Научная статья на тему 'Направления совершенствования методики проведения практических занятийпо дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД'

Направления совершенствования методики проведения практических занятийпо дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пятышев Я. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования методики проведения практических занятийпо дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД»

курсантом и временем ее проверки преподавателем, который может проверить ее через час, через день или через неделю. Из-за этого снижается эффективность и результативность самостоятельной работы. Участие педагога в координации, контроле и оценке выполнения самостоятельной работы способствует ее интенсификации, но в этом случае она перестает быть таковой и почти ничем не отличается от обычного практического занятия. Решить проблему своевременного выполнения, коррекции и контроля самостоятельной работы способен лишь компьютер с его возможностями взаимодействия с обучаемым.

Таким образом, коллективу преподавателей кафедры иностранных языков предстоит создать в ближайшее время обучающие программы по всем видам речевой деятельности и аспектам языка, предназначенные для самостоятельной работы курсантов. Материалом, подлежащим компьютеризации в первую очередь, является грамматика, так как лексико-грамматические навыки лежат в основе всех речевых умений.

Интерактивный курс по грамматике английского языка дожжен содержать все предусмотренные программой учебно-методического комплекса грамматические структуры. При этом рекомендуется не поурочная, а тематическая организация материала, то есть курс будет разбит не на уроки, как это обычно делается в учебниках по иностранным языкам, а на грамматические темы (юниты), в которых то или иное грамматическое явление будет сразу представлено, в отличие от традиционных учебников, в полном объеме. Курс будет включать определенное количество юнитов. С целью оптимизации представления материала каждый юнит делится на несколько разделов, отражающих специфику грамматического явления, а минимальной структурной единицей является «шаг».

Пошаговая структура позволяет градуировать грамматическое явление и таким образом обеспечивает его постепенное и поступательное усвоение учащимся. Шаг — это минимум значимой информации и является обязательным звеном логического ряда. Шаг представляет собой решение одного из последовательных действий задачи. Условия задачи формулируются в начале шага, а затем дается установка на ее выполнение. После каждого шага автоматически регулируются правильность выполнения задания и коррекция ошибок. Юнит должен заканчиваться тестом и оценкой его выполнения. В случае неудовлетворительного выполнения в конце юнита дается рекомендация относительно дальнейших действий. Следует отметить, что установка к заданию должна быть четкой, ясной, по возможности краткой, но при этом содержать всю необходимую информацию.

Я.С. Пятышев, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД

Направления совершенствования методики проведения практических занятий по дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД

Отправной точкой, послужившей пересмотру методики проведения практических занятий по ключевым темам дисциплины «Специальная техника ОВД», стало появление приказа МВД России № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» и утвержденного им Порядка реализации приоритетных профилей подготовки. В соответствии с данным приказом приоритетным профилем подготовки в Нижегородской академии МВД России является «Деятельность подразделений ЭБиПК». Подготовка будущих борцов с экономической преступностью невозможна без такого важного компонента, как применение специальных технических средств оперативного назначения. В связи с чем профессорско-преподавательским составом кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД разработаны, апробированы и внедряются новые инновационные образовательные технологии и методики, направленные на совершенствование практической направленности учебного процесса. Акцент делается на проведение практических занятий по дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД.

В 2015—2016 учебном году впервые практические занятия с курсантами и слушателями (обучающимися по специальности «Правоохранительная деятельность» (специализация — оперативно-разыскная деятельность ОВД), узкая специализация — деятельность оперуполномоченного УР и ЭбиПК) дисциплины «Специальная техника ОВД» по теме «Специальные технические средства

для негласного аудио- и визуального наблюдения и документирования» проводились в специализированных учебно-практических полигонах академии при активном участии практических сотрудников оперативных подразделений.

Указанные занятия проведены в форме учебно-организационной деятельностной игры и являются логическим продолжением теоретической подготовки. Основной замысел проведения практического занятия базируется на оперативных материалах из практической деятельности подразделений уголовного розыска, а также экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД.

Использование учебно-практических полигонов позволяет выработать у обучаемых практические навыки проведения таких сложных ОРМ, как: «Оперативный эксперимент», «Проверочная закупка», «Наблюдение» с использованием специальных технических средств аудио-, видеозаписи и т. д.

Во время занятия в ходе решения задач, вытекающих из оперативно-тактической ситуации, обучаемыми выполняются функциональные обязанности оперуполномоченного УР или ЭбиПК. Приглашенные действующие практические сотрудники, являющиеся статистами, имитируют реальные действия правонарушителей.

Проведение практических занятий в предложенной интерактивной форме позволяет курсантам и слушателям выработать навыки самостоятельного принятия решений, практического применения специальных технических средств оперативного назначения и практически отработать вопросы, касающиеся деятельности оперативного уполномоченного, в условиях, максимально приближенных к оперативно-тактическим ситуациям, складывающимся в практической деятельности оперативных подразделений, в соответствии с предложенной задачей практического занятия.

