Научная статья на тему 'Готовность студентов - будущих педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности школьников (на материале единоборств)'

Готовность студентов - будущих педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности школьников (на материале единоборств) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕДИНОБОРСТВА / МОТИВАЦИОННАЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ / MOTIVATION / SPORT AND RECREATIONAL ACTIVITIES / MARITAL ARTS / MOTIVATIONAL / THEORETICAL AND PRACTICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS FUTURE TEACHERS / SATISFACTION WITH PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаев А. Т.

В статье характеризуются актуальность, современное состояние и специфика изучения мотивации будущих педагогов к осуществлению спортивно-оздоровительной деятельности, как своей, так и с детьми младшего школьного возраста, посредством организации занятий единоборствами в спортивном клубе вуза и школе. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня готовности студентов будущих педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности на материале единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаев А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of students majoring in education science to organise sports and recreational activities of schoolchildren (by means of the martial arts)

The article deals with the relevance, current state and specifics of the study of future teachers' motivation to organise sport and recreational activities both of their own and schoolchildren's by means of martial arts in the university sport club and in schools. The author presents results of the research assessing the level of readiness of students majoring in education science to manage sport and recreational activities by exploitation of the martial arts.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов - будущих педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности школьников (на материале единоборств)»

УДК 378.037.1:796.81

Шабаев Артур Талгатович

магистр образования, аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕДИНОБОРСТВ)

Аннотация:

В статье характеризуются актуальность, современное состояние и специфика изучения мотивации будущих педагогов к осуществлению спортивно-оздоровительной деятельности, как своей, так и с детьми младшего школьного возраста, по-средством организации занятий единоборствами в спортивном клубе вуза и школе. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня готовности студентов - будущих педагогов к организации спортивно-оздоровительной деятельности на материале единоборств.

Ключевые слова:

мотивация, спортивно-оздоровительная деятельность, единоборства, мотивационная, теоретическая и практическая готовность студентов - будущих педагогов, удовлетворенность профессией.

Shabaev Artur Talgatovich

Master of Education, PhD student,

Department for Theory and Methodology of Physical Education and Sport, Bashkir State Pedagogical University

READINESS OF STUDENTS MAJORING IN EDUCATION SCIENCE TO ORGANISE SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN (BY MEANS OF THE MARTIAL ARTS)

Summary:

The article deals with the relevance, current state and specifics of the study of future teachers' motivation to organise sport and recreational activities both of their own and schoolchildren's by means of martial arts in the university sport club and in schools. The author presents results of the research assessing the level of readiness of students majoring in education science to manage sport and recreational activities by exploitation of the martial arts.

Keywords:

motivation, sport and recreational activities, marital arts, motivational, theoretical and practical preparedness of students - future teachers, satisfaction with profession.

В существующих научных исследованиях педагогической направленности обсуждаются различные аспекты разработок и экспериментального обоснования оздоровительных систем и программ для будущих педагогов нефизкультурных факультетов вуза. В связи с реализацией компетентностного подхода проблема формирования готовности студентов вуза к организации спортивно-оздоровительной деятельности является актуальной и достаточно часто выступает предметом изучения в диссертационных работах последнего времени (Г.М. Акушев, В.К. Бальсе-вич, Р.Р. Каримов, Л.И. Лубышева, Н.В. Никитин, А.Ю. Пащенко, А.А. Пешков, В.А. Шалаев и др.). Существуют работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни (И.В. Сапельцева и др.), изучению мотивов выбора профессии, определению мотивов нравственного поведения (Г.Р. Шафикова [1] и др.).

При всем многообразии работ, посвященных исследованию формирования готовности будущих специалистов к реализации спортивно-оздоровительной деятельности, проблема изучения мотивации у студентов к спортивно-оздоровительной деятельности детей через освоение элементов самбо, дзюдо в процессе работы спортивного клуба в университете и школе никогда ранее не являлась предметом специального исследования.

Отличительным признаком спортивной деятельности выступает наличие мотивации. По исследованиям ученых, мотивация базируется на основных потребностях и желаниях, возможностях студента и, следовательно, напрямую отражает его систему ценностей и жизненных приоритетов. Мотив, отражающий в сознании потребность и объект ее удовлетворения (цель), имеет своим следствием сознательное побуждение, стремление, приводящее к целенаправленной деятельности, связанной с достижением определенных целей и задач.

Спортивные мероприятия по самбо и дзюдо могут быть рассмотрены как в широком, так и в узком плане. В широком смысле это формирование и пропаганда здорового образа жизни у нации, популяризация системы единоборств среди детей и молодежи; в узком - тренировочный процесс в целом по единоборству, то есть деятельность, выполняемая систематически и длительное время (индивидуальные достижения в течение нескольких лет с получением спортивных разрядов и спортивных званий).

