Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ БАЛАНСА РУССКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ БАЛАНСА РУССКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL OUTREACH ACTIVITY / ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА / INTERACTIVE TRAINING METHOD / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕГИОНАХ / TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Варвара Михайловна, Чуренкова Дарья Александровна

Цель данной статьи - дать представление о программах просветительской волонтерской деятельности, направленной на реализацию государственной языковой политики РФ, в регионах Российской Федерации. В статье этот вопрос исследуется на примере региональной экспедиции в республику Башкортостан: рассказывается об особенностях ее проведения, а также даются практические рекомендации по проведению образовательных мотивирующих занятий по русскому языку и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппова Варвара Михайловна, Чуренкова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER OUTREACH EDUCATIONAL ACTIVITY IN REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION AS A METHODICAL BASIS FOR KEEPING BALANCE BETWEEN RUSSIAN AND NATIVE LANGUAGES

This article gives an idea of programs of volunteer outreach activity which realize government language policy in regions of Russian Federation. The article gives an example of a local educational expedition to Bashkortostan republic: some specifications of this expedition are highlighted; also some recommendations for giving motivating classes about Russian language and culture are given.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ БАЛАНСА РУССКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА»

В.М. Филиппова, Д.А. Чуренкова

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ БАЛАНСА РУССКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: просветительская деятельность, интерактивная методика, преподавание русского языка в

регионах.

Аннотация: Цель данной статьи - дать представление о программах просветительской волонтерской деятельности, направленной на реализацию государственной языковой политики РФ, в регионах Российской Федерации. В статье этот вопрос исследуется на примере региональной экспедиции в республику Башкортостан: рассказывается об особенностях ее проведения, а также даются практические рекомендации по проведению образовательных мотивирующих занятий по русскому языку и культуре.

ао1: 10.21510/1817-3292-2016-5-95-99

Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры - это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире. В.В. Путин (из выступления на заседании съезда Общества русской словесности 26 мая 2016 г.)

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г., прописано, что в Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории [1]. Безусловно, речь идет о грамотном русском языке. В настоящее время ведется активная работа по развитию сбалансированной языковой политики в регионах, в рамках которой, с одной стороны, поддерживаются и развиваются национальные языки как уникальный культурный код каждого этноса, проживающего на территории Российской Федерации, а с другой стороны, поддерживается и распространяется грамотный русский язык как государственный язык Российской Федерации.

На первый взгляд кажущаяся логичной и простой, эта работа требует множества усилий и методических совершенствований для достижения баланса между сохранением национальной идентичности и погружением в глобальное пространство России. Этот процесс окружен множеством проблем, одна из которых - несбалансированное и незакрепленное количество часов в школьных программах. На Совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку 19 мая 2015 года Президент РФ В.В. Путин отметил: «Есть одна системная проблема... Поскольку русский язык входит в общее понятие «филология», когда количество часов национальных языков увеличивается, это делают, как правило, за счет сокращения часов по русскому языку, вот в чем проблема, а не за счет каких-то других составляющих процесса обучения» [2].

В настоящий момент ведется активная работа по решению данной проблемы, но эффект дают и другие способы построения вышеупомянутого баланса. Один из способов -молодежная просветительская деятельность. Основная задача государственной молодежной политики Российской Федерации направлена на воспитание патриотично настроенной молодежи, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи [3].

Примером молодежной просветительской деятельности является международная волонтерская программа «Послы русского языка в мире», участники которой (студенты,

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

аспиранты и молодые специалисты в возрасте от 18 до 30 лет) с помощью игровых средств и интерактивных форм знакомят иностранных школьников с русским языком, культурой и литературой, а также повышают грамотность и популяризируют отечественную литературу среди российских детей и молодежи. Программа реализуется Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Министерства образования и науки РФ, под эгидой Совета по русскому языку при Правительстве РФ.

Цели Программы:

1. внедрение эффективных механизмов использования волонтерских форм и вовлечение детей и молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность по продвижению русского языка и образования на русском языке, а также в сфере сохранения культурного наследия Российской Федерации;

2. продвижение, поддержка и укрепление позиций русского языка, а также популяризация российской науки, культуры и образования в детской и молодежной международной среде;

3. популяризация русского языка, культуры и литературы среди российских детей и молодежи;

4. содействие внешнеполитическому курсу Российской Федерации по выстраиванию дружеских и партнерских отношений с другими государствами.

