А. С. Колбинцева
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Работа представлена кафедрой общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент И. А. Шаповал
В статье представлена часть результатов исследования, посвященного проблеме развития профессионально значимых качеств личности на ранних этапах обучения в вузе, средствами общеобразовательных дисциплин.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, самооценка, ранний этап обучения/
A. Kolbintseva
CULTIVATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF ENVIRONMENTAL STUDENTS AT THE STARTING STAGE OF GETTING HIGHER EDUCATION
A part of the research results is presented in the article. It is dedicated to cultivation of professionally important qualities of a person at the starting stage of study at a higher educational establishment with the help of general educational subjects.
Key words: professionally important qualities, self-assessment, starting stage of study.
После окончания вуза от молодого специалиста требуется сразу включится в активный производственный процесс, но зачастую выпускник в полной мере не подготовлен к тому широкому диапазону видов деятельности, которыми ему придется заниматься в рамках своей профессии. Значимую роль в этом играют не только достаточно высокий уровень профессионального кругозора, но и обладание широким спектром сформированных профессионально значимых качеств личности.
Дефиницией «качества», по С. И. Ожегову, является «наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других» [4]. По определению В. Н. Калмыкова, качества личности представляют собой основу относительно постоянного способа поведения, действия, склонность к типичной реакции на те или иные общественные, производственные и т. п. ситуации, которые определяются как объективным характером общества, социальной средой, так и интересами отдельной личности, общественными ценностями [2]. В психологопедагогической литературе качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к другим людям, к труду, к вещам, природе, самому себе и т. д., как определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются [1; 5].
Профессионально значимые качества можно рассматривать как совокупность качеств, обеспечивающих динамику практического
опыта, как постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам, как определенную систему мотивов и способов профессионально ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются, т. е. те качества, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, Ф. Н. Гоноболин, В. Д. Шадриков). Разные профессии требуют разных профессионально значимых качеств, и степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе и т. д.
Представление будущих экологов о профессионально важных качествах и самооценка наличия их у себя определялось с помощью модифицированной методики Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна. Всего с помощью анкеты было опрошено 176 студентов 1-го курса и 82 студента 3-го курса специальности биоэкология ФГОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет.
На первом этапе испытуемым предлагалось перечислить профессионально важные качества, которыми должен обладать биоэколог. В краткой беседе разъяснялся смысл вопроса и определялась первая, спонтанная реакция на него. При этом выяснилось, что многие студенты над этими вопросами раньше не задумывались и смутно представляют, чем обычные, общечеловеческие качества отличаются от профессиональных. Далее каждому испытуемому предлагалось записать 10 профессионально важных, по его мнению, качеств
и расставить их сначала в порядке важности, а затем в порядке выраженности их у себя, установив на первое место самое важное, а на последнее - наименее важное качество. Всего студентами было названо 94 различных качества, причем первокурсники назвали 76 качеств, а студенты 3-го курса - 71 качество.
Структура процесса формирования важных для специалистов профессиональных качеств включает такие компоненты, как мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-практический, эмоционально-волевой и рефлексивный, поэтому мы разбили все названные студентами качества на 6 блоков:
1. Мотивационно-ценностный блок - качества, являющиеся общественно значимыми и важными для жизни самой личности и служащие ориентирами в социальной и профессиональной активности: честность, гуманность, бескорыстность, самоотверженность, порядочность и др.
2. Когнитивный блок - качества, способствующие накоплению знаний, переходу на более высокий уровень познания: творческий подход, любознательность, интеллектуальность, находчивость, сообразительность, стремление к познанию нового, умение анализировать, логическое мышление, образованность и др.
3. Операционально-практический или процессуальный блок - качества, соответствующие способности специалиста обоснованно
определять и рационально применять пути и способы наиболее эффективного достижения поставленных целей: добросовестность, профессионализм, аккуратность, перспективность, внимательность, коммуникабельность, компетентность, точность и др.
4. Эмоционально-волевой блок - нравственно ориентированные качества: любовь к природе, интерес и любовь к работе, уверенность, целеустремленность, терпение, смелость, активность, доброта и др.
5. Рефлексивный блок - внутренние психические качества, связанные с рефлексией самого себя и восприятия себя другими: ответственность, объективность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, непредвзятость, независимость и др.
Заметим, что в списках качеств, перечисленных студентами не только 1-го, но и 3-го курсов, оказалось много вообще не относящихся к профессиональным качествам личности, таких как «красивый», «материальнообеспеченный», «веселый» (с юмором) и т. п., что указывает на незнание профессиональных качеств биоэколога. Эти характеристики мы объединили в отдельный 6-й блок.
Распределение качеств по вышеперечисленным блокам отображено в диаграмме 1. Наиболее часто среди студентов как 1-го, так и 3-го курса назывались качества эмоционально-волевого блока (38% и 33,7%), затем процессуального (операционально-практи-
%
40
35
30
25
20
15
10
5
0
37,96
27.62
23,3
"Г09
9,26 8,1
К!!
14,76
33,69
14,76
11,7
¡Ш! 1,59 1.07
Мотивационный Когнитивный Операционально- Эмоционально- Рефлексивный
практический волевой
или
процессуальный
□ 1 курс Ш 3 курс контр. гр.
