А.Т. Шабаев, Г.Ф. Шабаева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: профессиональная готовность, компетентностный подход к образованию, модель готовности будущих педагогов, спортивно-оздоровительная деятельность, самбо, дзюдо.
Аннотация: В статье описывается построение модели формирования готовности будущих педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности старших дошкольников и младших школьников средствами самообороны и собственной физической нагрузке средствами самбо; особое внимание уделяется содержанию педагогических условий формирования готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности детей средствами самбо, дзюдо.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тенденцией современного образования - переходу к реализации новой образовательной парадигмы. Качественное обновление содержания образования, повышение требований со стороны общества к системе образования актуализируют проблему подготовки специалистов, способных на высоком теоретико-методическом уровне решать вопросы организации спортивно-оздоровительной деятельности в условиях образовательного учреждения. Здоровье - одно из достояний нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Улучшение здоровья молодежи - одна из стратегических задач развития страны. Анализ названной проблемы позволил выделить следующие негативные изменения здоровья за последние годы: значительное уменьшение абсолютно здоровых людей; возрастание функциональных нарушений и хронических заболеваний; изменение структуры хронической патологии и увеличение числа людей, имеющих несколько диагнозов хронических заболеваний. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, успешность современного человека определяется ориентацией на знания и использование новых технологий, активную жизненную позицию, установку на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Современное общество, в котором знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный спрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, здоровую и самобытную, инициативную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную. Педагоги должны быть пропагандистами и организаторами здорового образа жизни с тем, чтобы ученики были здоровыми, физически развитыми и готовыми к успешной жизни в современном социуме. Новые федеральные государственные образовательные стандарты, помимо учебных занятий, включают внеурочную деятельность как составную часть учебно-воспитательного процесса и форму организации свободного времени. Она трактуется как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей студентов в активном досуге, для их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, то в достижении личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - роль внеурочной деятельности гораздо важнее, так как студент исходит из личных интересов, мотивов, потребностей.
В системе образования сформировались поколения педагогов, в совершенстве владеющих искусством воспитания, и говорить о низком уровне их квалификации некорректно. Вместе с тем приходится констатировать, что педагогов, умеющих работать в условиях модернизации системы российского образования и перехода к рынку образовательных услуг, недостаточно. Практика и результаты проводимых в рамках темы исследований показывают, что ряд проблем современной системы образования обусловлены низким уровнем компетентности педагогов в организации внеурочной деятельности и отсутствием системы ее
пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57). ЯОГ5 SSSSSSS
развития. Несмотря на смену прежних приоритетных ориентаций в образовании, перенос акцента с государственных целей на личностные, в педагогических работах практически не рассматриваются сущность, структура и подходы к организации спортивно-оздоровительной деятельности, соответствующей новым условиям работы вуза.
В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные аспекты оздоровительных систем и формирования здорового стиля жизни студентов: данной проблеме посвящен ряд диссертационных исследований - Н.П. Абаскаловой, Л.В. Абдульмановой, Э.Ю. Бачиевой, В.И. Бондина, М.Я. Виленского, Т.В. Волосниковой, Л.В. Дыхан, Т.С. Казаковцевой, Л.А. Каратаевой, В.Д. Медведкова, И.В. Павловой, О.Е. Подгорной, Э.Я. Степаненкова, А.С. Шарухан и др. Представлены диссертационные исследования по мотивации к здоровому образу жизни (И.В. Сапельцева и др.), изучению мотивов выбора профессии, определению мотивов нравственного поведения (Г.Р. Шафикова и др.) [2]; подготовка борца включает в себя и элементы освоения, в том числе, легкой атлетики (А.Ю. Костарев и др.) [1]. Анализ научных работ по проблеме организации спортивно-оздоровительной деятельности позволяет утверждать, что данная тема широко изучалась представителями различных наук. Так, результаты поиска путей совершенствования подготовки будущих педагогов физической культуры представлены в трудах С.С. Добровольского, Ю.Д. Железняка, И.Ф. Исаева, В.Ф. Костюченко, Ю.Ф. Курамшина, Л.И. Лубышевой, Г.Г. Наталова, А.А. Нестерова, Ю.М. Николаева, П.Н. Пасюкова, О.В. Петунина, Ю.В. Сенько, В.А.Сластенина, В.Г. Тютюкова, К. Холодова, Ш.З. Хуббиева, В.Т. Чичикина и других ученых. Вышеназванные авторы рассматривали различные аспекты теории и методики физической культуры, гуманизации, культурализации и оптимизации физкультурного образования, менеджмента, спортивной культуры и оздоровительной физкультуры.