Задачи Программы:

1. создание, выявление и распространение передовых технологий обучения русскому языку;

2. организация образовательных, научных, просветительских, презентационных, экскурсионных, выставочных и иных мероприятий в целях продвижения русского языка и образования на русском языке;

3. формирование информационного пространства программ и событий по продвижению русского языка и образования на русском языке;

4. повышение интереса к русскому языку и образованию на русском языке в детской и молодежной среде зарубежных стран, в том числе увеличение количества иностранных граждан для обучения в российских вузах;

5. создание условий и возможностей для поддержки и активизации студенческих объединений для решения общенациональных гуманитарных задач;

6. повышение компетенций и совершенствование процесса подготовки студенческих волонтерских команд в области популяризации русского языка и образования на русском языке на международном уровне.

Важной особенностью Программы является то, что ее волонтерами являются молодые люди более чем из пятидесяти регионов Российской Федерации, прошедшие специальный отбор и обучение. Каждый из них любит и ценит как свою региональную национальную культуру, так и культуру России в целом, что позволяет им всесторонне презентовать страну как своим соотечественникам, так и иностранным гражданам.

Основными направлениями реализации Программы являются регионы Российской Федерации, страны СНГ, страны дальнего зарубежья. Для каждого направления характеры особые методики проведения просветительских занятий и идеологические точки, пропагандируемые волонтерами. Остановимся на реализации Программы в регионах Российской Федерации.

Основными целями образовательно-просветительских экспедиций в регионах Российской Федерации являются:

1. Мотивация обучаемых послами русского языка детей, для которых русский язык - родной, к чтению литературы, увлеченному изучению русского языка и других общеобразовательных дисциплин.

проЕлемы современной психологии и пеппгогини

2. Мотивация обучаемых послами русского языка детей, для которых русский язык - неродной, к чтению российской литературы, увлеченному изучению русского языка и дальнейшему общению на грамотном русском языке.

3. Формирование у обучаемых послами русского языка детей основ грамотной коммуникации на русском языке.

4. Повышение уровня грамотности (русского языка) обучаемых послами русского языка детей.

5. Формирование положительного отношения к Российской Федерации у обучаемых послами русского языка детей (для которых русский язык родной и неродной).

Программа «Послы русского языка в мире», совмещающая просветительскую и образовательную деятельность, требует особых форм работы на занятии. Это обусловлено тем, что, во-первых, послы русского языка не обучают русскому языку по образовательной программе того учреждения, где она проводится, и, следовательно, занятия волонтеров должны отличаться от привычных ребятам уроков. Во-вторых, задачей программы является мотивация обучающихся к узнаванию русской культуры, изучению языка, осознания себя частью большой многонациональной страны с глубокими культурными связями между населяющими ее народами. Таким образом, на занятиях по программе используются игровые и интерактивные методики, делается упор на самостоятельную, творческую деятельность обучающихся, учитываются индивидуальные особенности учеников в процессе занятий.

В октябре 2016 года состоялась первая региональная экспедиция Программы, ее организатором стал Башкирский государственный педагогический университет в статусе опорного вуза Программы. В течение первой региональной экспедиции в Башкирии волонтеры проводили занятия в МБОУ «Уфимская городская башкирская гимназия № 20 имени Мустафиной Фатимы Хамидовны» и МБОУ «"Ордена Дружбы народов гимназия № 3 им. А.М. Горького" городского округа город Уфа Республики Башкортостан». За пять дней обучающиеся вместе с волонтерами познакомились с русским фольклором, поставили лингвистическую сказку, узнали много нового о культуре России, написали письма школьникам другого региона, провели интеллектуальную игру, разучили русские народные танцы и игры.

Занятия представляли собой диалог между волонтерами и учениками. Во время всего цикла мероприятий ученики знакомили волонтеров с башкирской культурой: национальными обычаями, культурой, языком. На занятиях по страноведению обсуждались национальные особенности различных регионов, волонтеры наряду с общерусскими культурными традициями представляли и традиции Республики Карелия, Ставропольского края, Ростовской области, Волгоградской области, Московской области. Данный диалог помог сформировать у детей отношение к России как большой многонациональной, но общей и дружелюбной стране. Диалог формировался и благодаря занятию «Письмо», в рамках которого ученики послов русского языка направляли письма детям из другого региона, тем самым находя друзей по всей России.

Тема дружбы является лейтмотивом большинства занятий и проявляется во многом: в подобранном материале, в отношении волонтеров другу к другу и к детям. Для участников и организаторов Программы крайне важно создать положительную атмосферу для достижения наибольшего эффекта мотивации детей к чтению, изучению русской культуры, истории.

Существуют и отдельные занятия на тему «Дружба». В рамках программы «Послы русского языка в мире» проводятся лингвомузыкальные занятия по данной теме, основанные на песнях «Если добрый ты» и «Если с другом вышел в путь». На лингвомузыкальных занятиях учащиеся могут как овладеть звукопроизносительными нормами языка, так и улучшить понимание речи на слух (что особенно важно в национальных школах), просле-

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

дить употребление лексико-грамматического материала в речи и познакомиться с русской культурой.