На основании проведенных исследований можно сделать вывод о положительном влиянии элементов самбо, дзюдо, внедренных в программу физического воспитания, как на самих будущих педагогов в вузе, так и на детей в школе [2]. При этом у студентов экспериментальной группы наблюдается повышение уровня самоанализа, самостоятельности, целеустремленности. Анализ динамики ценностных ориентаций позволил выявить у них произошедшее усиление таких качеств, как ответственность, самоконтроль, аккуратность, дисциплинированность, образованность. В ходе учебно-тренировочных занятий улучшились показатели развития ведущих физических качеств у личности: гибкости, силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств, а также координационных способностей и др.

В результате создания социально-педагогических условий в процессе внедрения программы в физическое воспитание студентов вуза с элементами самбо и дзюдо (спортивный клуб «Арслан» БГПУ им. М. Акмуллы) наблюдается переоценка ценностей обучающихся. Большое значение они придают продуктивной жизни, интересной, насыщенной работе, познанию и здоровью.

Мы изучили состояние готовности студентов 1-4-х курсов (149 студентов, включая контрольную и экспериментальную группы) к организации спортивно-оздоровительной деятельности, как своей, так и детей, на материале единоборств. В первой серии эксперимента определялись мотивы выбора студентами первых курсов профессии педагога, самооценка своих педагогических, коммуникативных, организаторских способностей, выявлялись представления обучающихся о профессиональной готовности к личной организации спортивно-оздоровительной деятельности, а также для школьников до начала изучения спецкурса.

Вторая серия предполагала анализ динамики мотивационной, теоретической и практической готовности в процессе изучения курса и уровня сформированности всех компонентов профессиональной готовности как результата обучения. Исходя из понимания, что важнейшими элементами готовности к образовательной деятельности являются ценностный аспект ориентации на профессию, характер отношения к ребенку как главному объекту деятельности педагога, необходимо было использовать методы, позволяющие еще до начала изучения специальных дисциплин студентами первых курсов выявить особенности их профессионально-мотивационной сферы. С этой целью были применены метод анкетного опроса, анализ эссе.

Представим краткую характеристику начала констатирующего этапа эксперимента. Среди мотивов поступления в педагогический вуз студенты на первое место поставили любовь к детям (24,6 %), возможность работать с детьми (23,2 %), мечту, интерес к самой профессии (18,5 %). Хотя следует отметить, что 16,6 % студентов указали на случайность, утилитарность выбора (родители заставили, легче поступить и учиться и т. п.).

73,4 % опрошенных студентов считают, что осуществление принципов здоровьесбережения в работе с детьми будет для них ведущей частью педагогической работы, 82,1 % студентов в анкетах и эссе утверждают, что умеют организовывать свою работу по физическому развитию детей, только 28,6 % среди тех, кто сомневается в своих умениях или не умеет организовывать физическое развитие детей и удовлетворен своими тренировками, указали на недостаток знаний и умений.

Из анализа представленных данных следует, что эмпирическое, поверхностное знакомство с оздоровительным аспектом педагогической деятельности создает видимость его легкости, доступности и препятствует развитию студентов, совершенствованию у них профессиональных установок на приобретение необходимых для организации спортивно-оздоровительной деятельности знаний и умений, отработке соответствующих компетенций.

В результате анализа анкет и эссе было выявлено, что ориентация студентов на ребенка различается по цели (воспитание или обучение ребенка), позиции по отношению к ребенку («над ребенком» или «вместе с ним») и отношению к нему как субъекту или объекту воспитательных оздоровительных воздействий. Так, ко второму курсу студенты больше ориентированы на обучение, чем на воспитание (в 48 % анкет), в предстоящей работе чаще представляют себя помощником ребенку, другом, не подавляющим ребенка, а сотрудничающим с ним в процессе обучения единоборству. Только для 36,7 % студентов ближе позиция «над ребенком», в 76,5 % случаев воспитанник рассматривается как личность, имеющая черты индивидуальности, с которыми необходимо считаться. Объектом воспитательных воздействий взрослого ребенок выступает в 23,5 % эссе («маленький интересный объект», «как бы игрушка», «похож на куколку» и др.).

Удовлетворенность профессией - интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Для изучения ценностных ориентаций будущих педагогов измерялись факторы привлекательности-непривлекательности профессии. Удовлетворенность профессией может быть определена по методике, разработанной В.А. Ядовым. В исследовании был использован ее усовершенствованный вариант (модификация Н.В. Кузьминой и А.А. Реана).

