаний профессионально отработанных умений и навыков; целесообразность действий определяется выбором целей и средств решения задач, своевременностью, правильностью, оперативностью, точностью действий при решении задачи. Успешный, характеризуется научно-профессиональной осознанностью, научностью и направленностью, четкой и осознанной гражданской позицией и нравственными установками; профессиональностью и сформированностью основы действий; оригинальностью и творческим подходом в определении форм действий и их содержания; освоенностью умений и навыков, обеспечивающих точность, экономичность своевременность действий и т.д.
Классификация уровней сформированности технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства может использоваться и при целостном системном представлении готовности к профессионально-педагогической деятельности. При этом следует обозначить, что студенты только лишь овладевают профессией учителя, и в системе вузовской подготовки речь может идти только о формировании умений, связанных с мотивацией, организацией и контролем и т.д.
С учетом вышеизложенного об уровне развития технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства можно судить на основе следующих критериев: формулирует цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока; владеет методами организации индивидуаль-
ной, групповой, фронтальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач; владеет методами и приемами создания творческой атмосферы на уроке технологии; способен устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умеет вести с ними диалог; использует активные методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать; умеет включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся; умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи; способен формулировать критерии оценки достижений учащихся; способен использовать методы формирования навыков самооценки учебной деятельности обучающимися; умеет использовать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
Данная модель является основой для формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства, и каждый компонент модели решает свою часть задач в процессе подготовки будущих учителей технолого-эко-номического факультета, но только в единстве они могут сделать этот процесс результативным и эффективным.
Обобщая вышеизложенное заключим, что структурно-функциональная модель формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства включает результативный аспект данного процесса, выраженный в уровнях сформированности технико-технологических умений, каждый из которых предполагает специфическую активность, которая определяется на основе экспертных оценок.
Резюмируя все вышесказанное, мы отметим необходимость моделирования процесса формирования технологической компетенции, что обусловлено потребностью в целенаправленном и глубо-
ком изучении системы подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. При этом эффективность реализации разработанной модели может быть обеспечена внедрением механизм формирования технологической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства, среди которых важное место занимает продуктивная технология.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310 с.
2. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. -353 с.
3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 72-94.
4. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. - Махачкала: Радуга, 2002. - 274 с.
5. Гаджиев Р.Д. Формирование технологической компетенции будущего учителя (на примере учителя Технологии и предпринимательства): Ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2012. -22 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 3. - С. 34-42.
7. Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. - 2002. -№ 5. - С. 33-41.
8. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования / подг. Н.А. Разина // Завуч. - 2001. - № 4. -С. 113-136.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
109