Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ИНСТРУКТИВНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ СБОР КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКЕ'

УЧЕБНО-ИНСТРУКТИВНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ СБОР КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИНСТРУКТИВНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ СБОР (УИЛС) / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ (ДОЛ) / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДПРАКТИКА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ / ВОЖАТЫЙ / СОФТ-СКИЛЛЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Татьяна Вячеславовна, Вяликова Галина Сергеевна, Кадыкова Мария Николаевна

В статье рассматриваются сущность и особенности организации учебно-инструктивного лагерного сбора (УИЛС). В работе обосновывается система подготовки студентов педагогических направлений к работе в детских оздоровительных лагерях в условиях вожатской практики, разработанная в Государственном социально-гуманитарном университете г. Коломны Московской области. Структура и содержание учебно-инструктивного лагерного сбора является результатом многолетнего опыта подготовки вожатых и учета новых методов, форм и средств. Будучи погруженными в активную продуктивную деятельность на протяжении сбора, студенты на практике знакомятся с особенностями организации летней кампании, примеряют на себя профессию вожатого и получают представление об уровне собственной готовности к работе с детьми. Статья дает представление о формах активности и разнообразии мероприятий по подготовке вожатых в течение сбора. Особое внимание уделяется методической составляющей практики и саморефлексии студентами своих сильных и слабых сторон в организации работы с детским отрядом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Татьяна Вячеславовна, Вяликова Галина Сергеевна, Кадыкова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND INSTRUCTIONAL CAMP GATHERING AS A FORM OF PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR THE COUNSELOR'S PRACTICE

The article discusses the essence and features of the organization of the educational and instructional camp gathering (WILS). The paper substantiates the system of training students of pedagogical directions to work in children's health camps during a counselor's practice. The system was developed at the State Social and Humanitarian University of Kolomna, Moscow region. The structure and content of the camp training have become the result of many years of experience in training counselors and taking into account new methods, forms and means. Being immersed in active productive activities during the gathering, students get acquainted with the specifics of the organization of the summer campaign in practice, try on the profession of a counselor and get an idea of the level of their own readiness to work with children. The article gives an idea of the forms of activity and the variety of events for the preparation of counselors during the gathering. Special attention is paid to the methodological component of practice and students' self-reflection of their strengths and weaknesses in the organization of work with the children's team.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ИНСТРУКТИВНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ СБОР КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Татьяна Вячеславовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); доктор педагогических наук, профессор Вяликова Галина Сергеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); кандидат исторических наук Кадыкова Мария Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна)

УЧЕБНО-ИНСТРУКТИВНЫЙ ЛАГЕРНЫЙ СБОР КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К

ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и особенности организации учебно-инструктивного лагерного сбора (УИЛС). В работе обосновывается система подготовки студентов педагогических направлений к работе в детских оздоровительных лагерях в условиях вожатской практики, разработанная в Государственном социально-гуманитарном университете г. Коломны Московской области. Структура и содержание учебно-инструктивного лагерного сбора является результатом многолетнего опыта подготовки вожатых и учета новых методов, форм и средств. Будучи погруженными в активную продуктивную деятельность на протяжении сбора, студенты на практике знакомятся с особенностями организации летней кампании, примеряют на себя профессию вожатого и получают представление об уровне собственной готовности к работе с детьми. Статья дает представление о формах активности и разнообразии мероприятий по подготовке вожатых в течение сбора. Особое внимание уделяется методической составляющей практики и саморефлексии студентами своих сильных и слабых сторон в организации работы с детским отрядом.

Ключевые слова: учебно-инструктивный лагерный сбор (УИЛС), детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), производственная педпрактика в детском оздоровительном лагере, вожатый, софт-скиллз, педагогическая компетентность.

