РАЗДЕЛ VII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.5: 355
Т. В. Маркелова, С. И. Кошелева
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР И ФАКУЛЬТЕТОВ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для решения задач эмпирического исследования содержания и динамики психологической готовности (ПГ) студентов военных кафедр (ВК) и факультетов военного обучения (ФВО) из числа участников констатирующего и формирующего экспериментов образованы группы сравнения по видам Вооруженных сил, профилю военно-учетной специальности (ВУС), программам подготовки, успешности подготовки, способу получения военного образования, этапу обучения.
Кроме студентов ВК и ФВО, в исследовании приняли участие курсанты спецгрупп Военно-ветеринарного института МО РФ. Данные спецгруппы созданы из числа студентов, закончивших четвертый курс ветеринарных факультетов сельскохозяйственных вузов Воронежа, Казани, Москвы и других городов России, для обучения и дальнейшего прохождения военной службы по контракту.
Группы наиболее и наименее успешных испытуемых представлены студентами, обучающимися по традиционной программе подготовки как социально-педагогического, так и операторского профиля ВУС по критерию показателей академической успеваемости. Средний балл успеваемости в группе наиболее успешных не ниже 4,5, наименее успешных - не выше 3,5. Студенты, оказавшиеся в составе данных групп по успеваемости, составляют 29,6% (8¡человек) и 17,1% (47 человек) из 274 испытуемых.
Представленная характеристика групп испытуемых, привлечение к исследованию реальных социальных совокупностей, соответствие выборки содержанию гипотезы доказывает необходимость и достаточность репрезентативности выборки, что далее подтверждается статистической достоверностью результатов исследования. Проведенное эмпирическое исследование является лонгитюдным и экспериментальным. В процессе исследования динамики ПГ применены констатирующий и формирующий эксперименты, позволяющие собрать данные о динамике процесса.
Поскольку анализ первичных описательных статистик полученного массива данных не показывает значительных отличий от нормального распре-
деления, в ходе работы был применен корреляционный анализ с использованием параметрических методов: t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок и коэффициента корреляции Пирсона. Правомерность применения параметрических методов анализа подтверждается также оценкой однородности дисперсии по критерию Ливена (Sig.>0,05). В качестве многомерного метода анализа переменных использован факторный анализ методом главных компонент с варимакс-вращением.
На основании теоретического анализа результатов научных исследований, сделанного в рамках различных методологических подходов, проведенного пилотажного исследования и разработанных нами и описанных выше критериев, показателей и уровней оценки ПГ к военно-профессиональной деятельности (ВПД), определены соответствующие задачам методологические принципы, методы и методики изучения феномена ПГ. К ним относятся основополагающие общеметодологические принципы (целенаправленность, единство личности, сознания и деятельности, комплексность, объективность, динамичность, структурность, личностный подход, иерархия) и специальные принципы диагностики Г1Г, отражающие специфику данного явления (принцип выявления системного отношения, интегратив-ности, взаимообусловленности изменений и единства диагностики и развития); надежные и валидные методики; формализованные и малоформа-лизованные методы исследования, позволяющие анализировать внутренние и внешние, осознаваемые и неосознаваемые уровни личностных свойств.
Диагностический комплекс, используемый нами, представлен методиками, большинство которых являются широко известными, апробированными и подробно описанными в литературных источниках. К ним относятся опросник 16 личностных факторов, форма А (16-ФЛО-187) Р. Кеттел-ла (1950); опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (1966) в адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда (1984); методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири (1957) в адаптации Л. Н. Собчик (1990); методика диагностики ценностных ориентаций (МЦО) М. Рокича (1969); цветовой тест М. Люшера (1948); модификация «Метод цветовых выборов» (МЦВ) Л. Н. Собчик (1990); личностный ориентационный опросник М. Басса, модификация «Личностная направленность» (ЛН) В. Смейкала и М. Кучера (1988); опросники потребности в достижении (ПД) и в общении (ПО) Ю. М. Орлова (1978); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина (1990); психографический тест (ПГТ) В. Г. Леонтьева (1992). Кроме этого, по причине недостатка диагностического инструментария для исследования военно-профессиональной мотивации студентов были модифицированы и применены классические методики «Незавершенные предложения» (МНП) Дж. Роттера (1992) и оценка военно-профессиональной направленности (ВПН) Б. В. Овчинникова и А. Ф. Боровикова (1993).
