КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
УДК 378.147 ББК 74.480.278
Б.Ш. Баймухамбетова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрывается значение применения системного, информационного и личностно-дея-тельностного подходов к изучению проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности; приводятся теоретико-методологические основания для формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности.
Ключевые слова: готовность магистрантов к исследовательской деятельности, системный подход, информационный подход, личностно-деятельностный подход.
Особенностью реформирования казахстанской системы образования на современном этапе является стратегия развития государственной политики Республики Казахстан в области образования, направленной на формирование конкурентоспособной нации. Она основывается на положениях Конституции Республики Казахстан, на Посланиях Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана, на материалах международной образовательной политики ЮНЕСКО и др. Согласно названным документам, образование в Казахстане занимает особое место среди долгосрочных приоритетов государства.
Одним из важнейших элементов реформирования образования является введение многоуровневой системы обучения, реализация которой напрямую связана с развитием в Республике института магистратуры. Введение института магистратуры позволяет ожидать следующие результаты:
• эффективно вписаться в мировое образовательное пространство, способствовать конвертируемости дипломов с высшим образованием;
• внедрить личностно-ориентирован-ную модель построения учебного
процесса, расширить возможности выбора обучающимися индивидуальной траектории образования;
• полнее учитывать конъюнктуру рынка интеллектуального труда, гибко реагировать на ее изменения;
• решить проблему отбора одаренной молодежи, обеспечить подготовку элитных профессионалов для государственного управления, науки, высших учебных заведений;
• существенно повысить качество подготовки кадров, повысить мотивацию овладения знаниями, в том числе, на уровне проблем науки и междисциплинарных связей.
Согласно требованиям ГОСО Республики Казахстан (послевузовское образование Приказ от 5.04.033-2008), выпускник магистратуры должен иметь фундаментальную научную и профессиональную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь формулировать и решать современные научные и практические проблемы, планировать и вести научно-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую деятельность по избранной
о
0
1
_0 ц
щ
н к <и
о _0
5
н
га со о Ч <и
о о
со о
го
о о
со о
I
го ш о
О -&
2 со
0
1
о о <и
о <и т
о с; о ч о
го ш о
Ё ю
го
X
го ш
3
из
специальности, преподавать в вузах, успешно осуществлять исследовательскую и управленческую деятельность [1].
В этой связи, на уровне магистратуры, готовность магистранта к исследовательской деятельности становится одной из важных и системообразующих составляющих профессиональной подготовки, так как является не только целью, но и средством эффективного развития личности магистранта. Поэтому актуальной является разработка модели формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности и определение стратегии исследования, в качестве которой может выступать подход или несколько методологических подходов. В данном случае мы солидарны с точкой зрения Н.М. Яковлевой, утверждающей, что объективную картину может дать лишь комплексное исследование с применением совокупности подходов.
Процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности - это сложный процесс, поэтому его осознание и дальнейшая реализация должны осуществляться с разных точек зрения. В связи с этим в качестве теоретико-методологических оснований для формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности мы выбрали системный, личност-но-деятельностный и информационный подходы. Остановимся на характеристике общих положений каждого подхода и их применении в нашем исследовании.
Вслед Н.М. Яковлевой, мы полагаем, что системный подход должен быть положен в основу любой педагогической технологии, воспроизводимость и планируемая эффективность которой целиком зависит от ее системности и структурированности [3]. Это связано с тем, что реализация системного подхода обеспечивает относительно стабильную последовательность хода исследования, вносит определенный порядок в деятельность, исследование и мышление, а также ориентирует на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам,
имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Значение применения системного подхода к изучению проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности состоит в следующем:
• процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности является подсистемой профессиональной подготовки, что позволяет строить его с учетом общедидактических принципов;
• процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности как педагогическая система носит открытый, вероятностный характер, обладает гибкостью, динамичностью, управляемостью;
• эффективность процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности зависит от организации системных воздействий по подготовке магистрантов к образовательному процессу послевузовского образования и созданию специальных педагогических условий;
• готовность к исследовательской деятельности может рассматриваться как педагогическая система, являющаяся целостным образованием специальных знаний, умений и качеств личности магистранта, обеспечивающая эффективность осуществления научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Указанные положения наиболее полно раскрываются в сочетании с информационным подходом, который является стратегией исследования на конкретно-научном уровне. Как стратегия научного познания, информационный подход еще только формируется, тем не менее, уже сегодня его использование оказывается весьма продуктивным при решении многих педагогических проблем.
