Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / MICROENTERPRISE / TRAINING AND PROFESSIONAL INTERACTION OF EMPLOYEES / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Комлева Светлана Витальевна

Социально-экономическая ситуация современного общества актуализирует вопросы профессионального обучения на рабочих местах в условиях микропредприятия. Требуется переосмысление традиционных подходов к процессу передачи и освоения профессионального опыта. В статье рассматриваются условия и механизмы организации профессионального обучения работников как в ретроспективе, так и с точки зрения современных подходов к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Комлева Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND PROFESSIONAL INTERACTION WORKERS IN MICRO-ENTERPRISES: NATIONAL PRACTICE AND ITS TRANSFORMATION IN MODERN SOCIO-ECONOMIC SITUATION

The socio-economic situation of modern society brings into focus the issues of vocational training at the workplace in conditions of micro-enterprises. Requires rethinking traditional approaches to process transfer and development professional experience. The article discusses the conditions and mechanisms of the organization of professional training of employees in retrospect, and from the point of view of modern approaches to the problem.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

т\

В.А. Федоров, С.В. Комлева

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ1

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное обучение, микропредприятие, учебно-профессиональное взаимодействие работников.

Аннотация: Социально-экономическая ситуация современного общества актуализирует вопросы профессионального обучения на рабочих местах в условиях микропредприятия. Требуется переосмысление традиционных подходов к процессу передачи и освоения профессионального опыта. В статье рассматриваются условия и механизмы организации профессионального обучения работников как в ретроспективе, так и с точки зрения современных подходов к данной проблеме.

В современных социально-экономических условиях самозанятость через открытие микропредприятия [10, ст. 4] является одним из путей решения проблемы безработицы, с одной стороны, и, с другой стороны, это возможность самореализоваться в профессиональной деятельности на новом уровне. На пути экономического развития предприниматель становится работодателем, он организует рабочие места на своем предприятии и, соответственно, сталкивается с проблемой профессиональной подготовки потенциальных работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует профессиональное обучение как приобретение лицами различного возраста профессиональных компетенций не только в образовательных организациях, но также на производстве, и в форме самообразования [9, п. 6], используя при этом жизненный опыт, информационные источники и привлекая к процессу обучения профессионалов.

Педагогическая ситуация обучения опытным профессионалом менее опытного в профессиональном плане работника является типичной в условиях реального производства на микропредприятии. При этом в качестве опытного профессионала, как правило, выступает руководитель микропредприятия, профессиональная деятельность которого по сути является интегративной, включающей производственно -технологический (выпуск продукции) и психолого-педагогический (обучение профессии на рабочем месте) компоненты. Выделенная здесь профессионально-педагогическая составляющая направлена на управление деятельностью работника и процессом взаимодействия с ним с целью его профессионального обучения и развития. Очевидно, что в данных условиях процесс обучения требует более внимательного подхода, анализа и регламентации действий обучающего и обучающегося.

Изучение накопленного научного знания об учебно-профессиональных отношениях работников в условиях производительного труда позволило выделить ряд про-

1Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ, проект № 2014/393 «Исследование теоретико-методологических проблем развития профессионально-педагогического образования в современных условиях».

прослемы современной психологии и пеппгогини

блем в теоретическом, и, в первую очередь, - в практическом плане. Они обусловлены возникшим противоречием между возрастающими потребностями личности, общества и экономики в повышении эффективности и качества профессионального обучения работников в условиях микропредприятия и возможностями учебно-профессионального взаимодействия работников микропредприятий удовлетворить данные потребности при обучении на рабочем месте в связи с недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность такого взаимодействия. Успешность выхода из подобного противоречия связана с решением проблемы научного обоснования организационно-педагогических условий эффективного учебно-профессионального взаимодействия работников микропредприятий, поэтому в настоящей работе поставлена задача изучения отечественного опыта развития такого взаимодействия и возможностей его использования в современных социально-экономических и социально-педагогических условиях. Отечественный опыт профессионального обучения разносторонен, имеет в своем арсенале как заимствованный европейский вариант, адаптированный для нужд и возможностей российской действительности, так и «собственный», уникальный, являющийся достоянием мировой педагогики.

