Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, КАК НЕРОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ)'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, КАК НЕРОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕРОДНОЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / СИМУЛЯЦИОННЫЕ МЕТОДЫ/МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / SIMULATION TEACHING METHODS / NATIVE LANGUAGE / NON-NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Гульнара Франгилевна, Попова Екатерина Викторовна, Капишева Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются особенности использования инновационных технологий при обучении русскому языку как родному, как неродному и как иностранному в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Одним из условий успешной реализации основных и дополнительных образовательных программ по русскому языку в университете является создание специализированных интернет-ресурсов и учебных аудиторий, которые позволяют оптимально внедрять симуляционные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинова Гульнара Франгилевна, Попова Екатерина Викторовна, Капишева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN AS A NATIVE, AS A NON-NATIVE AND AS A FOREIGN LANGUAGE (FROM THE EXPERIENCE OF THE BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLAH)

This article describes the features of the use of innovative technologies in teaching Russian as a native, as a non-native and as a foreign language in the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah. One of the conditions for the successful implementation of basic and additional educational programmes in the Russian language at the University is the creation of specialized Internet resources and classrooms that allow to optimally implement simulation training methods.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, КАК НЕРОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ)»

Г.Ф. Кудинова, Е.В. Попова, Т.Ю. Капишева

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, КАК НЕРОДНОГО И КАК ИНОСТРАННОГО

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ)

Ключевые слова: неродной язык, иностранный язык, инновационные технологии, симуляционные методы/методики обучения.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования инновационных технологий при обучении русскому языку как родному, как неродному и как иностранному в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Одним из условий успешной реализации основных и дополнительных образовательных программ по русскому языку в университете является создание специализированных интернет-ресурсов и учебных аудиторий, которые позволяют оптимально внедрять симуляционные методы обучения.

ао1: 10.21510/1817-3292-2016-5-47-50

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы определил в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности продвижение русского языка и культуры в республике, тюркоязычных странах ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время БГПУ им. М. Акмуллы является одним из ведущих педагогических вузов России и входит в Ассоциацию университетов стран-участниц ШОС. Тесные отношения с вузами стран ШОС позволяют педагогическому университету разрабатывать научно-образовательные проекты с учетом национальных, культурных и этноконфессиональных факторов. Актуальность тематики проектов обусловлена тем, что Республика Башкортостан - полиэтнический и поликонфессиональный субъект Российской Федерации, в нем проживают представители свыше 160 национальностей: башкиры, русские, татары, чуваши и др. В связи с этим в БГПУ им. М. Акмуллы ведется системная работа по изучению функционирования и развития русского языка в многонациональном регионе, по информационно-техническому и учебно-методическому обеспечению преподавания русского языка как неродного и как иностранного. Ежегодно проводятся методические семинары и курсы повышения квалификации для учителей-словесников, которые работают в общеобразовательных учреждениях с родным языком обучения (башкирским, татарским), выпускаются учебники по русскому языку для таких школ, направленные на углубленное изучение русского языка в диалоге культур. В педагогическом университете работает Центр продвижения русского языка, основным направлением деятельности которого является координация программы популяризации русского языка на территории субъектов РФ и за рубежом, организация образовательно-просветительских экспедиций волонтеров международной программы «Послы русского языка в мире». В мае 2016 года Министерство образования и науки РФ наделило БГПУ им. М. Акмуллы статусом опорного гуманитарного вуза по этому направлению.

Два проекта Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы поддержаны экспертной комиссией Минобрнауки РФ в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг.: «Организация образовательной, культурно-просветительской и игротехнической работы на русском языке с волонтерами проекта «Послы русского языка» в Республике Башкортостан в осенний период 2016 года» и «Продвижение ресурсов, связанных с изучением русского языка и образованием на русском языке, в СМИ и Интернет-ресурсах». Реализуя первый проект, БГПУ им. М. Акмуллы с 18 по 31 октября 2016 года принимал экспедицию волонтеров, послов русского языка, в Республике Башкортостан. В университете был организован дополнительный региональный отбор участников данной международной программы и их обучение по специальному плану, разработанному Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина и БГПУ им. М. Акмуллы. После очного этапа обучения послы русского языка провели цикл образовательных и культурно-просветительских мероприятий в школах Республики Башкортостан.

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

В БГПУ им. М. Акмуллы накоплен богатый опыт в области изучения и преподавания русского языка как иностранного. Так, на базе университета работает Центр тестирования по русскому языку для иностранных граждан и трудовых мигрантов, осуществляется обучение иностранных граждан в рамках широкого спектра основных и дополнительных образовательных программ.

В вузе проводится подготовка по магистерской программе: направление «Педагогическое образование», профиль «Языковое образование (русский язык как иностранный)». В нее включены учебные дисциплины «Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Русские культурные концепты», «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Русский речевой этикет», «Сопоставительная лингвокультурология», «Контра-стивная лингвистика» и др.