Annotation. The article discusses the essence and features of the organization of the educational and instructional camp gathering (WILS). The paper substantiates the system of training students of pedagogical directions to work in children's health camps during a counselor's practice. The system was developed at the State Social and Humanitarian University of Kolomna, Moscow region. The structure and content of the camp training have become the result of many years of experience in training counselors and taking into account new methods, forms and means. Being immersed in active productive activities during the gathering, students get acquainted with the specifics of the organization of the summer campaign in practice, try on the profession of a counselor and get an idea of the level of their own readiness to work with children. The article gives an idea of the forms of activity and the variety of events for the preparation of counselors during the gathering. Special attention is paid to the methodological component of practice and students' self-reflection of their strengths and weaknesses in the organization of work with the children's team.

Key words: educational and instructional camp gathering, children's health camp, industrial pedagogical practice in a children's health camp, counselor, soft skills, pedagogical competence.

Введение. Система высшего педагогического образования в последние годы имеет ярко выраженную ориентацию основных образовательных программ на формирование педагогических компетенций, связанных с умением воплощать на практике приобретенные в процессе теоретических занятий знания и представления. Это вызвано необходимостью укрепления взаимодействия вузов с работодателями, поскольку рынок труда заинтересован в такой подготовке молодых специалистов, которая будет максимально приближена к актуальным запросам сферы образования. Практики различных видов при таком подходе приобретают статус особой значимости. В соответствии с ФГОС ВО по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в ГОУ ВО МО «Государственном социально-гуманитарном университете» в зависимости от профиля подготовки реализуется большое количество практик, дающих возможность проходить путь специалиста в области образования от квазипрофессионального до профессионального уровня. К числу таких практик относятся учебная ознакомительная практика (по психологии), учебная ознакомительная практика (по педагогике), учебно-ознакомительная практика (профильная), производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, производственная преддипломная практика, производственная педпрактика в детском оздоровительном лагере и учебная практика - учебно-инструктивный лагерный сбор (УИЛС). Именно УИЛС за счет своей интенсивности, погруженности в профессию и эмоциональности играет важную роль в становлении личности будущего педагога и закреплении его в профессии.

Изложение основного материала статьи. К детскому оздоровительному лагерю принято относиться как к особому социальному институту, ориентированному на развитие подрастающего поколения в условиях, отличающихся от обычной схемы «школа-дом-секция». Ему свойственны относительная автономность, природное окружение, чрезвычайно насыщенная программа пребывания, дающая максимальные возможности для самореализации, новые ценности взаимоотношений и взаимодействия. Однако лагерь является своеобразным институтом не только детства. Он естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего всего общества, включая те педагогические кадры, которые организовывают деятельность на базе ДОЛ, в том числе и вожатых [2].

При работе с детьми всему педагогическому коллективу необходимо пройти определенную подготовку и иметь определенный багаж знаний. Даже имея педагогическое образование, он не застрахован от ошибок в работе временного детского коллектива (ВДК), так как помимо разнообразных методик воспитания и знаний психофизиологических и возрастных особенностей детей, вожатый должен иметь опыт организации жизнедеятельности и досуга некоторого количества людей, объединенных общими интересами и локацией.

Такую возможность предоставляет учебная практика - учебно-инструктивный лагерный сбор (УИЛС), который около сорока лет реализуется в Государственном социально-гуманитарном университете (г. Коломна) на базе одного из загородных лагерей юго-востока Подмосковья. Именно инструктивный лагерь дает возможность опробовать все элементы жизнедеятельности в лагере. Ежегодно в апреле на учебно-инструктивный лагерный сбор выезжают студенты третьих курсов педагогических направлений подготовки. Работу сбора обеспечивают преподаватели кафедры педагогики ГСГУ и комиссары педагогического отряда университета «Вожатские огни Коломны». Именно представители педотряда, бакалавры и магистранты, отработавшие в лагере по несколько смен и имеющие опыт работы в лагере, являются основным обучающим субъектом на сборе.

Учебно-инструктивный лагерный сбор в ГСГУ включает следующие этапы и сроки реализации.

