УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2016 Н. Л. Сошина1, М. В. Непобедный2, А. П. Сысоев3
1 канд. псих. наук,
доц. каф. безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств
e-mail: [email protected] 2канд. пед. наук,
доц. каф. безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств
e-mail: nepobedny@,rambler. ru 3канд. техн. наук,
доц. каф. безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлены различные подходы в психолого-педагогической науке к определению понятия «профессионально важные качества» и приведены результаты экспериментального исследования свойств внимания у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность», при помощи специального оборудования, позволяющего диагностировать скорость переключения, распределение и объем внимания. Проведение психолого-педагогической диагностики профессионально важных качеств, в том числе свойств внимания, рассматривается как одно из направлений совершенствования обучения будущих специалистов в области техносферной безопасности.
Ключевые слова: профессионально важные качества, техносферная безопасность, педагогика, психология, диагностика, свойства внимания.
В педагогике высшего профессионального образования одним из критериев результативности обучения является готовность к профессиональной деятельности, особенностью которой является её интегративный характер, проявляющийся в согласованности компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, свидетельствующих о способности субъекта к продуктивной деятельности [Дьяченко, Кандыбович 2001, Зимняя 2005 и др.].
Целью освоения образовательной программы в настоящее время является приобретение обучающимся определенных компетенций.
Так, например, в результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность выпускники, среди прочих компетенций, должны продемонстрировать:
- готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-9);
- способность использовать знания организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-10);
- способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11) и др. [Приказ Министерства].
Объектами профессиональной деятельности специалистов в области техносферной безопасности являются: опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека, природными явлениями и технологическими процессами; методы оценки опасностей и риска их реализации и защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей и др.
Следовательно, профессиональная деятельность обучающихся по направлению подготовки Техносферная безопасность потенциально сопряжена с воздействием вредных и опасных факторов, с высоким напряжением физиологических и психологических сил, с разнообразными стрессовыми ситуациями, с работой в условиях повышенной личной ответственности.
Профессиональная деятельность специалиста в области техносферной безопасности характеризуется высокой напряженностью труда и профессиональными рисками. Таким образом, актуальным является рассмотрение вопросов готовности к профессиональной деятельности не только с точки зрения надежности и эффективности выполнения профессиональных функций специалистом, но и с точки зрения обеспечения его безопасности.
Проблема обеспечения безопасности рассматривается в психологии безопасности труда, изучающей причины несчастных случаев в процессе деятельности и пути повышения ее безопасности [Бодров 2006, Котик 1987 и др.]; в безопасности жизнедеятельности, рассматривающей вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания, в том числе с производственной [Безопасность жизнедеятельности... 2014, Белов 2007 и др.], а также с точки зрения формирования культуры безопасности [Горина 2010, Девисилов 2005, Мошкин 2002 и др.].
Л.А. Сорокина выделяет в структуре готовности к безопасному поведению следующие компоненты: мотивационный (приоритетность ценностей безопасности, потребность и стремление обучающихся в обеспечении личной и общественной безопасности, мотивация к безопасному поведению); когнитивный (наличие знаний о возможных опасностях и правилах безопасного взаимодействия со средой), практический (умения и навыки безопасного поведения, опыт реализации безопасного поведения в повседневной жизни), саморегуляционный (умения осуществлять эмоционально-волевую регуляцию поведения, планировать и контролировать действия, принимать решения); рефлексивный (умения осуществлять анализ и оценку своего поведения) [Сорокина 2010].
Н.С. Ефимовой разработаны критериальные показатели личностной готовности студентов технических вузов к безопасной профессиональной деятельности -инварианты профессиональной безопасности (самоконтроль, стрессоустойчивость, способность к принятию ответственности, планированию решения проблем), профессионально важные качества (добросовестность, эмоциональная устойчивость, гибкость), мотивационно безопасная профессиональная направленность (целеустремленность, направленность на дело, стремление к самосовершенствованию, мотивация на безопасную деятельность) [Ефимова 2015].
Таким образом, одним из факторов надежного, эффективного и безопасного выполнения профессиональной деятельности специалистом является сформированность профессионально важных качеств, которые, по мнению В.Д. Шадрикова, являются внутренними условиями, преломляющими внешние
воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности [Шадриков 1996].
В понимании профессионально важных качеств существует много различных подходов: они, например, рассматриваются как индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним из результативных параметров деятельности - качеством, производительностью, надежностью [Карпов 2003]; или как широкий спектр разных качеств, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач, среди которых можно отметить и природные задатки, и профессиональные знания, получаемые в ходе обучения и самоподготовки, и особенности личности (мотивация, направленность, характер), и психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности), и особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), и анатомо-морфологические характеристики человека [Шелепова 2007].
