Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская работа по теме: "герой истории и история героя". (боевой путь летчика Бочарова Василия Николаевича)'

Учебно-исследовательская работа по теме: "герой истории и история героя". (боевой путь летчика Бочарова Василия Николаевича) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1217
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ФОТОГРАФИИ ВОЕННЫХ ЛЕТ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / ГЕРОЙ ВОЙНЫ / ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ / ПАТРИОТИЗМ / GREAT PATRIOTIC WAR / PHOTOGRAPHS OF THE WAR YEARS / MILITARY HISTORICAL EVENTS / THE HERO OF WAR / MISSING / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробов Дмитрий Михайлович

Представлены результаты учебно-исследовательской работы, выполненной в ходе поисковой деятельности по теме «Герой истории и история героя». Описан ход исследования поисковой работы по установлению военной биографии пропавшего без вести летчика В. Н. Бочарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and research work on the topic: "A Hero of the history and the history of the hero." (Battle way of the pilot Vasily Bocharov)

The results of the educational and research work performed in the course of the search activity on the topic "A Hero of the history and the history of the hero" are presented. The course of the search work on the establishment of the military biography of the missing pilot V. Boycharov is described.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская работа по теме: "герой истории и история героя". (боевой путь летчика Бочарова Василия Николаевича)»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 908; 929

Д. М. Коробов

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЕРОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИЯ ГЕРОЯ» (БОЕВОЙ ПУТЬ ЛЕТЧИКА ВАСИЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЧАРОВА)*

Представлены результаты учебно-исследовательской работы, выполненной в ходе поисковой деятельности по теме «Герой истории и история героя». Описан ход исследования - поисковой работы по установлению военной биографии пропавшего без вести летчика В. Н. Бочарова.

The results of the educational and research work performed in the course of the search activity on the topic "A Hero of the history and the history of the hero" are presented. The course of the search work on the establishment of the military biography of the missing pilot V. Boycharov is described.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, фотографии военных лет, военно-исторические события, герой войны, пропавший без вести, патриотизм.

Keywords: the Great Patriotic War, photographs of the war years, military historical events, the Hero of War, missing, patriotism.

Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят...

И. Гофф

С каждым годом все меньше становится среди нас ветеранов Великой Отечественной войны. Мы живем мирно и счастливо. И чем

* Научные руководители исследовательской работы: Г. В. Ярушкина и Т. В. Захарова.

дальше от нас годы войны, тем больше мы должны помнить тех, кто отвоевал для нас мир. Изучение прошлого нашей страны через судьбы своих прадедов особенно важно. Это помогает нашему поколению ответить на вопросы: Как жить? Что любить? Что ценить? С кого брать пример? Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне по стране прошла акция «Бессмертный полк». Учащиеся совета музея трудовой и боевой славы «Наследие» МБОУ Новоникольской СОШ обратились к односельчанам с просьбой найти фотографии родственников - участников боевых действий во время Великой Отечественной войны. На призыв откликнулись многие жители села Новоникольское Мичуринского района Тамбовской области.

Пожелтевшие, потрескавшиеся, истрепавшиеся по краям фотографии военных лет - это наша история, наша память. Они могут рассказать намного больше, чем несколько страниц исторической книги. Одну фотографию принес житель села Николай Николаевич Бочаров. На ней молодые ребята в военной форме и головных уборах - буденовках. Николай Николаевич сказал, что среди этой группы летчиков - его старший брат Бочаров Василий Николаевич, который в 1941 г. пропал без вести. Все, что осталось памятного о нем, - это три фотографии с надписями на оборотной стороне, присланные за несколько месяцев до начала войны.

Почему летчики в буденовках? Буденовка ассоциировалась у меня с полководцем Семеном Михайловичем Буденным - командующим Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны. Заинтересовавшись этим вопросом, я узнал много нового и познавательного. Неожиданно для себя понял, что простой деревенский парень Василий - один из многих героев Великой Отечественной войны - внес свой вклад в военные исторические события, и сами события сыграли огромную роль в судьбе летчика.

