Palferova Sabina Shehshanatovna, Kuznetsova Olga Alexandrovna, Pavlova Elena Sergeevna THE DESIGN OF THE PROFILING SYSTEM OF MATHEMATICAL ...
УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
© 2018
Палферова Сабина Шехшанатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Высшая математика и математическое образование» Кузнецова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование» Павлова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассматривается интегративный подход к обучению, который реализуется с использованием профильной дифференциации в курсе высшей математики. Для улучшения подготовки специалистов необходимо выявить междисциплинарные связи с учетом профессиональной направленности. Интеграция достигается за счет установления внутри- и междисциплинарных связей. Для решения задач интегративного подхода используется методология проектирования учебно-методических комплексов. Процесс профилирования математической подготовки рассматривается как педагогическая технология с использованием профессионально-направленных курсов. Для реализации технологии обучения разработана функциональная модель системы формирования базовых математических, специальных и профессиональных компетенций бакалавров технического профиля, которая включает все этапы обучения с первого по четвертый курс. Рассматривается направление синтетической интеграции, применяемое в технологии с использованием профессионально-направленных курсов в рамках системно-деятельност-ного и личностно-ориентированного подходов. Технология обучения включает проектирование учебно-методических комплексов, ориентированных на интеграцию дисциплин. При разработке учебно-методических комплексов учитывается принцип профессиональной направленности, включающий реализацию прикладной направленности курса математики. Приведены результаты опытно-эспериментальной проверки эффективности технологии обучения студентов технического профиля. Согласно разработанной функциональной модели проводилась диагностика уровня базовых математических, фундаментальных, специальных и профессиональных компетенций, а также формирования профессионально-важных качеств выпускников. Статистическая обработка полученных данных подтвердила преимущества сконструированной модели системы профессионально-ориентированной подготовки студентов технического профиля и эффективность технологии ее реализации в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: интегративный подход к обучению, система профилирования математической подготовки бакалавров, функциональная модель формирования специальных и профессиональных компетенций, проектирование учебно-методического комплекса на основе интеграции дисциплин.
THE DESIGN OF THE PROFILING SYSTEM OF MATHEMATICAL TRAINING OF BACHELORS OF TECHNICAL PROFILE ON THE BASIS OF INTEGRATIVE APPROACH
© 2018
Palferova Sabina Shehshanatovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the Department of "Higher mathematics and mathematical education" Kuznetsova Olga Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of "Higher mathematics and mathematical education" Pavlova Elena Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of "Higher mathematics and mathematical education" Tolyatti state University (445020, Russia, Tolyatti, street Belarusian 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the integrative approach to learning, which is implemented with the help of the profile differentiation in the course of higher mathematics. To improve the specialists' training it is necessary to identify interdisciplinary connections considering professional orientation. The integration is achieved by establishing intra - and interdisciplinary connections. The methodology of projecting educational-methodical complexes is used for the integrative approach targets. The profiling process of mathematical training is seen as a pedagogical technology of professional-oriented courses. A functional model of the system of formation of basic mathematical, special and professional competences of bachelors having technical profile, which includes all grade levels from the first to the fourth course is developed for the implementation of learning technologies. The synthetic direction of integration used in technology with the professionally-oriented courses is within the framework of system-activity and person-oriented approaches is implemented. Learning technology includes the projecting of educational-methodical complexes focused on the integration of disciplines. The principle of professional orientation, including the implementation of applied orientation of mathematics is considered while developing teaching materials. The results of skilled-experimental check of efficiency the technology of students of technical profile have been presented . According to the developed functional model the diagnostics of the level of basic mathematical, fundamental, special and professional competencies, as well as the formation of professionally important qualities of graduates has been conducted. The statistical processing of the obtained data has confirmed the advantages of the constructed model. The system of professionally oriented training of technical profile students and effectiveness of the technology of its realization in educational process of the University has been approved.
Keywords: integrative approach to learning, the profiling system of mathematical training of bachelors, the functional model of formation of special professional competencies, the project of educational-methodical complex on the basis of integration of disciplines.