Система требований профессии к психологическим и психофизиологическим качествам человека называется психограммой, причем исследователи выделили ряд свойств и качеств личности, объединяющих психограммы специалистов в области техносферной безопасности (на примере специалистов МЧС России):
1) свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного и др.);
2) особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление и внимание;
3) психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, хорошая координация движений, устойчивость к тремору и др.;
4) личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе и др.;
5) социально-психологические качества: умение работать в команде [Елисеева, Лернер, Соколова 2011].
Отсутствие или недостаточное развитие перечисленных выше качеств и свойств личности снижает эффективность профессиональной деятельности и увеличивает индивидуальный риск специалиста МЧС России. Следовательно, особую важность приобретает определение соответствия индивидуально-психологических особенностей человека требованиям профессиональной деятельности, содержащей элементы экстремальности.
Существует объективная необходимость в отсеве кандидатов, не соответствующих по психологическим и психофизиологическим свойствам требованиям профессиональной деятельности.
При профотборе в системе МЧС России исследуются интеллектуально-мнестическая, эмоционально-личностная, мотивационно-волевая и
психофизиологическая сферы [Методические рекомендации 2013].
Исследователями определены свойства и качества личности, которые свидетельствуют о непригодности человека к профессиональной деятельности в качестве специалиста МЧС России: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; плохая физическая подготовка и др. [Елисеева, Лернер, Соколова 2011].
Одним из направлений совершенствования обучения будущих специалистов в области техносферной безопасности является оценка их профессионально важных
качеств как при поступлении на соответствующие профили подготовки, так и в ходе обучения, поскольку их будущая деятельность сопряжена с риском, требует высокого напряжения физиологических и психологических сил.
Одним из профессионально важных качеств специалиста в области техносферной безопасности является внимание.
Н.С. Ефимова утверждает, что для успешного и безопасного выполнения производственных задач от инженера требуется способность к концентрации и распределению внимания [Ефимова 2015].
И.Н. Елисеева, Т.В. Лернер, А.А. Соколова [2011] отмечают, что внимание специалиста в системе МЧС характеризуется необходимостью большого объема, быстрого переключения и распределения в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способностью быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке и оценить степень важности поступающей информации.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [Гомезо, Домашенко 2004].
Внимание - это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.
Теоретически и операционально внимание (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью [Психологический словарь 2005].
Качества внимания - концентрация (степень сосредоточенности внимания на объекте), объем (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно), переключение (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой), распределение (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов), устойчивость (длительность сосредоточения внимания на объекте) [Гомезо, Домашенко 2004].
Для исследования качеств внимания разработаны различные методики: тахистоскопическая методика для определения объема внимания (Д. Кеттел, В. Вундт); разные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости внимания; метод таблиц Шульте для определения скорости переключения внимания; метод дихотического прослушивания (К. Черри); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струпа и др.
Для проведения экспериментальных исследований внимания и проверки профессиональной пригодности специалистов к выполнению профессиональных функций в экстремальных условиях сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств Курского государственного университета на основе существующих методик и патентных исследований разработан диагностический прибор «Внимание» (см. рис.), который позволяет диагностировать скорость переключения, распределение и объем внимания.
На разработанный прибор получен патент на полезную модель; более подробное описание приборов и методика проведения исследования приведены в статье [Сысоев и соавт. 2011].
Прибор для диагностирования свойств внимания:
1 - корпус; 2 - таймер времени выполнения теста; 3 - счетчик числа ошибок;
4 - кнопка включения и выключения прибора; 5 - кнопка включения таймера;
6,7,8 - сенсорные кнопки включения различных программ тестов; 9 - таблица Шульте-Платонова, состоящая из 49 цифр, из которых 25 красных и 24 черных; 10 - зажим-фиксатор;
11 - сенсорная кнопка ответа; 12 - светодиодный индикатор;
13 - динамическая головка звукового сигнала; 14 - штепсельная вилка
Технической задачей разработанного прибора «Внимание» являлось сокращение временных затрат на проведение и обработку результатов, повышение точности измерения и оперативности контроля испытуемого, расширение возможности применения различных цифровых диагностических таблиц.
Одним из условий проведения тестирования является предварительная демонстрация экспериментатором методики работы с прибором, после чего испытуемый приступает к выполнению теста самостоятельно. Прибор позволяет автоматически регистрировать допущенные ошибки и общее время выполнения как отдельного задания, так и всех заданий вместе.
