ных черт, гуманной природы русского характера;
• наполнить обучение грамматике высоким смыслом.
Список литературы
1. Шульц, В.Л. Язык как метареальность и прогностическая структура / В.Л. Шульц, Т.М. Любимова // Вопросы философии. — 2008. — № 7. — С. 38-50.
2. Даниленко, В.П. Универсалогизм и идиоэтнизм в концепции В. Гумбольдта. — Режим доступа: Ьйр://'^^«г. islu.ru/danilenko/articles/univers.htm.
3. Ревяков, И.С. Язык — идеология — социум. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Philosophia/2_ revjakov.doc.htm.
4. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. — М.: Прогресс, 2000. — 400 с.
5. Бондаренко, И.Ю. Проблемы культурно-исторической типологии личности (Н.Я. Данилевский, В.С Соловьев, А.Ф. Лосев): дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Бондаренко Ирина Юрьевна. — Ростов-на-Дону, 2006. — 146 с.
6. Гундаров, И. Природа и человек. XXI век / И. Гун-даров. — 2008. — № 10. — С. 32.
УДК 378:51
А.С. Колбинцева, ст. преподаватель
ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»
учебно-методический комплекс по математике как средство оптимизации процесса развития профессионального самосознания студентов-экологов
Профессиональная деятельность в современном обществе, в условиях высокой конкуренции на рынке труда, требует от выпускника вуза повышенной ответственности, адекватной оценки себя как специалиста и способности к дальнейшему саморазвитию. Иными словами, готовность выпускника к профессиональной деятельности является важным фактором, влияющим на ее эффективность.
А.А. Деркач, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников полагают, что именно первый и второй курсы обучения в вузе являются наиболее сензитивным периодом формирования профессионального самосознания будущих специалистов и благоприятным для интенсивного формирования мотивационного комплекса. У многих первокурсников ярко выраженное устремление на профессиональное будущее сочетается с весьма смутным представлением о нем. В то же время имеющиеся профессиональные интересы студентов первых курсов недостаточ-
но подкрепляются содержанием образования [1]. Как показывает анализ организации учебного процесса, первые курсы отведены на адаптацию студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении и можно считать, что эти годы «выпадают» из процесса формирования профессионального самосознания.
Анализ учебного плана на 1-2-м курсах обучения по специальности «Биоэкология» показал, что значительную часть в нем занимают общие гуманитарные, социально-экономические, общие математические и естественно-научные дисциплины (рисунок).
Из бесед со студентами и результатов проведенного анкетного опроса выясняется, что значительная часть студентов считает общенаучные и общеобразовательные дисциплины предметами, удаляющими их от овладения профессионально важными знаниями и навыками. Многие исследователи считают, что педагогика высшей школы не в полной мере ис-
1 курс 2 курс
I | Общие гуманитарные и социально-экономические Общепрофессиональные
I | Общие математические и естественно научные |Х-| Специальные и дисциплины специализации
Схема распределения дисциплин (специальность «Биоэкология») в соответствии с учебным планом, % -------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6'2009 ---------- ----------------------117
пользует высокую активность первокурсников для формирования их ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности (профессионального самосознания) (Н.И. Мешков, А.А. Реан,
В.А. Якунин). В то же время анализ современных тенденций развития общества и образования демонстрирует ряд противоречий между следующим:
• потребностью общества в специалисте-биоэко-логе, обладающим экологическими знаниями и стихийным «предметно-суммативным» характером профессиональной подготовки такого специалиста в образовательном процессе вуза;
• требованиями государственного стандарта к освоению деятельностных компонентов профессии и «информационно-знаниевым» подходом к профессиональному образованию с недооценкой умений;
• спецификой будущей профессиональной деятельности студентов-биоэкологов, связанной с решением нестандартных ситуаций экологической угрозы и установками образования на усвоение предметных знаний;
• потенциальными возможностями обучения на начальном этапе (1-2 курсы), прежде всего общеобразовательных дисциплин, в формировании профессионального самосознания студентов-биоэкологов и недостаточной их реализацией в образовательном процессе. Общематематические дисциплины в среднем
составляют 40 % (рисунок) и с учетом пролонгиро-ванности их изучения в течение первых двух лет обучения в вузе обладают большим потенциалом в развитии профессионального самосознания студента.
Таким образом, необходимость задействования общеобразовательных дисциплин, в том числе математики, в процесс развития профессионального самосознания студентов детерминирована как актуальным состоянием государственных стандартов высшего образования, так и объективной проблемой угасания интереса к будущей профессиональной деятельности.
