Е.Р. Нуртаев, Казахский национальный педагогический университет им. Абая
Учебно-исследовательская мотивация магистрантов как фактор самосовершенствования профессиональной компетенции
Изучение профессиональных интересов, склонностей, мотивации магистрантов высших учебных заведений имеет прогностическое значение для понимания удовлетворенности профессией в будущем. Мотивы являются причиной заинтересованного отношения студентов к обучению по выбранной специальности.
Внедрение компетентностного подхода в вузе является одним из основополагающих направлений процесса реформирования высшего образования, так как способствует созданию условий для
подготовки компетентного в своей области специалиста, конкурентоспособного, инициативно и результативно действующего на рынке труда.
Активным в профессиональном обучении может быть только тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности и представляет свою профессию как единый или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Профессиональное само-
сознание формирует устойчивые мотивы обучения, способствует развитию у студентов рефлексии, умения ставить цели и достигать их. Факторы, влияющие на успешность профессионального обучения, подразделяются на две категории: сформировавшиеся до поступления в вуз и появившиеся во время обучения в высшем учебном заведении.
К первым относятся: уровень подготовленности, сформированная система ценностей, отношение к будущей профессиональной деятельности и др. Осо-
НАШ ПРАКТИКУМ
ЕРДЕН
РАМАЗАНОВИЧ НУРТАЕВ
докторант Института магистратуры и докторантуры Казахского национального педагогического университета им. Абая. Сфера научных интересов: общая педагогика, педагогическая психология, педагогика высшей школы. Автор 15 публикаций
Рассматриваются основные цели, принципы и проблемы формирования у магистрантов учебно-исследовательской мотивации и профессиональной компетенции. Освещается научно-исследовательская деятельность магистрантов. Представленные теоретические положения подкрепляются данными, полученными автором в результате проведенного исследования.
The paper discusses the main objectives, principles and problems of a graduate teaching and research motivation and commit their professional competence. Special attention is paid to the development of research activities undergraduates. Presented theoretical propositions are supported by data obtained as a result of the author's research.
Ключевые слова: магистрант, профессиональная компетенция, мотивация, учебно-исследовательская деятельность.
Key words: graduate student,
professional competence, motivation, training and research activities.
бое влияние эти факторы имеют на этапе адаптации. Влиять на них можно только косвенно, учитывая их в воспитательной и учебной работе с первокурсниками. Во время обучения в вузе начинают действовать уже другие факторы успешного профессионального обучения: содержание учебного процесса, его методы, организация, взаимоотношения в высшем учебном заведении. От них во многом зависит развитие профессиональной культуры.
В процессе профессиональной подготовки решается ряд задач, а именно:
- развитие зрительно-пространственного и технического мышления;
- формирование творческого проблемно-ориентированного мышления и гибкости мышления;
- формирование стремления к постоянному самосовершенствованию, способности ориентироваться во всем арсенале методов решения задач;
- развитие навыков рефлексивной самооценки;
- развитие заинтересованного и уважительного отношения к методологии и практике научного поиска;
- формирование умения понимать и интерпретировать инновационные проекты;
- развитие стремления к самостоятельным разработкам и др.
Максимально высокий уровень научности и требований к творчеству достигается на заключительной ступени высшего профессионального образования - в магистратуре.
Магистратура - это заключительное звено высшего образования. Но она одновременно является и переходной ступенькой в аспирантуру (в докторантуру РЬЮ в Казахстане) или к производственной, административной или иной деятельности. Одна из основных задач магистратуры -это планомерная подготовка научных и научно-педагогических кадров.
Заметим, что большая часть магистрантов в будущем становятся преподавателями высших учебных заведений. Поэтому от уровня, содержания, способов подготовки этих специалистов зависит будущее образования и науки в Казахстане. Выпускник магистратуры должен быть не только квалифицированным специалистом в своей области, но и творческой личностью, способ-
ной изобретать, проектировать, делать все в интересах людей.
Свою определенную роль в воспитании личности магистрантов играет привлечение их к изучению психологопедагогических знаний, выработке соответствующих умений при изучении курса педагогики высшей школы.
