Бобренко И.А., Склярова М.А. Виды занятий и направления совершенствования практической подготовки обучающихся по образовательной программе 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/729-00314. - ISSN 2413-4066
УДК 378.663.147.88 (571.13)
Бобренко Игорь Александрович
Доктор сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ia.bobrenko@omgau.org
Склярова Марина Александровна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ma.sklyarova@omgau.org
Виды занятий и направления совершенствования практической подготовки обучающихся по образовательной программе 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение
Аннотация: В статье рассмотрены основные виды занятий практической подготовки обучающихся по направлению подготовки бакалавров 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение в университете, более подробно охарактеризовано прохождение производственной практики обучающимися. Приведены основные направления совершенствования практической подготовки.
Ключевые слова: Практика, обучение, практическая подготовка, государственные образовательные стандарты, методическое обеспечение, занятия.
Современное общество и рынок труда предъявляют все возрастающие требования к качеству подготовки конкурентоспособных выпускников, к уровню их знаний, умению решать практические задачи и адаптироваться в условиях производства. В систему практической подготовки обучающихся по образовательной программе 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение входят следующие виды учебных занятий.
Практические занятия. Обучающиеся решают под руководством преподавателя типовые учебные задачи, направленные на закрепление конкретного лекционного материала. Программа практических занятий определяется программой лекционного курса, а рабочие планы каждого занятия определяются преподавателем в зависимости от способностей обучающихся, трудности усвоения ими отдельных разделов материала и т.п. Методическое обеспечение этого вида подготовки осуществляется с помощью учебников, сборников задач, учебных и методических пособий и т.п.
Лабораторные работы - практические занятия, проводимые с использованием лабораторного оборудования. Имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного выполнения аналитических работ и экспериментов. Могут включать подготовку необходимых для этого приборов, оборудования, реактивов, проведение и описание работы и др. Широко применяются в процессе преподавания дисциплин по профилю направления подготовки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов - самостоятельное выполнение расчетно-графических заданий, курсовых работ и проектов, домашних задач, рефератов, презентаций; выполнение учебно-исследовательских работ и т.п. При выполнении самостоятельных работ осуществляется: приобретение навыков работы с литературой и самостоятельного поиска необходимого материала; выработка и закрепление рациональных методов выполнения самостоятельной работы, приобретения и закрепления знаний; развитие творческого мышления, приобретение навыков ведения научных исследований, выработка навыков самоорганизации и самодисциплины.
Курсовое проектирование является одним из важнейших видов внеаудиторной академической работы обучающихся, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам, овладение методами научных исследований, формирование навыков самостоятельного решения конкретных задач на основе приобретенных знаний при изучении соответствующих дисциплин. При выполнении курсовых работ и проектов обучающиеся должны решить в соответствии с заданием конкретные технологические, организационно-экономические и другие задачи. Согласно учебному плану обучающиеся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение выполняют курсовые проекты по дисциплинам «География почв» и «Система удобрения», и курсовые работы по дисциплинам «Земледелие», «Агрохимия», «Агрохимические методы исследований».
Целью выполнения курсовой работы или проекта является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач и проведения эмпирического научного исследования. Эти задачи могут быть учебными или реальными -более предпочтительными, как наиболее близкие к будущей практической деятельности, поэтому необходимо изыскивать возможность усиления связи этой формы практической подготовки с актуальными производственными проблемами, используя научную работу кафедр, возможности филиалов кафедр на производстве. Важным для преподавателя здесь является постоянный поиск комплексных задач, максимально приближенных к реальной производственной обстановке.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки бакалавров 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, раздел основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определены ОПОП ФГБОУ ВО Омский ГАУ (табл.). Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются спецификой дисциплины по каждому виду практики.
Таблица
График прохождения практик
по образовательной программе 35.03 1.03 Агрохимия и агропочвоведение
Практика Курс / семестр Трудоемкость, з.е./ч Продолжительность, нед.
Геология 1/2 6/216 4
Ландшафтоведение 1/2 3/108 2
Ботаника 1/2 3/108 2
Земледелие 2/4 3/108 2
Агрохимия 2/4 3/108 2
Почвоведение 2/4 6/216 4
Агрохимические методы исследований 3/6 9/324 6
Производственная 3/6 4/7 9/324 6
Научно- исследовательская работа 4/7 3/108 2
Преддипломная 4/8 3/108 2
Учебные практики являются составной частью основной образовательной программы и важным этапом в подготовке бакалавра по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение. Общей целью учебных практик является закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися при теоретическом обучении, подготовка их к изучению последующих дисциплин и прохождению производственной практики, а также начальная адаптация к профессиональной деятельности.