Семейная биография (со слов младшего брата Николая Бочарова).

Василий Николаевич Бочаров родился в 1918 г. в крестьянской семье в селе Новоникольское Мичуринского района Тамбовской области. Отец, Николай Дмитриевич Бочаров, работал пастухом. В 1928 г. в семье родился второй сын Иван. Семья жила бедно. Здоровье матери было подорвано, и в середине 30-х гг. она умерла.

Николай Дмитриевич женится второй раз на Дарье Гавриловне Першиковой, жительнице села Сестренка. Дарья Гавриловна всем сердцем приняла сыновей своего мужа. Семейное счастье длилось не долго - в конце 1938 г. от болезни умирает Николай Дмитриевич, который не дождался рождения третьего сына Николая (в начале 1939 г.) Все тяготы легли на хрупкие женские плечи, так как еще в ноябре 1938 г. старший сын Василий Николаевич Бочаров был призван в армию Мичуринским РВК. Судьба распорядилась так, что Василия направили в военную школу летчиков. Со службы от него приходили письма с фотографиями. А в воздухе уже чувствовался запах пороха.

Во время войны семье Бочаровых пришло известие, что Василий Николаевич пропал без вести. Дарья Гавриловна обращалась в Мичуринский РВК, чтобы получить информацию о гибели старшего сына. Мать до конца жизни ждала сына Василия. Все документы, полученные Д. Г. Бочаровой, утеряны при переезде на другое место

жительства. На память о брате остались лишь три фотографии [1].

***

Какова была военная биография пропавшего без вести летчика В. Н. Бочарова?

«Пропал без вести» - извещения с такой фразой в годы войны получали многие. Их были миллионы, и судьба этих защитников Родины долгое время оставалась неведомой. В большинстве случаев она остается неизвестной и сегодня, но определенные подвижки в деле выяснения обстоятельств исчезновения воинов все же есть. Способствует этому несколько обстоятельств. Во-первых, появились новые технологические возможности для автоматизации поиска нужных документов. Во-вторых, полезную и нужную работу проводят поисковые отряды. В-третьих, стали доступнее архивы Министерства обороны [2].

Исследуя архивные документы с сайта Министерства обороны, фотографии, анализируя отдельные элементы документов и фотографий, сопоставляя все это с историческими событиями, мы приоткрыли завесу боевого пути Василия Николаевича Бочарова.

Что рассказали фотографии (семейный архив)

В семейном архиве Николая Николаевича Бочарова в память о старшем брате остались три фотографии. На одной - Василий Бочаров в военной форме. «На память маме, брату Вани, Бори и Коли. Ваш сын Бочаров Вас» (орфография здесь и далее сохранена).

На другой - он в военной форме (старого образца). «Село Н. Никольское. Матери, брату Вани и Коли. Высылаю вам на память свою фотокарточку. Бочаров Василий Николаевич». На третьей -четверо молодых ребят в военной форме и головных уборах - буденовках. Надпись на оборотной стороне фотографии, присланной за несколько месяцев до начала войны: «4/1У-41 г. На память маме брату Вани и Коли. Посылаю вам свою общую фотографию с товарищами земляками все одной области

1. В. Н. Бочаров

2. И. И. Харитонов

3. П. Н. Мосолитин

вместе учились вместе служили и работаем. Харитонов с гор. Мичуринска и Мосолитин с Тамбова. Тамбовский и красноармеец Чернышов молодой...» [3].

Каждая фотография - это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Что же они рассказали нам?

Обмундирование

8 декабря 1918 г. на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора - суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей - часть доспехов былинных русских богатырей (за что в первое время получил обиходное название «богатырка»). Впоследствии шлем, ставший ярким признаком принадлежности к Красной армии, назвали по имени военачальника С. М. Будённого («будёновка») (Будёновка - Википе-дия. https://ru.wikipedia.org/wiki/)

Различные модели и модификации будёновки использовались частями РККА, а также советской милицией (летний вариант) до начала 1940-х гг., когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки. Будёновка была отменена приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 г. и заменена шапкой-ушанкой, так как в ходе Финской войны показала, что не дает достаточной теплозащиты в сильные морозы. Тем не менее кое-где её продолжали носить вплоть до 1943 г.

