Kuchumova Galina Vladimirovna CHARACTERISTICS OF TEMPERAMENT ..
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0019
ОСОБЕННОСТИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
© 2019
Кучумова Галина Владимировна, старший преподаватель,
Государственный аграрный университет Северного Зауралья (625003, Россия, Тюмень, Республики 7, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью статьи является определение пригодности к определенному виду профессиональной деятельности обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Задачами статьи являются определение типа высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В процессе изучения дисциплины «Медико-биологические основы безопасности» выполняются практические работы. По их итогам рассматривается гипотеза о возможности успешного исполнения трудового поручения в условиях чрезвычайных ситуаций лицами, с определенными типами темперамента. Обучающиеся с преобладанием меланхолического типа подвержены стрессам. Студенты, определившие преимущественно черты флегматического типа в условиях дефицита времени могут принять ошибочные решения, а «студенты-сангвиники» напротив способны в короткий промежуток времени принять адекватное решение. Обучающиеся с преобладанием сильного неуравновешенного подвижного типа (холерики), хорошо приспособлены к преодолению препятствий в условиях нештатных ситуаций. Выявление особенности при определенных условиях могут исполнять довольно важную роль, так как выпускники направления подготовки «Техносферная безопасность» будут осуществлять профессиональную деятельность в режиме повышенной готовности или в режиме чрезвычайной ситуации, поэтому им важно знать особенности поведения людей в зонах аварий и катастроф, а также свой психологический статус.
Ключевые слова: образовательная деятельность, знания, умения, навыки, психологический тип, темперамент, характер, способности, безопасность, самосознание, профессиональная деятельность, чрезвычайная ситуация.
CHARACTERISTICS OF TEMPERAMENT IN DETERMINING THE PRIORITY DIRECTIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE LEARNER
© 2019
Kuchumova Galina Vladimirovna, senior lecturer,
State Agrarian University of Northern Trans-Urals (625003, Russia, Tyumen, Republics 7, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of the article is to determine the suitability for a particular type of professional activity of students in the field of training "Technosphere safety". The objectives of the article are to determine the type of higher nervous activity in terms of strength, balance and mobility of nervous processes. In the process of studying the discipline "Medical and biological bases of safety" practical work is carried out. According to their results, the hypothesis of the possibility of successful execution of labor orders in emergency situations by persons with certain types of temperament is considered. Students with a predominance of melancholic type are subject to stress. Students who have identified mainly features of the phlegmatic type in a time deficit can make erroneous decisions, and "sanguine students" on the contrary are able to make an adequate decision in a short period of time. Students with a predominance of strong unbalanced mobile type (choleric), well adapted to overcome obstacles in emergency situations. Identification of features under certain conditions can play quite an important role, as graduates of the direction of training "Technosphere safety" will carry out professional activities on high alert or in an emergency, so it is important for them to know the behavior of people in areas of accidents and disasters, as well as their psychological status.
Keywords: educational activity, knowledge, skills, psychological type, temperament, character, abilities, safety, self-consciousness, professional activity, emergency.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В фазу завершения реализации вступило Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300. В свое время документ разрабатывался и принимался для того, чтобы снизить ущерб населению, экономике и окружающей среде от источников чрезвычайных ситуаций. Приоритетными направлениями были обозначены профилактические мероприятия. Они имели задачи осуществления комплекса превентивных мер, снижающих риск реализации травмирующих, вредных и поражающих факторов, приводящих к гибели людей, инфраструктурным и финансовым потерям. Важнейшими целевыми индикаторами и показателями успешности реализации документа обозначалось уменьшение «количества деструктивных событий» и как следствие, снижение основных показателей, прежде всего коэффициента смертности. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета был запланирован в объеме 1744837773,1 тыс. рублей [1].