I этап - подготовительный:

Февраль-апрель - подготовка комиссаров педагогического отряда ГСГУ «Вожатские огни Коломны» к работе со студентами в период инструктивного сбора. В подготовку входят практические занятия, студии, мастер-классы, разработка «станций», постановка номеров на открытие/закрытие УИЛС, флешмобов, составление тайминга сбора. Студенты в этот период осваивают дисциплину основной профессиональной образовательной программы «Основы вожатского мастерства» в количестве 72 часов. В процессе освоения дисциплины будущих учителей знакомят с нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, деятельностью детских оздоровительных лагерей; анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей разных возрастных групп; рекомендациями по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в лагерях; формами психолого-педагогической поддержки ребенка в лагере, особенностями работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; этапами развития временного детского коллектива; планированием воспитательной работы; методикой проведения спортивно-оздоровительных и познавательных мероприятий, конкурсно-игровых программ, художественно-творческих дел и праздников. Уже на этом этапе реализуются мотивационно-ценностный и ориентационно-целевой компоненты подготовки студента к работе в лагере [4].

II этап - основной (реализация проекта):

Апрель (3 дня) - реализация учебной практики - учебно-инструктивного лагерного сбора (УИЛС) - 320-350 человек. УИЛС моделирует основные виды деятельности вожатых в условиях летнего отдыха детей и подростков. Участие в нем предполагает, что студенты уже овладели некоторым опытом будущей профессиональной деятельности и закрепляют его, демонстрируя в моделируемых условиях. Учебно-инструктивный сбор имитирует три периода лагерной смены и включает студентов во все многообразие мероприятий от опыта заселения в корпуса и «визиток» отрядов, оформления отрядных уголков, проведения флешмобов и КТД до проведения познавательных, спортивных и творческих игр, работы с залом, смотра строя и песни.

III отчетно-аналитический:

Май-июнь - подготовка отчетной документации в установленной форме, проведение зачета по результатам УИЛС.

Программа учебно-инструктивного лагерного сбора предполагает формирование и развитие универсальных компетенций (УК):

- способность осуществлять поиск, критический анализ информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1);

- способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде (УК-3).

Все это дает возможность постановки задач практики, направленных на формирование умений создания сплоченного временного детского коллектива и поддержания отношения дружбы и товарищества в отряде; работу с активом отряда; выявление интересов детей и их учет в организации воспитательной работы; осуществление индивидуального подхода к детям; организацию самообслуживания детей в лагере (уборка комнаты, дежурство по лагерю, столовой и др.), участие в соревновании в общественно полезном труде; осуществление самоконтроля в процессе воспитания и несение личной ответственности за результат.

В процессе прохождения такой практики у студентов формируются навыки воспитательного воздействия при организации или участии в реальном воспитательном процессе, а также навыки применения разнообразных методик воспитания; способы командной работы, установления и поддержки конструктивных деловых и личных отношений с коллегами.

Важно отметить, что в условиях детского оздоровительного лагеря вожатые получают личностный рост, в том числе и развитие одного из важных софт-скиллз - качества лидера, как основной движущей силы при работе в детском коллективе. Поскольку вожатый - это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, способный повести за собой, следовательно, в рамках сбора большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

Каждое КТД, игра, огонек, занятие на лагерном сборе подчинено решению ведущей интегративной задачи -формированию временного детского (студенческого) коллектива, способного за короткий срок, три дня, стать целым, объединенным не только общим названием, внешними атрибутами отличия коллективом, но и быть способным к самоорганизации и самоизменению, исходя из тактических задач сбора.