В связи с теоретической разработкой и внедрением в практику вузов компетентностно-го подхода проблема формирования готовности организовывать спортивно-оздоровительную деятельность студентов широко исследуется в диссертационных работах последнего времени - Г.М. Акушев, В.К. Бальсевич, Р.Р. Каримов, Л.И. Лубышева, Н.В. Никитин, А.Ю. Пащенко, А.А. Пешков, В.А. Шалаев. При всем многообразии исследований, посвященных формированию готовности будущих специалистов к реализации спортивно-оздоровительной деятельности, проблема готовности будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза к организации спортивно-оздоровительной деятельности путем освоения элементов самбо, дзюдо (в рамках внеурочной и самостоятельной работы студентов) не являлась предметом специального изучения.
Анализ состояния степени разработанности проблемы позволил выявить объективно существующие противоречия: между потребностью в обосновании теоретических основ готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к организации спортивно-оздоровительной деятельности и отсутствием единства в определении понятий, подходов к определению содержания и терминологии по данной проблеме; между современными требованиями к педагогу и степенью педагогической разработанности проблемы, отсутствием соответствующих методик и учебных программ по подготовке специалистов осуществлять организацию спортивно-оздоровительной деятельности средствами самбо; между осознанием обучающимися студентами необходимости формирования готовности осуществлять внеурочную деятельность, самостоятельную работу спортивно-оздоровительного направления и недостаточным для этого уровнем знаний, умений, опыта и мотивации.
Проведенные исследования подтвердили положительное влияние внедрения элементов самбо в программу физического воспитания студентов вуза в рамках организации самостоятельной работы. При этом повышается уровень самоанализа, самостоятельности, целеустремленности, а также улучшается динамика ценностных ориентаций - ответственно-
сти, самоконтроля, аккуратности, образованности. В ходе учебно-тренировочных занятий возрастают показатели развития ведущих физических качеств данного вида спорта: силы, силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств, а также способностей к координации движений. В результате создания социально-педагогических условий для внедрения программы, основанной на элементах спортивной борьбы (в частности элементов самбо и дзюдо) в физическое воспитание студентов вуза, у них происходит переоценка ценностей: они придают большее значение продуктивной жизни, интересной работе, здоровью и меньшее значение - нездоровым развлечениям.
Для подтверждения актуальности проблемы и с целью определения наиболее эффективных и оптимальных путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов организовывать спортивно-оздоровительную деятельность был проведен констатирующий эксперимент: изучение современного состояния подготовки педагогов по осуществлению спортивно-оздоровительной деятельности. Мы изучили готовность педагогов садиков, школ и студентов 1-4-х курсов к организации спортивно-оздоровительной деятельности с детьми. В эксперименте участвовали контрольная и экспериментальная группы; в экспериментальной группе обучение проходило в соответствии с разработанной моделью и педагогическими условиями ее реализации. Для выявления качественно-количественной характеристики готовности педагогов школ и студентов осуществлять организацию спортивно-оздоровительной деятельности дошкольников и младших школьников использовались разнообразные взаимодополняющие методы (анкетный опрос педагогов, родителей, студентов; наблюдение за физическими занятиями детей; организованные опытными педагогами беседы с детьми; самооценка, экспертная оценка; анализ документации по педагогической практике).