Учебные практики организуются в весенне-летний период в лабораториях кафедр, учебных и базовых хозяйствах по специальным дисциплинам с целью приобретения навыков распознавания дикорастущих и культурных растений, основных типов и разновидностей почв, видов и форм удобрений, оценки экологического состояния агроландшафтов, проведения научных экспериментов (лабораторных, вегетационных, лизиметрических и полевых опытов).
В период учебных практик происходит освоение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений навыков научно-исследовательской деятельности при выполнении комплексных учебных задач, предусматриваемых отдельной программой, связанной с программой конкретной дисциплины.
В рамках плана проведения учебных практик активно используется проведение выездных занятий на современных предприятиях: ФГБУ «Центр агрохимической службы «Омский»», ЗАО «Иртышское», ООО «РУСКОМ-Агро» и др.
Производственная практика - один из наиболее сложных видов учебных занятий, представляющий собой самостоятельное выполнение обучающимися в условиях производства определенных программой реальных задач. Она является интегрирующим видом подготовки специалиста, при её прохождении обучающиеся изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д.
В процессе обучения особенно важно, чтобы обучающиеся участвовали в решении производственных задач в тех сферах практической деятельности, где им предстоит работать после окончания университета. Производственная практика является составной частью основной образовательной программы и важным этапом в подготовке бакалавра по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение.
Целью производственной практики является формирование у бакалавров общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на систематизацию, закрепление и углубление теоретической подготовки и практических навыков, полученных в процессе обучения в университете; оценка уровня подготовки бакалавров к самостоятельному решению научно-производственных задач. В основе производственной практики лежит непосредственная деятельность обучающихся на предприятии, участие их в производственном процессе, что позволяет им находить применение своим теоретическим знаниям, приобретать профессиональные навыки и навыки организаторской работы. Она определяет теоретический уровень подготовки специалиста, оценивает его готовность к самостоятельному решению научно-производственных задач, оказывает непосредственное влияние на качество его подготовки.
Задача производственной практики - формирование в условиях производства профессиональных способностей обучающихся на основе использования им теоретических знаний в реальных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности агрохимика. Производственная практика как вид учебных занятий строится в форме самостоятельного выполнения обучающимся в условиях производства определенных программой реальных задач.
Документы, регламентирующие проведение практики. Организация и проведение производственной практики регламентируются Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО Омский ГАУ [1], требованиями ФГОС ВО по направлению Агрохимия и агропочвоведение [2] и другими нормативными документами [3-6].
Качество реализации определенных для университета прав, обязанностей и академических свобод внутри него с учетом его особенностей регламентируется пакетом внутренних нормативных актов и методических разработок. Они составляют подсистему нормативного, нормативно-методического, организационно-методического и дидактического обеспечения проведения практики обучающихся университета.
Типы производственной практики у обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение следующие:
- практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности предусматривает приобретение практических навыков и умений по реализации методов и приемов возделывания сельскохозяйственных культур; самостоятельное изучение технологических процессов, вопросов экономики, современных методов организации и планирования производства, охраны труда, методов оценки качества выполняемых работ; изучение нормативных документов, а также порядка оформления технической документации и т.п.;
- научно-исследовательская работа предусматривает приобретение практических навыков и умений по реализации приемов и способов научных исследований, а также приобретение опыта участия и проведения научных исследований, умение правильно обрабатывать и анализировать результаты исследований. Научно-исследовательская работа направлена на проведение обучающимися прикладных, методических, фундаментальных, научно-исследовательских, проектных и других работ как важнейшей составной части профессиональной подготовки бакалавров.
Место прохождения производственной практики определяется целью и содержанием практики. Производственная практика может проводиться в научно-исследовательских и проектных институтах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, учреждениях и организациях. Допускается прохождение производственной практики обучающимися в структурных подразделениях университета по представлению выпускающей кафедры и при согласовании с руководителем производственной практики. В таких случаях структурное подразделение должно соответствовать требованиям к базам практики [7].
Основные организации, в которых проходят производственную практику обучающиеся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение следующие:
- Центр агрохимической службы «Омский» и его филиалы;
- Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и опытные станции;
- предприятия АПК Омской и других областей;
- Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (Россельхознадзор);
- почвенные партии организаций, осуществляющих крупномасштабное картирование.