Зарождение профессионального обучения можно отнести к догосударственному и раннегосударственному периоду, когда способ организации и ведения хозяйства, замкнутого в пределах семьи или общины, был рационален (для своего времени). Система домашнего обучения профессиям отличалась универсальностью; взрослые постепенно вводили подрастающее поколение в выстроенную систему жизнеобеспечения и воспроизводства, давая объем знаний, необходимых для ведения простого хозяйства. Профессиональное знание внутри популяции являлось качественно единым на протяжении длительного отрезка времени. Следовательно, и форма передачи этого знания была устойчивой и неизменной, а педагогические условия предполагали лишь наличие жизненного примера для освоения опыта. Как отмечают исследователи, «внутренних стимулов для расширения и углубления производственных навыков и знаний в домашней системе обучения нет, хотя она и предусматривала обучение порядку действий, последовательности операций, самоконтролю» [5, 92].

К середине Х века сформировалась новая структура ремесленничества. На базе домашнего промысла и общинного ремесла сложилось производство, организованное на применении ручного труда. Профессиональное обучение к тому времени имело две тесно переплетенных между собой основы: теоретическую - обобщенные знания, которые можно передать словесно, и доминирующую практическую. Передаваемые знания были не только достаточными для самостоятельной профессиональной деятельности, но и являлись базой для дальнейшего прироста. Продолжительность, место, формы обучения различались, как и само содержание, но по своей сути оно являлось патриархальным. Между учителем (мастером) и учениками существовал тесный контакт, при этом ученик чаще всего проживал в доме мастера и находился в полной зависимости от него.

Модель учебно-профессиональных отношений «мастер - ученик» в таком случае можно описать следующим образом: мастер как субъект учебно-профессиональных отношений (Б) в процессе научения оказывает на объект учения (О) - ученика - моральное, материальное и физическое воздействие; ученик при этом находится в зависимости от обучающего мастера и условий обучения (рис. 1).

пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм

ФИЗИЧЕСКОЕ

МАТЕРИАЛЬНОЕ

МОРАЛЬНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ

НАУЧЕНИЕ

ЗАВИСИМОСТЬ

Рис. 1. Модель учебно-профессиональных отношений мастера и ученика в ремесленном ученичестве до конца XIX в.

Воздействие мастера не ограничивалось передачей необходимых профессиональных знаний и умений, на практике он полностью подчинял себе ученика, моральное и физическое давление на которого допускалось законом [7; 8, 77]. Продуктивной данная модель учебно-профессиональных отношений была в случае субъективной заинтересованности мастера в передаче опыта своему ученику; достижению результата способствовало индивидуальное обучение.

Характер профессионального обучения до середины XVII века определялся индивидуальным обучением в небольших мастерских, хотя существовали и другие формы получения образования. Система подготовки кадров находилась в прямой зависимости от уровня социально-экономического развития страны. Появившееся распределение работников в производственных мастерских по месту в технологическом цикле и уровню квалификации изменило не только организацию производства, но и модель производственно-технического обучения. В новых условиях передача ученику только собственного опыта имела явные недостатки, такие как косность, консерватизм, стагнация в развитии. Индивидуальное обучение уступает место массовым формам профессионального обучения, но продолжает оставаться востребованным на определенных этапах овладения мастерством.

Промышленный переворот в России 30-40-х годов XIX века, который в техническом плане проявился в переходе от ручного производства к фабрике, оборудованной паровыми двигателями; высокие темпы экономического роста во второй половине XIX века; концентрация производства - все это вело к разорению мелких и средних предприятий. Перемены в социально-экономической жизни российского общества, потребность в значительном количестве грамотных рабочих и управляющих производством явились толчком к организованной подготовке отечественных специалистов, развитию профессионального образования. Открытие учебных заведений низшего и среднего профессионального образования давало возможность получения определенной квалификации по избранной специальности.

Представленная выше модель иллюстрирует исчезновение зависимости ученика от мастера, а следовательно, ослабление воздействия мастера. В итоге - качество профессионального обучения перестает соответствовать требованиям развивающегося производства. В силу этого модель учебно-профессиональных отношений мастера и ученика в ремесленном ученичестве к концу XIX перестает удовлетворять социально-экономические

запросы общества. К началу ХХ века домашняя (бытовая) форма организации профессионального обучения и ремесленное ученичество уже не являются основными, их распространенность в обществе понижается. Однако видоизмененная модель учебно-профессиональных отношений «мастер - ученик» (рис.2) еще остается продуктивной в случаях обучения редким ремеслам, а также в отдаленных районах, где сохранилось общинное ведение натурального хозяйства.