Констатирующий эксперимент осуществлялся в два этапа. На первом этапе ставились задачи: дать комплексную оценку готовности педагогов школы к осуществлению физического воспитания младших школьников; выявить типичные трудности в организации спортивно-оздоровительной деятельности, существующие в педагогической практике; определить состояние подготовки педагогов к осуществлению физического воспитания младших школьников в рамках спортивно-оздоровительной деятельности. Нами изучалось состояние подготовки педагогов школ к осуществлению физического воспитания старших дошкольников и младших школьников в рамках спортивно-оздоровительной деятельности. Прежде всего, выявлялись: понимание педагогами сущности валеологической компетентности; компетентности в сфере здоровьесбережения; знаний о спортивно-оздоровительной деятельности, двигательных умениях, анатомо-физиологических особенностях детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Для решения данных задач использовались анкетирование; наблюдение за деятельностью педагогов во время проведения динамических пауз, физических минуток и другой оздоровительной работы в школе во время урочной и внеурочной деятельности; анализ документации. В эксперименте участвовали десять педагогов школ. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что лишь пять (13 %) респондентов имеют полное представление о сущности спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников, называют отдельные компетенции, составляющие компетентность в сфере здоровьесбережения и валеологической культуры; 19 (48 %) педагогов не используют в своей деятельности знания в сфере здоровьесбережения; 26 (65 %) не могут подобрать диагностические методики, адекватные изучаемым параметрам определенных физических качеств; 32 (80 %) слабо представляют сущностные характеристики анатомо-физиологического онтогенеза, не могут воспользоваться результатами обследования уровня развития физических качеств детей для планирования работы по спортивно-оздоровительной деятельности в урочной и внеурочной работе. По данным анкетирования, 45 % педагогов считают, что в процессе организации спортивно-оздоровительной деятельности детей необходимо опираться на информацию, получаемую диагностическим путем.
пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм
Однако большинство педагогов не смогли раскрыть «диагностику физического развития детей младшего школьного возраста». На данный вопрос 5 (50 %) опрошенных педагогов дали правильный, но неполный ответ, упустив из виду изучение одной из сторон физического развития (типичными ответами были «...изучение физических способностей...», «...определение уровня физического развития.» и т.д.). Дали неправильный ответ с расплывчатыми формулировками 2 человека (20 %); не ответили на поставленный вопрос 3 человек (30 %). Анализ ответов на вопросы «Что такое валеологическая компетентность, компетентность в области здоровьесбережения?» и «Что такое спортивно-оздоровительная деятельность средствами самбо?» приводит к выводу, что большинство анкетируемых не имеют достаточно научного представления о сущности данных терминов.
Параллельно с анкетным опросом и наблюдением за проведением оздоровительной деятельности в урочное и внеурочное время изучалась документация (планы, программы). Нами установлено, что, хотя в планах и отражен процесс исследования физических качеств детей в начале и в конце учебного года, тем не менее он содержит серьезный недостаток -отсутствие целенаправленного подхода на основе диагностической информации по физическому развитию ребенка и группы в целом и неразработанность программы индивидуального уровня физического развития (нет знаний о ЗОЖ, об отработке умений и компетенций в области здоровьесбережения; имеют место формализм при оформлении результатов обследования; отсутствуют управленческие решения по внеурочной работе в области спортивно-оздоровительной деятельности; отсутствует работа с родителями). Около 60 % опрошенных педагогов посчитали себя недостаточно подготовленными к полноценной организации спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников. Обследование также свидетельствует о слабой теоретико-методической подготовке и, вместе с тем, о завышенной оценке собственных знаний практическими работниками по организации спортивно-оздоровительной деятельности детей, своей валеологической компетентности, уровня своего здоровья и физического самосовершенствования. Показательно, что существенной разницы в качестве подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием не обнаружено, что свидетельствует об отсутствии системности в профессиональной подготовке по физическому воспитанию детей и развитию физических качеств сотрудников. Информация, полученная с помощью комплекса диагностических методов, показала, что диагностические действия в области физического развития детей, управленческие решения по организации физического воспитания и диагностический тип мышления не формируются в процессе непосредственной педагогической действительности: они требуют специальной, целенаправленной работы для формирования в процессе подготовки будущих специалистов в вузе.
С целью получения первичного представления о готовности педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности мы обратились с просьбой высказать свое мнение по изучаемому вопросу завучей и кураторов спортивной деятельности в школе. Предлагалось оценить готовность педагогов к работе по физическому развитию детей с применением видов спорта по 5-балльной системе и указать недостатки в работе по физическому воспитанию детей и их причины. Опрашиваемые отмечали: большинство педагогов имеют высокий (5 баллов - 27 %) и достаточный уровень подготовки (4 балла - 42 %) к физическому развитию детьми; вместе с тем, подготовленность 29 % педагогов была оценена на 3 балла, а 2 % педагогов были отнесены к критическому уровню готовности (ниже 3 баллов); 36 % педагогов, успешно развивая детей на специальных физкультурных занятиях, затрудняются в организации спортивно-оздоровительной работы с ними в других видах деятельности с применением различных видов спорта; двигательная деятельность самих педагогов оценена как недостаточно развитая.