Формирование целей статьи (постановка задания). Исполнение такого важного и масштабного документа невозможно без оперативной, организованной, дисциплинированной работы всех подразделений и служб, выполняющих свои трудовые поручения в соответствующем режиме функционирования. Поэтому вопрос подготовки специалистов, качества их обучения,
успешности формирования определенных образовательным стандартом компетенций остается актуальным. Образовательная деятельность целостная, многоуровневая, многофакторная система, постоянно находящаяся в изменении. Преподавателям, которые исполняют регулирующую и формирующую функцию в указанной системе важно тождественно и своевременно откликаться на перемены, создавать комфортную образовательно-воспитательную среду, применяя разнообразные педагогические технологии и методы обучения, учитывая особенности темперамента обучающихся и корректируя социально-психологический «климат» в студенческом коллективе. Психологический статус. Знакомы ли мы с этим понятием, осознаем ли мы его влияние на наше каждодневное существование, на выбор сферы деятельности, на образ жизни, связываем ли наши достижения и неудачи с ним? Указанные вопросы особенно остро ощущаются во время работы со студентами, в процессе лекционных и практических занятий, выполнения и защиты лабораторных и расчетно-графических работ, подготовки выпускных квалификационных работ. Опыт приемной комиссии свидетельствует о том, что, к сожалению, большое количество абитуриентов достаточно инфантильны, они не уверены в своем выборе и предпочтениях, не представляют вид своей будущей профессиональной деятельности. Мероприятия призванные познакомить будущих студентов с университетом проводятся регулярно, включают в себя презентации всех
педагогические науки
Кучумова Галина Владимировна ОСОБЕННОСТИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ...
направлении подготовки, встречи с руководителями предприятий и их ведущими специалистами, экскурсии по учебным корпусам и посещение лабораторий, мастер-классы, встречи с профессорско-преподавательским составом, студентами. Но «дни открытых дверей» преимущественно демонстрируют «парадную» сторону образовательного процесса и не готовят абитуриентов к объективным трудностям, порой к рутинному процессу, с которыми им предстоит столкнуться. Школьные друзья, одноклассники, представители землячеств, поступающие за компанию, в период обучения иногда сталкиваются с осознанием ошибки выбранного пути. Это приводит к пропускам «непонятных, трудных, неинтересных» занятий, отставанию в освоении большого массива новой информации, академическим задолженностям, отчислению из числа студентов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В данном контексте представляется достаточно важным осмыслить насколько преподаватель в рамках своих (одной или нескольких) учебных дисциплин, может помочь решить возникшие проблемы не только с точки зрения успеваемости студента, сколько в выборе приоритетных направлений его профессиональной деятельности и самореализации. Учебная дисциплина «Медико-биологические основы безопасности» входит в блок дисциплин, реализуемых в рамках федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки «Техносферная безопасность» профиль «Пожарная безопасность» [2]. Дисциплина преподается на втором курсе, включает в себя лекционный курс, и, к сожалению, небольшое количество практических занятий. Предметная область дисциплины достаточно обширная. Важно изучить и закрепить владение нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы обеспечения безопасности на территории Российской Федерации. В течение учебного семестра необходимо сформовать знания, умения и навыки в области основ анатомии и физиологии человека, проанализировать источники и возможные анатомо-физиологиче-ские последствия различных по уровню и природе возникновения воздействий. Изучить перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и основные мероприятия по оказанию первой помощи. Рассмотреть основы психологии, физиологии и гигиены труда, изучить и освоить методики их оценок. Недостаточное количество часов, отведенных для выполнения практических занятий, ставит перед преподавателем проблему определения приоритетов, в том числе с учетом заинтересованности студенческой аудитории. Наибольший отклик, интерес, качественную работу и как следствие, более успешное освоение вызывают работы, сочетающие теоретические основы (изложенные кратко и информативно), определение и сравнительный анализ показателей, выполнение оценки и расчетов, связанных с конкретными ситуациями. В рамках данной учебной дисциплины выполняется практическая работа, целью которой является определение типа высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, также по степени развития первой и второй сигнальных систем действительности. По ее итогам обучающиеся определяют относительную пригодность к профессиональной деятельности людей с качествами, характеризующими тот или иной тип личности [3]. На первом этапе выполнения работы обучающиеся изучают теоретические основы интегра-тивной деятельности мозга. Высшая нервная деятельность обеспечивает неразрывное единство врожденных и индивидуально-приобретенных форм приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Индивидуальные различия в поведении и психике людей обусловлены свойствами нервных процессов, реализующихся в нервной системе на основе комбинации трех основных свойств процессов возбуждения и тор-