Значительная часть преподавателей высших учебных заведений имеет высшее техническое образование. Следовательно, у них и психолого-педагогическая подготовка более слабая, чем у преподавателей гуманитарных вузов. Курс педагогики высшей школы для будущих преподавателей высшей технической школы позволяет научно обосновать требования ксовременномуучебному процессу, перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления развитием специалиста. Педагогика высшей школы дает магистрантам конкретный инструментарий, который можно использовать в процессе преподавания. Углубление психолого-педагогической подготовки магистрантов важно еще и потому, что студенты вузов имеют предметно-практическую направленность личности, которая может сочетаться с самоопределением в сфере духовных ценностей.
Знакомясь с моделями высшего образования в курсе педагогики высшей школы, магистранты постигают, что современное образование предполагает не только формирование системы профессиональных знаний, умений студентов, но и развитие творческого опыта и нравственных отношений. Педагогика высшей школы -это не только теория обучения, но и теория и практика воспитания и самовоспитания творческой личности профессионала.
Современная модель образования включает в его содержание опыт ценностного отношения к миру, предполагает воспитание
потребностей, мотивов личности не только материальных, но и духовных, моральных, а также гуманного отношения к людям, которое должно воплощаться в результатах профессиональной деятельности.
У магистрантов, изучающих курс педагогики, воспитание личности происходит путем привлечения не только к содержанию учебного курса, но и достижениям науки и практики. Выполнение учебно-исследовательских задач прикладного характера, например изучение конкретных психологических особенностей студентов и магистрантов, с одной стороны, дает новые психодиагностические факты педагогики высшей школы, развивает науку, с другой - формирует личность магистрантов. Особенность психологического знания, в частности добытого во время собственного исследования, заключается в том, что человек непосредственно соприкасается с ним. Например, диагностируя ценностные ориентации студентов, магистрант задумывается и над своими ценностями. Изучая поведение студентов в конфликтных ситуациях, он приходит к выводу о том, что проведение диагностических исследований привлекает внимание студентов к проблеме конфликтов и заставляет их задумываться над адекватными способами поведения в конфликтных ситуациях.
Таким образом, учебную дисциплину, воспитывающую личность, всегда надо рассматривать и как науку, в процессе соприкосновения с которой у магистрантов осуществляется процесс самовоспитания личности.
Предметом совместных учебных исследований с магистрантами, в частности, были следующие особенности направленности личности: виды направленности, диспозиции, мотивация, связанная с их профессиональным обучением. Главный акцент
профессионально-коммуникативной компетенции сделан на развитие коммуникативных способностей специалиста и приобретение навыков профессиональной пригодности в современном мире. К ним относятся: скорость профессиональной и социальной реакции, гибкость мышления, способность к оперативному анализу и принятию решений, умение работать индивидуально и в команде, знание современных информационных технологий, владение навыками успешной коммуникации.
Предпосылками формирования профессионально-коммуникативной компетенции магистрантов, на наш взгляд, являются общие, профессиональные знания, формирование языковой личности.
Подготовка кадров образовательно-квалификационного уровня «магистр» осуществляется с целью обеспечения потребностей учебных заведений в специалистах, имеющих углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, которые они могут использовать для
решения проблемных профессиональных задач. Поэтому задача формирования и диагностики профессионально-педагогической компетентности студентов-магистрантов - будущих преподавателей является очень актуальной в связи с глубинными изменениями в системе общего среднего образования и интеграцией высшего образования Казахстана в европейское образовательное пространство.
В структуре профессиональной компетентности можно выделить следующие блоки: профессиональные (объективно необходимые), психологические и педагогические знания, профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения, психологические позиции, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности.
Традиционные средства диагностики качества подготовки будущих специалистов, как правило, раскрывающие отдельные аспекты деятельности преподавателя (учителя), не позволяют проследить последовательность выполнения действий, которые
Таблица
Исследование учебно-исследовательской мотивации магистрантов
Группа Результаты по методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной Опросник терминальных ценностей (методика «ОТеЦ») Тест смысложизненных ориентаций Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана
Шкала «Приоб- ретение знаний» Шкала «Овладение про-фесси-ей» Шкала «Получение диплома» 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
До эксперимента
КГ 9,6 2 7 347/311 34 31 28 28 29 13 10 12 12 13 9 12 13 12 9 9 11 8 12
ЭГ 12,6 8 8,5 307/285 19 23 19 13 31 12 11 10 9 9 10 11 13 12 9 8 8 9 10
После эксперимента
КГ 7,2 8 6 289/284 38 38 25 26 32 10 12 12 8 9 10 12 12 11 8 8 11 9 9
ЭГ 7,2 8 6 281/213 38 38 25 26 32 11 10 10 7 8 10 9 9 12 7 9 12 7 8
Примечание. КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа.