На втором этапе констатирующего эксперимента ставилась задача - выявить уровень сформированности готовности и его динамику у студентов. Этот этап включал две серии
экспериментов. В первой серии изучались мотивы выбора студентами первых курсов профессии педагога, самооценка ими своих педагогических, коммуникативных, организаторских способностей; выявлялись представления студентов о профессиональной готовности к организации спортивно-оздоровительной деятельности школьников до начала изучения спецкурса. Вторая серия предполагала изучение динамики мотивационной, теоретической и практической готовности в процессе изучения курса и уровня сформированности всех компонентов профессиональной готовности как результата обучения.
Исходя из понимания, что важнейшим элементом готовности к образовательной деятельности является ценностный аспект ориентации на профессию, на отношение к ребенку как главному объекту деятельности педагога, необходимо было использовать методы, позволяющие еще до начала изучения специальных дисциплин студентами первых курсов выявить особенности их профессионально-мотивационной сферы. Для этого был использован метод анкетного опроса, аналогичный методу диагностики деятельности педагогов, дополненный эссе. Среди мотивов поступления в педагогический вуз студенты на первое место поставили любовь к детям (25 %), возможность работать с детьми (23 %), мечту, интерес к самой профессии (19 %). Следует отметить, что ~17 % студентов указали на случайность, утилитарность выбора (родители заставили, легче поступить и учиться, больше некуда поступать, и т. п.). ~ 73 % опрошенных студентов считают, что осуществления принципов здоровьесбережения в работе с детьми будет для них ведущей частью педагогической работы,~82 % студентов утверждают, что умеют организовывать работу по физическому развитию детей, и только 29 % среди тех, кто сомневается в своих умениях или не умеет организовывать физическое развитие детей, указали на недостаток соответствующих знаний и умений. Из анализа приведенных данных следует, что эмпирическое и поверхностное знакомство с валеологическим аспектом педагогической деятельности создает у студентов иллюзию легкости и доступности; препятствует развитию и совершенствованию профессиональных установок на приобретение необходимых для организации спортивно-оздоровительной деятельности знаний и умений; затрудняет отработку соответствующих компетенций. В результате анализа мини-сочинений и эссе выявлено, что отношение студентов к ребенку различается по цели (воспитание или обучение), по позиции («над» ребенком или вместе с ним); по отношению к нему как субъекту / объекту воспитательных ва-леологических воздействий. Ко второму курсу студенты больше ориентированы на обучение, чем на воспитание (48 % анкет), в предстоящей работе чаще представляют себя помощником ребенку, другом, не подавляющим ребенка, а сотрудничающим с ним. Только для~37 % студентов ближе позиция «над» ребенком, а в~77 % случаев воспитанник рассматривается как личность, человек, имеющий черты индивидуальности, с которыми необходимо считаться. Объектом воспитательных воздействий взрослого ребенок выступает в ~24 % сочинений («маленький интересный объект», «как бы игрушка», «похож на куколку», «на него приятно смотреть и заботиться о нем»). Учитывая, что удовлетворенность профессией - интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии, для изучения ценностных ориентаций будущих педагогов измерялись факторы привлекательности / непривлекательности профессии по методике В.А. Ядова - ее усовершенствованного варианта (модификация Н.В. Кузьминой и А.А. Реана).