Приказом Реввоенсовета Республики № 628 от 8 апреля 1919 г. были установлены шесть цветов сукна для знаков различия родов войск, полагавшегося также на обтяжку пуговиц шлема и нашивную звезду: для пехоты - малиновый, для кавалерии - синий, для артиллерии - померанцевый, для авиации - голубой, для инженерных

войск - чёрный, для пограничных войск (которые в этот период также входили в состав РККА) - зелёный. Для различения принадлежности военнослужащих к тому или иному роду войск еще приказом РВСР № 322 от 31 января 1922 г. было введено ношение эмблем на петлицах. Начертание, размеры эмблем неоднократно изменялись.

Заинтересовавшись вопросом, почему летчики в буденовках, мы изучили материал о довоенном обмундировании советских войск и сделали вывод, что для знаков различия всех родов войск установлены шесть цветов сукна (для авиации - голубой) и буденовка является неотъемлемой частью зимнего головного убора всех родов войск.

Звание выпускников летной школы

На фотографии В. Н. Бочаров в звании сержанта, хотя по окончании летной школы всем выпускникам присваивалось звание «младший лейтенант» или «лейтенант».

Увеличив деталь одежды, мы смогли различить на петлицах размещение эмблемы рода войск - ВВС. Два треугольника, соответствующих младшему начальствующему составу «сержант».

Изучая материалы по данному вопросу, выяснили, что за полтора года до начала войны страшным ударом по престижу летной профессии стал приказ наркома маршала Тимошенко № 0362 «Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии». В соответствии с этим приказом всем выпускникам училищ вместо звания «младший лейтенант» или «лейтенант» присваивалось звание «сержант». Летчики, не прошедшие четыре года службы, обязаны были жить в казармах - при этом успевшие обзавестись семьями были вынуждены подыскивать для них частные квартиры или отвозить жен и детей к родственникам.

Соответственно изменялись и нормы довольствия, оклады, они лишены были права надеть ту самую престижную форму с «курицей» на рукаве и даже носить прическу! Многими это было воспринято как личное оскорбление, что значительно снизило боевой дух летного состава ВВС РККА. Летчики отказывались надевать знаки различия, ходили с пустыми петлицами в знак протеста.

Часто бывало, что техники-лейтенанты вынуждены были докладывать о состоянии самолета своему командиру - сержанту,

что, несомненно, являлось грубейшим нарушением основного армейского принципа - субординации.

Жизнь показала, что приказ № 0362 не отвечал интересам укрепления ВВС и 6 января 1943 г. Народный комиссар обороны И. В. Сталин издал приказ № 5 «Об изменении порядка присвоения воинских званий курсантам, окончившим летные школы, и об отнесении должностей летчиков, пилотов, стрелков-бомбардиров, командиров звеньев и других к категории среднего начсостава», которым был отменен приказ № 0362, и в авиации восстановлено прежнее положение. Курсантам авиационных училищ и школ при их окончании вновь стали присваивать звания младшего лейтенанта, младшего воентехника [4].

Сопоставив дату выхода приказа № 0362 «Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии» и оборотную сторону фотографии, сделали вывод:

1) Василий Николаевич Бочаров окончил летную школу в период с декабря 1940 по март 1941 г. Основание: приказ № 0362 от 22 декабря 1940 г. и запись на оборотной стороне фотографии от 4.04.1941 г.;

2) фотография свидетельствует о том, что Василий Николаевич Бочаров был летчиком в звании сержанта в период действия приказа № 0362.

Работа с архивными документами сайта Министерства обороны

Сегодня у всех желающих выяснить судьбу своих славных предков есть возможность заглянуть на сайты архива Министерства обороны, «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» и др., где можно ознакомиться с уникальными документами и убедиться в правдивости предоставляемой информации. От этих страниц веет живой историей, они как бы создают мост между эпохами.

