Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELEMENTARY GENERAL EDUCATION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ВНЕУРОЧНАЯ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR OBSTINATELY ACTIVITY / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LEARNING AND COGNITIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Гульдар Фанисовна, Гуров Валерий Николаевич

Рассматривается организация внеурочной общеинтеллектуальной деятельности младших школьников как средство формирования учебно-познавательной компетенции (на материале научно-исследовательской лаборатории Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Гульдар Фанисовна, Гуров Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE COMPETENCIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

We consider the organization of extracurricular absenteeism.also activity of younger students as a form of educational-cognitive competencies (at the material research laboratory, Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Г.Ф. Ибрагимова, В.Н. Гуров

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: начальное общее образование, внеурочная деятельность, внеурочная общеинтеллектуальная деятельность, учебно-познавательная компетенция.

Аннотация: Рассматривается организация внеурочной общеинтеллектуальной деятельности младших школьников как средство формирования учебно-познавательной компетенции (на материале научно-исследовательской лаборатории Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы).

Значительное обновление содержания образования Российской Федерации происходит в контексте новых социальных запросов. Согласно задачам развития страны, утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785) [5]. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает формирование ключевых компетенций обучающихся, обеспечивающих функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности.

Приоритетное место среди ключевых компетенций занимает учебно-познавательная, обеспечивающая освоение способов самостоятельного приобретения знаний и их использование в жизни. Мы следуем определению, данному А.В. Хуторским: «Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элемент логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, в которые входят знания и умения организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности (приобретение знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем)» [6].

В тексте стандарта сущностная характеристика понятия «компетенция» формулируется на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в целях личностного, социального и познавательного развития обучающихся [5]. Особенностью ФГОС НОО является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы следующих параметров: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность обучающихся определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения [5].

Важное направление развития личности во внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное, требующее конкретных разработок планов, рабочих программ, методических рекомендаций. Мотивация внеурочной общеинтеллектуальной деятельности направлена на удовлетворение познавательных интересов, формирование приемов умственных действий, развитие образного мышления, умение высказывать и обосновывать свои суждения, освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний. Анализ теоретических и практических исследований в плане Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников посредством

прослемы современной психологии и пеппгогини

организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности остается актуальной, теоретически и практически значимой и, к тому же, недостаточно исследованной.

Далее приводится описание констатирующего этапа эксперимента, выполненного в ходе опытно-экспериментальной работы по теме исследования «Организация внеурочной общеинтеллектуальной деятельности как средство формирования учебно-познавательной компетенции», в частности, ставились и решались следующие задачи:

- выполнить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и уточнить понятие «учебно-познавательная компетенция»;

- спроектировать модель организации и содержания внеурочной общеинтеллектуальной деятельности как средства формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников;

- разработать программу опытно-экспериментальной работы по формированию учебно-познавательной компетенции младших школьников во внеурочной общеинтеллектуальной деятельности и осуществить ее апробацию.

Исследование проводилось на базе лаборатории Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы по проблеме реализации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В.Н. Гуров). В эксперименте приняли участие ученики 3-4-х классов МОБу СОШ № 1 с. Киргиз-Мияки, МОБУ СОШ № 2 С. Киргиз-Мияки в количестве 205 человек. Данная опытно-экспериментальная работа осуществлялась с сентября 2011 года по май 2015 года и проводилось в три этапа.

Для определения уровня сформированности учебно-познавательной компетенции младших школьников посредством организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности на этапе констатирующего эксперимента были разработаны основные критерии и показатели (как характеристики уровней), которые описывают конкретные умения, навыки, морально-этические, психологические качества личности, необходимые для эффективной организации данного вида деятельности. Каждый компонент (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный) характеризуется несколькими показателями. Определение уровня каждого из четырех критериев осуществлялось следующим образом: сначала уточнялся уровень каждого показателя (низкий, средний, высокий), затем по среднему баллу фиксировался уровень развития критерия в целом. При определении уровня сформированности учебно-познавательной компетенции младших школьников особое внимание обращалось на мотивацию, распределение и переключение внимания, логическое мышление, учебно-исследовательские умения; выявлялись способность к рефлексии, самоконтролю, адекватность оценки / самооценки результатов собственной деятельности.

Так как без определенной конкретизации идея внеурочной общеинтеллектуальной деятельности становится абстрактной, то возникает необходимость разработки критериев уровневой характеристики внеурочной общеинтеллектуальной деятельности. Приведем содержательную характеристику уровней сформированности учебно-познавательной компетенции:

- творческий (высокий) - характеризуется стремлением осуществлять внеурочную общеинтеллектуальную деятельность на основе собственных проектов; свободно владеть основами организации данной деятельности; быть удовлетворенным внеурочной общеинтеллектуальной деятельностью, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность; уметь выявлять пути и способы саморазвития;

- продуктивный (средний) - определяется средним уровнем сформированности показателей, пониманием значимости внеурочной общеинтеллектуальной деятельности, ситуативно-познавательный интересом к внеурочной общеинтеллектуальной деятельности, само-

пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57). ЯОГ5 SSSSSSS

стоятельностью в выборе и осуществлении внеурочной общеинтеллектуальной деятельности, познавательной активностью;

- репродуктивный уровень (низкий) - характеризуется низкой степенью сформиро-ванности большинства показателей, неустойчивым познавательным интересом; сознательным стремлением применить знания на практике, но с ошибками, что свидетельствует об отсутствии системности и гибкости в мышлении, о фрагментарном самоанализе, о выполнении внеурочной общеинтеллектуальной деятельности шаблонно - на основе примеров и образцов.