Во второй серии второго этапа констатирующего эксперимента изучалась динамика мотивационного, теоретического и практического компонентов готовности. Использовались методы самооценки и оценки компетентных судей (в роли последних выступали преподаватели вуза, педагоги школ, педагоги дополнительного образования, руководители педагогической практики). Самооценка сформированности компонентов готовности изучалась путем анализа заполненных индивидуальных карт готовности студентов, сопоставления их данных с оценкой компетентных судей. Затруднения и недостатки в организации спортивно-оздоровительной деятельности детей были выявлены в результате наблюдений за ходом
пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм
прохождения педагогической практики, изучения материалов педагогической практики (документация, выступления на конференциях, отчеты руководителей, работы проблемной группы). Индивидуальные карты готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности школьников включали перечень основных блоков знаний и умений по дисциплинам предметной подготовки в рамках валеологической компетентности, компетентности в области организации спортивно-оздоровительной деятельности, которыми студенты должны были овладеть в процессе обучения в вузе. Студентам предлагалось оценить уровень своей готовности по четырехбалльной системе в указанные периоды: во время изучения дисциплин предметной подготовки, во время изучения спецкурса «Спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников средствами самбо и дзюдо», до педагогической практики и после нее. При этом указывалось, что может быть выставлен один балл, если данная тема не изучалась, умение не формировалось. Оценка возрастает по мере усвоения указанных разделов дисциплин. По такому же принципу эксперты оценивали реальный уровень сформированности готовности осуществлять спортивно-оздоровительную деятельность младших школьников. Было условлено, что каждый компонент может быть сформирован на четырех уровнях: высоком - 4 балла; достаточном - 3 балла; допустимом (уровень ограниченной сформированности) - 2 балла; критическом - 1 балл. Процедура определения готовности включала определение среднего значения по каждому компоненту в отдельности, а также определение среднего значения готовности как целостного качества (в баллах). При определении средних значений учитывались две оценки (студентов и экспертов) путем нахождения их среднеарифметической величины. На каждом срезе рассматривались оценки отношений к изучению спецкурса, оценки основных знаний, оценки основных умений в области организации спортивно-оздоровительной деятельности; выявлялась динамика каждого компонента и готовности как целостного качества. Согласно количественному и качественному анализу самооценки студентов, среднее значение готовности как целостного качества соответствует допустимому, но не достигает достаточного уровня на заключительном этапе изучения дисциплин подготовки в области спортивно-оздоровительной деятельности и физического воспитания детей младшего школьного возраста, самооценка сформированности умений несколько ниже самооценки знаний.
Таким образом, сравнительный анализ самооценки сформированности каждого компонента готовности и степени уверенности в своей подготовленности указывает на необходимость совершенствования работы по организации спортивно-оздоровительной деятельности. Анализ же недостатков в работе, сравнение их с трудностями, которые студенты испытывают при осуществлении диагностики и организации физического воспитания детей, подтверждают вывод о том, что существующая система вузовской подготовки не в полной мере обеспечивает качественный уровень готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности и что необходимо совершенствовать процесс подготовки в вузе. Результаты констатирующего эксперимента также подтверждают необходимость поиска более эффективных методов и средств формирования готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности. Данная задача решалась путем общего и профессионального развития, в основе которого - идея внутренней активизации личности с помощью спортивной борьбы.
На этапе формирующего эксперимента - внедрении системы, способствующей эффективному формированию готовности к организации спортивно-оздоровительной деятельности детей, решались следующие задачи:
- апробация модели формирования готовности студентов;
- определение эффективности экспериментальной методики, способствующей формированию готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности детей;
- прослеживание динамики роста компонентов готовности к данному виду деятельности студентов;
- проведение диагностики развития физических качеств детей совместно со студентами в рамках социально значимого проекта.
Для решения поставленных задач был проведен формирующий этап эксперимента в экспериментальных группах, в которых реализовывалась модель формирования готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности детей. Опытно-экспериментальная работа проходила в условиях обычного образовательного процесса с учетом временных возможностей расписания и дозировки внеаудиторных занятий, соответствующих действующим учебным планам и нормативам. Формирование готовности студентов проходило поэтапно.
На первом этапе осуществлялось формирование готовности в процессе изучения дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки. Особое внимание уделялось онтогенезу и изучению ведущих линий физического развития младших школьников. На втором этапе изучался специальный курс, изучалась работа в студенческих проблемных группах. В ходе эксперимента осуществлялись оценка экспертами и самооценка студентами сформированности компонентов готовности на промежуточных и заключительном срезах.
С учетом существующих недостатков в формировании готовности студентов, при опоре на теоретическое обоснование и предложенную модель формирования готовности студентов, нами было реконструктурировано содержание модели. В процессе опытно-экспериментальной работы использовались разнообразные формы учебной деятельности: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов; исследовательские проблемные группы. Наблюдение за практическими занятиями студентов выявило различное отношение к данным формам работы: 23 (47 %) студента регулярно принимали участие в работе, проявляли инициативу, активно участвовали в обсуждении полученных результатов; 16 (37 %) участникам нравится участие в деловых играх, составление структурно-логических схем по компонентам физического воспитания; у 10 (20 %) студентов обсуждение результатов выполнения тренинговых упражнений вызвало затруднение (они не решались высказывать свое мнение). Используемые организационные формы - семинары, технология диспозици-онного взаимодействия, самостоятельная работа студентов, ролевые игры, «мозговой штурм». Студенты выполняли задания по карточкам; делали видеозапись и фотосъемку с последующей диагностикой опытными специалистами. Активные методы обучения характеризовались решением психологических проблем коллектива и высоким уровнем аналитической деятельности студентов, что способствовало более прочному усвоению знаний по организации спортивно-оздоровительной деятельности, повышало интерес к занятиям и уровень мотивации и самоуправления.