К таким специфическим задачам можно отнести:

- эмоционально-волевые задачи, заключающиеся в появлении потребности приносить пользу коллективу, действовать сообща, в сотрудничестве с комиссарами и организаторами учебно-инструктивного сбора, формировать комплекс положительных эмоций: сопереживание, радость, ликование, предвкушение, удовлетворение от результатов дела;

- познавательно-мировоззренческие задачи: развитие когнитивной сферы, понимание своей позиции в отряде, роли в организации и осуществлении различных видов активности, развитие познавательного интереса о разных способах организации коллективной деятельности, о разнообразных формах воспитательной работы;

- действенно-практические задачи, решаемые путем развития креативных способностей участников УИЛС, формирования навыков участия во взаимодействии, построении доброжелательных продуктивных отношений со сверстниками и организаторами сбора, развития умений ответственного партнерства и организаторских умений и навыков [1].

Возможности учебно-инструктивного лагерного сбора можно рассмотреть через триаду ФОРМА-СОДЕРЖАНИЕ-МЕТОДЫ. Только в оптимальном сочетании этих компонентов эффективность подготовки студентов к работе в ДОЛ будет максимальной.

С точки зрения форм организации УИЛС является комплексом форм внутри формы сбора. В течение трех дней студенты знакомятся и выступают в качестве участников в таких формах организации досуга как квест на знакомство с лагерем, конкурс «визиток» отрядов на сцене, КТД «В гостях у сказки», «Колесо времени», смотр строя и песни, конкурс роликов «Вожатские лайфхаки». Помимо крупных мероприятий и КТД, требующих усилий и творчества всего отряда за ограниченный таймингом период времени, студенты принимают участие в мастер-классах и тренингах, таких как «Спортмастер» (мастер-класс по проведению эстафет и народных игр), «Читай-город» (знакомство с особенностями организации познавательных мероприятий в лагере), «Шазам» (тренинг по отбору материала и составлению музыкальных конкурсов и викторин), ярмарка по станциям (возможность «заработать» для своего отряда виртуальные деньги, дающие возможность вывести свой отряд на лидирующие позиции). Особое место в организационный период сбора занимают игры на знакомство и командообразование. Так как студенты до УИЛС уже распределены по отрядам тем составом, которым поедут летом в один лагерь, то основными задачами такой формы деятельности является создание атмосферы доверия, сплоченности и творчества, формирование педагогической команды.

Рассматривая содержание работы на сборе, следует сказать, что все оно подчинено знакомству с правилами и нормами организации лагерной смены от встречи автобусов и заселения в корпуса, до отработки умений проводить зарядку для каждого из возрастов и организации питания. Особое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта, личностных качеств будущих вожатых, в том числе их лидерских компетенций. Происходит отработка умений психологической саморегуляции, формирования желания и умения брать на себя ответственность за отряд, восприятия себя в качестве источника, инициатора событий в лагере. Вечерние «огоньки», где в камерной обстановке вместе со своими комиссарами-наставниками, будущие вожатые проводят рефлексию дня и оценивают свой вклад с успех команды, создают условия для роста методической готовности к работе с детьми и подростками.

Что касается методов организации и проведения разнообразных видов активности, то можно указать на их разнообразие. Помимо теоретической подготовки по организации жизнедеятельности в ДОЛ и методических секретов по организации отрядных дел, массовых праздников, особая роль отводится тренингам и играм. Среди них игры с залом, призванные заполнить паузы между выступлениями и сделать любое общелагерное мероприятие ярким и памятным, игры-минутки, дающие возможность занять отряд в ожидании обеда или в любое свободное время, игры на дискотеках, проводимые с целью выявить самый сплоченный отряд. Особой популярностью пользуется в последнее время любая возможность «приручить» мобильный телефон. Студенты учатся снимать ролики «Лайфхаки вожатого», «Наш отряд», ищут подсказки по фото в квесте на знакомство с лагерем, находят «клад» по геолокации. Будущие вожатые осваивают умение подбирать и монтировать музыкальное сопровождение для выступлений, ставят флешмобы и учатся сценографии и работе со светом в актовом зале. Все это пригодится им при проведении подобных мероприятий в лагере.

Итогом успешного освоения студентами программы УИЛС является готовность к работе с детьми в условиях временного детского коллектива, в детских, молодежных лагерях и центрах.