По мнению Н.О. Яковлевой, «в общем виде он сводится к абстрактно-обобщенному описанию и изучению информационного аспекта функционирования,
структурообразования и взаимодействия сложных систем на языке теории информации» [4, с. 112].
Информационный подход тесно связан как с системным, так и с личностно-деятельностным подходом в силу следующих положений:
• информационный подход базируется на общей теории систем и направлен на изучение информационного взаимодействия именно между системами;
• информация как мера организованности системы неотделима от нее (система не может быть неинформативной);
• любая деятельность предполагает информационное обеспечение;
• варьирование деятельности основывается на изменении имеющейся информации.
Привлечение информационного подхода к исследованию формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности нашло выражение в следующих положениях:
• процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности является информационным по своей природе, качество информации определяет его эффективность;
• информация, составляющая основу процесса формирования готовности к исследовательской деятельности, отражает опыт субъектов образовательного процесса, их целевые установки и ценностные ориентации;
• с точки зрения информационного подхода, процесс формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности является открытой системой, предполагающей постоянный обмен информацией с внешней средой;
• информационное обеспечение процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности должно включать необходимые теоретические знания о методологии исследовательской деятельности, использование современ-
ных информационных технологий в исследовательской деятельности. Практико-ориентированной тактики работы выступает личностно-дея-тельностный подход. Выбор личност-но-деятельностного подхода в качестве практико-ориентированной тактики при разработке модели формирования готовности к исследовательской деятельности был обусловлен тем, что он предполагает:
• создание условий для самоактуализации и личностного роста обучаемых;
• формирование активности обучаемых за счет партнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом;
• единство внешних и внутренних мотивов;
• дачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими участниками учебного процесса [2]. Основными положениями личност-
но-деятельностного подхода в рамках проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности являются:
• формирование готовности магистрантов исследовательской деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором магистранты занимают субъектную позицию;
• формирование производственной компетентности будущих учителей профессионального обучения как процесс строится на основе общедидактических принципов с использованием методов активизации данного процесса;
• формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности осуществляется на основе учета субъектного опыта и их индивидуальных особенностей за счет партнерских, доверительных, субъект-субъектных отношений с педагогами;
• организация процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности представляют собой совокупность учебно-исследовательской деятель-
о
0
1
_0 ц
щ
н к <и
о _0
5
н
га со о Ч <и
о о
со о
го
о о
со о
I
го ш о
О -&
2 со
0
1
о о <и
о <и т
о с; о ч о
ности и научно-исследовательской деятельности, реализуемых в процессе профессиональной послевузовской подготовки.
Таким образом, данные подходы послужили основой для построения структурно-функциональной модели формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности и выявления педагогических условий ее эффективного функционирования. Библиографический список 1. ГОСО РК 5.04.033-2008 Послевузовское образование (магистратура).
2. Якиманская И.С. Личностно-ори-ентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96.с.
3. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ,1991 - 127 с.
4. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем: монография. - Челябинск: Изд-во Челяб. гу-манит. инс-та, 2008. - 279 с.
УДК 378.096 ББК 74.489.3
го со о о
го
*
О
Ж.С. Иржасова
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Рассматривается генезис проблемы формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов, раскрываются историко-педагогические предпосылки ее развития на каждом историческом этапе.
Ключевые слова: историография, социально-этическая компетенция, историко-пе-дагогические предпосылки, социально-историческая предпосылка, теоретико-методологическая предпосылка, опытно-практическая предпосылка.
Воспитание подрастающего поколения - вечная проблема. Однако даже в самые благополучные периоды своего существования общество не было удовлетворено уровнем воспитанности молодежи, а потребность в специалистах, способных грамотно осуществлять процесс воспитания, всегда осознавался как актуальная и значимая. К педагогу, работающему в начальной школе, традиционно предъявляются самые высокие требования, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются моральные основы, начинается полноценное формирование духовно-нравственной личности. Истинное воспитание младшим школьникам может
дать только профессиональный педагог, обладающий комплексом компетенций, ключевой из которых является социально-этическая компетенция.
Разрабатывая и систематизируя теоретические положения исследуемой проблемы, определяя перспективы ее дальнейшего развития, прежде всего, необходимо рассмотреть историю становления данного феномена, освещение которой, по нашему мнению, предполагает:
• определение этапов исторического становления проблемы, исходя из выделенного периодизационного основания;
• характеристику содержания каждого этапа с указанием наиболее значи-