В опытно-экспериментальной работе автор ориентировался на решение следующих основных задач, способствующих гармоничному развитию всех компонентов профессионального самосознания студентов. Первая задача — пробудить интерес и сформировать положительную мотивацию у студентов к изучению математики как средства анализа и разрешения профессиональных ситуаций. Ко второй задаче относится формирование умений, значимых для решения прикладных задач профессиональной деятельности: формировать когнитивные схемы поиска информации, применять изученные алгоритмы, использовать информационные технологии, находить нестандартные и самостоятельные решения. Предоставить возможность индивидуаль-
118
ного выбора в их овладении. Третья задача — развитие творческих способностей студентов, инициирование активности и самостоятельности.
Для решения задач был разработан специальный учебно-методический комплекс, включающий: 1) сборник задач «Математика в биологии» [2]; 2) лабораторный практикум «Математические методы в биологии» [3]; 3) рабочую тетрадь «Математические методы в биологии» [4].
Ведущим ориентиром при создании комплекса была реализация междисциплинарных связей, способствующая повышению уровня научности, теоретической обобщенности знаний, их профессиональной значимости.
Следует остановиться подробно на специальном учебном средстве — сборнике задач по высшей математике «Математика в биологии» для студентов 1-2 курсов специальности «Биоэкология», разработанном автором статьи.
При подготовке задач сборника «Математика в биологии» были учтены следующие требования:
а) они должны опираться на знание материала предыдущих занятий. Непонимание смысла задач стимулирует активное самообразование студента, желание систематически работать над материалом;
б) задачи должны иметь оригинальное содержание, побуждающее к неформальному подходу в решении, актуализации элемента сообразительности, привлечению элементарных житейских знаний, благодаря чему отношение студента к системе обучения меняется от скуки и скептицизма до интереса и желания;
в) решение ряда задач должно требовать творческого, нестандартного подхода: различными способами и за разный объем времени. Это включает студентов в процесс здорового соревнования и создает благоприятную атмосферу для проявления и выявления возможностей каждого студента и дифференцированного взаимодействия с каждым;
г) процесс решения должен создавать логические предпосылки понимания сложных теоретических вопросов через предметное усвоение содержания частных задач;
д) процесс решения должен способствовать естественному привлечению и синтезу знаний и умений из разных дисциплин, создавать потенциальные возможности для использования полученных знаний, умений и навыков при изучении специальных дисциплин;
е) содержание задач должно ориентировать студента на будущую профессию, всестороннее использование накопленных математических знаний в ситуациях, характерных для реальной экологической практики. В этом случае студенты понимают, что в современных экологических исследованиях нельзя ограничиться приблизительными рассуждениями и заключениями описательного характера.
При создании сборника все возможные задачи по уровню усвоения знаний были разбиты на три типа (таблица):
репродуктивного характера, направленные на узнавание изучаемых объектов и самостоятельного воспроизведения по памяти определений, правил вычисления и методов решения;
смешанного (репродуктивно-продуктивного) характера, выполняемые на некотором множестве
объектов, подобных изученным, не по готовому алгоритму, а по создаваемому в ходе решения в соответствии с ранее изученными способами, с его обоснованием;
продуктивного характера, направленные на добывание объективно-новой информации путем самостоятельного конструирования своей деятельности, но в известной области (творческая или исследовательская деятельность). К такому типу от-
Классификация учебных задач сборника «Математика в биологии» по уровню усвоения знаний
Раздел Тема Характер математических задач Профессионально ориентированное содержание
Анали- тическая геомет- рия Векторы Прямая Кривые второго порядка Репродуктивные Репродуктивные Репродуктивные, репродуктивно- продуктивные Определение направления и скорости ветра (движения облаков); составление популяционного вектора экосистемы Определение линейной зависимости между двумя объектами, процессами, явлениями; изучение динамики биолого-экологических процессов Определение нелинейной зависимости между двумя объектами, процессам, явлениями; изучение динамики биологоэкологических процессов; изучение системы показателей и прогнозирование биолого-экологических процессов
Линей- ная алгебра и теория множеств Область решения системы неравенств Множества. Операции над множествами Репродуктивно- продуктивные Репродуктивно- продуктивные Нахождение оптимальных значений для различных биологических показателей Изучение элементов, отношений и организации различных биологических систем, определение их численности
Введение в мате-мати-ческий анализ Функция Предел функции Производная Дифференциал Исследование функции Функция двух переменных Интегрирование Дифференциальные уравнения Репродуктивно- продуктивные Репродуктивные Репродуктивные Репродуктивно- продуктивные Репродуктивно- продуктивные Продуктивные Репродуктивно- продуктивные Репродуктивно- продуктивные, продуктивные Определение зависимости между двумя объектами, процессами, явлениями; изучение динамики биолого-экологических процессов; прогнозирование биолого-экологических процессов Определение начального и предельного значения численности популяции Определение скорости роста популяции Определение значений изменений различных показателей в зависимости от изменения других Нахождение оптимальных значений различных биологических показателей Нахождение оптимальных значений различных показателей Прирост численности популяции; определение объема тел Описание биологических процессов, законов
Теория вероят- ностей Формулы комбинаторики Классическое определение вероятности Теоремы сложения и умножения вероятностей Формула Байеса Законы распределения вероятностей Репродуктивные Репродуктивные, репродуктивно- продуктивные Репродуктивно- продуктивные, продуктивные Репродуктивно- продуктивные, продуктивные Продуктивные Вычисление количества способов упорядочения значений различных показателей; изучение системы показателей и прогнозирование Определение вероятности предела динамических процессов; изучение системы показателей и прогнозирование Определение вероятности предела динамических процессов Определение вероятности предела динамических процессов; изучение системы биолого-экологических показателей и прогнозирование Изучение системы биолого-экологических показателей и прогнозирование
носятся задачи с явно выраженными противоречиями, с несколькими (подчас нестандартными) решениями, а также логические задачи и задачи на прогнозирование [5].
