Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ'

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / TEXT / УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / EDUCATIONAL TEXT / ОЛИМПИАДА / ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА / REMOTE CONTEST / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОCТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / CONDITIONS OF FORMATION OF LINGUISTIC PERSONALITY / МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / METHODS OF WORKING WITH TEXT / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / ORGANIZATION OF WORK WITH TEXT / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / TEXT TASKS / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / CREATIVE EXERCISES / CONTEST / FORMATION OF LANGUAGE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Анна Евгеньевна, Юнусова Альбина Галиевна

В статье представлена методика организации работы с текстовыми заданиями в условиях дистанционной олимпиады по русскому языку и подробно описана ее реализация на примере обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Анна Евгеньевна, Юнусова Альбина Галиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF WORK WITH TEXT TASKS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE OLYMPIAD ON RUSSIAN FOR 5 FORM PUPILS

The paper presents a methodology of organization of work with text tasks in a remote contest in the Russian language and describes in detail the implementation of the methodology on the example of middle school pupils.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ»

А.Е. Родионова, А.Г. Юнусова

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

Ключевые слова: текст, учебный текст, олимпиада, дистанционная олимпиада, языковая личность, становление языковой личности, условия формирования языковой личности, методика работы с текстом, организация работы с текстом, текстовые задания, творческие задания.

Аннотация. В статье представлена методика организации работы с текстовыми заданиями в условиях дистанционной олимпиады по русскому языку и подробно описана ее реализация на примере обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.

Русский язык как учебный предмет занимает особое место в обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности школьников и развитие личности в целом. Изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по русскому языку в общеобразовательной школе. Педагоги должны планировать результаты деятельности учащихся, что в дальнейшем поможет качественно повысить уровень освоения учебного материала. При этом немаловажное значение имеют средства обучения, среди которых особое место занимают текст и задания к нему. Одна из перспективных областей их применения - олимпиада школьников по русскому языку.

Среди ученых, внесших существенный вклад в разработку указанной проблематики, есть такие известные имена, как Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, Н.М. Шанский и др.

Олимпиада проверяет знания по русскому языку в рамках школьной программы и за ее пределами, уровень развития речи, творческое мышление, способность к решению нестандартных задач. Олимпиада выявляет лучшего, но любой может испытать в ней свои силы, расширить свой кругозор, развить творческую инициативу.

В связи с введением ФГОС ООО деятельность учащихся по изучению предмета «Русский язык» делится на урочную и внеурочную. Эффективной формой организации внеурочной деятельности является олимпиада, что и обусловило актуальность выбора темы нашего исследования.

Большинство учителей продолжают работать в рамках традиционного подхода: вооружают обучающихся знаниями, умениями и навыками, а не рассматривают знания и умения как средство развития школьника. Отсюда возникает противоречие между социальным заказом общества и недостаточным вниманием к введению инноваций в рамках реализации требований ФГОС к результатам обучения.

Мы поставили своей целью разработать комплекс текстовых заданий для формирования языковой личности в процессе проведения дистанционной олимпиады по русскому языку для 5 классов, реализовать эти задания на практике и в ходе их реализации исследовать закономерности процесса формирования языковой личности участников олимпиады.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили труды педагогов, методистов, лингвистов, посвященные интересу как мотиву учебной деятельности (Л.С. Славина, Л.И. Божович, К.Д. Ушинский, Б.И. Додонов, Я.А. Коменский, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова, А.Г. Ковалев); внеурочной деятельности (Э.Г. Юдин, Н.М. Шанский); деятель-ностный подход (А.М. Кондаков, Г.С. Ковалев); теории языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик).

Достижение целей обучения русскому языку, которые обозначены в примерной программе по русскому языку в рамках ФГОС ООО, невозможно без основного средства - тек-

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

ста, который в качестве цели обучения служит объектом смыслового восприятия и декодирования смысла и продуктом речевой деятельности учащихся [1, 106].