В 2015 году в БГПУ им. М. Акмуллы открыт специальный адаптированный курс русского языка для трудовых мигрантов, который реализуется в формате информационно-учебного интернет-сайта (дистанционного курса) по принципу открытой регистрации. Слушатели программы в результате освоения данного курса приобретают знания по русскому языку, достаточные для сдачи экзамена по русскому языку для трудящихся мигрантов. Данный интерактивный учебный курс русского языка находится на платформе «МооС1е» (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Дистанционный учебный курс для трудовых мигрантов имеет свой интерактивный кабинет, в котором выложены инструкции по работе с ресурсом, учебно-методическая информация для слушателей. Интерактивный курс предполагает предварительную диагностику компетентности трудовых мигрантов - входное тестирование на определение уровня владения языком. Программа составлена с учетом принципа вариативности, есть возможность двухуровневого ее освоения. Первый уровень предусматривает обучение мигранта, не имеющего знаний по русскому языку, и ориентирован на формирование минимального набора необходимых речевых компетенций. Второй - обучение мигранта, владеющего языком, с целью расширения языковых компетенций в зонах его профильных интересов. Реализация программы предусматривает проведение дистанционных лекций и практических занятий, в ходе которых организуется обсуждение и анализ языковых ситуаций, ознакомление с культурой и речью русского народа, работа в малых группах, самостоятельная работа и др. Каждый урок разделен на 6 частей («слушаем, читаем, запоминаем, повторяем, переводим, говорим»), которые позволяют успешно освоить материал, необходимый для сдачи теста по русскому языку в целях получения разрешения на работу. Помимо самостоятельной работы, предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия с преподавателем при помощи видеоконференцсвязи. Организуются онлайн-семинары с носителями языка и форумы для общения пользователей проекта. Контроль за освоением слушателями учебных материалов настоящей программы осуществляется по результатам выполнения тестовых заданий.

В 2017 году в БГПУ им. М. Акмуллы планируется открытие бакалавриата по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профилю «Русский язык как иностранный, Английский язык». К положительным сторонам данной общеобразовательной программы относятся следующие факторы: продвижение русского языка, русской культуры в международное образовательное пространство через подготовку учителей русского языка как иностранного и английского языка, обучение через язык-посредник (английский язык), возможность изучения двух мировых языков, отсутствие подобных программ в Приволжском федеральном округе.

Успешному продвижению русского языка как родного, как неродного и как иностранного в Республике Башкортостан способствуют интернет-проекты БГПУ им. М. Акмуллы. Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан - уникальный инструмент обеспечения всех субъектов образовательного процесса информационно-цифровыми

прослемы современной психологии и пеппгогини

ресурсами учебно-методического назначения. Сайты olimp.bspu.ru, distolimp.bspu.ru, оНтр-alfa.bspu.ru служат для организации и проведения дистанционных олимпиад и конкурсов, позволяют объединить участников, организаторов и экспертов не только республики, но и других регионов и стран. Портал «Открытая школа» (school.bspu.ru) способствует организации сетевого взаимодействия образовательных организаций с применением электронного обучения и дистанционных технологий, а главное, обеспечению равных условий при получении образования сельскими и городскими школьниками. В университете развивается проект, направленный на применение симуляционных методик в обучении, которые позволяют отрабатывать профессиональные навыки (ораторское искусство, коммуникативные компетенции, технику речи и т.д.) в виртуальных условиях. Так, при Центре продвижения русского языка БГПУ им. М. Акмуллы создаются специализированные кабинеты (Центр развития компетенций им. Л.М. Васильева «Славянский мир», учебные аудитории «Моя Россия», «Центр тестирования по русскому языку как иностранному», «Кабинет мультимедийных дистанционных технологий по обучению русскому языку как иностранному».), где внедряются новые технологические решения.

Один из таких кабинетов - Центр развития компетенций им. Л.М. Васильева «Славянский мир» - уже начал работать. Это современная учебная аудитория, в которой используются новейшие мультимедийные технологии для обеспечения интерактивности и виртуального погружения в мир русского языка и культуры. Кабинет позволяет применять симуляци-онные или имитационные методы обучения с привлечением разнообразных технических средств. Данная форма особенно эффективна, поскольку одновременно развивает компетенции и обеспечивает контроль их персонифицированной сформированности. Программный инструментарий включает специализированные интернет-ресурсы, учебный медиакон-тент (ситуационные задачи, электронные обучающие и аттестующие тесты, электронный практикум, виртуальные лабораторные работы), средства видеофиксации, симуляторы и тренажеры и др.