Нами разработан специальный курс «Спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников с элементами самбо и дзюдо». В первом разделе - «Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья» - будущие учителя знакомятся с основными целями, задачами и формами валеологической работы в школе, с ва-леологической стратегией педагогической деятельности. Знания культуры здоровья должны включиться в профессиограмму учителя и реализоваться в целеполагании. Во втором разделе - «Валеологическое воспитание в школе» - раскрываются сущность валеологиче-ского воспитания школьников, воспитания культуры здоровья, которое заключается в формировании мотивационно-ценностного компонента (по отношению к здоровью индивидуальному и общественному). Дети получают возможность осознать ответственность за состояние своего здоровья, развить инстинкт самосохранения и, тем самым, предотвратить опасность употребления психотропных средств и асоциального поведения.
В эксперименте студенты включались в общественно значимые проекты изучения физической подготовки детей в условиях региона для определения уровня развития физиче-
пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), 2015 вЖёЖз®9
ских качеств младших школьников с последующей консультативной помощью родителям и составлением индивидуальных программ работы с детьми. Студенты дневной формы обучения привлекались к обследованию физического развития детей: выше нормы - 10,3 %; норма - 75,3 %; ниже нормы - 14,3 %. Результаты обследования заносились в информационные базы детских садов и школ - «Физическое развитие дошкольников», «Физическое развитие детей младшего школьного возраста» соответственно. Результаты проведенного студентами обследования были оглашены на совещании школы (где они проходили практику) и на студенческой конференции в рамках «Дни науки БГПУ»; был представлен отчет родителям по обследованию уровня развития физических качеств ребенка и последующей консультацией по программе физического развития ребенка в домашних условиях (о взаимодействии с семьей по работе секции самбо и дзюдо).
Заключительный этап исследования был посвящен комплексной оценке готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников. Для получения качественно-количественной характеристики уровня готовности студентов решались следующие задачи: анализ индивидуальных карт готовности; анализ результатов контрольных срезов отношения, знаний и умений; анализ данных, полученных в ходе опроса студентов, преподавателей, руководителей практики; анализ экспертной оценки и самооценки студентов. В соответствии с логикой исследования и методикой опытно-экспериментальной работы, поэтапно выполнялось описание развития уровня готовности студентов в мотивационной сфере, изменений в теоретической подготовке, а также в развитии умений. По программе эксперимента сделано четыре диагностических среза на различных стадиях обучения студентов: во время изучения дисциплин предметной подготовки; во время изучения спецкурса; до педагогической практики; после педагогической практики. Для оценки сформированности компонентов профессиональной готовности использовалась шкала определения уровня готовности. Самооценка студентами сформированности компонентов готовности на промежуточных срезах и уверенности в готовности на заключительном срезе, а также оценка экспертов выставлялись в картах готовности.
В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено следующее: 40,8 % студентов указали на потребность в самопознании и готовность к саморазвитию; 33,4 % показали адекватную самооценку включенности в работу по организации спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников; у 18,5 % отсутствовала потребность в самопознании и готовности к саморазвитию; 7,3 % опрошенных не включились в работу без обоснования отказа. Полученные данные свидетельствовали о желании большинства студентов реализовать себя в качестве педагогов, владеющих валеологической компетентностью и способностью организовать внеурочную деятельно спортивно-оздоровительной направленности, что подтвердило эффективность предложенной методики со следующими ее особенностями:
- обучение с использованием активных методов, при которых каждый студент - участник учебного процесса; активизируется познавательно-исследовательская деятельность; возможна отработка педагогических умений на каждом занятии;
- обучение студентов через исследование, исключающее рецептурный подход к выбору методов и приемов педагогического взаимодействия;
- дифференцированный и индивидуальный подход к студентам (вместе с использованием активных методов обучения), сглаживающий противоречия между типовой системой подготовки и индивидуально-творческим характером деятельности.
