Научная статья на тему 'Практическая подготовка обучающихся по направлению 35. 03. 03 Агрохимия и агропочвоведение'

Практическая подготовка обучающихся по направлению 35. 03. 03 Агрохимия и агропочвоведение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (УИРС) / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ (НИРО) / PRACTICAL TRAINING / TEACHING PRACTICE / INDUSTRIAL PRACTICE / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS (ERWS) / RESEARCH WORK OF STUDENTS (NIRO)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Надежда Константиновна, Склярова Марина Александровна

Практическая подготовка обучающихся включает виды учебной деятельности, предусмотренные образовательными программами, и связанные с необходимостью участия обучающихся в профессиональной деятельности для достижения результатов освоения образовательных программ. Она обеспечивается путем участия обучающихся в профессиональной деятельности, в том числе посредством выполнения научно-исследовательской работы. В статье авторами показан опыт практической подготовки обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Надежда Константиновна, Склярова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Training Of Students Of 35.03.03 Agrochemistry And Soil Science Program

Practical training of students includes learning activities that provide educational programs, and require the participation of students in professional activities to achieve results of development of educational programs. It is ensured through the participation of students in professional activities, including through the implementation of research work. The authors studied the experience of practical training of students of 35.03.03 Agrochemistry and Soil Science Program.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка обучающихся по направлению 35. 03. 03 Агрохимия и агропочвоведение»

Трубина Н.К., Склярова М.А. Практическая подготовка обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №1. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/270-00097. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88

Трубина Надежда Константиновна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Склярова Марина Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Практическая подготовка обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и

агропочвоведение

Аннотация: Практическая подготовка обучающихся включает виды учебной деятельности, предусмотренные образовательными программами, и связанные с необходимостью участия обучающихся в профессиональной деятельности для достижения результатов освоения образовательных программ. Она обеспечивается путем участия обучающихся в профессиональной деятельности, в том числе посредством выполнения научно-исследовательской работы. В статье авторами показан опыт практической подготовки обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение.

Ключевые слова: практическая подготовка, учебная практика, производственная практика, учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), научно-исследовательская работа обучающихся (НИРО).

В условиях непрерывного совершенствования системы высшего образования при острой конкуренции на рынке труда и образовательных услуг, главной задачей для образовательных учреждений становится подготовка конкурентоспособных выпускников, способных вырабатывать и развивать новые идеи, креативно мыслить, успешно трудиться и адаптироваться в динамично развивающемся обществе, которое нуждается в специалистах, способных компетентно решать поставленные задачи, готовых к принятию нестандартных решений, активно участвовать в инновационных процессах.

Практическая подготовка обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение основывается на следующих нормативных актах:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367);

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (уровень бакалавриата) утверждённый приказом Министерства образования и науки от 20.10.2015 г. № 1166;

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383;

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО Омский ГАУ.

Организация практик строится на основе распоряжений проректора, приказов ректора с учетом вышеперечисленных нормативных документов.

Согласно ФГОС ВО в структуре образовательной программы по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение практики сконцентрированы в Блоке 2, в который входят учебные и производственная, в том числе преддипломная практики. Тип учебной практики -практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков в научно-исследовательской деятельности. Типы производственной практики - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и научно-исследовательская работа.

Организация учебных и производственной, включая преддипломную практик на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника ФГОС ВО [1].

Любое знание становится «действенным» только в момент его использования, поэтому ключевым моментом практической подготовки обучающихся становится формирование у них профессиональных компетенций. В связи с этим, сейчас особое внимание уделяется овладению ими базовыми компетенциями, обеспечивающими постоянную востребованность их в обществе.

При решении образовательных и профессиональных задач, обучающиеся должны освоить новые методы профессиональной деятельности, а также целый ряд компетенций, которые они формируют за период прохождения учебных и производственной практик.

Теоретико-методологическим ориентиром построения системы подготовки обучающихся к профессиональной деятельности выступает личностно ориентированный подход, основанный на субъект-субъектных взаимоотношениях между обучающимся и педагогом. В рамках этого подхода, роль студента определена как субъекта учебного процесса и организатора самостоятельной познавательной деятельности, профессионального формирования личности, саморазвития, самоактуализации, самоутверждения, самосознания. При этом необходимо влияние педагога на эти процессы, от этого зависит развитие и формирование профессиональных компетенций будущих специалистов [2].

Одним из важнейших аспектов подготовки обучающихся к профессиональной деятельности является научно-исследовательская работа. Участие обучающихся к научной работе способствует формированию инициативности в будущей профессионально-инновационной деятельности, которая предполагает:

1) способность владеть приемами экспериментальной работы, инструментальными методами исследования живых систем, математическими методами обработки результатов через овладение технологиями исследовательской работы и знакомство с техникой проведения эксперимента и научной литературой;

2) способность самостоятельно или в составе группы вести научный поиск при проведении эксперимента, производственно-технологическую деятельность, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, умения через проявление состоятельности в проводимом исследовании;

3) способность к различного рода коммуникациям через участие в различных инновационных проектах;

4) применение в будущей профессиональной деятельности навыков исследовательской работы, приобретённых за годы обучения в вузе [3].