Эффективность производственной практики как одного из видов учебных занятий
зависит от ее вклада в подготовку специалиста в совокупности с другими видами. Производственная деятельность обучающихся на практике должна нести учебную нагрузку и удовлетворять таким требованиям учебного процесса, как соответствие решаемых задач будущей профессиональной деятельности бакалавра, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объема получаемых знаний и выполнение предлагаемых производством задач в сроки, определенные учебным планом. Выбор среди многообразия существующих в реальном производстве задач, отвечающих в максимальной мере целям учебного процесса, и согласование возможности их проведения являются основным
содержанием работы преподавателя по организации практики и предъявляют высокие требования к его квалификации.
Во время производственной деятельности в порядке выполнения самостоятельной работы обучающиеся детально знакомятся с работой предприятия, изучают технологию, экономику, организацию и управление производством, применяемое оборудование и аппаратуру, механизацию и автоматизацию производственных процессов, систему управления качеством выпускаемой продукции, состояние экологической безопасности, правовые вопросы, технику безопасности, гигиену труда и т.д.
Сроки, объемы и содержание производственной практики определяются учебными планами, квалификационными характеристиками в тесной связи с программами изучаемых дисциплин, рабочими программами практики. Рабочая программа - это часть сквозной программы для вида практики, составленная с учетом особенностей организаций, предприятий - баз практики, с более конкретным изложением таких разделов, как индивидуальные задания, содержание практики. Рабочие программы составляются кафедрами, за которыми закреплена практика с учетом профиля направления подготовки бакалавров и местом ее прохождения, согласовываются и утверждаются на заседании выпускающей кафедры.
Данная практика предусматривает приобретение навыков и умений по почвенному, агрохимическому и экологическому обследованию агроландшафтов; реализации и оценки качества проведения технологических приемов и способов возделывания сельскохозяйственных культур, применения органических и минеральных удобрений, химических мелиорантов.
Преддипломная практика направлена на обобщение и анализ результатов проведенных исследований по теме выпускной квалификационной работы, их статистическую обработку, подготовку чернового варианта выпускной квалификационной работы.
Основными задачами преддипломной практики являются:
- подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;
- изучение патентных и литературных источников по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
- овладение современными информационными технологиями сбора, обработки, редактирования и представления результатов научно-исследовательской деятельности, умение работать с конкретными программными продуктами и ресурсами сети Интернет.
Методическое обеспечение практики студентов. В комплект методического обеспечения прохождения производственной практики для обучающихся направления подготовки бакалавров Агрохимия и агропочвоведение входят следующие издания.
1. «Руководство к прохождению практик» [8] - в них представлены общие положения, содержание производственной практики, рекомендации к прохождению производственной практики, составлению отчета, сбору данных для написания в последующем ВКР.
2. «Рабочие документы производственной практики» [9], в которые входят формы следующих документов:
- направление на производственную практику;
- индивидуальное задание на производственную практику и по сбору материалов к выпускной квалификационной работе;
- график выполнения индивидуального задания;
- дневник практики обучающегося;
- список документов и литературы, изученной обучающимся в период практики;
- наименование материалов, собранных обучающимся для выпускной квалификационной работы;
- заключение обучающегося по итогам практики (выводы и предложения);
- характеристика (отзыв) о производственной деятельности обучающегося;
- заключение (отзыв) руководителя практики от университета.
Заполненные «Рабочие документы практики» предоставляются комиссии при защите отчета о производственной практике.
Данные издания обеспечивают прохождение всех этапов производственной практики обучающихся.
Выполнение выпускной квалификационной работы - завершающий этап в подготовке специалиста, когда обучающийся выполняет комплексную задачу, результат решения которой представляется государственной экзаменационной комиссии в виде бакалаврской работы [10].
Выпускная квалификационная работа (ВКР) по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная задача, направленная на повышение эффективности использования агроландшафтов, применения удобрений, химических мелиорантов, воспроизводства плодородия почв и оптимизацию технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Она выполняется на основе экспериментальных данных или по результатам анализа почвенного плодородия, систем удобрения, оценки качества проведения технологических процессов известкования и гипсования, внесения удобрений. В работе должны быть отражены вопросы ресурсосбережения, экологической и экономической эффективности.
При выполнении ВКР обучающемуся необходимо самостоятельно провести программные аналитические работы, выполнить значительный объем работ по написанию и оформлению ВКР. При этом будущий бакалавр должен показать готовность решать необходимые профессиональные задачи.