Во второй серии констатирующего эксперимента рассматривалась динамика мотивацион-ного, теоретического и практического компонентов готовности. Основными методами изучения являлись метод самооценки и оценки компетентных экспертов, в роли которых выступали препо-

даватели вуза, педагоги школ, педагоги дополнительного образования, руководители педагогической практики. Изучение самооценки сформированности компонентов готовности проводилось путем анализа заполненных индивидуальных карт готовности студентов, сопоставления их данных с оценкой компетентных экспертов.

Данные о затруднениях и недостатках в организации спортивно-оздоровительной деятельности детей в школе и самих студентов в спортивном клубе при вузе были получены в результате наблюдений за ходом прохождения педагогической практики, изучения материалов педагогической практики (документация, выступления на конференциях, отчеты руководителей, работы проблемного кружка, клуба).

Индивидуальные карты готовности студентов к организации своей (и младших школьников) спортивно-оздоровительной деятельности включали перечень основных блоков знаний и умений, компетентности по дисциплинам предметной подготовки в области организации спортивно-оздоровительной деятельности молодежи и детей, которыми студенты должны были овладеть в процессе обучения в вузе. Студентам предлагалось оценить уровень своей готовности по четырехбалльной системе в указанные периоды: во время изучения дисциплин предметной подготовки, во время изучения спецкурса «Спортивно-оздоровительная деятельность детей и молодежи средствами самбо и дзюдо», до педагогической практики, после педагогической практики. При этом указывалось, что может быть выставлен 1 балл, если данная тема не изучалась, умение не формировалось. Оценка возрастает по мере более полного усвоения указанных разделов дисциплин. По такому же принципу реальный уровень сформированности готовности студентов к осуществлению спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников оценивали эксперты.

Условно мы выделили, что каждый компонент может быть сформирован на четырех уровнях: высоком - 4 балла, достаточном - 3 балла, допустимом (уровень ограниченной сформированности) - 2 балла, критическом - 1 балл. Процедура определения готовности включала в себя выявление среднего значения по каждому компоненту в отдельности и установление среднего значения готовности как целостного качества (в баллах). При определении средних значений учитывались две оценки (студентов и экспертов) путем нахождения их среднего арифметического. На каждом срезе изучались оценки отношений к изучению спецкурса, оценки основных знаний, оценки основных умений, компетенций в организации спортивно-оздоровительной деятельности, выявлялась динамика каждого компонента и готовности как целостного качества.

Количественный и качественный анализ самооценки студентов показывает следующее: среднее значение готовности как целостного качества соответствует допустимому, но не достигает достаточного уровня на заключительном этапе изучения дисциплин подготовки в области спортивно-оздоровительной деятельности и физического воспитания детей младшего школьного возраста. Самооценка сформированности умений несколько ниже самооценки знаний.

В эксперименте было осуществлено включение студентов в общественно значимые проекты изучения физической подготовки детей в условиях региона в рамках определения уровня развития физических качеств младших школьников с последующей консультативной помощью родителям и составлением индивидуальных программ работы с детьми. Студенты дневной и заочной формы обучения были привлечены к обследованию физического развития детей (320 детей младшего школьного возраста). По итогам обследования уровня физического развития младших школьников, студенты выявили следующие результаты: уровень выше нормы наблюдается у 10,4 % школьников, нормальный - 75,3 %, ниже нормы - 14,3 %. Данные проведенного обследования уровня развития физических качеств были занесены студентами в информационную базу школ «Физическое развитие детей младшего школьного возраста».

Проведенное обследование особенностей физического развития детей способствовало осознанию общественной значимости физического воспитания, становлению профессионально-ценностных ориентаций, применению системы психолого-педагогических знаний и умений в области физического развития детей. Результаты данного обследования были объявлены на совещании школы, где студенты проходили практику, на студенческой конференции в рамках «Дни науки БГПУ». Также был представлен отчет родителям по обследованию уровня развития физических качеств ребенка с последующей консультацией по программе его физического развития в домашних условиях с целью взаимодействия с семьями в рамках работы секции спортивного клуба самбо и дзюдо. Данное направление имеет обширное поле для дальнейшего исследования.

Ссылки:

1. Шафикова Г.Р. Мотивация нравственного поведения подростков: психосемантическое исследование // Психологическая наука и образование. 2011. № 4.

2. Шабаев А.Т., Шабаева Г.Ф. Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к спортивно-оздоровительной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 2 (57). С. 51-62.

References:

Shabaev, AT & Shabaeva, GF 2015, 'Pedagogical conditions of formation of readiness of the future teachers of pre-school and primary education to sports and recreational activities', Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana, no. 2 (57), pp. 51-62, (in Russian).

Shafikova, GR 2011, 'The motivation of moral behavior among adolescents: psychosemantic study', Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye, no. 4, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.