лежат в основе принятия решений в конкретной практической ситуации.
Анализируя современные подходы к оценке качества подготовки студентов, исследователи отмечают, что в последнее время все более проявляется тенденция смещения акцента с процесса оценки качества подготовки на процесс его формирования.
В своих исследования они используют метод оценки структурированности знаний, оценку деятельности студентов, аутентичную оценку учебных достижений.
Рассматривая основные тенденции в процессе создания средств диагностики качества подготовки студентов, многие ученые отмечают, что разработчики современных параметриче-
ских методов в теории педагогических измерений используют специальные единицы измерения, которые объединяют латентные параметры исследуемых непосредственно с результатами выполнения теста.
Проведенный анализ существующих тенденций позволяет утверждать, что проблему диагностики профессионально-педагогических компетенций можно решить путем создания и использования специальных тестов.
Особым видом педагогических тестов являются ситуационные тесты. Ситуационные задачи моделируют принятие решений специалистом в различных производственных ситуациях. Поэтому такой вид тестовых заданий можно использовать не только для диагностики профессиональнопедагогических компетенций, но и для их формирования.
Учитывая то, что компетентность - это интегральное качество, отражающее единство мотивационно-когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника, мы рассматриваем именно педагогическую компетентность как центральную составляющую модели специалиста, содержание которой учитывает особенности будущей профессиональной деятельности выпускника магистратуры и
его мотивацию, направленную на учебно-исследовательскую деятельность.
Для исследования учебноисследовательской мотивации магистрантов были использованы методики В.Э. Мильмана, А.А. Реана, В.А. Якунина, Э. Шо-строма.
В эксперименте участвовали 110 магистрантов, которые поровну были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную. С ними была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию учебной исследовательской мотивации. На основании исследования можно сделать следующие выводы.
1. Доминирующим фактором при получении образования для магистрантов является не получение диплома, а овладение профессией и приобретение знаний.
2. Магистранты, имеющие высокие уровни по шкалам «Компетентности во времени» и «Поддержка», более «погружены» и «включены» в учебно-исследовательский процесс. Для них характерна мотивация к самосовершенствованию профессиональной деятельности: они более активны, инициативны. Они уделяют одинаковое внимание как образованию, так и научно-исследовательской работе. Было установлено, что магистранты с более высокой мотивацией не только ориентированы на процесс и результат учебноисследовательской деятельности, но и на самосовершенствование.
Результаты проведенного исследования отражены в таблице, при составлении которой использованы опросник терминальных ценностей (методика «ОТеЦ»), результаты по методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, тест смысложизненных ориентаций, диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана.
Развитие научно-исследовательской компетентности воплощается в жизнь как за счет развития компетенций инвариантного характера (проявляющихся на всех ступенях образования), так и за счет соединения со специализированными компетенциями, впервые появляющимися на определенной ступени образования. Эти компетенции находятся в постоянной интеграции. Основными компонентами психологической системы деятельности являются готовность к самостоятельной работе, самоконтроль процесса и результата деятельности и надлежащая их коррекция на основании предоставленных данных.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность магистрантов с высокой мотивацией различается по шкале самоактуализации, которая показывает всестороннее и непрерывное саморазвитие творческого потенциала будущего специалиста, максимальную реализацию
всех его возможностей, адекватное восприятие современного мира.
Литература
1. Борщ В.В., Абрамова Е.Г. Механизмы независимой оценки качества образования на основе анализа востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда и рекомендации по их практическому использованию // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 4-9.
2. Горленко О.А., Мирошни-ков В.В., Кукареко А.Н. Формирование профессиональных стандартов в области качества на основе компе-тентностных моделей // Вестник БГТУ. 2010. № (27). С. 91-98.
3. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. 2007. №11. С. 28.
4. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004. С. 26-31.