Сборник задач «Математика в биологии» был апробирован на семинарских занятиях по дисциплине «Математика» (1-2 курсы обучения) по специальности «Биоэкология» ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (2006-2008 гг. обучения, 110 студентов экспериментальной выборки). Темы, рассматриваемые в сборнике, изучаются в 1-3 семестрах в том порядке, в котором они представлены в таблице. Согласно учебному плану один раз в две недели проходит лекционное занятие и каждую неделю семинарское.
При изучении очередной темы после решения стандартных математических задач базового компонента рассматривались профессионально ориентированные задачи из сборника. Содержание учебных задач предполагало различные уровни сложности: от легких, решение которых занимает несколько минут, а объяснительно-иллюстративные решения приводят к более глубокому пониманию присутствующих в ней математических понятий, до более сложных профессионально ориентированных задач, решение которых предполагает работу в зоне ближайшего развития. Для большого числа задач после уточнения их содержания студентам предлагалось вспомнить знания из специальных профилирующих дисциплин с целью повтора изученного ранее материала, а иногда и способные помочь сформулировать различные варианты решения задач. Выбор подхода к решению задачи достигался в ходе активной дискуссии, благодаря которой практически доказывалась несостоятельность некоторых предлагаемых решений. Содержание и методики решения ряда задач ориентированы на применение математического аппарата в дальнейшем при изучении специальных профессиональных дисциплин [6].
Некоторые особенности математического содержания задач курса «Высшая математика», включенных в сборник, таковы. В первом семестре знакомство с курсом высшей математики начинается с раздела «Аналитической геометрии» и с изучения темы «Векторы», в которой рассматриваются следующие понятия: векторы, нахождение координат на плоскости и в пространстве, проекция вектора на оси, операции над векторами, скалярное и векторное произведение векторов. Студенты повторяют и расширяют знания, полученные в школе. Понятие вектора используется экологами при изучении дисциплин «Общая экология» (4-й семестр), «Мониторинг среды обитания» (6-7 семестры) для обозначения и описания биологических процессов, которые часто предполагают изучение взаимосвязей большого количества переменных величин.
120
Пример. Популяционный вектор экосистемы, образованный m сосуществующими видами, определяется как m-мерный вектор-строка п = (п1, п2, ., пт), где /-й компонент п показывает численность /-го вида. Каким становится новый популяционный вектор? 1. Если численность каждого вида удваивается. 2. Если все виды, за исключением первого, вымирают. 3. Если в экосистему добавляют по две особи каждого типа, то каким становится новый популяционный вектор?
Применение задач с профессионально ориентированным содержанием, разработанных в контексте реализации межпредметных связей, помогает демонстрировать студентам значение математики как в современном мире, так и в будущей конкретной профессиональной деятельности. При их выполнении для студентов открывается новая грань — перестраивается структура их прошлого опыта, появляется осознание важности приобретения умения видеть связь математики с другими дисциплинами и использовать математические умения в изучении профилирующих дисциплин. При этом многое, что казалось раньше тяжелым, нудным, начинает восприниматься как интересное и нужное. Большой объем материала, подлежащий запоминанию, рассматривается теперь не как совокупность нужных знаний, а как тренинг памяти.