Цель занятия «Дружба» - научить школьников рассказывать о своих друзьях.

Задачи занятия: отработка звуков «с» и «т», повторение/предъявление антонимов, использование в речи условных предложений, знакомство с новыми песнями.

Занятие начинается с практики звуков «с» и «т» при помощи скороговорок, например:

- Купила бабуся бусы Марусе. На рынке споткнулась бабуся об гуся... Все бусы склевали по бусинке гуси;

- Вез на горку Саня за собою сани, ехал с горки Саня, а на Сане - сани;

- Оса боса и без пояса;

- Ткач ткет ткани на платки Тане;

- Триста тридцать три трактора траками траву драли;

- Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

Один из вариантов работы со скороговорками: разделить аудиторию на несколько групп, каждая из которых будет повторять только одну часть скороговорки (например: Ребята! Кто сидит справа от меня, говорим «вез в горку Саня за собою сани», а кто сидит слева «ехал с горки Саня, а на Сане сани»). «Соединить» эти две части (группы должны произносить части скороговорки с минимальной паузой, как если бы это делал один человек), с каждым разом ускоряясь. Подобная форма повторения скороговорки пользуется большим успехом у учащихся, так как включает их в групповую деятельность и позволяет одновременно отработать звуки и немного отдохнуть, так как это задание выглядит игровым (в отличие от обычного повторения скороговорки вслед за учителем).

После фонетической разминки начинается собственно работа с песнями. Работа с песней, как и с любым текстом, предполагает наличие предтекстовых, притекстовых и по-слетекстовых заданий. В качестве предтекстового задания к песне «Если добрый ты» (из мультфильма «Приключения кота Леопольда») мы предлагаем задать учащимся вопросы, включающие в себя песенную лексику, например: «Вы знаете, как выглядит клен? Растет ли он около вашего дома/школы клен?», «Вы любите ходить босиком? Где можно это делать?» Слова из песни, используемые в вопросах, записываются на доске. После того как все вопросы были заданы, учащиеся прослушивают песню (при необходимости после первого прослушивания текст можно прочитать вслух вместе с обучающимися), затем поют, после чего наступает время послетекстовой работы. Послетекстовая работа включает в себя беседу о песне, можно спросить учащихся: «О чем эта песня?» «Быть добрым хорошо? Почему?» После беседы в легкой игровой форме учащиеся вместе с ведущим занятие повторяют антонимы. Для начала попросите их назвать антонимы, которые встретились в песне (хорошо - плохо, легко - трудно, весело - скучно). Продолжите это задание, предложив учащимся назвать еще пары антонимов. Вызывает живой интерес выполнение этого задания в игровой форме, когда ведущий бросает учащимся мяч и просит назвать антоним.

Тему дружбы можно продолжить работой с еще одной песней - «Если с другом вышел в путь». Поскольку эта песня не первая на занятии, следует сосредоточиться на послетекстовой работе - монологической речи. После прослушивания песни (принцип работы тот же, что и с первым текстом) спросите учащихся: «У вас много друзей? У вас есть лучший друг?» Попросите их немного рассказать о лучшем друге/подруге (можно также попросить их нарисовать лучшего друга, а в конце занятия вывесить все рисунки на стене. Альтернативный вариант - показать фотографию друга и рассказать о нем). Также задайте несколько вопросов для размышления, например: «Кто такой хороший друг? Что он делает? Ваши друзья вам помогают? Что вам страшно делать в одиночестве, а с друзьями - не страшно?»

прослемы современной психологии и пеапгогики

Поскольку текст песни «Если с другом вышел в путь» содержит в себе сложноподчиненные предложения с придаточным условия, возможно повторить/представить учащимся на этом занятии условные предложения (занятия являются просветительскими, проводятся в игровом формате, поэтому на грамматических темах, как правило, внимание не акцентируется, однако мы рассматриваем текст песни как отличную базовую площадку для повторения/имплицитного ввода грамматических конструкций).

Подобная форма работы, на наш взгляд, может использоваться не только в рамках просветительских экспедиций, но и на уроках русского языка, поскольку имеет место не только интерактивная, но и языковая работа, которая может быть увеличена при проведении подобного занятия в рамках школьного урока русского языка.

Благодаря необычным, игровым формам занятий программа «Послы русского языка в мире» способствует мотивации детей к обучению русскому языку, который является связующим звеном между многочисленными народами нашей многонациональной страны. Через язык учащиеся знакомятся с культурами других регионов России, включаясь в своеобразный диалог языков и культур, учатся дружбе и пониманию.

1. Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р О Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ш/products/ipo/prime/doc/71280432/#ixzz4P2NNQQQP.

2. Расшифровка Совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку 19 мая 2015 года. Москва. Кремль [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://special.kremlin.ru/events/president/news/49491.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102363167&rdk=&backlink=1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.