На сайте «Память народа» [5] мы обнаружили официальный документ - анкету Мичуринского объединенного городского военного комиссариата (от 20 октября 19... далее неразборчиво) на Бочарова Василия Николаевича, 1918 г. р. Из нее следует:

- Место рождения: Тамбовская обл., Мичуринский р-н, с. Н.-Никольское.

- Дата и место призыва: ноябрь 1938г., Мичуринский РВК, Тамбовская обл., Мичуринский р-н.

- Военное звание: сержант.

- Должность: командир отделения.

- Письменная связь прекратилась с июля 1941 г.

- Воинский адрес по последнему письму: г. Пружаны БССР.

- Заявитель на розыск: Бочарова Дарья Гавриловна, проживающая по адресу с. Новоникольское Мичуринского р-на Тамбовской области.

- Заключение военкомата: Считать возможным учесть пропавшим без вести в июле 1941 года.

- От руки поверх анкеты идут три записи:

^ от 26.10.1951г.: учесть пропавшим без вести в декабре 1941 года;

^ № 2/197 от 19 октября 1951 года;

^ Ваш 46 или 48 ап № 611402 от 14.9.51.

Из вышеизложенного сделали вывод, что Василий Николаевич Бочаров

1) был командиром отделения и имел звание сержант, что подтверждается также фотографией;

2) служил в г. Пружаны БССР [6];

3) пропал без вести (учесть) в декабре 1941 г. [7]

Рассказы очевидцев (видеоархив)

Прошло слишком много времени, и материальных свидетельств событий остается все меньше. Людей, способных подтвердить тот или иной факт, тоже больше не становится. Н. Н. Бочаров в беседе вспомнил о фильме «Крылья над Берлином. Забытая операция», в котором было упоминание о старшем брате. Фильм рассказывает о событиях августа 1941 г., когда фашисты рвались к Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Именно тогда над Берлином появились первые советские бомбардировщики. Наши летчики осуществляли тогда немыслимые по риску и героизму вылеты. В учебниках истории эта операция упоминается одной строкой, ее порой не помнят даже те, кто пережил начало войны. Но в то время данная операция сыграла большую роль для поднятия патриотического духа у народа.

Авторам фильма удалось найти тех, кто принимал участие в операции, - последних свидетелей, чьи рассказы бесценны. Одним из

свидетелей был Алексей Захарович Пятков, подполковник запаса, заслуженный военный летчик СССР, непосредственный участник боевых вылетов на Берлин в августе 1941 г. А. З. Пятков много интересного рассказал о полетах на Берлин - об успешных и неудачных полетах. В своем рассказе упомянул о гибели летчика Василия Бочарова.

- А рядом там аэродром... У нас же два аэродрома: один Ка-гул - с него мы летали, а второй - на другой стороне острова Эзель (название какое красивое). Так вот с него Васька Бочаров взлетал... разбился ведь... и самолет сгорел - все погибли [8].

В начальный период войны солдаты просто гибли в безвестных котлах, иногда вместе со своими командирами, и рапорты о безвозвратных потерях составлять было некому. Иногда и тел не оставалось, либо идентифицировать останки было невозможно.

Вывод: данное воспоминание однополчанина А. З. Пяткова свидетельствует о том, что Василий Николаевич Бочаров участвовал в операции по нанесению авиаударов по Берлину в августе

1941 г. и погиб, выполняя боевую задачу.

***

В результате исследования мы узнали интересные факты из истории страны, узнали подробности биографии нашего земляка В. Н. Бочарова. Архивные документы, фотографии, воспоминания близких и однополчан рассказали о судьбе человека, участника Великой Отечественной войны. По крупицам мы воссоздали биографию пропавшего без вести летчика, как будто окунулись в прошлое и прожили интересную жизнь вместе с ним.