Целью практического занятия является формирование начальных практических навыков применения полученных теоретических знаний по применению специальных технических средств для негласного визуального наблюдения и документирования в деятельности оперативных подразделений и оформлении необходимых служебных документов по результатам проведения оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий.

Достижению поставленной цели способствует разнообразие применяемых преподавателями педагогических приемов, форм и методов проведения практических занятий. Обучаемым приходится действовать и решать поставленные задачи в необычной, нестандартной обстановке, максимально приближенной к оперативно-тактическим ситуациям, возникающими в деятельности подразделений УР и ЭбиПК.

Разработанные методики позволили провести не только практические занятия в условиях, максимально приближенных к обстановке, реально складывающейся в повседневной деятельности оперативных подразделений, но и частично занятия в форме межкафедральных учений и учебно-организационной деятельностной игры, а также Итоговую государственную аттестацию, которая с недавнего времени проводится в форме профессиональных испытаний.

На основании подготовленных методических разработок в период 23—24 августа т. г. проведены испытания по технико-криминалистической и специальной подготовке заключительного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди сотрудников территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России «Лучший по профессии-2016», что было высоко оценено руководством ГУЭБиПК МВД России.

Профессорско-преподавательским составом кафедры запланировано во втором семестре текущего учебного года разработать при участии практических работников, апробировать и внедрить в учебный процесс новые инновационные образовательные технологии и методики, направленные на совершенствование практической направленности учебного процесса, в частности проведения практических занятий по дисциплине «Специальная техника ОВД» и «ОРД ОВД», в форме учебно-организационной деятельностной игры по следующим направлениям:

Дальнейшая переработка методического обеспечения проведения практических занятий по ключевым темам дисциплин «Специальная техника ОВД» и «ОРД ОВД» с целью приведения в соответствие с современными требованиями оперативных подразделений УР и ЭбиПК. При активном участии ведущих специалистов оперативно-поисковых подразделений и подразделений специально-технических мероприятий ГУ МВД России по Нижегородской области планируется проведение занятий по темам «Применение СТС оперативного назначения при проведении ОРМ «Наблюдение»; «Поисковая техника»; «Проведение опросов граждан с использованием специальных технических средств».

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)

355

Формат данных занятий позволит обучающимся под руководством не только профессорско-преподавательского состава кафедры, но и ведущих сотрудников практических органов отработать навыки проведения таких сложных оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий, как скрытое наблюдение, негласная аудиозапись, негласное визуальное наблюдение, негласное визуальное наблюдение с документированием, разведопрос, а также проведения оперативно-поисковых мероприятий не только с использованием имеющейся полигонной базы академии, но и в городских условиях (при санкционировании руководством).

Планируется, что указанная методика будет распространена не только на проведение практических занятий, но и на занятия в формате УОДИ (учебно-организационной деятельностной игры), а также (если найдет поддержку среди коллег) и на межкафедральные учения.

Отдельным приоритетным направлением является совершенствование проведения Итоговой государственной аттестации в формате практического испытания, с включением проверки навыков не только проведения ОРМ, но и применения СТС оперативного назначения.

Прошедший конкурс профмастерства «Лучший по профессии» подчеркнул необходимость не только проверки практических навыков применения обучаемыми специальной техники, но и осуществления контроля теоретических знаний. В связи с этим принято решение на более активное внедрение в учебный процесс тестовых систем как в открытом, так и в закрытом формате в форме рубежного контроля по ключевым темам дисциплины «Специальная техника ОВД».

Отдельным направлением совершенствования методики преподавания указанной дисциплины является материально-техническое обеспечение учебного процесса современными образцами СТС оперативного назначения.

Благодаря организованному взаимодействию с ГУЭБиПК МВД России достигнута предварительная договоренность о передаче на баланс академии 15 современных образцов СТС оперативного назначения в 1-м полугодии 2017 года.

Разрабатываемые методики позволят привить обучаемым практические навыки организационно-тактического применения: специальных средств ОВД; технических средств связи; специально-технических средств охранно-пожарной сигнализации; поисковой техники; специальных химических веществ, а также специальных технических средств защиты информации.

Д.М. Столповский, кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности ОВД

Учебно-тематический кабинет подготовки сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России как инструмент совершенствования практической направленности обучения

В рамках реализации мероприятий «Дорожной карты» ДГСК МВД России по ликвидации территориальных Центров профессиональной подготовки МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации и возложение обязанностей по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел на образовательные организации МВД России с 2013 года Нижегородская академия МВД России реализует программы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД.

С целью решения задачи усиления практической направленности обучения сотрудников указанной категории было принято решение создать в здании факультета профессиональной подготовки учебно-тематический кабинет подготовки сотрудников до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.

Кафедра при создании кабинета изначально решила отказаться от модели стандартной учебной аудитории с партами и информационной стеной (по образцу бывшего ЦПП ГУ МВД России по Нижего-

Фото 1. Кабинет подготовки сотрудников ДПС ГИБДД в ЦПП ГУ МВД России по Нижегородской области (2013 год)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.