Рис. 2. Видоизменения в модели учебно-профессиональных отношений мастера и ученика в ремесленном ученичестве (конец XIX - начало ХХ в.)

Проведенный анализ исторической (до начала ХХ в.) модели учебно-профессиональных отношений мастера и ученика в бытовом и ремесленном ученичестве показал следующее:

• данная модель на протяжении нескольких столетий была основной формой организации профессионального обучения;

• передача знаний от мастера к ученику осуществлялась непосредственно в устной форме и при демонстрации приемов работы;

• ученик как объект учебного воздействия был зависим от мастера, не имел иной возможности приобрести профессиональные знания, проявить самостоятельность в выборе профессии и способе ее получения;

• на раннем этапе развития общества модель учебно-профессиональных отношений «мастер - ученик» решала социально-педагогические задачи достаточно эффективно, однако, с развитием общественных отношений, науки и производства не изменяющиеся условия реализации модели «мастер-ученик» привели к снижению ее продуктивности, к деформации учебно-профессиональных отношений в сторону эксплуатации рабочей силы ученика;

• произошедшие социально-экономические изменения обусловили необходимость изменения условий реализации модели учебно-профессиональных отношений «мастер -ученик».

Как отмечалось выше, экономическое развитие страны потребовало массового обучения профессиям: массовая профессиональная школа доминирует в ХХ веке, при этом профессионально-техническое обучение рабочих в условиях материального производства получило дальнейшее развитие - подготовка новых рабочих непосредственно на предприятиях осуществляется путем индивидуального, бригадного и курсового обучения.

пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм

В педагогических науках выделилась производственная педагогика - наука, изучающая закономерности обучения и воспитания работающей молодежи в условиях производственно-трудовой деятельности с учетом их физических и психических особенностей, а также морально-этических принципов и общественно-политических условий. Фундаментальные труды тех лет имеют ценность и для современной профессиональной школы.

Новая модель учебно-профессионального взаимодействия в системе «наставник -ученик» отличается от отношений «мастер - ученик». Производственная педагогика определяет наставника как лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте, зачастую в ходе выполнения оплачиваемой работы [2]. В советский период деятельность наставника была идеологизирована, наставник по отношению к ученику выступал как представитель трудового коллектива, являлся, в первую очередь, пропагандистом коммунистических идеалов, воспитательная функция наставничества доминировала над обучающей функцией. Ученик при наставнике обладал большей субъективной свободой: он сам принимал решение о выборе профессии и способе ее получения, мог прекратить трудовые отношения, однако в учебно-профессиональном процессе он оставался объектом воздействия. При этом наставник отвечал за качество профессиональной подготовки, а ученик получал готовые знания в виде инструкций, нормативов, регламентов.

При благоприятных условиях модель учебно-профессиональных отношений наставника и ученика (рис.3) вполне продуктивна: ученик в кратчайшие сроки овладевал профессией, наставник являлся образцом для подражания в социальных и профессиональных отношениях, ученик на долгие годы сохранял уважение и чувство благодарности за полученные знания и моральные ориентиры.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ПРИНЯТИЕ

УВАЖЕНИЕ

Рис.3. Модель учебно-профессиональных отношений наставника и ученика на социалистическом предприятии (1920-1990-е гг. ХХ в.)

В 90-е годы ХХ века предлагаемая модель перестала быть востребованной на производстве из-за утраты основной своей составляющей - идеологической направленности (рис.4). По инерции на предприятиях издавались приказы о назначении наставников, но отношения к наставничеству становилось формальным. К концу века данная модель стала малопродуктивной: отношения «наставник - ученик» сохранились лишь в трудовых коллективах, менее подверженных влиянию экономических и социальных реформ. У наставников в этот исторический промежуток фактически оставалась одна функция - помощь молодому

прослемы современной психологии и пеппгогини

специалисту в профессиональной адаптации на рабочем месте, что на практике сводилось к установлению коммуникативных контактов с коллегами и руководством предприятия.