Кабинет «Славянский мир» разделен на три зоны. Первая зона предназначена для моделирования разных видов профессионального общения: коммуникативных тренингов, публичных выступлений, учебных занятий в формате круглого стола, проектных семинаров, просмотра учебных видеоматериалов и т. д. При этом новейшее видеооборудование записывает дискуссии, учебные дебаты, транслирует их, сохраняет на сервере для дальнейшего использования в учебных целях. Дистанционно управляемая поворотная видеокамера позволяет в режиме вебинара перемещать фокус на каждого участника активного диалога. При необходимости можно подключить в режиме одноканальной связи до 5 тысяч слушателей. Оборудование и методическое обеспечение кабинета существенно расширяют возможности проведения учебных и внеучебных занятий по русскому языку как родному, как неродному и как иностранному.

Вторая зона позволяет учащимся работать в гипермедиаформате. Кабинет оснащен интерактивными стендами с рг-кодами, которые впервые стали использовать в образовательных целях. На стендах «Русский язык в мире», «Славистика в Европе» и других представлена только часть информации. Остальные сведения (о выдающихся ученых-славистах, об университетах шОс, реализующих программы на русском языке, о зарубежных центрах русского языка и т.д.) размещены на специально созданном субдомене официального сайта БГПУ им. М. Акмуллы - www.bspu.ru. Любой желающий может получить эту информацию через рг-код нажатием одной кнопки на телефоне или планшете. При помощи гаджета через qr-код можно также проверить свой уровень владения русским языком, выполнив тестовые задания.

Третья зона кабинета - кабина-тренажер - предназначена для индивидуальной работы студентов. Здесь учащиеся имеют возможность отработать навыки публичной речи. Студент может записать свое выступление на камеру, при этом на монитор выводятся раз-

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

ные типы аудитории (класс, зал, собрание, митинг и т.д.) и помехи в условиях реальной публичной речи (шумы, посторонние звуки, разговор и т.д.). Кроме того, в этой зоне кабинета есть условия и методический инструментарий для прослушивания и оценки речи, отработки дикции, силы и выразительности голоса, постановки дыхания.

В целях формирования профессиональных компетенций при обучении русскому языку как родному, как неродному и как иностранному в электронной среде кабинета «Славянский мир» студенты выполняют индивидуальные задания, работая:

• с Национальным корпусом русского языка (http://www.ruscorpora.ru),

• с электронными информационно-справочными системами, лингвистическими словарями, специализированными лингвистическими сайтами и форумами и др.,

• с корпусом древнейших и средневековых славянских и русских текстов «Манускрипт» (http://mns.udsu.ru),

• с лингвогеографической поисковой системой «Диалект» и т.д.

В настоящее время в БГПУ им. М. Акмуллы реализуется проект бимодального кабинета «Моя Россия» (Центра русского языка и культуры). Идея проекта предполагает возможность погружения в мир русской культуры, истории, современной российской науки, в языковую среду России. Бимодальный характер кабинета заключается в том, что он имеет двойную структуру: реальное помещение и виртуальную оболочку. Помещение оснащается мебелью, техникой, программным обеспечением, интерактивными стендами (с qr-кодами), печатными и электронными материалами по русскому языку и культуре (книги, в том числе разговорники, словари, справочники, путеводители по России, диски с музыкальными композициями, газеты и журналы), проведение Интернета (проводного и wi-fi). Виртуальная оболочка строится в 3D формате c использованием эффекта «звука вокруг» и других новейших компьютерных технологий. На этой виртуальной площадке представлены материалы, дополняющие и расширяющие сведения о русском языке и культуре. При этом предполагается использование аутентичных произведений русской литературы и культуры в цифровом формате, что позволит формировать экстралингвистическую компетенцию иностранцев. Информация в данной виртуальной оболочке дифференцирована по разделам: русский язык, история, литература, культура, наука России. Все материалы имеют разнообразные форматы. Например, в модуле «Литература» можно прослушать произведения русской литературы в исполнении драматических актеров. На странице «Культура» открывается интерактивная музыкальная шкатулка (русские романсы, песни в исполнении знаменитых певцов, например, Людмилы Георгиевны Зыкиной) или начинается виртуальная экскурсия в знаменитые русские музеи. Погрузиться в мир русского языка и культуры можно будет не только в данной аудитории, но и из любой точки земного шара, главное - чтобы было с собой мобильное устройство, планшет или компьютер. Данный ресурс обеспечит иностранным гражданам как культуроведческую составляющую познания страны изучаемого языка, так и необходимый уровень владения русским языком. Помимо образовательной и культурно-просветительской миссии, бимодальный кабинет поможет и решению современных политических вопросов. Популяризация русского языка и культуры - еще один шаг к укреплению позиций нашей страны в мире, а также повышение ее статуса и формирование привлекательного имиджа.

Таким образом, системно выстроенная в БГПУ им. М. Акмуллы образовательная программа, включающая инновационные контактные формы работы, имитационные модели и интегрированный фонд оценочных средств, позволяет эффективно формировать коммуникативные компетенции студентов с русским языком как родным, как неродным и как иностранным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.