На базе индустриально-педагогического факультета Курского государственного университета было проведено экспериментальное исследование свойств внимания у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Защита в чрезвычайных ситуациях» и «Пожарная безопасность». Всего в исследовании приняло участие 100 студентов, обучающихся на 1 - 4 курсах (очная и заочная форма обучения) в возрасте 18-25 лет.
Оценка показателей объема, распределения и переключаемости внимания производилась по пятибалльной шкале в соответствии с контрольной таблицей 1.
Таблица 1
Контрольная таблица для оценки показателей объема, распределения и
переключаемости внимания [П рактикум... 2000]
Свойства внимания 1(низкий уровень) 2 (ниже среднего) 3 (средний уровень) 4 (выше среднего) 5 (высокий уровень)
Объем 61 и более 51-60 38-50 30-37 29 и менее
Распределение 107 и более 87-106 57-88 44-56 43 и менее
Переключаемость 41 и более 32-40 18-31 10-17 9 и менее
Ввиду незначительности образовавшихся различий показателей объема, распределения и переключаемости внимания у студентов, обучающихся на различных профилях и формах обучения, результаты экспериментального исследования свойств внимания представлены в обобщенном виде (табл. 2).
Таблица 2
Результаты экспериментального исследования _свойств внимания у студентов (%)__
Свойства внимания 1 (низкий уровень) 2 (ниже среднего) 3 (средний уровень) 4 (выше среднего) 5 (высокий уровень)
Объем 2 10 56 26 6
Распределение 4 17 50 26 3
Переключаемость 8 31 45 14 2
Таким образом, можно отметить, что в среднем 50% опрошенных студентов обладают средним уровнем развития всех свойств внимания, 22% и 19% обладают уровнем развития свойств внимания выше и ниже среднего соответственно, 5% и 4% -низким и высоким уровнем развития свойств внимания.
В результате проведенного экспериментального исследования были выявлены студенты, у которых отмечен низкий уровень и уровень развития ниже среднего по всем свойствам внимания, что требует проведения специальной работы по развитию профессионально важных качеств, в частности по развитию свойств внимания. Недостаточный уровень развития внимания может приводить к нарушению порядка выполняемой работы, ослаблению контроля за процессом деятельности и, как следствие, к травматизму.
Для формулирования достоверных выводов и рекомендаций нами планируется проведение дальнейшего психологического и психофизиологического тестирования в направлении диагностики свойств нервных процессов и типа темперамента студентов. На основе полученного диагностического материала возможна дальнейшая работа по разработке соответствующих рекомендаций, направленных на развитие, формирование и совершенствование профессионально важных качеств в ходе обучения в системе высшего образования.
Библиографический список
Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Э.А. Арустамова. М.: Дашков и К, 2014. 457 с.
Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2007. 616 с.
Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006. 768 с.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». М.: Пед. о-во России, 2004. 276 с.
Горина Л.Н., Ковалева А.А. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5. С. 35-39.
Девисилов В.А. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика // Основы безопасности жизни. 2005. № 5. С. 39-50.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, 2001. 576 с.
Елисеева И.Н., Лернер Т.В., Соколова А.А. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности): метод. реком. М., 2011. 496 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая [Сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (дата обращения: 21.11.16).
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. 382 с.
Ефимова Н.С. Теория и практика формирования личностной готовности студентов технических вузов к безопасной профессиональной деятельности: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. М., 2015.
Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987. 408 с.
Методические рекомендации по проведению профессионального психологического отбора в Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий / сост.: О.Ю. Шаповалова, Н.А. Лебедева. М.: ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», 2013. 118 с.
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 318 с.
Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2009.
Пат. 71872 Российская Федерация, МПК7 А 61 B 5/16. Прибор для диагностирования свойств внимания / Сысоева Е.А., Сысоев А.П., Непобедный М.В. -№ 2007142041/22; опубл. 27.03.08, Бюл. № 9. - 1с.: ил.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 246 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)».
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: АСТ, 2005. 479 с.
Сорокина Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2010.
Сысоев А.П., Непобедный М.В., Мраморнова Е.А., Сошина Н.Л. Методика оценки профессионально-важных качеств будущих специалистов пожарной охраны, работающих в условиях повышенной опасности // Актуальные проблемы профессионального и технологического образования: материалы научно-практической международной конференции / под ред. З.А. Литовой. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. С. 183-188.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. М.: Логос, 1996.
Шелепова Е. С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. Тверь: ТГУ, 2007.