Текст как средство обучения является источником информации, инструментом освоения лингвистического, терминологического аппарата, приемом овладения нормами русского литературного языка, способом формирования и развития предметных компетенций, способом приобщения к национальной культуре, инструментом контроля и диагностики уровня сформированных знаний, умений и предметных, а также метапредметных результатов.

Как объект и предмет изучения текст представляет собой результат речевой деятельности, в котором воплощен авторский замысел, а чувства, мысли переданы при помощи средств языковой выразительности. Особое внимание следует уделять подбору текстов для работы с обучающимися во внеурочное и урочное время при изучении предмета «Русский язык».

Кроме образовательного содержания, в тексте заложен развивающий потенциал, поэтому текст является средством формирования коммуникативно-речевых умений и навыков, таких как сопоставление разных точек зрения, вычленение главной информации, соотнесение знаний в области лингвистической теории с конкретными речевыми фактами в данном тексте, работа в соответствии с инструкцией и заранее данным либо самостоятельно полученным алгоритмом. Следует отметить, что текст является средством формирования языковой рефлексии.

Учащиеся должны уметь работать с текстами разных стилей, жанров, ориентироваться, в каком направлении развивается мысль в произведении, при помощи каких стилевых и жанровых особенностей можно создать свое собственное высказывание.

Нельзя не согласиться с мнением Т.М. Пахновой о том, что работа с текстом на уроках русского языка создает условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [8].

Необходимо отметить, что в последнее время часто можно найти исследования, которые рассматривают языковое образование как триаду «обучение языку - языковая культура - языковая личность». Некоторые ученые говорят уже не только о языковом образовании, но и о языковом воспитании. Действительно, согласно общеизвестным принципам педагогической науки невозможно обучать и не воспитывать. Воспитание и обучение находятся во взаимовлияющих и взаимодополняющих условиях.

На первый план выходит содержательная, коммуникативная доминанта в обучении: учить нужно тому, что прежде всего понадобится в практике устного и письменного речевого общения. Принципы формирования языковой личности определяются этой главной целью лингвистического образования.

Для реализации поставленной цели мы разработали методику организации работы с текстовыми заданиями в условиях дистанционной олимпиады.

Мы выделили следующие составляющие нашей методики:

Во-первых, ФГОС ООО - мотивационно-целевой компонент, который включает цель, определенную на основе социального заказа общества.

Во-вторых, рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5 класса для общеобразовательной школы - содержательный компонент, который отражает освоение языковых единиц в их многообразии и единстве.

В-третьих, конкретные виды олимпиадных заданий, которые составляют содержательную сторону внеурочной деятельности - процессуальный компонент, содержит методы, формы и средства, эффективные для становления языковой личности школьников в условиях дистанционной олимпиады.

прослемы современной психологии и пеппгогини

В-четвертых, анализ результатов каждого тура олимпиады - оценочно-результативный компонент, включает оценку сформированности ключевых компетенций - лингвистической, коммуникативной, регулятивной, обеспечивающих результативное языковое образование школьников и процесс становления языковой личности.

Представленная методика формирования языковой личности на основе текстовых олимпиадных заданий будет работать при соблюдении следующих условий:

1) обеспечение активной деятельности школьников через интерактивные методы и формы обучения во внеурочное время;

2) осуществление субъект-субъектного взаимодействия учителя со школьниками на занятиях по предмету «Русский язык»;

3) ориентация школьников на самообразование, самореализацию в рамках изучения предмета «Русский язык»;

4) формирование целостной научной картины мира посредством изучения разных дисциплин, направленных на формирование коммуникативных компетенций и компетентности в области языкового образования;

5) гуманизация школьного образования: придание личностного смысла представляемому материалу, опора на субъективный опыт;

6) вариативность образовательной среды: учет психологических особенностей и стиля учебной деятельности, осуществление преемственности между начальным и средним звеном в языковой подготовке школьников;

7) творческая направленность олимпиадных заданий, так как формирование языковой личности невозможно без активизации творческой деятельности школьников.