Результаты исследования показывают, что общая оценка ПГ по всем группам испытуемых лежит в пределах среднего уровня (от 18,0 ±ПГ*22,9 балла), что в целом соответствует предъявляемым требованиям к военнопрофессиональной деятельности. Наиболее сформированными по общей выборке испытуемых являются эмоциональный и операциональный компоненты, наименее развитым - мотивационный компонент.
Мотивационный компонент ПГ по всем группам испытуемых характеризуется как средне выраженный (3,69±ВПН^4,49), что говорит о наличии у студентов мотивации к военной подготовке, которая, однако, уступает место в иерархии иным мотивам: здоровья, любви, создания семьи, материально обеспеченной жизни, взаимоотношений с хорошими и верными друзьями и др. (МЦО М. Рокича). Военную подготовку студенты расценивают как значимое событие в жизни, которое предоставляет шанс избежать военной службы по призыву в качестве рядового состава, при этом имеются сомнения в общественной необходимости военной службы.
Эмоциональный компонент ПГ (3,6 ±ВГШ*4,5) по совокупной выборке испытуемых можно оценить как хорошо сформированный (16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, ф.С (М=6,93,5=1,728), О (М=4,99,6=2,190), I (М=4,21, 5=2,168), в (М=7,01, 5=2,112); МЛО-АМ А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, МН (М=7,854,5=2,197). Это говорит о достаточно высоком уровне эмоциональной устойчивости и зрелости, выдержанности, жизнерадостности, небояз-ливости студентов. Испытуемые способны хорошо переносить нервно-пси-хические, эмоциональные нагрузки, резкое увеличение объема работы или изменение ее содержания. Ответственность как показатель эмоционального компонента ПГ имеет средний уровень выраженности, что характерно для людей, склонных соблюдать принятые правила поведения и дисциплины, моральные нормы. Для них не чужды понятия долга, чести, патриотизма.
Волевой компонент ПГ, оцениваемый по способности к самоконтролю и общей интернальности, по совокупной выборке испытуемых является показателем среднего уровня выраженности, что характеризует студентов как способных к саморегуляции и волевой мобилизации (УСК Дж. Роттера, Ио (М=5,58, 5=2,255); 16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, фД (М=7,30, 5=1,905).
Оценка когнитивного компонента ПГ, показывает средний уровень выраженности сообразительности и практичности мышления студентов. В выборке отсутствуют испытуемые с низким уровнем интеллектуальных показателей. Очевидно, это связано с отбором в вуз по уровню обученности. Студенты общей выборки испытуемых сообразительны, интеллектуально развиты, хорошо обучаемы, с хорошей скоростью решения практических задач и отсутствием иллюзий (16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, ф.В (М=6,17, 5=1,519), М (М=4,84,5=2,078), (^(N1=5,25,5=2,433). В структуре мышления всех групп испытуемых отмечается уравновешенность по параметру «радикализм - консерватизм».
Операциональный компонент ПГ является хорошо сформированным,
о чем говорят показатели коммуникативности (МЛО-АМ А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, КС (М=7,40, 5=2,315); УСК Дж. Роттера, Им (М=7,41, 5=1,775); 16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, факторы: А (М=6,16,5=2,329), Е (М=6,73, 5=1,855), Р (М=5,32, 5=1,823), Н (М=6,85, 5=2,147), Ь (М=5,67, 5=2,153), N (М=5,76,5=1,888), р2 (М=4,87,5=2,336); ДМО Т. Лири, индексы: V (М=8,38, 5=7,360), С (М=1,66,5=7,192) и военно-профессиональных знаний, умений и навыков. Студенты, представляющие совокупную выборку испытуемых, характеризуются высоким уровнем развития комхмуникативных способностей; ответственностью в сфере межличностных отношений; обладают хорошей способностью устанавливать и поддерживать контакты, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры; склонны к доминированию в сфере межличностных контактов; экспрессивны, жизнерадостны, социально смелы и активны; способны доверять людям, а также быть осторожными, самостоятельными и в то же время не отрываться от группы. Комплексный показатель знаний, умений и навыков, оцениваемых через результаты академической успеваемости, дисциплинированности и стажировки в войсках, также лежит в пределах среднего уровня выраженности.