Перед войной

В период с декабря 1940 по март 1941 г. Василий Николаевич Бочаров вместе со своими товарищами земляками И. И. Харитоновым, П. Н. Мосолитиным по окончании летной школы был направлен на службу в г. Пружаны.

Служба Василию нравилась, только омрачало полученное звание по окончании летной школы. Вместо звания младшего лейтенанта было присвоено - «сержант». Приказ № 0362 «Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии» был страшным ударом по престижу летной профессии.

Весной 1941 г. в авиачастях шла повседневная служба по охране государственной границы и интенсивная боевая подготовка по ос-

воению новой материальной части всем личным составом. Василий продолжал летную тренировку с повышенной готовностью.

Из авиачастей, охранявших западные участки границы, стали все чаще поступать тревожные донесения. Службу приходилось нести почти без отдыха, на износ работали люди и авиационная техника. Агентура фашистской Германии, буржуазные националисты Украины и Прибалтики лезли через границу. Все чаще и чаще немецкие самолеты стали «сбиваться с курса» и залетать в наше воздушное пространство...

Тяжелый июнь 1941-го

Предположительно Василий Николаевич Бочаров служил в дивизии (10-я САД) под командованием полковника Н. Г. Белова, которая базировалась восточнее Бреста, в районе Кобрин - Пружа-ны - Пинск. В дивизии было четыре полка: 123-й ИАП (71 летчик, 61 самолет И-153), 33-й ИАП (70 летчиков, 44 самолета И-16), 39-й БАП (49 экипажей, 43 самолета СБ и 9 Пе-2), 74-й ШАП (70 летчиков, 62 самолета И-15 бис и 8 Ил-2).

22 июня в 3.25 утра немецкая авиационная армада пересекла границу СССР. Советские аэродромы, положение которых было заблаговременно установлено, подверглись массовым бомбовым ударам. Огромное количество самолетов сгорело на земле. Часть истребительных полков потеряли боеспособность, так и не успев сделать ни одного боевого вылета. Однако остальные оправились от первого удара и поднялись в воздух, нанеся противнику ощутимые потери.

ВВС ЗапВО (Западный фронт) понесли самые большие потери. Объективной причиной этого стал тот факт, что округ лежал на направлении главного удара. Однако главную роль сыграла скученность самолетов на аэродромах, недостаточные меры маскировки, близость мест базирования к государственной границе и потеря управления авиационными соединениями со стороны их командования (радиосвязь не была достаточно развита, а проводная во многих местах была повреждена немецкими диверсантами еще до начала боевых действий). За день на аэродромах уничтожено 528 самолетов, еще 210 сбито в воздухе. Всего потеряно 387 истребителей.

Первым в округе боевой счет открыл 33-й ИАП, базирующийся в Пружанах. В 3.30 утра над Брестом звено И-16 лейтенанта Мо-чалова сбило немецкий самолет. Вскоре после этого начались налеты на аэродром полка. Первую волну (20 Не. 111 под прикрытием «мессершмиттов») перехватила одна эскадрилья, в то время нахо-

дившаяся на аэродроме. Вскоре, возвратившись с патрулирования района Брест - Кобрин, в бой вступили и остальные три эскадрильи. Противник потерял 5 самолетов. В бою отличился лейтенант Гуди-мов, сбивший 2 «хейнкеля» (в 5.20 он погиб, протаранив немецкий бомбардировщик). Еще два раза полк успешно перехватывал на дальних рубежах группы Не.111. Однако после очередного перехвата И-16, возвращавшиеся на последних каплях горючего, были атакованы В009. Взлететь на помощь никто уже не смог. В результате непрерывных штурмовок, продолжавшихся почти час, уже к 10 часам утра в полку не осталось ни одного боеспособного самолета. Боевые действия для 33-го ИАП фактически закончились.

Через два дня все части дивизии на железнодорожном транспорте были отправлены в Гомель и Зябровку. Однако 26 июня летно-тех-нический состав в соответствии с распоряжением командира 10-й сад (согласно полученному распоряжению командования ВВС Западного фронта) был погружен в железнодорожный эшелон и отправлен в Москву, Воронеж и Сейму для получения новых самолетов.