Современный этап развития человечества тесно связан с научно-технической революцией, которая характеризуется резким развитием и усложнением техники, значительным увеличением способов и видов действий, проводимых во всех сферах производства и жизнедеятельности, с масштабным внедрением информационных технологий и методов математического моделирования
в системах управления и обслуживания. На сегодняшний день необходимо отказаться от традиционных унифицированных форм обучения, а внедрить новые технологии образования, формирующих знания, активно применяемых на практике при решении профессиональных задач.
В настоящее время существует противоречие между традиционными подходами обучения математике в вузе
и существующей профильной дифференциацией образования. Использование математических методов и средств изучения специальных дисциплин влечет возникновение проблемы разработки эффективных технологий обучения математике, которые включают профессионально-направленные курсы с использованием междисциплинарных связей [1].
Диагностика уровня сформированности базовых математических компетенций у студентов показала отсутствие системных знаний по использованию межнаучных понятий, необходимых специалисту в его будущей профессиональной деятельности. Наблюдаемое отсутствие влечет возникновение проблем и трудностей в формировании у студентов профессиональных и специальных компетенций. Поэтому возникает задача подготовки специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, способных быстро реагировать на изменения, происходящие в профессиональной деятельности, использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении отдельных дисциплин в интегративной связи как средство решения профессиональных задач. Таким образом, для повышения качества подготовки специалистов необходимо выстроить содержание обучения математике, используя междисциплинарные связи, учитывая профессиональную направленность при формировании системного мышления, базовых математических, специальных и профессиональных компетенций. Решение этих проблем в практике математической подготовки студентов можно решить, на наш взгляд, внедряя в образовательный процесс интегративный подход к обучению, создавая учебно-методические комплексы с использованием профильной дифференциации в курсе высшей математики, методов, средств и приемов обучения, в которой происходит перенос знаний из одной предметной области в другую, обеспечивается процесс формирования общенаучных умений и навыков, системно-образующих понятий, законов и теорий, способствующих развитию творчески активных субъектов образовательного процесса. При этом необходимо спроектировать изучение учебных дисциплин единым базовым методом, направленных на формирование системных знаний, умений и навыков.
Интеграция предполагает объединение в одно целое учебных элементов различных дисциплин на основе системно-образующего фактора, в качестве которого выступает профессиональная компетентность и конкурентоспособность выпускника [2-9].
Интегрированный подход в обучении предусматривает использование взаимной согласованности рабочих программ дисциплин по общепредметным знаниям, умениям, отношениям во время их изучения, то есть осуществление межпредметных связей в образовательном процессе. Таким образом, внедрение межпредметных связей способствует интеграции знаний.
Осуществление межпредметных связей предполагает качественную перестройку содержания образования, системы дидактических приемов, средств и методов, организационных форм процесса обучения.
Интеграция - это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами [10].
Внедрение интегрального подхода к обучению требует теоретического обоснования и методического доказательства взаимосвязи отдельных предметов. Необходима разработка образовательных программ и комплексов, в которых осуществляется связь близких друг к другу учебных предметов и взаимосвязь учебных предметов различных циклов. Это требует целенаправленной перестройки основных звеньев процесса обучения. Мы считаем, что разработка подобных комплексов и программ предполагает ориентацию на принципы интегрированного обучения, в котором заложено единство
научно-мировоззренческого содержания обучения и активизация учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся [11].
Педагогическое проектирование интегрированных образовательных программ ставит задачи создания учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию принципов целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса [12].
Для решения задач создания учебно-методических комплексов с применением интегрированного обучения, необходимо:
- проанализировать структуру профессиограммы, федеральный государственный образовательный стандарт и содержание профессиональной образовательной программы специальности;
- проанализировать содержание дисциплин профессиональной образовательной программы и выявить обобщенные межпредметные элементы;
- проанализировать содержание проектируемой дисциплины и выделить учебные элементы;
- выбрать методы, средства и приемы обучения;
- разработать организационные формы обучения;
- спроектировать педагогическую технологию обучения;
- разработать методическое обеспечение дисциплины с учетом целей проектирования и диагностики параметров как показателей результативности обучения[13; 14].