можения в нервной системе: силы, уравновешенности и подвижности. Таким образом, типы высшей нервной деятельности - это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Наши природные и личностные особенности объединяются в самобытной и уникальной индивидуальности, которая демонстрирует своеобразие, способности и область их применения в социуме. Базовые свойства человека: темперамент, характер, способности - формируют эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность и создают стиль поведения и деятельности личности. Программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание выступают в роли побудителей развития индивидуальности [4]. Люди меланхолического типа очень подвержены высоким стрессам. В связи с недостаточным проявлением, как процессов торможения, так и возбуждения, такому индивиду тяжело приспосабливаться, в экстремальных условиях он чаще подвержен состояниям усталости, страха, в нем недостаточно активного «начала», которое позволяет другим типам преодолевать трудности и действовать вопреки обстоятельствам. Кроме того, темпераментные особенности такого типа не позволяют вырабатываться достаточной мотивации к выполнению действий, требующих сильных волевых вложений. Студенты с сильным и уравновешенным, но инертным и неподвижным типом нервной системы, флегматического типа в образовательном пространстве могут чувствовать себя уверенно и комфортно, если им будет предоставлено достаточно времени на освоение материала и выполнение необходимых заданий. Они смогут проявить постоянство, активность, терпение. Но скорое принятие важных решений в короткие промежутки времени может поставить их в непростую, а порой и неразрешимую ситуацию, что категорически неприемлемо в реальных условиях аварийной ситуации, когда от спасателей зависит жизнь и здоровье людей. Студенты с преобладанием в структуре высшей нервной деятельности сангвинического типа характеризуются способностью быстрой и адекватной оценки любой, в том числе критической ситуации. Они наиболее приспособлены к принятию решений и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, и могут успешно работать в подразделениях аварийно-спасательных служб. Обучающиеся с преобладанием сильного неуравновешенного подвижного типа (холерики), хорошо приспособлены к преодолению препятствий в условиях нештатных ситуаций, они могут мобилизоваться и проводить расстановку приоритетов, быстро принимать точные и взвешенные решения. Данная особенность психологического типа позволяет успешно реализовать себя в рядах сотрудников МЧС. Важно сказать, что выполненная работа по определению психологического типа не вызвала «бурной» реакции аудитории: часть обучающихся сделала вывод о соответствии результатов теста с базовыми характеристиками своего темперамента, а также с возможностью выполнять определенные профессиональные обязанности. Некоторые обнаружили новое в чертах своего характера и обратили внимание на возможности корректировок образа мысли и жизни, кто-то не согласился с полученной оценкой, а несколько студентов остались индифферентными и к процессу и к результату.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Безусловно, невозможно распределить людей по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми «носителями» черт, присущих одному психологическому типу, у большинства проявляются вариативные сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать и проявлять черты
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)
81
Kuchumova Galina Vladimirovna CHARACTERISTICS OF TEMPERAMENT ..
pedagogical sciences
разных темпераментов. Поскольку в экстремальных условиях наибольшее значение часто приобретают именно врожденные механизмы высшей нервной деятельности студенту направления подготовки «Техносферная безопасность» важно знать свой психологический статус, а также иметь представление об особенностях реакций и поведения людей в реальных условиях различных чрезвычайных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах[Электронный ре-сурс].URL:https://www.mchs.gov.ru/law/Postanovlenija_Pravitelstva_RF/ йет/5379613(дата обращения 04.06.19)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2016 г. N246»06 утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: «http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/200301_B_15062018.pdf(дата обращения 04.06.19)
3. Медико-биологические основы безопасности. Практикум для студентов по направлению 20.03.01»Техносферная безопасность» /Составитель: Н.Н.Смирнова.Набережные Челны:НЧИКФУ, 2018.107с.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/Под редакцией А.А.Богдалева.М.:Издательство Институт практической психологии Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.384с.
5. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995N151-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/(дата обращения 01.06.19)
Статья поступила в редакцию 27.07.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019