За первые три дня войны в 10-й сад погибли 9 летчиков, 72 пропали без вести. Тем самым первые бои войны для полков 10-й сад закончились. Впоследствии 74-й шап будет преобразован в 70-й гвардейский, 39-й сбап станет разведывательным, а 33-й иап и 123-й иап войдут в состав авиации ПВО [9].

Крылья над Берлином. Забытая операция

В двадцатых числах июля 1941 г. к Главкому ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову обратился командующий ВВС Военно-морского флота генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков с предложением о бомбовом ударе по Берлину силами морской авиации Балтийского и Черноморского флотов. Предлагалось включить в состав авиационной группы специального назначения 70 наиболее подготовленных экипажей дальнего бомбардировщика ДБ-3. Базирование самолетов группы будет на одном из островов Моонзундского архипелага с пригодными для этих целей аэродромами. Таким условиям удовлетворял остров Эзель (Сааремаа). Расстояние до Берлина и обратно составляло около 1800 километров (приложение 1, фото 2), для чего самолету ДБ-3 требовалось семь часов полета. Это было на пределе его возможностей при бомбовой нагрузке в 1000 килограммов. На острове было два аэродрома: Кагул и Асте. Первый был готов и требовал удлинения полосы на 200 метров, а второй надо было дооборудовать.

Оперативная обстановка в этом районе складывалась неблагоприятная. Немцы шли на Ленинград вдоль побережья Балтийского моря, и создавалась опасность, что они отрежут главную базу Балтийского флота - Таллин от основных сил. Это ставило под угрозу всю операцию, так как остров остался бы в тылу врага. Риск был очень велик.

Уже вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков 1-го минно-торпедного авиаполка получили боевую задачу. Вести группу поручили командиру полка полковнику Е. Н. Преображенскому.

Маршрут был сложен и на пределе возможностей самолетов. Лететь предстояло над морем, затем с поворотом на юг над Германией до Штеттина, а от него уже на Берлин. Длина маршрута в одну сторону составляла около 900 километров. Ошибаться нельзя. Всего 15-20 лишних минут полета, и самолетам не хватит топлива для возвращения на свой аэродром. Самолеты ДБ-3Ф (в 1942 г. их переименовали в Ил-4) грузоподъемны (до тонны). День прошел в усиленной подготовке, и вечером 7 августа тринадцать загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками самолетов взяли курс на Берлин. Полет проходил более чем успешно. Германская ПВО явно не ожидала такой наглости от советских летчиков, поэтому не обращала на них внимания, принимая за свои самолеты. Правда, до Берлина смогли долететь не все. К столице рейха вышли пять самолетов, остальные вынуждены были отбомбиться по Штеттину, служившему морским портом Берлина, где их тоже не ожидали.

Берлин предстал перед нашими летчиками в море огней, были видны идущие по улицам машины и трамваи, составы на вокзалах, самолеты на аэродромах. Столица рейха была уверена в своей безнаказанности, а зря. На центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые для Берлина пожары, взвыли сирены ПВО, город погрузился во тьму, в небо устремились лучи прожекторов, стали взрываться снаряды зениток. Но было уже поздно, бомбардировщики легли на обратный курс.

Успех был впечатляющий, самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и все вернулись на свой аэродром. Руководство Германии не могло поверить, что их столицу бомбили русские, даже листовки не убеждали. Немецкие радиостанции сообщили, что ночью была попытка прорыва к Берлину 150 английских самолетов, которую, естественно, ус-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пешно отбили. Только несколько самолетов смогли прорваться к столице, из них шесть было сбито, они-то и вызвали пожары. Советское Информбюро 8 августа известило, что наша авиация успешно бомбила Берлин, что с ликованием было встречено в стране, подобные сообщения тогда были нужны как воздух. В этот же день вышел приказ Наркома обороны № 0265, который отредактировал Сталин: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные - на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся...» [10]

Более драматичным был полет 12 августа. Сбросив бомбы, самолеты возвращались на аэродром, когда получили сообщение, что его бомбят, затем налетела группа штурмовиков. Аэродромные службы быстро засыпали воронки от бомб, и разрешено было садиться. Один самолет не вернулся. Горючее было на исходе, и летчик принял решение посадить самолет на неосвещенный после налета аэродром Котлы. Экипаж погиб.