С помощью факторного анализа выявлено, что в качестве психологических составляющих ПГ испытуемых общей выборки выступают волевая регуляция (Б 1=11,14), коммуникабельность (Б2= 10,68), дипломатичность (Р3=8,12), романтичность (Р4=8,09), независимость (Р5=7,53), осознанность военно-профессиональной подготовки (¥6=6,96) и энергичность (Р7=6,66). Эти переменные отражают содержание ПГ студентов к ВПД и определяют взаимоотношения между ее показателями.
Мотивационный, когнитивный и волевой компоненты ПГ в группах, отличающихся программами подготовки, имеют средний уровень выраженности, а эмоциональный и операциональный в группе «Контракт» -высокий, в группе «Запас» - средний (рис. 1).
Рис. /. Оценка компонентов ПГ в группах подготовки офицеров запаса (п=81) и офицеров по контракту (п=76): МК-мотивационный компонент; ЭК-эмоциональный компонент; ВК-волевой компонент; КК-когнитивный компонент; ОК-операциональный компонент
Результаты исследования показывают, что группы сравнения «Контракт» и «Запас» имеют ряд достоверно значимых отличий показателей ПГ (16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, ф.Е(£=2,264,р<0,05), в (1=3,719, р<0,001); ДМО Т. Лири, окт. I (1=3,415, р<0,01), V (1=2,362, р<0,05), II (г=2,982, р<0,01), инд. V (1=3,204, р<0,01); МЛО-АМ А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, НПУ (1=2,044, р<0,05), МН 0=2,982, р<0,01); ВПН (1=9,101, р<0,001). Содержание отличий мотивационного компонента состоит в следующем. В группе «Контракт» преобладающее большинство испытуемых демонстрирует средний (51,3%) и высокий (43,4%) уровень выраженности ВПН, в группе «Запас» -средний (46,9%) и удовлетворительный (44,5%) (МНП Дж. Роттера). Содержательная интерпретация показателей этой методики, выполненная методом контент-анализа в соответствии с классификацией эмоций Б. И. Додонова, показывает, что юноши, выбравшие военную службу своей профессией, связывают с ней удовлетворение потребности в самоутверждении, славе и почете. Военная служба для них престижна и социально значима и вместе с тем они способны испытывать по отношению к ВПД эмоции морально-нравственного и альтруистического плана. Студенты данной группы направлены на достижение успеха в ВПД, военную карьеру, получение удовлетворения от военной службы, что сопровождается выраженностью эмоций самоутверждения и прямо соотносится с ее социальным статусом и основной целью получения военно-профессиональной подготовки. В ВПД юноши стремятся удовлетворить потребности, связанные с жаждой борьбы, острых ощущений, эмоций, риска и опасности. Испытуемые группы «Запас» отличаются сочетанием моральных, альтруистических и негативных невротических эмоций. Очевидно, сочетание высших эмоций и чувств (чувства долга, патриотизма, ответственности, беспокойства за других) с негативными фундаментальными эмоциями (чувства страха, неуверенности в себе, тревоги) блокирует выбор профессии военнослужащего. Группы сравнения отличаются количеством негативного невротического отношения к военной профессии. Эмоции страха, тревоги и неуверенности в себе отмечаются в 13,4% случаев в группе «Запас» и 6,8% случаев - в группе «Контракт». Наименее выраженными в группе «Запас» являются романтические эмоции, связанные с идеализацией военной профессии. Лица, выбравшие в качестве профессиональной деятельности военную службу, менее всего стремятся найти в ней удовлетворение коммуникативных потребностей. Результаты исследования говорят о доминировании потребности в достижении среди студентов группы «Контракт» и потребности в общении в группе «Запас» (ПД Ю. М. Орлова).
Согласно результатам ПГТ В. Г. Леонтьева, в группе «Контракт» 44,8% испытуемых увлечены выбранной военной специальностью и 27,6% готовы реализовывать ее в боевых условиях. Преобладающее большинство студентов группы «Запас» (85,2%) не желают быть призванными в ряды Вооруженных сил и тем более не стремятся к пребыванию в зоне активных боевых действий (92,6%).