Мы считаем, что только при учете вышеназванных условий можно сформировать языковую личность школьников по предложенной нами методике.

Наша методика основана на исследованиях в области системного, деятельностного и компетентностного подходов. Задания составлены к разным видам учебного текста:

1) текст - фрагмент художественного произведения;

2) креализованный текст;

3) текст - ряд предложений, отобранных и систематизированных по определенному принципу;

4) прецедентный текст - текст, который воспринимается как общеизвестный в конкретной речевой культуре, что и делает возможными особые формы его использования;

5) деформированный текст.

Текстовые задания, составленные для олимпиады, носят творческий и исследовательский характер. Все они ориентированы не только на формирование предметных результатов, но и на умение работать с информацией, выбирать необходимую ее часть, то есть на формирование метапредметных результатов, а значит, на формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Предложенные нами текстовые задания способствуют развитию речи учащихся. Тематический текстовой материал и разработанные способы практической работы с текстом подобраны таким образом, что направлены на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и речевых единиц.

Наиболее результативными, на наш взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; сочинение-рассуждение; редактирование текста; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами. В нашей методике особое внимание уделено такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, быть различными по стилю, типу речи, лексическим особенностям, содержать разнообразные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил построения слова, предложения, текста обеспечивает развитие знаково-символических действий: замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Выполнение олимпиадных заданий ведет к формированию самостоятельности, совершенствованию языковой и коммуникативной компетенций, освоению новых знаний. Организатор олимпиады выступает в роли консультанта, координатора проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия для участия детей в олимпиаде, поддерживает инициативу и помогает становлению языковой личности школьника. Предметная олимпиада не самоцель, а средство развития школьника и формирования языковой личности.

Особое внимание следует уделить подбору текстов для работы с детьми в урочное время, так как умение организовывать работу с текстом в индивидуальной, самостоятельной форме пригодится при выполнении олимпиадных текстовых заданий.

Базой нашего исследования является Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Центр развития одаренности школьников.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

I этап - констатирующий.

Осуществлялось теоретическое исследование обозначенной темы (анализ психолого-педагогической, научной литературы), формулировался и уточнялся объект исследования, его цели, задачи. Был проведен 1 этап дистанционной олимпиады с целью выявления уровня сформированности языковой личности учащихся 5 класса.

II этап - формирующий.

Разработка и апробация комплекса текстовых заданий для олимпиады по русскому языку в 5 классе общеобразовательной школы. Проведение 2 этапа дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 класса.

III этап - контрольный.

На этом этапе осуществлялся контрольный этап эксперимента по формированию языковой личности учащихся 5 класса посредством участия в дистанционной олимпиаде по русскому языку. Был проведен 3 этап дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 класса.

Дистанционная олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов состояла из трех этапов. Общая информация по Олимпиаде представлена ниже в таблице.

Первый тур дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 класса был проведен с 01 октября 2014 по 10 ноября 2014, в нем приняли участие 1003 ученика. Данный тур был определен нами как констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. Задача его состояла в том, чтобы, во-первых, обеспечить как можно большее количество участников, а во-вторых, проверить уровень сформированности языковой личности учащихся 5 класса на вербально-семантическом уровне (по структурной модели языковой личности Ю.Н. Караулова), единицами которого являются отдельные слова как единицы вер-бально-ассоциативной сети. Необходимо отметить, что на данном уровне идет овладение структурно-системными связями изучаемого языка в параметрах системообразующей функции языка, направленной на решение коммуникативных задач. Исходя из описанных выше характеристик первого уровня в структурной модели языковой личности, мы выбрали для его проверки тест, на выполнение которого отводилось 45 минут. Временные ограничения на 1 этапе дистанционной олимпиады были введены с той целью, чтобы у учителя была возможность в течение одного академического часа в урочное или внеурочное время

прослемы современной психологии и пеапгогики

привлечь к участию в олимпиаде весь класс. Участие в олимпиаде предполагало наличие стационарного компьютера для каждого ученика, поэтому занятие необходимо было проводить в компьютерном классе. Проверка олимпиадных заданий осуществлялась автоматически. С результатами участники могли ознакомиться после завершения 1 этапа на сайте Акмуллинской олимпиады.