Наблюдение за участием студентов в практических занятиях позволило зафиксировать различное отношение к данным формам работы: 47 % студентов регулярно принимали участие в работе, проявляли инициативу, активно участвовали в обсуждении полученных результатов; 32,6% нравилось участие в тренингах; у 20,4 % студентов обсуждение результатов выполнения тренинговых упражнений вызвало затруднение, они стеснялись высказы-
вать свое мнение. Процедура определения уровня готовности была такой же, как и на констатирующем этапе, а именно: выявление уровней готовности в процентах по каждому структурному компоненту по отношению к общему числу оценок; определение значения средних оценок по каждому структурному компоненту готовности в баллах; определение среднего значения готовности как целостного качества в баллах. Сравнительный анализ данных показал, что изменения в контрольной группе происходили медленнее, чем в экспериментальной. Наибольший прирост отмечен в знаниях профессиональных умений в сфере организации спортивно-оздоровительной деятельности детей, в знаниях научных основ валеологической культуры и спортивно-оздоровительной деятельности, то есть тех элементов готовности, которые не достигли достаточного уровня развития на констатирующем этапе эксперимента. Это свидетельствует о том, что на формирующем этапе эксперимента были устранены недостатки в готовности студентов; эффективность опытной работы подтвердило и мнение экспертов.
Сравнительный анализ данных, полученных в ходе начального и заключительного срезов, свидетельствует: показатели теоретического компонента готовности экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной группе. Среднее значение оценки знаний студентов контрольной группы, равное 2,76 баллов (при четырехбалльной системе), приблизилось к допустимому уровню готовности, в то время как в экспериментальной группе показатель составил 3,40 балла, что выше достаточного уровня готовности. Таким образом, разница показателей составила 0,68 балла, что подтверждает эффективность проведенной нами опытной работы.
Уровень сформированности практического компонента готовности изучался путем анализа срезов и индивидуальной карты с перечнем умений. Оценка уровня сформирован-ности каждого умения проводилась по четырехбалльной системе; общая оценка сформиро-ванности группы умений складывалась из среднеарифметической оценки каждого умения в отдельности. Эксперты, отмечая высокий уровень развития умений, были более сдержанны в своих оценках, о чем свидетельствует разница в показателях среднего значения оценки: до практики - 2,79 балла, после практики - 3,20 балла, в то время как показатели студентов соответственно 2,86 и 3,34 балла (у студентов наблюдается завышенная самооценка своих умений). Таким образом, средний сдвиг уровня практического компонента готовности в экспериментальной группе по оценке студентов составил 1,24 балла и по оценке экспертов -1,38 балла. Сравнительный анализ самооценки и оценки экспертов показал, что кривые роста знаний и умений, построенные в соответствии с мнением экспертов, аналогичны, но тенденция завышения самооценки студентами своих знаний и умений, выявленная на констатирующем этапе эксперимента, в экспериментальной группе сохранилась.
Высокие среднеарифметические показатели оценки 3,40 у студентов и 3,30 у экспертов свидетельствуют о наличии достаточного уровня сформированности теоретических знаний, а также 3,34 у студентов и 3,20 у экспертов - уровень сформированности профессиональных умений у студентов экспериментальной группы. Подтверждение данного вывода мы получили, анализируя ответы студентов на вопросы: «Какими умениями необходимо овладеть для организации спортивно-оздоровительной деятельности детей?» и «Какие знания должны быть положены в основу осуществления валеологической деятельности спортивно-оздоровительной направленности?». Студенты экспериментальной группы представили полные развернутые аргументированные ответы на поставленные вопросы. О переходе на новый качественный уровень готовности студентов свидетельствует и уменьшение количества затруднений при оценке уровня физического развития ребенка. Качественное выполнение задания при прохождении педагогической практики - заполнение дециграммы физического развития ребенка и группы в целом, разработка и заполнение информационной базы «Физическое развитие детей», выступление на конференции - показывает способность студентов не только к количественному, но и к элементам качественного ана-
пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), 2015 вЖёЖз®9
лиза уровня физического развития детей, организации спортивно-оздоровительной деятельности в рамках секции самбо и дзюдо; анализ собственной деятельности вызвал затруднения лишь у четырех человек. Возросло число ссылок на неудовлетворенность собственными умениями организовывать процесс спортивно-оздоровительной работы на высоком эмоциональном уровне, интересном для ребенка, на ведение непрерывной линии игрового сюжета. Эти затруднения, как и другие, большинство студентов (81,6 %), связывают с недостатком практического опыта взаимодействия. Анализ документации по педагогической практике, итоги конференции практики, позволили сделать вывод о том, что студенты стали в большей степени ориентироваться на индивидуальные особенности физического развития, строить процесс обследования с учетом интересов ребенка; строить процесс спортивно-оздоровительной направленности на основе научных представлений о физической деятельности.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило возможность высокой готовности студентов осуществлять организацию спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное время как целостного качества личности педагога, а также позволило сделать вывод о возможности осуществлять подготовку по разработанной нами программе спецкурса и эффективности разработанной модели формирования названной готовности.