В исследовании использовались следующие методики: «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова; «Лесенка побуждений»; «Определение типа памяти»; «Изучение логической и механической памяти»; «Изучение переключения внимания; «Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы» Т.Е. Рыбаковой; «Простые аналогии»; «Исключение лишнего»; «Незаконченные предложения, или Ваше отношение к исследовательской деятельности»; «Отслеживание параметров учебно-исследовательских умений»; «Опросник рефлексивности» А.В. Карпова; модификация методики Дембо-Рубинштейн.

С помощью данных методик был проведен констатирующий этап эксперимента. Исходный уровень сформированности учебно-познавательной компетенции участников эксперимента показан в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня подготовки сформированности учебно-познавательной компетенции младших школьников экспериментальной и контрольных групп посредством организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

Группа Уровни сформированности учебно-познавательной компетенции, %

Низкий (репродуктивный) Средний (продуктивный) Высокий (творческий)

Экспериментальная группа 27 51 22

Контрольная группа 29 47 24

При комплектовании контрольной и экспериментальных групп учитывались количество младших школьников в экспериментальных группах и особенности организации образовательного процесса в школах. Примерно одинаковые результаты констатирующего эксперимента дали возможность сравнить результаты эксперимента в дальнейшем.

В ходе второго этапа эксперимента проверялись модель организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности как средства формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников и эффективность внедрения учебно-методического комплекса «Дорастем до открытий!» в условиях образовательного учреждения.

Предложенная модель состоит из нескольких взаимосвязанных частей.

Первая - подготовительная - направлена на формирование системы мотивационно-ценностных отношений младших школьников к реализации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности. Ее реализация предполагает организационные мероприятия и следующие методы: репродуктивные - объяснение, рассказ, дискуссии, продуктивные - частично-поисковые, решение развивающих задач.

Вторая - содержательная - в ходе которой актуализируются концептуальные и определяются конкретно-предметные теоретические основы реализации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности младших школьников. Определение типа проекта при выполнении рабочей программы «Дорастем до открытий!» и проведение исследования - условия ее реализации; реализуются такие методы, как объяснение, дискуссия, деловая игра, мини-конференция.

прослемы современной психологии и пеапгогики

Третья - методическая - направлена на организацию деятельности младших школьников по формированию учебно-познавательной компетенции во внеурочной общеинтеллектуальной деятельности. Условие реализации - развивающие занятия и систематическое обсуждение результатов проекта участников эксперимента.

Четвертая - практическая - ориентируется на совершенствование учебно-познавательной компетенции посредством внеурочной общеинтеллектуальной деятельности. Условие реализации - публичная защита проекта; основные методы - творческо-исследовательские проекты, решение развивающих задач.

Формы внеурочной общеинтеллектуальной деятельности - посещение библиотек, музеев; экскурсии по городу; конференции; интеллектуальные марафоны; познавательные беседы; предметные олимпиады, конкурсы и исследовательские проекты; внешкольные акции познавательной направленности и конференции.

Результативный компонент определяется уровнем сформированности учебно-познавательной компетенции младших школьников: творческий (высший); продуктивный (средний); репродуктивный (низкий).

Создание модели продиктовано результатами теоретического анализа состояния проблемы и результатами констатирующего эксперимента, что также позволило выявить следующие противоречия:

- между потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем учебно-познавательной компетенции, и необходимостью ее формирования на ранних этапах обучения в контексте ФГОС нОО;

- между потенциальными возможностями внеурочной общеинтеллектуальной деятельности младших школьников при формировании учебно-познавательной компетенции и недостаточной теоретической проработкой данной задачи;

- между потребностью младших школьников в реализации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности и недостаточным методическим обоснованием данной деятельности в образовательных учреждениях.

Нами выдвинуто предположение, что процесс организации и содержания внеурочной общеинтеллектуальной деятельности как средства формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников будет эффективен, если будет:

- уточнено и теоретически обосновано понятие «учебно-познавательная компетенция»;

- спроектирована и апробирована модель организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности, включающая целевой, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный и результативный компоненты;

- разработано и внедрено программно-методическое обеспечение формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников во внеурочной общеинтеллектуальной деятельности.

Методологическую основу исследования составили ведущие положения философии (принцип детерменизма, активной творческой деятельности личности, единство внешних воздействий и внутренних условий); общенаучный уровень исследования представлен системным и деятельностным подходами; конкретно-научный уровень исследования представлен компетентностным подходом.

Теоретической основой исследования являются: теории по проблемам подготовки будущего учителя [2; 4]; теории развития целостной личности, ее познавательных способностей и возможностей; теоретические положения, связанные с подготовкой учителей к формированию учебно-познавательной компетентности в учебном процессе.