Таблица 1

п/п Номер тура Дата проведения Количество участников Количество победителей Образовательное учреждение, район, подготовившие лучших уча-

1 место 2 место 3 место стников

1 тур 01.10.14 -10.11.14г. 1003 5 17 13 Балтачевский р-н, МОБУ СОШ д. Штанды; Альшеевский район, МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова; г.Уфа, МБОУ лицей №107

2 тур 10.12.14 -25.01.15г. 242 1 2 3 Альшеевский район, МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова; Туймазинский район,с.Кандры, МБОУ СОШ №1; Мелеузовский район МОБУ СОШ №8; г. Давлекано-во МОБУ лицей №4

3 тур 10.02.15 -05.04.15г. 146 1 9 13 Балтачевский р-н, МОБУ СОШ д. Штанды; Альшеевский район, МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова; г. Туймазы, ул.Ленина, 34, МБОУ СОШ №1; Мелеузовский район МОБУ СОШ №8; г.Давлеканово МОБУ лицей №4

На данном этапе детям были предложены 15 тестовых заданий по следующим разделам предмета «Русский язык»: «Фонетика», «Орфоэпия», «Лексикология», «Фразеология», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис», «Главные и второстепенные члены предложения», «Морфология (неопределенная форма глагола, род имени существительного)», «Текст. Средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, гипербола, метафора)», а также тесты, проверяющие эрудицию в области общего языкознания, в частности, представления о существующих в мире названиях языков, а также знание популярных книг о русском языке и их авторов, с формулировкой задания, которое напоминает уча-

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

стникам олимпиады о необходимости чтения книг указанных авторов для подготовки к следующему этапу Олимпиады. Также необходимо отметить, что в список заданий было включено задание на знание лингвистических терминов, что является необходимым требованием реализации требований ФГОС ООО.

Второй этап дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 классов состоялся с 10 декабря 2014 г. по 25 января 2015 г. В данном туре приняли участие школьники 5 классов в количестве 242. Участникам были предложены текстовые задания с учетом полученных и проанализированных результатов констатирующего этапа эксперимента. В частности, были разработаны задания по следующим разделам русского языка: «Фонетика», «Лексика (лексическое значение слова, сокращенная и полная формы русских имен)», «Лексикология и лексикография», «Фразеология», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис», «Главные и второстепенные члены предложения», «Морфология (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, частица)», «Текст. Стилистика русского языка. Средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, гипербола, метафора)».

Следует отметить тот факт, что школьники с удовольствием приняли участие в олимпиаде. Здесь, наверное, не последнее место занимает содержание заданий, разработанных

и отобранных для олимпиады с учетом возрастных особенностей и интересов детей — участников конкурса. Так, например, были предложены задания следующего характера для учащихся 5 класса:

Задание 1. В наше время возвращается мода на старые русские имена.

Носителей каких полных имен можно назвать так: Родя, Груша, Дуня?

Просто все как будто каким-нибудь волшебством здесь переменилось: все подновлено, словно изба, к празднику убранная, а флигеля, где Гоуша жила, и следа нет: срыт, и на его месте новая постройка поставлена.

Н. С. Лесков. «Очарованный странник»

«Милый мой Родя, - писала мать, - вот уже два месяца с лишком как я не беседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В каком словаре можно получить такую информацию?

В данном задании интерес у детей вызывает использование имен в уменьшительно-ласкательной форме, их необычное звуковое оформление и, конечно же, особый интерес вызывает поиск ответа на вопрос: как будет звучать полная форма имен. В этом возрасте дети любят подобные задания, которые предполагают поиск новой информации.