Изучение направленности личности по методикам Ю. М. Орлова и В. Смейкала, М. Кучера указывает на отличия в структуре мотивационной активности студентов. В группе «Запас» направленность на себя имеет уровень выше среднего, что говорит о повышенном внимании студентов к личным проблемам, ожидании получения удовлетворения вне занятий учебно-профессиональной деятельностью. В группе «Контракт» данный показатель имеет средний уровень выраженности. Для группы «Запас» более характерна коллективистская направленность и меньшая автономность, большая зависимость от группы и повышенное желание получать положительные эмоции от общения. В группе «Контракт» более высокая деловая направленность, самостоятельность, решительность, волевые качества, упорство, трезвость. Уровень деловой направленности студентов группы «Запас» характеризуется как низкий, что может означать невысокую заинтересованность в успешности основной деятельности, отсутствие желания энергично решать возникающие проблемы.
Ведущее место в системе мировоззрения обеих групп испытуемых занимают такие терминальные ценности, как здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей (МЦО М. Рокича). К наименее значимым терминальными ценностям в структуре личности испытуемых относятся развлечения, красота природы и искусства, счастье других, творчество. Студенты обеих групп отводят незначительную роль таким ценностям, как непримиримость к своим и чужим недостаткам; высокие запросы и притязания; рационализм; чуткость и заботливость и ставят их на последние места по степени значимости. Для будущих офицеров по контракту являются более значимыми такие терминальные ценности, как интересная работа и свобода, самостоятельность, чем для будущих офицеров запаса. Вместе с тем для них характерен более низкий уровень значимости материального благополучия, познания и интеллектуального развития.
Среди студентов группы «Контракт» приоритетными инструментальными ценностями являются твердая воля, образованность, ответственность, чувство долга, умение держать слово, среди студентов группы «Запас» -образованность, твердая воля, воспитанность. Кроме этого, в структуре инструментальных ценностей будущих офицеров по контракту отмечается более высокая значимость исполнительности, дисциплинированности, самоконтроля и рационализма. В группе студентов, обучающихся по экспериментальной программе, отмечается более высокий уровень нервно-психической устойчивости, нормативности поведения, иногда их ответственность граничит со сверхобязательностью. Они в большей степени готовы к общению и сотрудничеству, но при этом более авторитарны, самоуверенны, независимы, настойчивы.
По результатам стажировки в войсках лучшие результаты отмечаются в группе подготовки офицеров по контракту, что подтверждает их ВИН и серьезность профессиональных намерении. В ходе факторного
анализа обнаруживается ведущее значение в структуре ПГ будущих офицеров по контракту стрессоустойчивости (Р 1 = 13,35), рассудительности (Р2=11,82), серьезности военно-профессиональных намерений (Р3=10,27), гибкости (Р4=9,70), проницательности (Р5=8,90), надежности (Р6=8,35), сдержанности (Р7=8,30).
Результаты сравнения показателей ПГ к ВПД группы подготовки офицеров по контракту на ФВО и спецгруппы курсантов показывают, что по всем исследуемым показателям курсанты имеют несколько более высокие результаты (рис. 2).
□ Студенты ФВО
НПУ МН КС ВПН
Рис. 2. Оценка психологических показателей испытуемых в группе подготовки офицеров по контракту на ФВО вуза (п-16) и спецгруппе курсантов военного вуза (п=97):
НПУ -нервно-психическая устойчивость; МН-моральная нормативность;
КС-коммуникативные способности; ВПН-военно-профессиональная направленность
Однако статистически значимо эти показатели различаются лишь по одному из параметров - ВПН (1=2,643; р<0,01). Психологическое исследование курсантов спецгрупп ввуза, пожелавших стать офицерами ВС по профилю своей гражданской специальности, выявляет высокий уровень их ВПН (М=4,86; 5=1,811) против среднего в группе офицеров по контракту ФВО (М=4,49; 5=0,488). Это говорит о большей выраженности интереса к ВПД, наличии желания ее осуществлять, доминировании внутренних по отношению к ВПД мотивов. Высокая ВПН курсантов спецгруппы ввуза указывает на большую осознанность профессионального выбора и высокий уровень принятия ответственности за него, так как обучение, в отличие от подготовки на ФВО, осуществляется вдали от дома, в казарменных условиях, в отрыве от привычной социальной среды.