Выводы. Учебно-инструктивный лагерный сбор как форма подготовки студентов педвуза к вожатской практике является наиболее оптимальной, так как способствует:

- развитию педагогического коллектива, который уже летом будет строить свою деятельность целенаправленно, осознанно и методически верно, созданию чувства «мы»;

- закреплению навыков организации и проведения мероприятий и КТД различного уровня и направленности;

- снятию страха перед незнакомой деятельностью и детьми;

- формированию личности участника сбора в единстве трех сторон: эмоционально-волевой, действенно-практической, познавательно-мировоззренческой.

В качестве подтверждения роста мотивации студентов на занятие вожатской деятельностью можно привести ежегодное «прирастание» членов педагогического отряда ГСГУ «Вожатские огни Коломны» новыми студентами, успешно отработавшими в детских оздоровительных лагерях Подмосковья в летний период.

Литература:

1. Лагерный сбор. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика: сайт - URL: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bib000mat.html (дата обращения: 17.11.2022).

2. Щелина, Т.Т. Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых / Т.Т. Щелина, К.А. Куракина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23.2 (103.2). - С. 61-63. - URL: https://moluch.ru/archive/103/24330/ (дата обращения: 12.11.2022).

3. Непрерывная педагогическая практика студентов факультета физической культуры как фактор развития профессиональной компетентности и закрепления выпускников в системе образования / Яковлева Т.В., Андрианова Н.В., Полунина Т.И. [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7 (963). - С. 8.-10

4. Яковлева, Т.В. Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере как фактор закрепления выпускников в педагогической профессии / Т.В. Яковлева // Современные векторы в образовании: теория и практика. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией: дпн, проф. С.А. Ермолаевой. - Коломна: ГСГУ, 2022. - С. 65-70

Психология

УДК 159.9.019:378.1

кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

НАУЧНЫЕ ИДЕИ Н.И.НЕПОМНЯЩЕЙ И В.С.МУХИНОЙ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МПГУ И РГМУ

Аннотация. Статья подготовлена к 150-летию «Московского педагогического государственного университета» (МПГУ), как преемника «Московских высших женских курсов» (МВЖК), основанных В.И. Герье, церемония открытия которых состоялась 1 ноября 1872 г. Статья предваряет празднование в 2023 году 35-летнего юбилея кафедры психологии развития личности, основанной в 1988 году. В статье охарактеризованы ключевые идеи Непомнящей Н.И. и Мухиной В.С., как выдающихся отечественных психологов, профессоров, заведовавших кафедрами психологии в структуре самого МПГУ и самостоятельных институтов, открытых на основе МВЖК. Автором подчеркивается их значительный вклад в теорию и практику психологии и педагогики не только на основе анализа научной литературы, отражающих их идеи, но также и на основе опыта личного общения, научного наставничества и возможности работать под их руководством.

Ключевые слова: научные идеи, научная школа, педагогическое и психологическое образование, феноменология развития, самосознание личности, профессиональное становление, исторический экскурс, МВЖК, МПГУ, РГМУ.

Annotation. The article was prepared for the 150th anniversary of the «Moscow State Pedagogical University» (MPGU), as the successor of the «Moscow Higher Women's Courses» (MVZhK), founded by V.I. Guerrier, the opening ceremony of which took place on November 1, 1872. The article anticipates the celebration in 2023 of the 35th anniversary of the Department of Personality Development Psychology, founded in 1988. The article characterizes the key ideas of Nepomnyashchaya N.I. and Mukhina V.S., as outstanding domestic psychologists, professors who headed the departments of psychology in the structure of the Moscow State Pedagogical University and independent institutions opened on the basis of the MVZhK. The author emphasizes their significant contribution to the theory and practice of psychology and pedagogy, not only on the basis of an analysis of the scientific literature reflecting their ideas, but also on the basis of personal communication experience, scientific mentoring and the opportunity to work under their guidance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.