Задание 2. Как заканчивались раньше пословицы:

1. Собаку съел...

2. Пьяному море по колено...

3. Язык мой - враг мой...

4. У страха глаза велики...

5. Голод не тетка...

Данное задание интересно тем, что оно показывает школьникам элементы устного народного творчества. Учащиеся любят устное народное творчество, так как пословицы представляют собой необычные сочетания слов, которые требуют от учащихся для понимания их значения додумывания, фантазии, развитого наглядно-образного мышления, представления и творчества.

Задание 3. Объясните, какие ошибки сделаны в следующих предложениях. Исправьте

их.

прослемы современной психологии и пеапгогики

На подмогу Золушке пришла ее крестная.

Я этих упреков и оскорблений недостоин.

Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?

Изысканные и вкусные деликатесы из рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

Болельщики давно заметили, что зашита нашей футбольной команды хромает.

Данное задание привлекает внимание детей, во-первых, выбором интересных по содержанию предложений, составляющих учебный текст. Во-вторых, детям данного возраста очень нравится находить ошибки у других, то есть быть в роли учителя, проверять и править чужие тексты. Здесь немаловажное значение имеет формулировка задания, которая предполагает интересный вид деятельности.

Задание 4. Прочитайте отрывок из автобиографической повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Какое средство художественной выразительности, использованное Гоголем, «не восприняли» Оськины слушатели?

Успех был сокрушительный. Артисты едва не задохнулись в материнских объятиях зрителей. После спектакля Оська читал описание украинской ночи из «Сорочинской ярмарки».

Зал уселся и затих.

- «Знаете ли вы украинскую ночь?» - с чувством начал Оська.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Нет, нет!!! - закричал зал. - Не знаем! Просим! Просим!

- «Нет, вы не знаете украинской ночи!» - продолжал немного смущенный Оська.

- Ясно, не знаем, - согласились матери. - Откуда нам знать? Какое наше воспитание было!

Потом ребята водили матерей и показывали свои плакаты, рисунки, журналы, доску газетных вырезок.

Начались игры и танцы. Матери сперва жались к стене, смущались, но Динка и Зорька вытащили их на середину комнаты. Я грянул «Барыню» в четыре руки, считая пару Оськиных, и комната завертелась, как огромный волчок. У нас дома бывали елки и «вечера рождения», но никогда не было так весело и хорошо. (Л. Кассиль).

Укажите в предложенном отрывке и другие средства художественной выразительности.

Данное задание мы предложили участниками олимпиады не случайно. Во-первых, содержание текста достаточно интересное, текст изобилует разными средствами художественной выразительности, во-вторых, иронический или даже анекдотический характер содержания текста вызывает смех, таким образом, у детей появляется внешний мотив к выполнению заданий.

Задание 5. Однажды один известный ученый исследовал проблему силы слова. Этот веселый человек придумал вот что: нарисовал на картинках фантастические существа. Одно колючее, злое, угловатое, а другое добродушное, кругленькое, толстенькое. Затем этим существам он придумал названия: «мамлына» и «жаваруга». Картинки были напечатаны в газете «Неделя». Читателей просили угадать: где «мамлына» и где «жаваруга»? (в задании приводятся рисунки психолингвиста И.Н. Горелова).

Формулировка задания имеет сюжетный характер, тем самым привлекает внимание участников уже при первичном чтении текстового задания. Детям данного возраста нравятся разные необычные истории, связанные с жизнью людей. Немаловажное значение имеют необычные клички или названия животных. В данном возрасте дети проявляют огромный интерес ко всему необычному, неизведанному, т.е. у них очень высокий уровень познава-

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

тельной активности. Наглядность, использованная в формулировке задания, является необходимым средством привлечения внимания и началом формирования у детей устойчивого интереса к выполнению олимпиадных заданий и участию в олимпиадах.

Задание 6. Изложите сказку «Теремок» (или ее начало)

1) в научном стиле;

2) в официально-деловом стиле (например, в виде заявления, полицейского протокола, объяснительной записки);

3) на молодежном жаргоне;

4) в виде рекламного ролика.