Не являются качествами
Диаграмма 1
Сравнительные показатели распределения по блокам оценок профессионально-значимых качеств биоэколога
ческого) (23,3% и 27,6%), после когнитивного и рефлексивного и наименьшее количество качеств мотивационного блока (9,26% и 8,1%). К 3-му курсу видно незначительное снижение значимости эмоционально волевых качеств (-4,27%) и повышение значимости операционально-практических качеств (+4,32%).
Более 30% опрошенных студентов выделили качества, представленные в табл. 1, среди которых преобладают эмоционально-волевые качества (1 курс). Заметим, что студентами обеих групп, но с разной частотой назвались такие качества, как ответственность, профессионализм, коммуникабельность, целеустремленность, любовь к природе и окружающей среде, трудолюбие. Полученные данные позволили нам проследить процесс формирования представлений студентов об образе типичного «биоэколога» и выявить их целостное представление о профессиональном типаже-стереотипе биоэколога на разных этапах обучения в вузе.
В предшествующих нашему исследованиях [1; 3], авторами были выделены следующие
профессионально важные качества эколога: любовь к природе, способность к синтезу знаний из разных сфер деятельности, ответственность, честность, наблюдательность, способность к убеждению, склонность к исследовательской деятельности, аналитическое мышление, наблюдательность, организованность и внутренняя дисциплина, гражданская смелость, долговременная структурированная память.
В нашем исследовании совпадения с данным портретом наблюдались в основном в качествах эмоционального блока: ответственность, любовь к природе, честность и смелость (последние только студентами 1-х курсов). Но исследователи считают, что в приведенном профессиональном портрете значимое место занимают когнитивные качества, у наших же испытуемых наблюдался разброс мнений: большинство студентов 3-го курса не выделили ни одного из когнитивных качеств как наиболее значимых, а первокурсники называли такие качества, как: ум, находчивость и образованность (от 30,1 до 45,5%).
Таблица 1
Наиболее часто встречаемые профессионально-значимые качества, выделенные студентами-биоэкологами
Качество 1-й курс, % 3-й курс, % Блок
Целеустремленность 40,9 61,9 эмоц.
Интерес к профессии 39,2 эмоц.
Активность 38,6 эмоц.
Доброта 36,9 эмоц.
Любовь к природе и к окружающей среде 34,1 52,4 эмоц.
Трудолюбие 33,5 51,2 эмоц.
Смелость 30,7 эмоц.
Настойчивость, упорство 44,0 эмоц.
Профессионализм 47,7 40,5 процесс.
Коммуникабельность 46,0 78,6 процесс.
Добросовестность 31,3 процесс.
Ум 30,1 когн.
Находчивость 30,1 когн.
Образованность 45,5 когн.
Ответственность 88,6 81,0 рефл.
Честность 30,7 мотив.
Показателем самооценки себя как будущего специалиста и значимости профессиональной деятельности для студента как ведущей выступила величина значения ранговой корреляции Спирмена между групповыми качествами, которыми должен обладать профессиональный биоэколог и порядком выраженности их у себя. Полученные данные послужили основой для распределения испытуемых на три группы с разной самооценкой: завышенной, заниженной и средней (адекватн.) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели уровня самооценки развития профессионально-значимых качеств у студентов
Уровень самооценки 1-й курс 3-й курс контрольная гр.
Заниженная < 0,2 39,7 40,2
Адекватная 0,2-0,8 50,1 46,4
Завышенная > 0,8 10,2 13,4
Заметим, что среди студентов как 1-го (50,1%), так и 3-го (46,4%) неадекватная оценка встречается у половины студентов, как в форме заниженной (1-й курс - 42,1%, 3-й курс - 40,3%), так и в форме завышенной (1-й курс - 10,2% 3-й курс - 13,4%). Адекватно оценивают свои качества 50,1% первокурсников и 46,4% третьекурсников. Эти данные свидетельствуют о расхождении представлений студентов о том, какими им нужно быть, и тем, какие они, по их представлению, на самом деле. Казалось бы, на старших курсах студенты должны более
реально оценивать свои качества, но динамики, как мы видим, не происходит.
Даже к третьему курсу больше чем у половины студентов не сформировались четкие представления о будущей профессии. Студенты 3-го курса не определились и также находятся в поиске «Я» в различных сферах профессиональной жизни, как и к началу обучения в вузе, что свидетельствует об отсутствии у них положительной профессиональной идентификации с получаемой профессией, тормозящей профессиональное становление будущего специалиста.
Считаем, что такая ситуация, распространенная в профессиональном образовании, является следствием недостаточного подкрепления содержанием образования профессиональных интересов и мотивов студентов первых курсов. Как показывает анализ организации учебного процесса, первые курсы отведены на адаптацию студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении, а в содержании обучения в этот период доминируют общеобразовательные дисциплины, не имеющие профессиональной специфики. Как мы видим, эти годы «выпадают» из процесса формирования профессионально значимых качеств, что подтверждается полученными нами данными.
Решение проблемы видится нам в ориентировании потенциала общеобразовательных дисциплин начиная с первого курса на формирование у студентов ценностного отношения к профессии и на развитие личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданов В. А. Социально-психологические свойства личности Л.: ЛГУ, 1983. 89 с.
2. Калмыков В. Н. Основы философии Минск: Высшая школа, 2003. 541 с.
3. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики тесты, рекомендации. Донецк: ПКФ «БАО», 2006. 800 с.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка М., 1987. 685 с.
5. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пид-касистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.