Поползухина Н.А., Чуянова Г.И., Синдирева А.В., Нежевляк О.В., Коржова Л.В Программа формирования компетенций обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №1. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/268-00095. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Поползухина Нина Алексеевна
Доктор сельскохозяйственных наук, профессор ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Чуянова Галина Игнатьевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Синдирева Анна Владимировна
Доктор биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Нежевляк Ольга Владимировна
Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Коржова Людмила Викторовна
Кандидат биологических наук ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Программа формирования компетенций обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных и производственных практик обучающихся по направлению подготовки Техносферная безопасность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, компетенции.
В соответствии с ФГОС ВО при подготовке бакалавров по направлению 20.03.01 -Техносферная безопасность в ФГБОУ ВО Омский ГАУ реализуется компетентностный подход.
В основной образовательной программе (ОП), разработанной выпускающей кафедрой, сформирована матрица компетенций в целом для направления подготовки. В соответствии с указанной матрицей создана программа последовательного формирования каждой из
прописанной ФГОС компетенции. В рабочих программах дисциплин, учебных и производственной практик, итоговой государственной аттестации четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе [1].
Каждый учебный цикл реализует определенный набор общекультурных и профессиональных компетенций. Гуманитарный, социальный и экономический циклы предусматривают формирование ценностно-смысловой ориентации (ОК-2); гражданственности (ОК-3); самосовершенствования (ОК-4); способствуют развитию социальной адаптации, коммуникативности, толерантности обучающихся (ОК-5), а также в результате освоения дисциплин данного цикла студенты приобретают навыки свободного владения письменной и устной речью на русском языке, социального взаимодействия на одном из иностранных языков (ОК-
14).
Математический и естественнонаучный цикл включает компетенции, позволяющие использовать законы и методы математики, основные программные средства, глобальные информационные ресурсы при решении профессиональных задач (ОК-11, ОК-13). Такие дисциплины, как физика, химия, информатика, ноксология, экология и другие дают начальные навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16). Дисциплины теория горения и взрыва, ноксология, инструментальные методы исследований природных сред способствуют формированию профессиональных компетенций, обеспечивающих безопасность человека и природной среды в техносфере (ПК-11); навыки определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14); ориентацию в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19).
Дисциплины профессионального цикла предусматривают формирование профессиональных и некоторых общекультурных компетенций (ОК-3,6,7,8,9,10,15).
В ходе учебных и производственной практик реализуются компетенции позволяющие работать самостоятельно (ОК-8); принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9); применять на практике навыки проведения и описания исследований (ОК-16).
Проведение учебных и производственной практик на ведущих предприятиях региона позволяет закрепить компетенции, приобретенные в рамках учебных дисциплин: способность принимать участие в эксплуатации и техническом обслуживании средств защиты (ПК-6,7); выполнять профессиональные функции при работе в коллективе (ПК-10); использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13). Кроме того, студенты закрепляют навыки измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывают полученные результаты, составляют прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15).
При прохождении итоговой государственной аттестации, включающей сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать владение общекультурными и профессиональными компетенциями, умение самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, квалифицировано излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Более глубокому освоению компетенций способствует внедрение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Особое внимание уделяется внеаудиторной работе. Студенты формируют учебное портфолио по дисциплинам, готовят доклады и презентации, активно участвуют в научных исследованиях, результаты которых находят отражение в рефератах, в публикациях статей и выступлениях на конференциях.
Для реализации ряда профессиональных компетенций проводятся встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Большинство студентов данного направления подготовки являются членами Омской регионально общественной экологической организации «Земля - наш общий дом», созданной при выпускающей кафедре экологии, природопользования и биологии. Участвуя в деятельности организации, они содействуют созданию приоритетных условий сохранения благоприятной окружающей среды; изучению и охране природных богатств Омской области; получению достоверной информации о состоянии окружающей среды Омской области; экологическому просвещению и воспитанию населения в Омской области.
Таким образом, в ФГБОУ ВО Омский ГАУ при реализации всех компонентов ОП по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 - Техносферная безопасность создана целостная система формирования компетенций, позволяющая решать профессиональные задачи в своей будущей деятельности.
Ссылки на источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 20.03.01 - Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённый приказом Министерства образования и науки от 14.12.2009 г. № 723.
Nina Popolzukhina
Doctor of Agricultural Sciences, Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Galina Chuyanova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Anna Sindireva
Doctor of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Olga Nezhevlyak
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Lyudmila Korzhova
Candidate of Biological Sciences FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
The Program Of Formation Of Competences Of The Students Of 20.03.01 Technosphere
Safety Program
Abstract: In the article some issues of the organization and carrying out of educational and work practice of the students of 20.03.01 Technosphere Safety Program according to the Federal State Educational Standard Of Higher Education are considered. Keywords: educational practice, work practice, competences.