Научная статья на тему 'Методика изучения профессионально важных качеств личности учащихся в условиях технологического образования'

Методика изучения профессионально важных качеств личности учащихся в условиях технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧАЩИЙСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КАЧЕСТВО / ДИАГНОСТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВНИМАНИЕ / TECHNIQUE / TEACHER / PUPIL / TECHNOLOGY / QUALITY / DIAGNOSTICS / RESEARCH / ATTENTION / REACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Елена Анатольевна, Сысоев Анатолий Павлович, Непобедный Максим Витальевич

Рассмотрены вопросы методики изучения личностных качеств учащихся в условиях профессионального образования с применением диагностических приборов и результатов экспериментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Елена Анатольевна, Сысоев Анатолий Павлович, Непобедный Максим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedure of studying of professionally important qualities of the person of pupils in the conditions of technological derivation

Questions of a technique of studying of personal qualities of pupils, in conditions of vocational training with application of diagnostic devices and results of experimental researches are considered.

Текст научной работы на тему «Методика изучения профессионально важных качеств личности учащихся в условиях технологического образования»

ционными задачниками. Преподаватель определяет последовательность решения традиционных и профессионально направленных задач. При этом важно, чтобы все новые математические понятия были отражены в профессионально направленных задачах.

Постоянный переход от абстрактных моделей к более конкретным (от системы знаковой информации к реальным объектам) позволяет показать, что процесс обучения состоит не только в усвоении знаний, а в формировании их средствами целостной структуры будущей профессиональной деятельности.

Фундаментальное и прикладное находится в органическом единстве, поскольку именно фундаментальная подготовка позволяет обучаемым овладеть математическими методами, продолжить самообразование. Что же касается прикладной подготовки, то она обеспечивает возможность применения полученных математических знаний в решении реальных задач, возникающих в профессиональной деятельности. Это становится стимулом для освоения математической науки, для расширения математических знаний за счет самостоятельного поиска, позволяет развивать мышление, память, внимание, творческое воображение [7].

Использование профессионально направленных задач позволяет избежать формализации в усвоении знаний и сделать эти знания основой для формирования у студентов личностных взглядов и убеждений, т. е. они влияют на развитие профессионального самосознания студентов.

Список литературы

1. Деркач, А.А. Акмеологические основы становления профессиональной зрелости / А.А. Деркач, Л.Э. Орбан. — М.: РАГС, 1995. — 208 с.

2. Колбинцева, А.С. Математика в биологии: сб. задач / А.С. Колбинцева. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 28 с.

3. Колбинцева, А.С. Математические методы в биологии: лаб. практикум / А.С. Колбинцева. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 44 с.

4. Колбинцева, А.С. Рабочая тетрадь для занятий по дисциплине «Математические методы в биологии» / А.С. Кол-бинцева. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 54 с.

5. Кертанова, В.В. Развитие математических способностей студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кертанова Валерия Викторовна. — Саратов, 2007. — 23 с.

6. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968. — 144 с.

7. Фоминых, Ю.Ф. Педагогика математики / Ю.Ф. Фоминых, Е.Г. Плотникова. — Пермь: ПГУ, 2000. — 460 с.

УДК 373.1.02

Е.А. Сысоева, аспирантка

А.П. Сысоев, канд. техн. наук, доцент

М.В. Непобедный, ассистент

ФГОУ ВПО «Курский государственный университет»

методика изучения профессионально важных качеств личности учащихся в условиях технологического образования

В современных условиях развития агропромышленного комплекса (АПК) большое значение имеет подготовка квалифицированных кадров, наиболее приспособленных к выполнению работ по обслуживанию различного технологического оборудования, устанавливаемого на поточных автоматизированных линиях с применением компьютерной техники, поэтому на первый план выступают вопросы подготовки учащихся из числа общеобразовательных школ (будущих специалистов), их профессиональной ориентации в выборе своей профессии для работы в условиях сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, а также пищевых, перерабатывающих и других структурных подразделений системы АПК. По мере усложнения поступающего на предприятия и в организации разнооб-

разного технологического оборудования к обслуживающему их персоналу предъявляются повышенные требования с точки зрения личностных и психофизиологических качеств.

По результатам детального анализа трудовой деятельности квалифицированных специалистов, занятых в различных отраслях АПК, авторы выделили основные профессионально важные характеристики (внимание, память, мышление, сенсомотор-ные реакции) и определили психодиагностические методики, необходимые для их исследования в условиях подготовки будущих кадров в системе среднего и высшего профессионального образования.

В целях профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ г. Курска и сельских малокомплектных школ Курской области

Профессионально важные качества, свойства личности

ПВК Свойства Психодиагностические методики

Внимание Объем Распределе- ние Скорость переключения Тест «Шульта-Платонова» (прибор «Внимание») Тест «Шульта-Платонова» (прибор «Внимание») Тест «Шульта-Платонова» (прибор «Внимание»)

Память Быстрота Точность Прочность Методика «9 из 25», «Пространственные представления», тест «Шкалы»

Мыш- ление техниче- ское Уровень Методика «Техническое мышление»

простран- ственное Уровень Методика «Техническое мышление»

Сенсомоторные реакции Простые Сложные Прибор для исследования сенсомо-торной реакции

авторы провели экспериментальные исследования по оценке ряда наиболее важных профессиональных качеств, позволяющих им продолжать обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях сельскохозяйственного профиля.

