Формат данных занятий позволит обучающимся под руководством не только профессорско-преподавательского состава кафедры, но и ведущих сотрудников практических органов отработать навыки проведения таких сложных оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий, как скрытое наблюдение, негласная аудиозапись, негласное визуальное наблюдение, негласное визуальное наблюдение с документированием, разведопрос, а также проведения оперативно-поисковых мероприятий не только с использованием имеющейся полигонной базы академии, но и в городских условиях (при санкционировании руководством).
Планируется, что указанная методика будет распространена не только на проведение практических занятий, но и на занятия в формате УОДИ (учебно-организационной деятельностной игры), а также (если найдет поддержку среди коллег) и на межкафедральные учения.
Отдельным приоритетным направлением является совершенствование проведения Итоговой государственной аттестации в формате практического испытания, с включением проверки навыков не только проведения ОРМ, но и применения СТС оперативного назначения.
Прошедший конкурс профмастерства «Лучший по профессии» подчеркнул необходимость не только проверки практических навыков применения обучаемыми специальной техники, но и осуществления контроля теоретических знаний. В связи с этим принято решение на более активное внедрение в учебный процесс тестовых систем как в открытом, так и в закрытом формате в форме рубежного контроля по ключевым темам дисциплины «Специальная техника ОВД».
Отдельным направлением совершенствования методики преподавания указанной дисциплины является материально-техническое обеспечение учебного процесса современными образцами СТС оперативного назначения.
Благодаря организованному взаимодействию с ГУЭБиПК МВД России достигнута предварительная договоренность о передаче на баланс академии 15 современных образцов СТС оперативного назначения в 1-м полугодии 2017 года.
Разрабатываемые методики позволят привить обучаемым практические навыки организационно-тактического применения: специальных средств ОВД; технических средств связи; специально-технических средств охранно-пожарной сигнализации; поисковой техники; специальных химических веществ, а также специальных технических средств защиты информации.
Д.М. Столповский, кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности ОВД
Учебно-тематический кабинет подготовки сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России как инструмент совершенствования практической направленности обучения
В рамках реализации мероприятий «Дорожной карты» ДГСК МВД России по ликвидации территориальных Центров профессиональной подготовки МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации и возложение обязанностей по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел на образовательные организации МВД России с 2013 года Нижегородская академия МВД России реализует программы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД.
С целью решения задачи усиления практической направленности обучения сотрудников указанной категории было принято решение создать в здании факультета профессиональной подготовки учебно-тематический кабинет подготовки сотрудников до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.
Кафедра при создании кабинета изначально решила отказаться от модели стандартной учебной аудитории с партами и информационной стеной (по образцу бывшего ЦПП ГУ МВД России по Нижего-
Фото 1. Кабинет подготовки сотрудников ДПС ГИБДД в ЦПП ГУ МВД России по Нижегородской области (2013 год)
356
Юридическая наука и практика
Фото 2. Учебно-тематический кабинет (2015 год)
родской области), поскольку в этом случае ни о какой практической направленности обучения не могло идти речи.
Вместо этого в кабинете были установлены два вертикальных проектора и большой стол с белой проекционной поверхностью, на которую преподаватель в зависимости от изучаемой темы мог проецировать любой участок местности, в том числе и с реальной дорожной обстановкой в конкретный период времени.
Проведение в учебно-тематическом кабинете практических занятий с сотрудниками ДПС ГИБДД показало, что обучаемые могут на примере собственного населенного пункта сконструировать и обосновать пути объезда и размещения инспектора ДПС, модели действий инспектора ДПС при различных ДТП на обслуживаемой инспектором территории, что существенно усилило практическую направленность обучения указанных категорий слушателей.
В настоящий момент кафедрой совместно с отделом информационно-технического обеспечения учебного процесса ведутся работы по созданию в рамках учебно-тематического кабинета автомобильного тренажера, полностью имитирующего служебный автомобиль дорожно-патрульной службы ГИБДД. По состоянию на сентябрь 2016 года завершен первый этап этих работ: в учебно-тематическом кабинете размещен автомобиль ВАЗ-2114.
Следующие этапы работы — нанесение на автомобиль цветографической разметки ДПС ГИБДД, разработка и размещение внутри модели автомобиля соответствующего аппаратного и программного обеспечения.
Создание автомобильного тренажера позволит не только проводить все практические занятия с указанной категорией обучающихся в рамках одного учебно-тематического кабинета, но и разработать междисциплинарные тренинги, полностью имитирующие режим несения службы сотрудника ДПС ГИБДД:
— несение службы на патрульном автомобиле;
— преследование нарушителя на патрульном автомобиле;
— доставление нарушителя на автомобиле ДПС ГИБДД;
— составление необходимых процессуальных документов.
При проведении междисциплинарного тренинга также Фото 33 Учебн°-тематический кабинет можно будет учитывать специфику региона. (2016 год)
Окончание работ по созданию автомобильного тренажера запланировано на июль 2017 года.
Секция «Качество подготовки обучающихся Нижегородской академии МВД России»
О.Б. Купцова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права
Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания юридических дисциплин в образовательной организации системы МВД России как фактор повышения качества профессионального образования
Среди основных тенденций развития современной дидактики и методики обучения на первый план, бесспорно, выходит поиск новых подходов к осуществлению образовательного процесса, нестандартных концепций учебной деятельности, эффективных частных методик.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)
357