Все компоненты ПГ в группах по направлениям ВУС имеют одинаковый средний уровень выраженности. Мотивационный компонент несколько более выражен в группе операторского, а операциональный - в группе социально-педагогического направления ВУС (рис. 3).
5
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5
□ "Соц.-пед. ВУС"
□ "Оператор. ВУС"
Рис. 3. Оценка компонентов психологической готовности в группах социальнопедагогического (п=255) и операторского направлений ВУС (п=258) по контрольной шкале: МК-мотивационный компонент; ЭК-эмоциональный компонент; ВК-волевой компонент; КК-когнитивный компонент; ОК-операциональный компонент
По ряду психологических показателей в группах сравнения выявлены существенные различия (16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, ф. А (>=9,370, р<0,01), В (1=3,326, р<0,01), Г (1=8,926, р<0,01), 1(1=2,792, р<0,01), Ь (1=5,23 8, р<0,01), N (1=11,039, р<0,01), (}3 (1=2,763, р<0,01), (}4 (1=3,260, р<0,01); ДМО Т. Лири, окт. I (1=2,554, р<0,05); УСК Дж. Роттера, Ид (1=4,665, р<0,01), Им (1=3,208, р<0,01).
Студенты, обучающиеся по операторским ВУС, более способны к абст-ратному мышлению, практичны, независимы, мужественны, сдержанны, собранны и менее чувствительны, чем по социально-педагогическим. Студенты социально-педагогического направления ВУС более волевые, внутренне дисциплинированные, отличающиеся легкостью в общении, выраженным интересом и вниманием к людям, гибкостью и эмоциональной лабильностью.
В группах сравнения по успешности обучения мотивационный, эмоциональный, когнитивный и операциональный критерии ПГ имеют средний уровень выраженности. Волевой компонент ПГ в группе более успешных высокого уровня, менее успешных - среднего (рис. 4).
Между группами сравнения имеется ряд достоверно значимых различий (16-ФЛО-187 Р. Кеттелла, ф.В (1=3,443; р<0,001), С (1=6,809, р<0,001),
I (1=2,268, р<0,01), О (1=4,099, р<0,001), (1=2,787, р<0,01), в (1=5,380,
р<0,001); МЛО-АМ А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина МН (1=2,237, р<0,05), НПУ (1=2,090, р<0,05); УСК Дж. Роттера Ио (1=4,041, р<0,001). Группа более успешных испытуемых отличается более высоким уровнем проницательности и умственных способностей, но меньшей эмоциональ-
5
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5
□ Более успешные
□ Мекее успешные
Рис. 4. Оценка компонентов психологической готовности в группах более успешных (п=81) и менее успешных испытуемых (п=47) по контрольной шкале:
МК-мотивационный компонент; ЭК-эмоциональный компонент; ВК-волевой компонент; КК-когнитивный компонент; ОК-операциональный компонент
ной устойчивостью по сравнению с группой менее успешных. Студенты, более эффективные в военно-профессиональной подготовке, несколько тревожнее, беспокойнее, озабоченнее, чувствительнее и ответственнее, чем их однокурсники. Более успешные студенты реальнее оценивают свою роль в коллективе и ориентированы на соблюдение общепринятых норм поведения, отличаются повышенной способностью контролировать свои эмоции и поведение. Группа менее успешная в военно-профессиональной подготовке отличается большей нервно-психической устойчивостью, суровостью, скептицизмом к субъективным и культурным аспектам жизни. В группах по успешности обучения наблюдается различие в структуре инструментальных ценностей. Более успешные чувству долга и умению держать слово отводят 1-й ранг, исполнительности и дисциплинированности - 4-й. Менее успешные данным ценностям присваивают 9-й и 10-й ранги соответственно. Между группами по успешности военно-профессиональной подготовки по параметру коммуникативности значимых различий не выявлено. Наиболее высокий уровень военно-профессиональных ЗУН оказывается в группе более успешных испытуемых главным образом за счет академической успеваемости по общевоенным и специальным дисциплинам.
Результаты факторного анализа показателей ПГ в группе более успешных испытуемых позволяют выделить семь факторов, определяющих успешность военной подготовки: коммуникабельность (Р 1 = 10,36), рефлексивность (Т2=9,63), ответственность (Р3=8,77), самомотивированность (Р4=8,54), практичность военно-профессионального интереса (Р5=8,38), смелость (Р6=8,31) и эмоциональная зрелость (Р7=8,03). При этом фактор Р 1=10,36, имеющий наибольшее значение суммарной дисперсии и включающий об-
Л о с
з ^ ь
щительность, экспрессивность, независимость, аналогичен фактору «коммуникабельность» в общей выборке испытуемых с очень близким значением суммарной дисперсии.