На основании анализа психолого-педагогиче-ской, методической и научной литературы авторы систематизировали наиболее профессионально важные качества (ПВК) специалистов, которые необходимы для работы с современным технологическим оборудованием и инженерными комплексами. В результате обобщения было выделено четыре ПВК и подобраны психодиагностические методики [1]. Данные о ПВК, свойствах личности и тестовых методик для их исследования представлены в таблице.

Для проведения экспериментальных исследований свойств внимания учащихся на основе существующих методик, патентных исследований и других научных трудов авторы разработали диагностический прибор «Внимание» [2]. Он позволяет диагностировать следующие свойства внимания: скорость переключения, распределение, объем, а также предназначен для проверки профессиональной пригод-

ности учащихся, где испытуемый выступает в качестве оператора системы «человек-машина».

Методика работы заключается с установки преподавателем диагностической таблицы и включением одной из программ тестового задания. Учащийся включает в заданной последовательности кнопки ответа, сопровождаемые звуковым сигналом, и фиксируется допущенная ошибка на счетчике числа ошибок. В итоге преподаватель отмечает конечное время прохождения теста и число допущенных ошибок. Обработка результатов тестирования проводилась в соответствии с методикой [3].

Экспериментальные исследования проводились среди выпускников средних общеобразовательных школ г. Курска и Курской области. Общее количество учащихся, входящих в экспериментальную группу составило 135 человек. Эксперимент включал три тестовых задания. В первом определялся объем внимания, во втором — скорость переключения внимания, а в третьем — распределение внимания. Результаты экспериментальных исследований представлены на рисунке.

Проведенные авторами исследования показали, что учащиеся, обладающие хорошим вниманием, значительно быстрее овладевают профессиональными навыками и умениями при решении технических, технологических и проблемных задач инженерно-технического направления в АПК.

При обслуживании сложного автоматизированного технологического оборудования к будущим специалистам предъявляются дополнительные требования, связанные с принятием оперативных решений и действий по управлению технологическим процессом в условиях дефицита времени, которое определяется сенсомоторной реакцией человека.

60

70

80

90

t, с

235 280

325

в

370 и с

Распределение продолжительности времени I, с, выполнения тестов на внимание:

а — объем внимания; б — скорость переключения внимания; в — распределение внимания

0

Для диагностирования простой сенсомотор-ной реакции авторы разработали прибор [4]. При проведении экспериментальных исследований прибор позволял регистрировать латентный период реакции на звуковой сигнал, который у большинства учащихся находился в пределах 0,12.0,16 с, а на световой сигнал — 0,18.0,24 с, что соответствует требованиям, предъявляемым к операторам, работающим в системе «человек-машина». Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментальной группы профессионально пригодны к работе. Там требуется повышенная концентрация внимания, надежность и своевременные адекватные управляющие действия при возникновении непредвиденных или аварийных ситуаций, связанных с нарушением технологического процесса.

Таким образом, разработанные приборы целесообразно использовать в рамках учебно-педагогической деятельности в различных учебных заве-

дениях, а также для целей профессиональной диагностики консультационного характера при выборе будущей профессии учащимися, предпочитающими продолжить обучение в системе среднего и высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 375 с.

2. Пат. № 71872 Российская Федерация, МПК7. А 61 В 5/16. Прибор для диагностирования свойств внимания / Е.А. Сысоева, А.П. Сысоев, М.В. Непобедный. — № 2007142041/22; опубл. 27.03.08, Бюл. № 9. — 1 с.

3. Балин, В.Д. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский; под общей ред. А.А. Крылова. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.

4. Пат. № 54325 Российская Федерация, МПК7. О 09 В 7/14. Прибор для диагностирования простой сенсомотор-ной реакции / Е.А. Сысоева, М.В. Непобедный, А.П. Сысоев; № 2007148771/22; опубл. 15.04.08, Бюл. № 10.

УДК 378.14

Т.А. Родыгина, канд. пед. наук, доцент И.Н. Светлакова, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

В.С. Черепанов, доктор пед. наук, профессор

ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

содержание комплексных аттестационных испытаний выпускников сельскохозяйственного вуза

В последнее время активно обсуждаются вопросы формирования систем обеспечения качества высшего образования, ориентированных на международные стандарты серии ISO (International Standards Organization), TQM (Total Quality Management) и другие, направленные на улучшение качественных аспектов деятельности образовательных учреждений. В них качество подготовки выпускников выступает одним из главных показателей для оценки деятельности вузов.

Известно, что качество выпускника любого вуза определяется качеством его профессиональной подготовки и соответствием требованиям государственного образовательного стандарта, что оценивается при проведении итоговой государственной аттестации в виде государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы. К основным недостаткам традиционной системы оценки качества подготовки выпускников вузов относятся:

• малая информативность оценок государственных аттестационных комиссий, так как по ним трудно судить о том, как подготовлен выпуск-

ник для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности, представленных в квалификационных характеристиках;

• организация госаттестации выпускников вуза зачастую не носит системный и комплексный характер;

• в процессе итоговой государственной аттестации выпускников фактически оценивается не их компетентность, а качество подготовки в момент окончания вуза, при этом не учитывается мнение уже работающих выпускников, их руководителей и работодателей.

В результате анализа научно-методической литературы авторы выявили следующие проблемы:

• при комплексной оценке уровня подготовки выпускников вузов не учитывается сформирован-ность структуры их обученности;

• недостаточно проработан вопрос определения содержательной области оценочных средств для проведения аттестационных испытаний;

• не разработана методика составления комплексных квалификационных заданий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.