ПРИНЯТИЕ

УВАЖЕНИЕ

Рис.4. Видоизменение модели учебно-профессиональных отношений наставника и ученика (конец XX в.)

В этот же период изучение вопросов наставничества практически не осуществлялось. Позднее исследователи отмечали [1; 12; 13], что исчезновение механизмов преемственности в профессиональной среде привело к разрыву поколений, старению трудовых коллективов. Также отмечались возникший дискомфорт при профессиональных коммуникациях и неудовлетворенность опытных специалистов трудностью реализации своего потенциала через обучение молодых работников.

Таким образом, анализ модели учебно-профессиональных отношений наставника и ученика в процессе профессионального обучения на производстве в XX века позволил установить, что:

• модель учебно-профессиональных отношений наставника и ученика в советский перид производства являлась продуктивной формой повышения культурно-технического уровня рабочих;

• директивное закрепление наставника за учеником (учениками), наличие формально-ролевых предписаний регламентировали деятельность участников учебно-профессиональных отношений;

• основная функция наставника - коммунистическое воспитание и профессиональная подготовка молодых рабочих, при этом наставник выступал не как частное лицо, а как представитель трудового коллектива, пропагандист идеалов социалистического труда;

• педагогическая наука методически обеспечила социальный институт наставничества - были раскрыты особенности составных частей педагогического процесса, протекающего непосредственно на производстве, научно обоснованы формы, организация управления процессом профессионально -технического обучения в сфере материального производства;

• обучение на рабочем месте не являлось единственной формой профессионального обучения;

• модель учебно-профессиональных отношений между наставником и учеником (учениками) широко использовалась в производственном обучении учащихся профессиональных училищ и студентов техникумов (а в период профессиональной адаптации - и выпускников вузов);

пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), 2015 вЖёЖз®9

• результативность обучения зависела от профессионально-педагогической квалификации наставника, его отношения к дополнительной общественной деятельности, педагогической интуиции, авторитета и ответственности;

• утрата идеологических ориентиров значительно ослабила педагогическое воздействие наставника на ученика;

• изменение социально-экономических условий в конце ХХ века привело к стихийности в воспроизводстве и распределении трудовых ресурсов, появлению конкурентной борьбы за рабочее место; в таких условиях модель учебно-профессиональных отношений наставника и ученика (учеников) стала менее продуктивной и практически не воспроизводимой;

• накопленные теоретические знания в области наставничества оказались мало востребованными в образовательной практике последних десятилетий.

В начале ХХ1 века произошла смена профессиональных приоритетов и ценностей; наставничество в рамках формальных отношений практически не сохранилось. Современные исследователи (С.Г. Антипин, Е.В. Чарина) обращают внимание на возрождение института наставничества без формальной фиксации [1; 13]. Взаимодействие с наставником является объективно необходимым этапом профессионализации, в том числе, и для разрешения проблем начала самостоятельной деятельности, оно рассматривается в рамках профессиональной адаптации молодого специалиста [1; 4; 12; 13]. Е.В. Чариной дополнены представления о наставничестве как межличностной форме взаимодействия, протекающего в настоящее время без формально-ролевых предписаний [13].

В условиях кризиса неэффективные технологии уступают место более современным, способствующим существенному повышению производительности труда [11]; для обеспечения кадровой потребности секторов экономики принята опережающая концепция обучения работников [6]. Таким образом, с учетом проведенного анализа исторически сложившихся моделей учебно-профессиональных отношений опытного профессионала и потенциального работника (и их трансформации при изменении социально-экономических условий) можно говорить о необходимости адаптации традиционной модели учебно-профессиональных отношений «наставник - ученик» к условиям современного микропредприятия.

Предпочитают обучению на микропредприятии обучению в образовательном учреждении взрослые люди, имеющие предшествующий учебный и профессиональный опыт. Взрослые обучающиеся отличаются мотивами и стимулами обучения от молодежи, которая в процессе обучения стремится к независимости и взрослости. Основное отличие обучения взрослых [14] заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучающийся. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний [3]. Механизм обучения профессии в условиях микропредприятия состоит в выстраивании взаимоотношения доверия между обучающим и обучающимся. В связи с этим в данных условиях основой организации процесса обучения становится учебно-профессиональное взаимодействие субъектов труда, преследующее конкретные, достижимые цели обучения (рис.5).