Благодаря проведенному исследованию, уточнено понятие «Готовность студентов вуза к организации спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников» - это сложное структурно-личностное образование, ядро которого составляют профессионально-ценностное отношение к спортивно-оздоровительной деятельности детей в рамках внеурочной работы; синтез психолого-педагогических знаний о физическом онтогенезе и умений изучать возрастные и индивидуальные особенности в физическом развитии младших школьников; опыт использования этих данных в педагогическом процессе школы для целостного развития личности детей, его предметных и метопредметных качеств.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также практическая исследовательская работа, связанная с изучением деятельности педагогов по развитию физических качеств детей в рамках организации спортивно-оздоровительной работы на диагностической основе, показали, что, несмотря на усиление интереса к подготовке специалистов в области физического воспитания ребенка во внеурочной деятельности, теоретические и методические особенности готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности детей представлены недостаточно и требовали специального исследования. Результаты наблюдений и анкетирования педагогов свидетельствуют об их слабой ориентированности на диагностическую работу в области физического развития детей и организации спортивно-оздоровительных мероприятий. Анализ современного состояния готовности к практике обнаружил слабую теоретико-методологическую подготовку значительной части обследованных студентов вуза, в частности, у 43,07 % выпускников отмечен критический уровень готовности, характеризующийся недостаточностью знаний физического онтогенеза, принципов и методик диагностики физического развития ребенка, а также умений интерпретировать результаты обследования. Разработанная и апробированная в ходе исследования модель формирования готовности студентов включает в качестве базовых мотивационный, теоретический, практический компоненты готовности, содержательная характеристика которых определяется природой и сущностью диагностики физического развития и психологическими механизмами формирования профессиональной деятельности в области организации спортивно-оздоровительной работы.
Сравнительный анализ результатов диагностических срезов, направленных на выявление особенностей базовых компонентов готовности на различных этапах исследования, выявил положительную динамику в формировании эмоционально-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности, знаний о научных основах физического развития детей, принципов и методов обследования уровня физических качеств детей и способности
осуществлять педагогическую диагностику на практике, составлять программу физического развития в процессе дополнительного образования в секции самбо, дзюдо. Эффективность реализации разработанной модели формирования готовности студентов обусловлена комплексом организационно-педагогических условий: осуществление межпредметных связей в формировании готовности студентов; создание и реализация программно-методического обеспечения формирования готовности студентов к организации спортивно-оздоровительной работы детей; организация педагогического процесса в вузе, основанного на применении активных образовательных технологий, широкое использование системы учебно-исследовательских заданий в разных видах педагогической практики; привлечение студентов к участию, анализу и оценке результатов работы в социально значимых проектах по изучению физического развития детей; применение комплексной психолого-педагогической диагностики (тестов, контрольных заданий и вопросов, диагностической карты и др.), предполагающей анализ, оценку, самооценку и коррекцию готовности студентов. Значимый результат исследования - разработка и апробация программно-методического сопровождения (учебно-методический комплекс) подготовки студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности.
Перспектива совершенствования подготовки студентов к организации спортивно-оздоровительной деятельности через самбо представляется в проектировании содержания и технологии подготовки в условиях многоуровневого профессионально-педагогического образования.
1. Костарев, А.Ю. Технология проектирования системы подготовки высококвалифицированных игроков в русскую лапту : моногр. [Текст] /А.Ю. Костарев. -Уфа, 2011.
2. Шафикова, Г.Р. Мотивация нравственного поведения подростков: психосемантическое исследование [Текст] / Г.Р.Шафикова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 4.
3. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования) : моногр. [Текст]. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2007. - 136 с.