Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА'

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / EDUCATIONAL PROJECT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ФИЛОЛОГИЯ / PHILOLOGY / COMPETENCY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ирина Олеговна, Шанина Юлия Александровна

Статья посвящена проблемам поиска новых подходов к обучению в системе подготовки будущих учителей-словесников. В частности, целью работы является раскрытие путей реализации принципов практикоориентированного обучения, соответствующего требованиям ФГОС высшего образования третьего поколения. На основе обобщения опыта реализации образовательных проектов предлагается модель организации внеаудиторной работы студентов, направленной на формирование компетенций, предусмотренных как образовательным стандартом, так и профессиональным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION THE STUDENTS’ EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE TRAINING SYSTEM OF LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER TO BE

This article is devoted to the problems of research the new instructional methods in the training system of language and literature teacher to be. Much attention is given to disclosing the principles of practice-centered education, that is corresponded with the orders of Third generation Federal State Educational Standards. The authors propose the model of organization the students’ extracurricular activities, that is based on the results of the educational projects and assisted to the growth of competences.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА»

И.О. Прокофьева, Ю.А. Шанина

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Ключевые слова: внеаудиторная работа; компетентностный подход; образовательные проекты; педагогическое образование; филология.

Аннотация: Статья посвящена проблемам поиска новых подходов к обучению в системе подготовки будущих учителей-словесников. В частности, целью работы является раскрытие путей реализации принципов практикоориен-тированного обучения, соответствующего требованиям ФГОС высшего образования третьего поколения. На основе обобщения опыта реализации образовательных проектов предлагается модель организации внеаудиторной работы студентов, направленной на формирование компетенций, предусмотренных как образовательным стандартом, так и профессиональным.

Современное высшее образование в России развивается в условиях динамичной реформы, связанной со стремлением к выработке единого образовательного пространства. Для достижения данной цели подготовка будущих специалистов регламентируется рядом нормативных документов. Основными из них являются Федеральные государственные стандарты третьего поколения, реализация которых требует несколько иных подходов к обучению. Специалисты подчеркивают необходимость сочетать в новой образовательной системе «прочные базовые знания, имеющие, в частности, культурное значение, с выработкой ориентиров, ценностей и навыков, помогающих выпускнику самостоятельно отбирать и концентрировать эти знания в определенной области деятельности в постоянно обновляющемся и изменяющемся информационно-культурном пространстве» [1, 1129]. Так, в области подготовки будущих учителей-словесников принципиальной модернизации требует не столько само содержание курсов, сколько формы работы со студентами, которые должны обеспечивать компетентность^ подход, ставший основой как ФГОС ВО, так и Профессионального стандарта «Педагог». «Важной особенностью является и то, что компетентно-стный подход определяет результаты обучения, ставит перед преподавателем конкретные задачи формирования комплекса компетенций» [2, 143].

На сегодняшний день ряд педагогических исследований посвящен проблемам инноваций в сфере методики и технологии преподавания различных дисциплин в высшей школе. Задача данной статьи - описать опыт таких образовательных проектов, как Республиканская научно-практическая конференция «Молодежный культурно-просветительский проект», Молодежный литературный фестиваль «КоРифеи», очные школы «Юный литературовед» и «Юный олимпиадник». Они разработаны с целью формирования компетенций будущих учителей в рамках реализации образовательной программы «Русский язык и литература» направления «Педагогическое образование».

На наш взгляд, формат традиционных лекционных и семинарских занятий не может в полной мере решить задачу осуществления проверки степени сформированности компетенций, обеспечить практикоориентированный характер обучения. В этом плане важную роль играет целая система внеаудиторной работы, включающая в себя обозначенные выше проекты, которые позволяют вовлечь студентов в сферу непосредственной деятельности, напрямую связанную с их будущей профессией. Системность этой работы обусловлена тем, что каждый из проектов соотносится с определенной дисциплиной учебного плана и участие в нем является одной из форм прохождения промежуточной аттестации.

Содержание и форма данных проектов определяются необходимостью решения нескольких задач. Помимо реализации компетентностного подхода они позволяют актуализировать содержание читаемых курсов, привлечь более широкий литературный материал и, как следствие, учесть региональные, в том числе поликультурные, этно-конфессиональные особенности образовательного пространства. Кроме того, проекты способствуют повышению уровня культуры самих студентов и подготовке специалистов, которые бы соответствовали новым требованиям Профессионального стандарта педагога, где важное место отво-

прослемы современной психологии и пеппгогини

дится аспектам эстетического воспитания обучающихся, организации исследовательской работы и разного рода внеурочной деятельности [3].