В это время происходит довольно неприятный казус. Немцы бомбили Москву тяжелыми бомбами весом 500 и 1000 килограммов, на Берлин же сбрасывались бомбы весом от 100 до 250 килограммов. Узнав это, Сталин приказал бомбить такими же бомбами Берлин, что привело бы к большим разрушениям. Доводы специалистов о том, что взлетные полосы аэродромов и изношенность самолетов не позволят взлететь с бомбовой нагрузкой 1000 килограммов, не возымели действия. Во время третьего полета, который проводился с двух аэродромов - Кагул и Асте, решили провести эксперимент. Выделили два самолета: с аэродрома Кагул взлетал экипаж Гречишникова с одной 1000-килограммовой бомбой, а с аэродрома Асте - экипаж Павлова с двумя 500-килограммовыми бомбами. Самолет Гречишникова еле оторвался в конце взлетной полосы, немного пролетел, рухнул в болото и загорелся. Летчик успел сбросить бомбу, которая, к счастью, не взорвалась. Самолет сгорел, экипаж остался цел. Последовал приказ об отмене полетов на аэродроме Кагул. На другом аэродроме все шло по плану: самолеты взлетали и уходили на задание. Последним на старт вырулил экипаж Павлова с двумя 500-килограммовыми бомбами. Самолет

начал разбег, пробежал всю взлетную полосу, не взлетев, столкнулся с препятствием и взорвался. Экипаж погиб.

Командованием операцией «Берлин» было принято решение об усилении авиационной группировки. Для этого 16 августа на соседний аэродром Асте приземлились 15 самолетов дальней авиации во главе с майором В. И. Шелкуновым.

Последний полет был 4 сентября, а 5-го пришел приказ на эвакуацию группы «своим ходом». Немцы уже захватили Таллин, подвоз горючего и боеприпасов прекратился. Три до отказа набитых людьми бомбардировщика ушли на Ленинград в тот же день, а еще один - на следующий. Перед этим его погнутые накануне при посадке винты выправляли кувалдами, но самолет взлетел. Ночью он сел на уже покинутый аэродром и только на следующее утро перелетел на свой. Некоторые самолеты еще раньше были признаны непригодными для бомбометания, их можно было использовать в качестве разведчиков. Такая судьба постигла старшего лейтенанта Фокина. Его самолет был готов к вылету на разведку, но в это время налетели «мессершмитты», подбили самолет и он сгорел. Летчик остался «безлошадным».

Август 1941 г. был звездным часом первого советского бомбардировщика ДБ-3, моментом истины, отмеченным кровью. На нем экипажи 1-го минно-торпедного авиаполка морской авиации совершили 86 вылетов, 33 раза отбомбившись по Берлину. Они сбросили 311 авиабомб общим весом 36 тонн. Сюда надо добавить 21 тонну бомб, сброшенных экипажами дальней авиации из группы майора Шелкунова. Погибли восемь экипажей [11].

Предположительно Василий Николаевич Бочаров участвовал в операции по нанесению авиаударов по Берлину в августе 1941 г. и погиб, выполняя боевую задачу [12].

После окончания налетов на Берлин полк продолжал успешно воевать, в 1942 г. стал гвардейским, в 1944-м награжден орденом Красного Знамени, в 1945-м получил почетное наименование «Клайпедский». Полк по праву считался «геройским» - 32 Героя Советского Союза, из них 22 получили это почетное звание в своем полку, а 10 (двое - дважды), когда воевали уже в других частях, в основном переведенные на повышение [13].