В социальной психологии и педагогике принято понимать взаимодействие как процесс воздействия людей друг на друга, при котором каждое действие связано с предыдущим действием и ожидаемым результатом со стороны другого.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Рис.5. Модель учебно-профессионального взаимодействия субъектов труда в условиях микропредприятия

Понятие взаимодействия в научной литературе трактуется неоднозначно, выделяются различные его аспекты. Любое взаимодействие предполагает наличие не менее двух участников, и представляет собой действия с выраженной направленностью на другого человека. Взаимодействие в учебной деятельности близко по сути к педагогическому взаимодействию, когда личностный контакт обучающего и обучающегося направлен на взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях, установках. Оно отличается таким важным признаком, как обратная связь, то есть наличием реакции, которая может и не последовать, но предполагается. Обучающемуся важно знать, на каком уровне он выполняет поставленную задачу, ему нужна внешняя оценка учителя. Обучающему также важно знать степень усвоения переданного ему материала. Оценивание может быть балльным, рейтинговым, вербальным, символичным, в любой форме оно служит сигналом обратной связи. В учебном взаимодействии взрослых людей предпочтительна кооперация, партнерские отношения, что минимизирует возможный переход в конфликтное состояние (но не исключает его). Взаимодействие субъектов профессиональной деятельности зависит от характера труда, иерархического положения субъектов, уровня опытности и практических умений и других факторов. Во взаимодействии коллег возможна и кооперация, и конкуренция, при условии, что эти формы взаимодействия не ведут к непродуктивным конфликтам.

Таким образом, изложенное позволяет уточнить рассматриваемое понятие: учебно-профессиональное взаимодействие работников в условиях микропредприятия - это согласованные продуктивные взаимные действия двух или более субъектов труда, направленные на решение учебных (приобретение профессиональных компетенций) и производственных (получение продукции) задач в процессе совместной трудовой деятельности при использовании внутренних ресурсов микропредприятия. То есть, профессионально-педагогическая деятельность, реализуемая в учебно-профессиональном взаимодействии более опытного работника с менее опытным обучающимся работником, отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте: инициатива организации процесса обучения исходит от обучающегося, ему никто не навязывает дополнительных знаний, не прилагает усилий к созданию внешней мотивации в обучении. Обучение идет параллельно с процессом расширения производственных обязанностей обучающегося. В результате создается педагогическая ситуация свободного профессионального общения при партнерских отношениях обучающегося и обучающего. Иными словами, учебно-профессиональное взаимодействие работников направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека. В условиях микропредприятия, не имеющего в сво-

пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57). ЯОГ5 SSSSSSS

ей структуре учебного или образовательного центра, такая форма организации профессионального обучения и профессиональной поддержки (как разновидность профессионально-педагогической деятельности) оправдана и нуждается, вследствие гуманистической ценности, в дальнейшем исследовании для теоретического и технологического обеспечения.

1. Антипин, С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук / С.Г. Антипин. - Нижний Новгород, 2011. - 170 с.

2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.

3. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. - М.: ПЭР СЕ, 2007. - 272 с.

4. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: диссертация ... кандидата педагогических наук / И.В. Круглова. - М., 2007. - 178 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э.Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1989. - 479 с.

6. Романцев Г.М., Федоров В.А., Мокроносов А.Г. Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, А.Г. Мокроносов// Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 6(82). - С. 6-13.

7. Свод Законов Российской Империи [Электронный ресурс] // Классика российского права. Б.д. URL. Режим доступа: http://civit.consultant.ru/code/

8. Синова, И.В. «.Следить за добрыми и отеческими отношениями мастеров к своим ученикам.». Документы о ремесленном ученичестве на рубеже XIX-XX вв. в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга // Отечественные архивы. - 2012. - № 6. - С. 76-108.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.

10. Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» // «Российская газета» - Федеральный выпуск №4427.

11. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: монография / В.А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2001. - 330 с.

12. Фомин, Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: диссертация . кандидата педагогических наук / Е.Н. Фомин. - М., 2013. - 190 с.

13. Чарина, Е.В. Отношения в системе «наставник - молодой специалист» в процессе профессионализации: диссертация ... кандидата психологических наук / Е.В. Чарина. - М., 2004. -160 с.

14. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. - Chicago, 1980. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.