Республиканская научно-практическая конференция «Молодежный культурно-просветительский проект» проводится ежегодно и является формой аттестации по учебному курсу «Классическая мировая литература и культура». Целью данного проекта является поддержка и развитие молодежных инициатив, связанных с популяризацией и сохранением наследия классической культуры и литературы. Задачи: эстетическое воспитание обучающихся; поддержка и развитие творческого потенциала учащейся молодежи; объединение усилий и координация общей работы обучающихся и учителей разных ступеней образования и разных регионов; создание условия для обмена опытом работы в области популяризации русского языка, литературы и культуры, проектной педагогической деятельности. В этом случае материал академического курса по истории мировой литературы становится содержанием актуальных методических разработок студентов, просветительских акций вузовского или городского масштаба, новых сайтов и периодических изданий современного формата.

В начале учебного года студенты получают задание - разработать культурно-просветительский проект, направленный на популяризацию классического культурного наследия, и начать его реализацию. В течение первого семестра проводятся консультации относительно разных этапов подготовки проекта: определения его формы и содержания, проведения исследования той области, в которой предполагается осуществление проекта, составления плана, обоснования актуальности. По результатам заявок студентов формируются направления работы конференции, например:

- социально ориентированные проекты, нацеленные на популяризацию наследия классической мировой литературы, русского языка, адресованные разным группам населения;

- развитие молодежного творчества;

- литературный процесс в Республике Башкортостан: прошлое и современность;

- сохранение и популяризация литературного наследия посредством СМИ, включая Интернет, периодическую печать и телевидение регионального, ведомственного и школьного уровней;

- инновационные технологии и филологическое образование.

Во втором семестре студенты начинают реализацию проекта и в конце учебного года представляют результаты своей работы на конференции. К участию в конференции также приглашаются студенты и учащиеся других образовательных учреждений республики: школ, ссузов и вузов. Выступление на конференции предполагает защиту культурно-просветительского проекта в сопровождении презентацией.

По итогам конференции лучшие работы отмечаются дипломами в номинациях «Издательский проект», «Образовательный проект», «Инновационный проект», «Арт-проект», «Региональный проект», даются рекомендации к публикации результатов проектов, к дальнейшему представлению проекта на всероссийских конкурсах и форумах («1волга», Всероссийский конкурс молодежных проектов). Конференция позволяет участникам апробировать результаты своей деятельности и становится стартовой площадкой для дальнейшего продвижения проектов в профессиональной и общественной сфере.

Не менее перспективными и продуктивными являются образовательные проекты Молодежный литературный фестиваль «КоРифеи» и очные школы «Юного литературоведа» и «Юного олимпиадника», к подготовке и осуществлению которых активно привлекаются студенты-филологи как в качестве непосредственных участников литературно-творческих конкурсов, литературно-музыкальной концертной программы, так и в качестве волонтеров, работающих с детьми в Социально-образовательном центре «Салихово» БГПУ им. М. Акмуллы. Непосредственное участие в этих проектах позволяет студентам получать

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). Я016 ১§°§о

дополнительные аттестационные баллы в рамках таких учебных дисциплин, как «Литературное уфаведение» и «Литературное краеведение», поскольку реализация Концепции преподавания русской литературы сегодня (мы уже отмечали это выше) предполагает учет региональных, в том числе поликультурных, этно-конфессиональных особенностей образовательного пространства. В этом плане кафедра русской литературы Института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М. Акмуллы активно и эффективно использует потенциал современной русскоязычной литературы Башкортостана. Начиная с 2014 года кафедра русской литературы проводит для учащихся средних учебных заведений и студентов колледжей и вузов литературно-художественные конкурсы «Как наше слово отзовется... (Эссе и рецензии по современной уфимской прозе)», «Уфимская ку-ничка: поэзия, проза, публицистика», ставшие уже популярными в Республике Башкортостан; с 2015 года - Года Литературы - вместе с региональным журналом «Бельские просторы» реализуется культурно-просветительский проект Республиканский молодежный литературный фестиваль «КоРифеи».

Литературный фестиваль и конкурсы (итоги последних уже второй год традиционно подводятся в рамках молодежного фестиваля) помогают реализовать следующие цели и задачи:

- воспитание патриотизма и формирование морально-нравственных ценностей у детей и юношества;

- поддержка и популяризация чтения, активизация интереса к изучению истории и литературы родного края у детей и юношества;

- развитие читательской и исследовательской активности;

- раскрытие творческой индивидуальности литературно одаренных учащихся;

- выявление литературно одаренных учащихся и создание условий для их самореализации;

- привлечение внимания к развитию детского и юношеского творчества;

- содействие в организации учебной и досуговой деятельности детей и юношества;

- позиционирование г. Уфы как центра культурного притяжения, формирование в городе и в республике полноценной современной культурной среды.

В литературно-творческих конкурсах «Как наше слово отзовется. (Эссе и рецензии по современной уфимской прозе)», «Уфимская куничка: поэзия, проза, публицистика» принимают участие учащиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, студенты колледжей и вузов. На конкурс «Как наше слово отзовется.» ребята присылают работу, содержащую целостный анализ произведения любого современного уфимского писателя, которое было опубликовано в конце XX начале XXI веков. Для участия в конкурсе «Уфимская куничка» школьники и студенты высылают организаторам конкурса (кафедре русской литературы) работы по одной или сразу по трем номинациям: поэзия, проза, публицистика. Призеров и победителей двух творческих конкурсов выявляет компетентное жюри, в состав которого традиционно входят преподаватели и уфимские писатели.