При разработке учебно-методических комплексов, направленных на формирование базовых математических компетенций необходима реализация прикладной направленности курса математики, ориентированного на принцип профессиональной направленности обучения [15]. Соблюдение этого принципа возможно при выполнении следующих условий:
• определен комплекс математических моделей, которые используются при решении задач дисциплин профессионального цикла, а также в курсовом и дипломном проектировании;
• сформированы базовые математические компетенции, которые применяются при реализации отобранных математических моделей;
• сформированы навыки построения и исследования математических моделей, описывающих реальные явления и процессы, а также навыки обработки и анализа результатов исследований, пригодные для использования в будущей профессиональной деятельности [16].
Таким образом, реализация прикладной направленности курса математики должна быть направлена на формирование профессиональных и специальных компетенций будущего специалиста технического профиля.
Производственная деятельность - это источник новых математических задач, которые требуют разработки новых методов и введения новых понятий. Развитие науки и техники, расширение производственной деятельности, привлечение новейших открытий химии, физики, биологии и других наук, неизбежно повышается роль математики. Модернизация и производство продукции, основанной на применении новых физических, химических и биологических принципах требует серьезных математических исследований и расчетов. Нарушение этого правила может привести к выпуску недостаточно качественной продукции, серьезным экономическим просчетам, и даже к экологическим катастрофам. Поэтому изучение математических законов, описывающих различные явления и процессы, протекающие в природе и обществе столь необходимы будущим специалистам технического профиля.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специалист технического профиля должен быть готов к выполнению следующих видов деятельности:
- проектно-конструкторской;
Palferova Sabina Shehshanatovna, Kuznetsova Olga Alexandrovna, Pavlova Elena Sergeevna pedagogical
THE DESIGN OF THE PROFILING SYSTEM OF MATHEMATICAL ... sciences
- производственно-технологической;
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской.
Выпускник технического профиля должен:
• быть способен демонстрировать базовые знания математики и готов использовать основные законы математики профессиональной деятельности;
• уметь применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
• быть готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
• быть способен привлекать для решения профессиональных задач соответствующий математический аппарат.
Когда производство уже спроектировано и построено, тогда остается организовать нормальную его работу. В этом случае перед специалистами технического профиля возникает множество серьезных задач:
- изучить максимальную эффективность от использования производственного оборудования и рабочей силы;
- сократить рабочий цикл изделий;
- исключить потери сырья и материалов при сохранении высокого качества изделий.
Для решения этих важных производственных задач разработаны математические методы исследования. Навыки математических исследований и расчетов необходимы также при выпуске модернизированной продукции, которая должна отвечать всем требованиям высокого уровня качества, надежности и экологической безопасности.
Математическая подготовка бакалавров технического профиля требует всестороннего глубокого анализ, разработки новых подходов и поиска путей совершенствования образовательного процесса в вузе [17-20].
В настоящее время состояние реальной профессиональной подготовки студентов технического профиля показывает, что недостаточно проработаны вопросы соответствия математической подготовки требованиям ФГОС ВПО в условиях дефицита времени и отсутствия эффективных технологий обучения, способствующих формированию перечисленных выше навыков и компетенций.
Решение существующих проблем может быть достигнуто путем проектирования педагогической системы математического образования, то есть разработки педагогической технологии дисциплины, реализуемой в рамках системно-деятельностного и профессионально-ориентированного подходов [21].
Проектирование педагогической системы невозможно без моделирования педагогических процессов, в основе которого лежит ФГОС ВПО. Под моделью педагогической системы математического образования в вузе мы понимаем учебно-методической комплекс, решающий задачи самообразования, самообучения и самовоспитания обучающихся.
Учебно-методический комплекс определяется нами как совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается комплексное описание будущего учебно-воспитательного процесса в вузе [22].