Выберите из предложенных вариантов сочинения по своему желанию только один. Ориентировочный объем текста - 100 слов.

Данное задание мы предложили участникам неслучайно. Учащиеся 5 класса только перешли из начального в среднее звено общеобразовательной школы, поэтому у них еще присутствует интерес к сказкам как устному народному творчеству. В последующих классах привлечь внимание детей к сказкам будет сложнее, но в данном возрасте мы можем предложить им текстовые задания на основе прочитанных сказок. Тем более что сказку нужно будет изложить, используя разные стили, молодежный жаргон или в форме видеоролика. Все эти формы достаточно хорошо известны детям, их в первую очередь заинтересует возможность творить сказку на новый лад. Как раз именно возможность творить что-то свое, отличное от уже известного, будет основным мотивом, движущей силой при выполнении задания.

Таким образом, приведенные задания показывают, что олимпиада действительно была направлена на развитие творческих способностей детей, выявление одаренных детей и создание условий для их самореализации, содействие организации учебной и досуговой деятельности учащихся, стимулирование самостоятельной творческой деятельности учащихся в рамках олимпиады, повышение познавательной активности участников, стимулирование интереса учащихся к получению новых знаний, развитие умений участников искать нужную информацию и все это способствовало формированию языковой личности школьника.

Дистанционная форма организации олимпиады привлекла внимание участников, и, по нашему мнению, постепенно займет одну из ведущих позиций в системе организации внеурочной деятельности по каждому предмету в среднем звене общеобразовательной школы. Это требование времени и необходимое условие формирования личности современного выпускника общеобразовательной школы.

Третий этап дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 классов состоялся с 10 февраля 2015 г. по 05 апреля 2015 г. На этом этапе приняли участие учащиеся 5 классов в количестве 146 человек. Участникам было предложено задание составить текст собственного сочинения на предложенную организаторами олимпиады тему.

Оценивались в качестве самостоятельных критериев содержание работы, риторические свойства текста, его правильность.

Таким образом, третий этап действительно представлял собой контрольный этап эксперимента, где обучающимся было предложено задание на создание самостоятельного текста. Здесь учащимся необходимо было продемонстрировать умение самостоятельно создавать текст и уже на практическом уровне показать результат формирования языковой личности. Создание самостоятельного текста соответствует самому высокому уровню формирования языковой личности, согласно модели Ю.Н. Караулова. Только посредством анализа самостоятельно созданного текста можно судить об уровне сформированности языковой личности его автора, о его индивидуальных характеристиках.

За 2014-2015 год в дистанционной олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 классов участвовал в трех этапах в общей сложности 1391 ученик. Из них первое место во всех трех этапах заняли 7 школьников, 2 место - 28 школьников, 3 место - 29 школьников.

На первом этапе первое место заняли 5 участников, которые набрали по 14 баллов из возможных 15 баллов. 17 участников заняли второе место, набрав 13 баллов. 13 участников набрали 12 баллов и заслужили 3 место.

□ 5

□ 17

□ 13

1 место 2 место 3 место

Рис. 1. Результаты первых трех мест 1 этапа олимпиады

Первый этап дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 класса был проведен с 01 октября 2014 по 10 ноября 2014, приняли участие 1003 участника. Данный этап был определен нами как констатирующий этап экспериментальной работы.

Второй этап дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 классов состоялся с 10 декабря 2014г. по 25 января 2015г. На данном этапе приняли участие школьники 5 классов в количестве 242 учащихся.

□ 1 □ 2 □ 3

1 место

2 место

3 место

Рис. 2. Результаты первых трех мест 2 этапа олимпиады

На втором этапе первое место занял 1 участник, который набрал 82 балла из возможных 100 баллов. 2 участника заняли второе место, набрав 74 балла. 13 участников набрали 73 балла и заслужили 3 место.