Экспериментальное подтверждение достоверности и корректности учебно-методического комплекса опирается на идею сравнения показателей контрольных и экспериментальных групп и последующую оценку результатов применяемых методик.

пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм

Формирующий этап исследования базировался на реализации рабочей программы по организации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности «Дорастем до открытий!», составленной в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов, с помощью которых решаются следующие задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, решать нестандартные задачи); развитие психических познавательных процессов (различные виды памяти, внимание, зрительное восприятие, воображение); развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся; формирование и развитие коммуникативных умений, основ рефлексии.

Рабочая программа «Дорастем до открытий!» содержит учебно-тематический план со следующими разделами:

- Выявление уровня сформированности учебно-познавательной компетенции по критериям (мотивация, объем памяти, распределение и переключение внимания, логическое мышление, учебно-исследовательские умения, рефлексия).

- Определение предмета. Признаки предметов. Классификация предметов. Графический диктант.

- Анаграммы. Омонимы. Синонимы. Графический диктант.

- Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

- Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

- Развитие мышления. Учимся рассуждать, доказывать.

- Верные и неверные утверждения. Графический диктант.

- Проект. Определение темы проекта. Составление плана выполнения проекта. Публичная защита проекта.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут; у ребенка происходит развитие самосознания, самоконтроля и самооценки; отсутствие отметок снижает тревожность обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. На занятиях применяются занимательные (и доступные для понимания) задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.; составляется мини-проект по выбранной теме. В итоге формируется отношение к данным занятиям как к средству развития личности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение обучающимися поисковых задач. Благодаря этому у младших школьников формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка и обсуждение решения задач. Такая форма работы благоприятно влияет на повышение самооценки у обучающихся, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет, например, пониженного внимания. На этом этапе у обучающихся формируются такие важные качества, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать самому себе отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. В курсе используются задачи различной сложности, поэтому слабые дети получают возможность почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Задания строятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, различные темы и формы подачи материала интенсивно чередуются в течение курса, что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Разработанная система учебных заданий / задач направлена на развитие познавательных процессов у младших школьников, в частности, усиления их математических спо-

прослемы современной психологии и пеппгогини

собностей, как то: умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить предположения и проверять их; формулировать выводы и иллюстрировать их. Часть заданий заимствована из отечественной учебной и педагогической литературы и адаптирована с учетом возрастных особенностей младших школьников; часть заданий составлена нами. Приведем краткую характеристику заданий [3].

Задания на внимание включают различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, увеличение его объема, повышение устойчивости, гибкость переключения и распределения.

Задания на развитие памяти включают тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, улучшению качества воспроизведения материала. Участие в играх развивает у младших школьников память, этому способствуют и специальные приемы, облегчающие запоминание. Благодаря таким занятиям учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения; у них увеличивается объем зрительного и слухового запоминаемого; развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность, рациональное использование своих сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения отличаются следующим: развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; выполняется дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий; осуществляется выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; предлагается выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделяются заданные фигуры из общего рисунка для выявления замаскированного рисунка; выполняется деление фигуры на несколько заданных фигур и построение новой фигуры из некоторых полученных частей; изменяется положение спичек для составления новых фигур.

Задания на развитие восприятия охватывают развитие слуховых и осязательных ощущений; формирование и развитие пространственных представлений; развитие умение ориентироваться в пространстве листа; развитие фонематического слуха; развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.

Задания, развивающие мышление, направлены на формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений; узнавание предмета по его признакам; описание предметов, явлений в соответствии с их признаками; умения выделять главное и существенное; сравнение предметов и выделение черт сходства и различия; выявление закономерностей; развитие основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; умения выделять главное и существенное в ходе выполнения развивающих заданий и упражнений, решения логических задач.

С этой целью приведены задания, позволяющие на доступном обучающимся материале строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений обучающиеся учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы и рекомендации. Реализацию модели внеурочной общеинтеллектуальной деятельности обучающихся целесообразно осуществлять поэтапно (см. выше). Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной общеинтеллектуальной деятельности должно опираться на следующие принципы (принцип гуманистической направленности, системности, вариативности, добровольности, успешности и социальной значимости). Проектная деятельность обучающихся - продуктивная база общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57). ЯОГ5 SSSSSSS

Опытно-экспериментальная работа подтвердила целесообразность разработки программно-методического обеспечения и поддержки педагогов, работающих по данному направлению внеурочной деятельности, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, становление их творческих и интеллектуальных способностей, познавательного интереса, инициативы.

1. Гарант. Информационно-образовательный портал. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#ixzz3KvlXjshw.

2. Гаязов, А.С. Семь проблем современного образования [Текст] / А.С. Гаязов. - Уфа : Вагант, 2008. - 245 с.

3. Никольская, И.Л., Тигранова, Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы [Текст] / И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова. - 6-е изд. - М. : Экзамен, 2013. - 239 с.

4. Терегулов, Ф.Ш., Штейнберг, В.Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика [Текст] / Ф.Ш. Терегулов, В.Э. Штейнберг. - Уфа : Изд-во БИРО, 1998. - 232 с.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL : http://standart.edu.ru.

6. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - URL : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.