Построение учебно-методического комплекса реализуется на основе интеграции психолого-педагогической науки с рациональными методами проектирования педагогической системы, которое включает:
• постановку диагностических целей обучения;
• организацию поэтапного формирования познавательной деятельности обучающихся;
• разработку критериев оценки качества обучения;
• разработку эффективных методик оценки сформи-рованности навыков и компетенций;
• целенаправленное управление познавательной деятельность обучающихся. 192
Опираясь на основные положения теории проектирования педагогических технологий в техническом вузе Ю.К. Черновой, нами была разработана функциональная модель системы формирования базовых математических, фундаментальных, специальных и профессиональных компетенций, представленная на рисунке 1 [23].
Говоря о качестве педагогической технологии обучения, мы, прежде всего, опираемся на показатели развития способностей и готовности выпускников к решению профессиональных задач и выполнению профессиональных видов деятельности. Готовность выпускников к профессиональной деятельности предполагает формирование также личностных качеств обучающихся, таких как стремление к активности, к самоутверждению, к созидательной деятельности, к повышению уровня своего опыта, к творческому саморазвитию и другие [24].
В процессе реализации педагогической технологии обучения математике от студентов требуются такие качества как [25]:
1) осведомленность (необходимое понимание происходящих процессов);
2) контроль и самоконтроль (умение анализировать действенность избранной тактики и стратегии);
3) корректировка (овладение умениями исправлять ошибки и добиваться успеха).
Эти качества личности позволяют студентом в дальнейшем осуществлять успешное продвижение в области любой педагогической системы образования в вузе.
При проектировании системы профилирования математической подготовки студентов необходимо учитывать, что одной из главных задач обучения является задача формирования системного мышления. Для этого необходимо включать в содержание обучения математике проблемное обучение, котором студентам приходится решать проблемные ситуации, выдвигать и проверять гипотезы, отыскивать пути и способы решения этих ситуаций, анализировать и оценивать полученные результаты. Организуя проблемное обучение, мы ставим студентов в позицию исследовательской деятельности на всех этапах: анализ проблемной ситуации ^постановка проблемы^поиск недостающей информации и выдвижении гипотеза-перевод проблемы в задачу^поиск способа решения^решение^доказательство правильности решения задач. Деятельность обучающихся на всех перечисленных этапах и многократное прохождение ими этого цикла обеспечивает формирование системного мышления [26].
Проектирование системы профилирования математической подготовки бакалавров технического профиля осуществляется на основе интегративного подхода к обучению. В разработанной технологии обучения применяется интеграция по следующим направлениям:
• интеграция учебных дисциплин, обеспечивающая системность в обучении. Отбор дисциплин осуществляется из учебного плана для конкретного семестра, имеющих некоторое системообразующее основание интеграции для подготовки конкурентоспособного специалиста;
• интеграция моделей обучения, а именно, проблемного обучения, контекстного обучения, личностно-ори-ентированного, модульного, компетентностного обучения.
Учебно-методический комплекс разрабатывается для каждого семестра на основе интеграции дисциплин, изучаемых в соответствии с ФГОС ВО. Отбор дисциплин должен осуществляться экспертным путем преподавателями изучаемой дисциплины и выпускающей кафедры [27].
Учебно-методический комплекс - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для реализации спроектированной педагогической технологии обучения, обеспечивающих успешную деятельность обучающихся и развитие у них познавательной активности, творческих способностей, системного мышле-
ния, профессионального самоопределения. Учебно-методический комплекс мы рассматриваем как систему, все части которой образуют единое целое, находясь во взаимосвязи и взаимодействуя для достижения целей педагогической системы образования, воспитания и обучения [28].
Рисунок 1 - Функциональна модель формирования
специальных и профессиональных компетенций
Проектирование учебно-методического комплекса на основе интеграции дисциплин включает следующие этапы:
1. Определение набора учебных дисциплин для каждого семестра для интеграции содержания обучения.
2. Разработка системно-моделирующих заданий для формирования специальных и профессиональных компетенций.
3. Разработка управляющих и методических материалов, электронных пособий для студентов и преподавателей.
4. Разработка педагогической технологии обучения по освоению содержания УМК [13].
Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы профилирования математической подготовки студентов состояла из следующих этапов: первый этап - это констатирующий эксперимент и второй -обучающий эксперимент. Целью первого этапа в проводимом эксперименте, длительностью до двух лет, являлось выявление начального уровня знаний, умений и навыков студентов, мотивации их профессиональной деятельности, наличия профессионально важных качеств. Проводя обучающий эксперимент, мы активно вмешались в процесс образования, внедрив в него основные положения предложенной нами авторской системы и технологии.
Для того чтобы получить необходимые результаты
эксперимента нужно выполнить следующее:
1. Провести входной тест в экспериментальных группах.
2. Привести полученные результаты к нормальному виду.
3. Провести стандартизацию выбранных оценок из полученных по любому из стандартных методов получения интервалов (квартили, децили, процентили), для которых подсчитывается частота попаданий оценок в каждой из выбранных групп.
4. Установить статистическую сравнимость экспериментальных групп.
5. Распределить случайным образом выбранные статистически сравнимые группы на экспериментальные и контрольные для обеспечения случайного порядка реализации опыта для борьбы с неучтёнными, но могущими быть важными факторами.
6. Определить план измерения контролируемых параметров в ходе поставленного педагогического эксперимента [29].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что индивидуальный стиль профессиональной деятельности у большинства студентов исследуемых групп не сформирован.
Проведя сопоставление данных, которые были получены в результате второго обучающего этапа эксперимента, с данными предложенными на констатирующем этапе, мы пришли к выводу о том, что реализация предложенной авторами новой технологии и системы позволяет повысить качество профессионально-ориентированной подготовки студентов в группах, где проводился эксперимент по сравнению с контрольными группами. Данная авторская технология доказала эффективность предлагаемого подхода к ее организации в техническом вузе.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы о том что:
1) Статистически значимые различия между начальным уровнем математической подготовки студентов в контрольных и экспериментальных группах отсутствуют (при уровне значимости 0,05).
2) Произошло повышение результатов обучения по всем показателям у студентов которые обучались по экспериментальной программе. Вычисленный критерий эффективности обучения К в группах, где проводился эксперимент составил 78 %.
Результаты статистической обработки полученных данных (были проведены однофакторный дисперсиси-онный и корреляционный анализы, осуществлена проверка гипотезы о нормальности распределения генеральной совокупности по критерию Пирсона) на рисунке 2 подтвердили преимущества сконструированной модели системы профилирования математической подготовки студентов и эффективность технологии ее реализации в образовательном процессе технического вуза.
Рисунок 2 - Сравнительная диаграмма уровня компетенций экспериментальной и контрольной группы
Также во время проведения эксперимента мы проверили, как можно сформировать профессионально-важные качества выпускников технического профиля [30]. В таблице 1 предложены результаты профессионально-важных качеств, к которым можно отнести: трудолюбие
Palferova Sabina Shehshanatovna, Kuznetsova Olga Alexandrovna, Pavlova Elena Sergeevna THE DESIGN OF THE PROFILING SYSTEM OF MATHEMATICAL ...
и работоспособность; ответственность; творческие способности; коммуникабельность; квалитативную культуру; информационную грамотность; экологическую культуру.
Таблица 1 - Результаты оценки ПВК
Учебный год Трудолюбив и работо- О (О s 1 | р- g ™ | Й 5 £10 § f ь й 1 1 fr sS t! S Э 9 £ ru Ii § & о
2015-2016 Эксперны 0,48 038 0,40 0,35 0,28 0,46 032
Контр 0.49 032 0,41 0^8 0,27 0.48 035
2016-2017 Эксперим 0,81 0,85 0,72 0,90 0,84 0,75 0,61
Контр 0,56 0,61 0,53 0,70 0,50 0,68 0,46
Анализируя предложенную таблицу, приходим к выводу, о том, что представленные значения сформированных профессионально-важных качеств растут от года к году, а в 2016-2017 годах их величины перешагнули критически важное значение, равное 0,67.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калукова О.М., Иванов О.И., Бабенко Н.Г. К вопросу профилирования математической подготовки бакалавров на основе интегративного подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 166-172.
2. Ярыгин А.Н., Тамер О.С., Козлов А.В. Профессиональная направленность математической подготовки студентов вузов автомобильного профиля // Машиностроитель. 2002. № 7. С. 42-43.
3. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. Предпосылки и направления интеграции в российском образовании // Актуальные проблемы экономики и права.
2013. № 1 (25). С. 144-150.
4. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции педагогических и производственных факторов в профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132.
5. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 4. С. 38-40.
6. Морозова И.М. К вопросу об интеграции в образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 104-111.
7. Шуляр В.И. Интеграция как базовый принцип конструирования современного урока литератури // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 150-153.
8. Алехина М.А., Федосеев В.М. Математика в системе многоуровневого инженерного образования: актуализация интеграции с техническими науками // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2015. Т. 3. № 6 (28). С. 58-62.
9. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «история математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
10. Ощепкова О.В., Благов Ю.В. Теоретические основы реализации интегративного подхода в образовательном процессе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 164-169.
11. Вальян В.Г. К вопросу о применении интегратив-ного подхода в образовательном процессе // В сборнике: Экономика и управление в современных условиях. Международная (заочная) научно-практическая конференция. Редактор: В.Ф. Забуга. 2014. С. 33-36.
12. Жохов А.Л., Юнусов А.А., Сайдахметов П.А., Оразалиева Р.Н., Серимбетова А.Е. Интегративный подход к построению учебных материалов и заданий (УМИЗ) по учебным дисциплинам для студентов вуза // Успехи современного естествознания. 2015. № 2. С.
169-173.
13. Сыротюк С.Д. Проектирование модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340100 «Управление качеством»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Тольятти, 2005.
14. Львов Л.В. Проектирование учебно-методического комплекса от дисциплинарного к трансдисциплинарному подходу // АПК России. 2012. Т. 62. С. 158-167.
15. Максумова М.А., Норбутаева Д.А., Пармонова Г.А. Интегративный подход как эффективное средство компетентностного обучения в системе высшего и среднего специального образования // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 3. С. 34-37.
16. Старостина Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов на основе связи общепрофессиональных и специальных дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 1. С. 31-34.
17. Палфёрова С.Ш. Проектирование технологии компетентностно-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов (на примере математики). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Тольятти, 2003.
18. Вдовиченко А.А. Роль предметной практики в подготовке будущих бакалавров педагогического образования по профилю «математическое образование» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 124-126.
19. Таненкова Т.В. Природосообразные основы дифференциации обучения студентов математике // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2014. № 4. С. 283-286.
20. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.
21. Егорова И.П. Профессионально направленные задачи по математике как средство формирования профессиональной компетентности инженера // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 46.
22. Кузнецова О.А. Формирование управленческой компетентности у студентов «Управление качеством». Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Тольятти, 2007
23. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти. 1992. 121 с.
24. Каменских Л.В., Мошнинова Г.Н., Мелкозерова Л.Я. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов // В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 134-136.
25. Вакульчик В.С., Мателенок А.П. К вопросу проектирования систематического контроля как компонента учебно-методического комплекса для обучения математики студентов технических специальностей // Современные тенденции развития науки и технологий.
2015. № 3-4. С. 83-87.
26. Лунгу К.Н., Макаров Е.В., Нефедова И.В. Основы проектирования учебно-методического комплекса по математике для студентов технических специальностей // Наука и современность. 2014. № 27. С. 70-74.
27. Липская Л.А., Сиротин О.А. Проектирование учебно-методических комплексов на компетентностной основе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 234-238.
28. Андреева Н.Б., Букатина И.С. Интегративный подход при формировании многоуровневых заданий //
Современные информационные технологии. 2015. № 21. С. 158-160.
29. Зибров П.Ф., Палферова С.Ш., Кузнецова О.А. Математический инструментарий оценки статических показателей результативности педагогических технологий // В сборнике: Практика использования естественнонаучных методов в прикладных социально-гуманитарных исследованиях сборник материалов методического семинара, 18-19 декабря 2014 года. Тольятти, 2014. С. 129-148.
30. Ольнева А.Б. Контроль уровня профессиональной математической компетентности студентов технических университетов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2004. № S9. С. 282-286.
Статья поступила в редакцию 23.04.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018