На Молодежный литературный фестиваль приглашаются призеры и победители вышеуказанных конкурсов, участники творческой лаборатории литературно одаренных школьников г. Уфы «КоРифеи» (работу литобъединения курируют кафедра русской литературы и редакция журнала «Бельские просторы»), учащиеся средних и высших общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.

Молодежный литературный фестиваль «КоРифеи» - это масштабный праздник, собирающий на разных площадках г. Уфы для развернутого диалога не только будущих светил литературы, но и взрослых корифеев, имеющих отношение к написанию художественных призведений, их изданию и распространению, а также преподаванию литературы: писателей, издателей, библиотекарей, преподавателей-филологов и т.д. В фестивале принимают активное участие молодые писатели Башкортостана - поэты, драматурги, прозаики.

прослемы современной психологии и пеапгогики

Молодежный форум проводится при поддержке музеев, библиотек, театров, творческих объединений, подростковых клубов и других организаций, работающих с детьми и молодежью.

Лучшие работы литературно одаренных учащихся публикуются в ежегодном сборнике творческих работ «Вдохновение», составителем которого является кафедра русской литературы, в журнале «Бельские просторы» (рубрика «Моя классная жизнь») и в различных московских журналах («Лучик 6+», «Новый мир» и проч.).

В программу трехдневного литературного фестиваля входят: экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан, «Литературная электричка» - веселая экскурсия по Уфе на специальной скоростной электричке «Толпар»; мастер-класс для молодых драматургов Льва Яковлева - писателя, обладателя Гран-при IV Международного фестиваля «Театральные ассамблеи», премии Правительства России за 2011 г., золотого диплома XII Международного театрального форума «Золотой Витязь», победителя Фестиваля детских театров в 2013 г., номинанта на «Золотую маску» (2013 г.); «Заводная литература» - 8-ми часовой марафон поэзии и прозы на сцене «Music ИаИ 27; «Литература на сцене» - спектакли Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. Завершается фестиваль торжественным закрытием, на котором подводятся его основные итоги.

Кроме того, кафедрой русской литературы традиционно (2-3 раза в течение учебного года) проводятся семидневные занятия в очных школах «Юный литературовед» и «Юный олимпиадник» в СОЦ «Салихово». Организаторами очной школы являются Центр развития одаренности школьников и кафедра русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы.

Программа очных школ «Юный литературовед» и «Юный олимпиадник» помогают реализовать следующие цели и задачи:

- поддержать одаренных, талантливых школьников и развить их творческий потенциал;

- стимулировать развитие потребности у обучающихся в получении глубоких научных знаний по литературе, интереса к литературоведческой науке;

- дать возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащегося;

- создать условия для подготовки обучающихся к участию в различных предметных конкурсах;

- привлечь в университет талантливых абитуриентов.

Учащимися очной школы являются школьники 5-11 классов Республики Башкортостан.

Работа с одаренными детьми включает в себя технологию «погружения», которая предполагает на занятиях акцентирование внимания учащихся на определенной теме. Каждое «погружение» в ту или иную область литературы и литературоведения позволяет ребятам не просто повторить и систематизировать уже изученное в школе, но и получить новые знания. В реализации программы очных школ принимают участие не только преподаватели кафедры русской литературы, но и студенты-филологи, которых привлекает Центр развития одаренности школьников в качестве волонтеров. Как правило, они занимают учащихся в их внеурочное время подготовкой мероприятий филологической направленности: викторины, ток-шоу, круглые столы, литературно-музыкальные композиции и т.д.

В итоге необходимо подчеркнуть, что представленные образовательные проекты имеют не только внутривузовское, но и республиканское значение, поэтому способствуют организации непрерывного образования, обеспечивают координацию работы и взаимодействие разных уровней образовательной системы: школы, ссузов и вузов. Благодаря этому создаются условия для обмена опытом в области популяризации русского языка, литературы, формирования поликультурного образовательного пространства. В целом предложенные проекты являются моделью организации внеаудиторной работы студентов, обучаю-

пеппгогический журнпл епшнортостпнп м 5(бо). boi& ssgfisss

щихся по направлению «Педагогическое образование». Она намечает пути реализации требований ФГОС и Профстандарта, причем ее элементы могут быть использованы и самими студентами в профессиональной деятельности на уровне школы.

1. Федоров, А.А., Родионова, С.Е. Практическая профессиональная направленность примерных образовательных программ двухуровневого университетского филологического образования для третьего поколения государственных образовательных стандартов // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 4. - С. 1129-1132.

2. Минакова, Л.Ю., Обдалова, О.А. Компетентностный подход в реализации профессионально-ориентированных проектов при обучении иностранному языку // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 365. - С. 143-148.

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.