В ходе исследования динамики ПГ в процессе обучения зафиксировано развитие всех контролируемых показателей (рис. 5).
нпу мн кс впн
Рис. 5. Динамика психологических показателей в процессе обучения в группах сравнения в начале (^=725) и в конце обучения (п2=584): НЕГУ-нервно-психическая устойчивость;
МН - моральная нормативность; КС - коммуникативные способности; ВПН - военнопрофессиональная направленность
Характер данных, полученных с применением МЛО-АМ А. Г. Маклако-ва, С. В. Чермянина, позволяет отметить положительную динамику эмоционального компонента ПГ. Об этом говорит достоверность отличий групп в начале и в конце обучения по параметру нервно-психической устойчивости (НПУ: 1=2,083, р<0,05). Студенты приобретают большую уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями и настроением. Проявляется положительная динамика чувства ответственности: к концу обучения у студентов формируется и развивается сознательность, обязательность, совестливость (МН: 1=2,513; р<0,05). В ходе обучения отмечается развитие операционального компонента ПГ, зафиксированное по изменению показателей коммуникативных способностей (КС: 1=2,213; р<0,05). В процессе обучения студенты расширяют навыки построения контактов с окружающими и продуктивного разрешения конфликтных ситуаций. Оценка динамики мотивационного компонента ПГ показывает наличие достоверно значимых отличий показателя ВПН в начале и в конце обучения (ВПН: 1=4,804; р<0,001) говорящих о том, что военно-профессиональная мотивация в ходе обучения способна формироваться и развиваться. При этом ее уровень не поднимается выше среднего, т. е. , несмотря на то, что учебно-воспитательный процесс на ВК и ФВО направлен на развитие военно-профессиональных мотивов, результат во многом определяется личными мотивами и целями студентов.
о о /г
ззЬ
Таким образом, офицеры запаса характеризуются средним уровнем выраженности ПГ. Наиболее развитыми в структуре Г1Г офицеров запаса являются эмоциональный и операциональный компоненты, наименее - мотивационный. Содержание военно-профессиональной мотивации является ир-релевантным по отношению к ВПД и не имеющим прямого отношения к приобретению ЗУН в области военной подготовки. В качестве переменных, отражающих содержание ПГ офицеров запаса к ВПД и определяющих взаимоотношения между ее показателями, выступают волевая регуляция, коммуникабельность, дипломатичность, романтичность, независимость, осознанность военно-профессиональной подготовки и энергичность.
В ходе военной подготовки отмечается положительная динамика контролируемых показателей ПГ, которая подтверждается достоверностью отличий в группах в начале и в конце обучения по параметрам моральной нормативности, нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, военно-профессиональной направленности.
Сущностные отличия ПГ студентов ВК и ФВО, обучающихся по разным моделям подготовки военных специалистов, определяет военно-профессиональная мотивация. Студенты, обучающиеся по экспериментальной программе подготовки офицеров для военной службы по контракту, характеризуются значимо более высоким уровнем военно-профессиональной мотивации. Будущие кадровые офицеры отличаются стрессоустойчивостью, рассудительностью, серьезностью военно-профессиональных намерений, гибкостью, проницательностью, надежностью и сдержанностью. По уровню развития таких показателей ПГ, как военно-профессиональная направленность, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные способности, они уступают курсантам спецгруппы высшего военного учебного заведения, сформированной из студентов вузов.
Успешность военной подготовки будущих офицеров запаса определяется уровнем развития волевого, а также когнитивного и операционального компонентов ПГ и не является обусловленной мотивационным компонентом ПГ. Личностными особенностями, определяющими ПГ и позитивно влияющими на успешность военно-профессиональной подготовки, являются коммуникабельность, рефлексивность, ответственность, самомотивирован-ность, практичность военно-профессионального интереса, смелость и эмоциональная зрелость.
По уровню сформированности компонентов ПГ офицеров запаса в зависимости от вида ВС и направленности ВУС значимых различий не выявлено.