После войны у входа в здание школы на острове Сааремаа появилась мемориальная доска. Надпись на ней гласила: «В этом здании жили летчики Балтийского флота, которые первыми штурмовали с воздуха столицу фашистской Германии - Берлин в 1941 году с 7 ав-

густа по 5 сентября - под командованием Героя Советского Союза

полковника Преображенского Евгения Николаевича».

***

Сейчас мы живём в мире, где наступило время переоценки ценностей. Нельзя опоздать ни на минуту! По крупицам мы воссоздали биографию летчика. Раскрыв путь одного человека, мы показали сопричастность его с судьбой своей страны. А сколько еще неизвестных солдат, за плечами которых забытые для нас героические судьбы, и мы надеемся, что наше исследование обратит внимание на необходимость единения всех в сохранении памяти о героях. Пусть молчит фотография, но пусть не молчит наша память и передает из поколения в поколение историю каждой семьи. Пусть потомки узнают о простом солдатском подвиге во имя жизни на земле...

В последнее время в средствах массовой информации очень часто освещается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В одном из выступлений по российскому телевидению В. В. Путин отметил: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». Необходимо обращать серьезное внимание подрастающего поколения на героизм соотечественников, проявленный в Великой Отечественной войне. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны. Мы связаны с этими людьми местом проживания, значит, каждый из нас - их историческое продолжение, значит, каждый из нас - частица истории края, частица истории страны.

«Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом нашей Родины» (Г. К. Жуков). Недаром считается: «Судьба человека и его страны неразделимы».

Мы - потомки Победителей! Мы обязаны отдать дань благодарности тем, кто подарил нам мир. Все меньше становится ветеранов, и каждое 9 Мая, взяв в руки фотографии солдат, мы вновь пойдем в едином шествии Бессмертного полка.

Примечания

1. Материалы семейного архива Н. Н. Бочарова.

2. Где искать пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941-1945? Поиск пропавших без вести в Великой Отечественной войне по

фамилии. URL: http://fb.ru/article/195392/gde-iskat-propavshih-bez-vesti-v-vov—poisk-propavshih-bez-vesti-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-po-familii

3. Материалы семейного архива Н. Н. Бочарова.

4. Бомбёжка советской авиацией Берлина в августе 1941-го / Назад в СССР / Back in USSR. URL: http://back-in-ussr.com/2016/03/bombezhka- so-vetskoy-aviaciey-berlina-v-avguste-1941-go.html

5. Память народа: Донесение о безвозвратных потерях: Бочаров Василий Николаевич,_.12.1941, пропал без вести.

URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_ dopolnitel-noe_donesenie71454149/

6. Там же.

7. Там же.

8. Документальный фильм «Крылья над Берлином. Забытая операция.» Режиссер: Наталия Сергеева.

9. Западный фронт. Авиационные дивизии под ударами люфтваффе. 10 САД. URL: http://www.warmech.ru/1941war/w-front/wfsad10_2.html

10. Бомбёжка советской авиацией Берлина в августе 1941-го.

11. Там же.

12. Документальный фильм «Крылья над Берлином. Забытая операция.» Режиссер: Наталия Сергеева.

13. Бомбёжка советской авиацией Берлина в августе 1941-го.

Приложение 1

Схема азролромии 1ШС Западного фронта, подвергшихся нападению противника 22 июни iWn

Рис. 1. Схема аэродромов ВВС Западного фронта, подвергшихся нападению противника 22 июня 1941 г.

Рис. 2. Карта дальности полета с острова Сааремаа до Берлина (август 1941 г.)

Приложение 2

Рис. 3. Анкеты (донесения) от 26.10.1951 г.

Информация о донесении:

Номер донесения: 85104

Тип донесения: Донесения послевоенного периода Дата донесения: 26.10.1951

Название части: управление ПО учету персональных потерь Боевой путь в составе: Нет данных о точках боевых действий в составе воинских частей на период службы героя

Приложение 3

Рис. 4

Рис. 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.