Научно-исследовательская работа студентов направления 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) - форма исследовательской работы, при которой в учебном плане отводится определённое время, и научно-исследовательская работа (НИРО) в рамках внеучебного времени и как тип производственный практики. В полной мере УИРС реализуется и активно используется при преподавании таких дисциплин как «Общее почвоведение» и «Диагностика качества сельскохозяйственных культур».

На важность и значимость УИРС в практической подготовке будущих специалистов указывает следующее: формирование будущей научной элиты возможно только при приобщении студентов к научной деятельности как можно раньше - с первого, второго курсов, это развивает у них исследовательские умения, творческое мышление, без которых трудно продолжать образование. Немаловажное значение, при оценке роли УИРС играет и тот факт, что в рамках ФГОС ВО бакалавру для выполнения выпускной квалификационной работы экспериментально-исследовательского характера по учебному плану отведено сравнительно мало времени - пять недель. В этой связи актуальным становится исследовательская деятельность не только в рамках НИРО, но и УИРС, позволяющая студентам сформировать умения и приобрести навыки, необходимые для качественного и своевременного выполнения экспериментально-исследовательской выпускной квалификационной работы. В НИРО достаточно активно участвуют студенты старших курсов - в среднем 90 % от общего количества обучающихся.

При проведении НИРО налажено тесное сотрудничество с ведущими научными и производственными учреждениями: Всероссийским научно-исследовательским институтом агрохимии имени Д.Н. Прянишникова (ВНИИА), ФГБУ Центром агрохимической службы «Омский», ФГБНУ «Сибирский НИИ сельского хозяйства», ТОО «СевКазНИИЖиР» (Республика Казахстан), ЗАО «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа», ТОО «Павлодарский НИИСХ» (Республика Казахстан) и передовыми хозяйствами Западно-Сибирского региона.

Интеграция научно-исследовательской деятельности студентов с различными научно-исследовательскими центрами позволяет формировать у них основной перечень компетенций, отвечающих современным требованиям высококвалифицированного специалиста.

Полноценное участие в научно-исследовательской работе, даёт возможность обучающимся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, представлять результаты своих исследований на конкурсах различных уровней, занимать призовые места, выигрывать, в том числе и гранты, быть соавторами патентов. Например, выиграны гранты в региональном конкурсе У.М.Н.И.К.: «Применение методов дистанционного зондирования для выявления потенциально плодородных залежных земель лесостепной зоны Западной Сибири», «Обойдемся без химии (Способ переработки птичьего помета и использование его в качестве ценного органического удобрения)».

В соответствии с профильной направленностью образовательной программы 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение обучающиеся должны быть подготовлены как профессионалы не только и не столько к научно-исследовательской деятельности, но прежде всего к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности так как, научно-исследовательская деятельность является дополнительным видом профессиональной деятельности, а основным является производственно-технологическая. Эти задачи решаются в рамках производственной практики.

Во время прохождения практики студенты используют как научно-исследовательские, так и профессионально-ориентированные технологии, направленные на приобретение навыков в области проведения агрохимических, почвенных, агроэкологических исследований и разработки мероприятий, направленных на рациональное использование и

сохранение агроландшафтов при производстве продукции растениеводства; контроля за соблюдением экологических регламентов землепользования, состоянием окружающей среды и сельскохозяйственного производства; обоснования методов рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их агроэкологической оценки; разработки экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв; получения навыков сбора, обобщения и обработки первичных материалов, сопоставления собственных наблюдений с материалами учебной и научной литературы.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: сельскохозяйственные культуры; удобрения и мелиоранты; почвы, химические и физические процессы, происходящие в них, режимы их функционирования; технологии производства продукции растениеводства сельскохозяйственные угодья; технологии воспроизводства плодородия почв; агроэкосистемы и агроландшафты; агроэкологические модели.

Практика реализуется на кафедрах университета и в сторонних организациях по профилю подготовки бакалавров, в соответствии с договорами, к которым прилагаются заключения об аттестации места проведения практики.

На практике студенты проводят производственные, научно-исследовательские, экспериментальные работы, собирают информацию об объектах исследования, о промышленных выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду; проводят экологическую оценку состояния окружающей среды, дают комплексную оценку почвенному покрову. По результатам выполненных исследований обучающиеся готовят отчеты, обзоры и научные публикации.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, в части практической подготовки, способствует формированию специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками, которые позволяют им проявить свои способности в профессиональной деятельности, в том числе и творческие; с помощью самообразования активно развиваться и быстро адаптироваться к выбранному сектору профессиональной жизни и интеллектуальных ресурсов.

Ссылки на источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (уровень бакалавриата) утверждённый приказом Министерства образования и науки от 20.10.2015 г. № 1166.

2. Большакова О.Н. Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности / О.Н. Большакова // Высшее образование сегодня. 2014 . - С.82-88.

3. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2011. -№10. Т.2. - С. 173-175.

Nadezhda Trubina

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Marina Sklyarova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Practical Training Of Students Of 35.03.03 Agrochemistry And Soil Science Program

Abstract: Practical training of students includes learning activities that provide educational programs, and require the participation of students in professional activities to achieve results of development of educational programs. It is ensured through the participation of students in professional activities, including through the implementation of research work. The authors studied the experience of practical training of students of 35.03.03 Agrochemistry and Soil Science Program.

Keywords: practical training, teaching practice, industrial practice, educational and research work of students (ERWS), research work of students (NIRO).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.