С целью повышения творческого потенциала и заинтересованности студентам предлагается самостоятельно придумать задачи прикладного характера, лучшие из которых рассматриваются на занятии. Это учит студента понимать чужие рассуждения и думать самостоятельно, так как важен сам процесс поиска решения, а не конечный результат. Истина, открытая самостоятельно, гораздо лучше запоминается, а самостоятельное открытие вызывает интерес к предмету.
Использование авторского задачника по предмету «Математика» выявило большую заинтересованность студентов в решении прикладных задач и незначительный интерес решения абстрактных задач. Отсюда возникла идея использования системы прикладных задач с профессионально ориентированным содержанием и решения их с помощью компьютеров. Был разработан дополнительно лабораторный практикум и рабочая тетрадь «Математические методы в биологии», с помощью которых в содержание обучения введена общепрофессиональная проблематика. Использование данных разработок позволило, во-первых, повторить учебный материал по электронным таблицам, во-вторых, закрепить знания по биологии и, в-третьих, наглядно продемонстрировать учащимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин.
Описанный комплекс предназначен для использования в процессе обучения наряду с тради-
ционными задачниками. Преподаватель определяет последовательность решения традиционных и профессионально направленных задач. При этом важно, чтобы все новые математические понятия были отражены в профессионально направленных задачах.
Постоянный переход от абстрактных моделей к более конкретным (от системы знаковой информации к реальным объектам) позволяет показать, что процесс обучения состоит не только в усвоении знаний, а в формировании их средствами целостной структуры будущей профессиональной деятельности.
Фундаментальное и прикладное находится в органическом единстве, поскольку именно фундаментальная подготовка позволяет обучаемым овладеть математическими методами, продолжить самообразование. Что же касается прикладной подготовки, то она обеспечивает возможность применения полученных математических знаний в решении реальных задач, возникающих в профессиональной деятельности. Это становится стимулом для освоения математической науки, для расширения математических знаний за счет самостоятельного поиска, позволяет развивать мышление, память, внимание, творческое воображение [7].
Использование профессионально направленных задач позволяет избежать формализации в усвоении знаний и сделать эти знания основой для формирования у студентов личностных взглядов и убеждений, т. е. они влияют на развитие профессионального самосознания студентов.
Список литературы
1. Деркач, А.А. Акмеологические основы становления профессиональной зрелости / А.А. Деркач, Л.Э. Орбан. — М.: РАГС, 1995. — 208 с.
2. Колбинцева, А.С. Математика в биологии: сб. задач / А.С. Колбинцева. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 28 с.
3. Колбинцева, А.С. Математические методы в биологии: лаб. практикум / А.С. Колбинцева. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 44 с.
4. Колбинцева, А.С. Рабочая тетрадь для занятий по дисциплине «Математические методы в биологии» / А.С. Кол-бинцева. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 54 с.
5. Кертанова, В.В. Развитие математических способностей студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кертанова Валерия Викторовна. — Саратов, 2007. — 23 с.
6. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968. — 144 с.
7. Фоминых, Ю.Ф. Педагогика математики / Ю.Ф. Фоминых, Е.Г. Плотникова. — Пермь: ПГУ, 2000. — 460 с.
УДК 373.1.02
Е.А. Сысоева, аспирантка
А.П. Сысоев, канд. техн. наук, доцент
М.В. Непобедный, ассистент
ФГОУ ВПО «Курский государственный университет»
методика изучения профессионально важных качеств личности учащихся в условиях технологического образования
В современных условиях развития агропромышленного комплекса (АПК) большое значение имеет подготовка квалифицированных кадров, наиболее приспособленных к выполнению работ по обслуживанию различного технологического оборудования, устанавливаемого на поточных автоматизированных линиях с применением компьютерной техники, поэтому на первый план выступают вопросы подготовки учащихся из числа общеобразовательных школ (будущих специалистов), их профессиональной ориентации в выборе своей профессии для работы в условиях сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, а также пищевых, перерабатывающих и других структурных подразделений системы АПК. По мере усложнения поступающего на предприятия и в организации разнооб-
разного технологического оборудования к обслуживающему их персоналу предъявляются повышенные требования с точки зрения личностных и психофизиологических качеств.
По результатам детального анализа трудовой деятельности квалифицированных специалистов, занятых в различных отраслях АПК, авторы выделили основные профессионально важные характеристики (внимание, память, мышление, сенсомотор-ные реакции) и определили психодиагностические методики, необходимые для их исследования в условиях подготовки будущих кадров в системе среднего и высшего профессионального образования.
В целях профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ г. Курска и сельских малокомплектных школ Курской области