Третий этап дистанционной олимпиады по русскому языку для учащихся 5 классов состоялся с 10 февраля 2015г. по 05 апреля 2015г. На этом этапе приняли участие школьники 5 классов в количестве 146 учащихся.

пеппгогический журнал Башкортостана м 5(лл). ео1& ⧧§§бъ

/

✓ /

у - У

□ 1

□ 9

□ 13

1 место

2 место

3 место

Рис. 3. Результаты первых трех мест 3 этапа олимпиады

На третьем этапе первое место занял 1 участник, который набрал 22 балла из возможных 22 баллов. 9 участников заняли второе место, набрав 21 балл. 13 участников набрали 20 баллов и заслужили 3 место.

Таким образом, из диаграммы видно, что количество призовых мест на контрольном этапе эксперимента увеличилось по сравнению с констатирующим и формирующим этапами.

Необходимо отметить, что участники олимпиады на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы продемонстрировали хорошие знания системы языка, умение выбирать средства языка, исходя из целей коммуникации, умение ориентироваться в разных функциональных стилях языка. Участники продемонстрировали в своих сочинениях умение создавать собственный текст, который характеризуется высокой грамотностью; способность логически и композиционно выстроить текст, подобрать аргументы и выстроить их в логическом порядке, осуществить эмоциональное воздействие на читателя и т.п.

Можно сделать вывод, что предложенная нами методика проведения дистанционной олимпиады по русскому языку на основе текстовых заданий оправдана и показала положительную динамику полученных результатов.

Предложенные нами текстовые задания способствуют развитию речи учащихся. Тематический текстовой материал и разработанные способы практической работы с текстом подобраны таким образом, что направлены на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Школьная олимпиада - это новое образовательное пространство, формируемое с целью популяризации знаний, создания мотивации к изучению предмета, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, пробуждения духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся независимо от уровня подготовленности, подведения итогов работы в рамках всех форм дополнительного образования. Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, крае. В настоящее время победы учащихся на олимпиадах являются достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считаются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Таким образом, можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одаренных детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребенком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они впоследствии и становятся основными

проЕлемы современной психологии и пеппгогини

участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / гл. ред. О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - Москва : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.

2. Валгина, Н.С. Теория текста : учеб. пособие [Текст] / Н.С. Валгина. - Москва : Логос, 2003. - 173 с.

3. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе [Текст] / под ред. К.В. Мальцевой, М.Н. Борисовой. - Москва : Просвещение, 1982. - 185 с.

4. Гальперин, И.Р. Что такое текст. Работа над текстом [Текст] / И.Р. Гальперин. - Москва, 1975. - 387 с.

5. Карасик, В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс: монография [Текст] / В.И. Карасик. - Москва : Гнозис, 2004. - 389 с.

6. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - Москва : УРСС, 2002. - 261 с.

7. Кудинова, Г.Ф. Об интерактивном дистанционном учебном курсе русского языка как иностранного [Текст] / И.В. Кудинов, Г.Ф. Кудинова // В сборнике: Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории материалы XIV Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 302-305.

8. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пах-нова // Русский язык в школе. - 2000. - №4. - С. 3-12.

9. Родионова, А.Е. Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности учащихся [Текст] / А.Е. Родионова, А.Г. Юнусова // В сборнике: Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз // Материалы XV региональной научно-практической конференции. - 2015. - С. 213-216.

10. Сандалова, Н.Н. Исследовательская деятельность в начальном общем образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н.Н. Сандалова. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2016. - 56 с.

11. Савельева, Е.А. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология») [Текст] / Е.А. Савельева, Е.В. Гурова, А.Г. Юнусова, Л.К. Фаткуллина, Н.С. Нестерова, Л.А. Савельева // Мир науки. - 2016. - Т. 4. № 3. С.8-16.

12. Янгирова, В.М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / В.М. Янгирова, Г.З. Имашева // В сборнике: Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы

и перспективы развития материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 166-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.