Для усиления практической направленности учебного процесса при кафедре агрохимии и почвоведения функционирует учебно-научно-производственная лаборатория на производстве в ФГБУ «Центр агрохимической службы «Омский»». Это способствуют более эффективному использованию в учебном процессе опыта высококвалифицированных кадров Центра, совершенствованию обучения и воспитанию будущих специалистов, оказанию взаимной помощи в учебной и научно-исследовательской деятельности. Здесь проводятся все виды практик, обучающиеся имеют большие возможности для участия в научно-исследовательской работе по профилю предприятия, при этом расширяется тематика выпускных квалификационных работ, имеющих практическую значимость.
Основными направлениями деятельности кафедр по совершенствованию системы практической подготовки обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение являются [7, 11-16]:
- оптимальное распределение видов практической подготовки по срокам и по объемам;
- создание современной учебной лабораторной базы с использованием передового оборудования, максимально приближенного к производству;
- создание условий для участия обучающихся в научных школах и направлениях, совместное участие обучающихся, преподавателей и научных сотрудников в выполнении научно-исследовательских работ;
- предоставление обучающимся возможности применять свои знания, умения и
навыки в решении актуальных задач по различным направлениям науки;
- формирование тематики научных исследований обучающихся, скоординированной с научно-производственными проблемами региона;
- развитие творческой активности профессорско-преподавательского состава в организации и руководстве научно-исследовательской работой обучающихся;
- содействие публикациям и пропаганде наиболее важных результатов исследований обучающихся на конференциях, выставках и др.
- совершенствование содержания практик, отражение в них инноваций науки и производства;
- расширение и укрепление связей кафедр с производственными структурами, что является основой повышения качества практической подготовки и качества обучения;
- организация фирменных классов, кафедр и центров практической подготовки на ведущих предприятиях;
- улучшение материальной базы учебно-опытного хозяйства;
- организация конкурса профессионального мастерства студентов с привлечением ведущих специалистов региона;
- создание системы методического обеспечения всех видов практической подготовки обучающихся;
- повышение квалификации преподавателей, в.ч. организация стажировок преподавателей на ведущих предприятиях;
- увеличение доли реальных задач в курсовом проектировании;
- усиление связи практической подготовки с будущей производственной деятельностью специалиста.
Преподавателю при планировании любого вида практического занятия необходимо стремиться к оптимальному сочетанию учебных и реальных задач. В частности, задание на курсовое проектирование может одновременно содержать как типовые учебные задачи, так и реальные, направленные на развитие творчества обучающихся; задание на производственную практику - часть задания по выполнению ВКР. Взаимное дополнение различных видов занятий усиливает педагогическую эффективность практической подготовки.
Ссылки на источники:
1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО Омский ГАУ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (уровень бакалавриата) утверждённый приказом Министерства образования и науки от 20.10.2015 г. № 1166.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383.
5. Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и среднего профессионального образования в ФГОБУ ВО Омский ГАУ, введенное в действие приказом ректора от 19.11.15 № 1171/ОД.
6. Устав ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 124-у от 20.10.2015.
7. Трубина Н.К., Склярова М.А. Практическая подготовка обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №S1. - С. 10.
8. Руководство к прохождению практик: учебно-метод. пособие / И.А. Бобренко [и др.]. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. - 116 с.
9. Бобренко И.А., Склярова М.А., Попова В.И. Рабочие документы производственной практики. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. - 32 с.
10. Руководство по итоговой государственной аттестации выпускников направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (уровень бакалавриата): учеб. пособие / И.А. Бобренко [и др.]. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. - 103 с.
11. Бобренко И.А., Лихоманова Л.М., Склярова М.А. Система педагогического контроля знаний по агрохимическим дисциплинам // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6). - С. 24.
12. Бобренко И.А., Гришина Е.С. Организационные основы практики студентов: опыт, проблемы и перспективы развития // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №1(4). - №S1. - С. 2.
13. Бобренко И.А. Рекомендации по организации и проведению производственной практики студентов: метод. пособие. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. - 60 с.
14. Ильященко Д.П. Подготовка прикладных бакалавров в ЮТИ ТПУ // Успехи современного естествознания, 2015. - С. 174-177.
15. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. «Качество подготовки современного предпринимателя: опыт и инновации». 19-20 апреля 2010 г. - Томск: изд-во «КИТ», 2010. - 272 с.
16. Попова В.И. О студенческом самоуправлении на факультете // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №4 (7). - С. 50.
Igor Bobrenko
Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Marina Sklyarova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Types of classes and ways of improving the practical training of students in the educational
program 35.03.03 agrochemistry and soil science
Abstract: The article describes the main types of classes of practical training of students in the direction of training of bachelors 35.03.03 Agrochemistry and soil science at the University, more details of the internship students. The main directions of improvement of the practical training.
Keywords: Practice improvement, training, practical training, state educational standards, provide guidance, lessons.